11 правописание суффиксов кроме н нн. Подготовка к егэ по русскому языку - вопросы теории

Упражнения

1. Заполните таблицу глаголами в указанных формах.

2. Определите начальную форму глагола и вставьте пропущенные буквы.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Ве…т прохладой, она шепч…т на ухо, он кол…т дрова, он бре…тся по утрам, он кле…т конверты, он сия…т от радости, щенок верт…тся, трепещ…т листья, они провер…т билеты, он ответ…т за это, узла не завяж…шь, в глаза скаж…шь, он бор…тся, ветер зыбл…т травы, ла…т собаки, она дыш…т, они спор…т, отец гон…т из дома, стел…тся дым, рокоч…т машины, отвеча…шь головой, люди вер…т, собака чу…т дичь, она дума…т о маме.

4. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица мн. ч. изъявительного и повелительного наклонения. Составьте с ними словосочетания (предложения), объясните различия в написании.

Выносить, выйти, выписать, прыгнуть, высохнуть.

5. Заполните таблицу словами в указанных формах.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Они езд…т - езд…щий верхом, они ла…т - ла…щий щенок, они вид…т - слабо вид…щий, они кол…т - кол…щая в боку, они движ…тся - еле движ…щийся, они пиш…т - пиш…щий стихи, они трепещ…т - трепещ…щая на ветру, они лепеч…т - лепеч…щий сын, они меч…тся - меч…щийся зверек, они дыш…т - дыш…щий на ладан, они паш…т - паш…щий трактор, они бре…тся - бре…щийся по утрам.

7. Заполните таблицу примерами в указанных формах.

8. Вставьте пропущенные буквы.

Еле слыш…мый, всеми обсужда…мый, немину…мая гибель, неопису…мая радость, неприемл…мые условия, несклоня…мое существительное, воспева…мый всеми, вид…мый издалека, значимый для нас, реша…мая проблема, независ…мая газета, предполага…мый результат.

9. Заполните таблицу примерами в указанных формах. В формах прошедшего времени выделите все суффиксы.

10. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод об особенностях правописания данных форм глагола.

Услыш…ли стук, увид…л друга, обид…л друга, ненавидел ложь, вытерпел обиду, услыш…шь стук, увид…шь друга, обид…шь друга, ненавид…шь ложь, вытерп…шь обиду.

11. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод об особенностях правописания глаголов с данными приставками.

город обезлюд…л

обезвред…ть мину

к старости обеззуб…л

обезглав…л дракона

война обезлюд…ла страну

и тут он обеспамят…л

обесслав..л слугу

обезобраз..л квартиру

12. Вставьте пропущенные буквы.

Дети игра…т в песке, тороп…шься на встречу, смотр…шь фильм, стел…шь постель, он бор…тся с волнами, они преодолевает трудности, он улыба…тся другу, солдаты бре…тся, мама тревож…тся о ребенке, он леч…тся в клинике, он рассматривает картинки, она люб…т читать, он хлопочет о сыне, пове…т свежестью, ветка колебл…тся на ветру, самолеты рокоч…т, нам дыш…тся легко, догон…шь соперника.

13. Вставьте пропущенные буквы.

Хлопоч…щая хозяйка, трепещ…щий листок, дремл…щий старик, хлещ…щие брызги, стел…щийся туман, ре…щие знамена, кол…щий дрова, бор…щийся народ, волну…щая новость, плещ…щиеся ребятишки, пряч…щийся ребенок, слыш…щийся издали голос, тяжело дыш…щий бегун, спе.щие яблоки, ничего не знач…щий ответ, кле…щие игрушку дети, терп…щий бедствие корабль, ро…щие траншею рабочие, встречаемый друзьями, нарушаемый всеми, мысл…мый отвлеченно, вид…мый издалека, слыш…мый редко, охраня…мый сторожем, подозреваемый в преступлении, непромока…мый плащ, непередава…мые ощущения, никем не управляемый, закле…вший конверт, не вид…л нас, намыл…в воротник, обессил…л от борьбы, обид…вший соседа, выгор…вший на солнце, потер…вший доверие, наруш…в закон.

14. Образуйте от глаголов страдательные причастия и выделите в них суффиксы. Составьте с причастиями словосочетания.

Замесить, замешать, выкатить, выкачать, увенчать, подстрелить, увешать, рассеять, постелить, задержать, настрелять, разрядить, обвесить, скосить, замаслить, перетащить, обещать, закончить, завещать, обидеть.

15. По форме 1-го лица ед. ч. определите начальную форму глагола и образуйте действительное причастие.

16. Вставьте пропущенные буквы.

выздоравл..вать

перебрас..вать

команд…вать

отвоев…вать

исповед…вать

разрисов..вать

перекап…вать

перекле…вать

планир…вать

17. Устно просклоняйте существительные и выберите суффикс -ИК- или -ЕК-.

19. Образуйте новые существительные.

Образец: царапина - царапинка, вишня - вишенка.

Ссадина, ставня, спальня, завалина, часовня, перекладина, черешня, виноградина.

20. Вставьте пропущенные Е или И.

25. Образуйте от существительных прилагательные с помощью суффиксов -ЕВ-, -ИВ-.

Плакса, броня, игра, боль, пуля, ткань, питье, дождь, нуль, стиль, стержень.

26. Вставьте пропущенные Е или И, расставляя ударение и выделяя суффиксы.

В задании №11 ЕГЭ по русскому языку выпускникам предлагается выбрать слово, на месте пропуска в суффиксе которого пишется либо «е», либо «и»; за это можно получить один первичный балл. Задание в общем-то несложное; давайте повторим теорию для полной уверенности в правильности его выполнения.

Теория к заданию №11 ЕГЭ по русскому языку

  • суффиксы имен прилагательных
-ив-/-ев- Под ударением Без ударения
-ив- -ев-
Ленивый, красивый Ключевой, сырьевой
Исключение: милостивый
-лив-/-чив- Всегда пишутся с буквой «и»: причудливый, обидчивый, отрывистый
-ист-
-чат- Всегда пишется с буквой «а»: ступенчатый, решетчатый
-еват-/-оват- Пишутся только так: синеватый, красноватый, желтенький, сухонький
-еньк-/-оньк-
-енск-/-инск- -инск- -енск-
В прилагательных, образованных от основ, заканчивающихся на –ин, а также –и(и), -я(а) Во всех остальных прилагательных
Екатерининский, сочинский Нищенский
Исключения: пензенский, коломенский
  • суффиксы глаголов
-ива-/-ыва- Пишутся в начальной форме и в форме прошедшего времени, если в первом лице глагол кончается на -иваю/-ываю:
закрываю – закрывать
рассеиваю - рассеивать
-ева-/-ова- Пишутся в начальной форме и в форме прошедшего времени, если в первом лице глагол кончается на –ую-/-юю-:
пробую – пробовать
ночую - ночевать
буквы и, е, перед ударным суффиксом –ва- Чтобы определить букву, нужно отбросить суффикс –ва-:
претерпевать – при отбрасывании получаем «претерпеть»
повелевать – при отбрасывании получаем «повелеть»
Исключения: застревать, затмевать, продлевать
  • суффиксы существительных
-ец-/-иц- -ец- -иц-
В словах мужского рода В словах женского рода
В словах среднего рода, ударение в которых падает на окончание В словах среднего рода, ударение в которых падает не на окончание
Гвардеец, японец, письмецо Гостиница, метелица, креслице
-инк-/-енк- -инк- -енк-
В именах существительных, образованных от слов, заканчивающихся на –ин(а)
Горошинка, завалинка Вишенка, песенка
-изн-/-ин- Пишутся только так: желтизна, тишина
-ичк-/-ечк- -ичк- -ечк-
В именах существительных, образованных от слов, заканчивающихся на –иц(а) Во всех остальных существительных
Умничка Утречко, времечко
-ик-/-ек- -ик- -ек-
Если при изменении слова гласная не выпадает Если при изменении слова гласная выпадает
Ключик, шалашик (ключика, шалашика) Замочек, дружочек (замочка, дружочка)

Нужно запомнить написание следующих слов: лелеять, нищета, нищенство, варево, кружево, курево, месиво, топливо, юродивый.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы во все предложенные слова в соответствии с нормами правописания русского языка.
  3. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №11 ЕГЭ по русскому языку

Десятое задание демонстрационного варианта 2018

  1. рубаш..чный
  2. мороз..ц
  3. худ..нький
  4. никел..вый
  5. беззастенч..вый
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Рубашечный – образовано от существительного рубашечка – не на -иц , поэтому в суффиксе пишем Е. Морозец – существительное мужского рода. Худенький – в прилагательных пишется только -оньк-, -еньк- . Никелевый – без ударения пишем -ев-.
  3. Беззастенчивый — -лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.

Ответ: беззастенчивый

Первый вариант задания

  1. расстра…ваться
  2. жалостл…во
  3. юрод…вый
  4. застёг…вать
  5. преодол…в
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Расстраиваться – пишем глагольный суффикс «ива», так как в первом лице будет «расстраиваюсь». Жалостливо – неизменяемый суффикс прилагательных «лив». Юродивый – слово, которое нужно запомнить. Застегивать – опять же «ива», так как «застегиваю».
  3. Остается «Преодолев », что и будет верным ответом.

Ответ: преодолев

Второй вариант задания

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  1. ландыш…вый
  2. корч…вать
  3. магни…вый
  4. мысл…вший
  5. леле…ть
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Ландышевый Корчевать – образовано от «корчую», поэтому – глагольный суффикс «ева». Магниевый – опять же суффикс «ев». Лелеять – слово нужно запомнить.
  3. Мысливший – всегда пишется с буквой «и».

Ответ: мысливший

Третий вариант задания

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  1. эмал…вый
  2. наста…вать
  3. выносл…вый
  4. кокетл…во
  5. совестл…вый
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем задание.
  2. Вставляем пропущенные буквы: Настаивать – глагольный суффикс «ив», так как в первом лице получаем «настаиваю». Выносливый – неизменяемый суффикс прилагательного «лив»; то же самое – со словами «кокетливо » и «совестливый ».
  3. Эмалевый – суффикс прилагательного «ев» без ударения.

Теоретическая часть

1. Суффиксы прилагательных -ИВ- и -ЕВ-.

В прилагательных суффикс -ИВ- пишется под ударением, а -ЕВ- - без ударения:

краси́в ый, правди́в ый, краев о́й, строев о́й, ма́рлев ый.

Исключения: ми́лостив ый, юро́див ый.

2. Суффиксы прилагательных -ЧИВ-, -ЛИВ-.

Суффиксы -ЧИВ-, -ЛИВ- пишутся только с гласной И (в русском языке суффиксов -ЛЕВ- и -ЧЕВ- нет):

насто́йчив ый, забо́тлив ый, оби́дчив ый, расчётлив ый.

НО: эмалев ый, диагоналев ый, гуттаперчев ый (согласные Ч и Л принадлежат корню).

3. Суффикс прилагательных -ЧАТ-.

В суффиксе -ЧАТ- пишется буква А: ступенчат ый, перепончат ый.

Перед суффиксом -ЧАТ- конечная Ц основы существительного чередуется с Т: крупитчат ый (крупица), реснитчат ый (ресница), черепитчат ый (черепица).

4. Суффикс прилагательных -ИСТ-.

Суффикс прилагательного -ИСТ- пишется только с гласной И:

заливист ый, надрывист ый, раскатист ый, глинист ый, плечист ый.

5. Суффиксы прилагательных -ОНЬК- (-ЕНЬК-).

В прилагательных после согласных Г, К, Х пишется суффикс -ОНЬК-, после других согласных - ЕНЬК-:

молоденьк ий, тяжёленьк ий, сухоньк ий.

Возможны варианты написания: лёгоньк ий, лёгеньк ий.

Суффикс -ИНЬК- в прилагательных не пишется.

6. Суффиксы глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ИВА- (-ЫВА-)

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ОВА- (-ЕВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс чередуется с -УЮ (-ЮЮ):

беседо ва л, беседо ва ть - беседую

потче ва л, потче ва ть - потчую

В неопределенной форме и в прошедшем времени у глаголов пишется суффикс -ЫВА- (-ИВА-), если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени этот суффикс сохраняется:

разгляды ва л, разгляды ва ть - разглядыва ю

расстёги ва л, расстёги ва ть - расстёгива ю.

Примечание. Глаголы с корнем -ВЕД-, имеющие форму 1-го лица на -УЮ(-ЮЮ)-, пишутся с суффиксом -ОВА- в неопределенной форме и в форме прошедшего времени:

исповедова ть - исповедова л, проповедова ть - проповедова л, заведова ть - заведова л (так как исповедую, проповедую, заведую),

но: разведыва ть - разведыва л, отведыва ть - отведыва л, проведыва ть - проведыва л, наведыва ться - наведыва лся, выведыва ть - выведыва л (так как суффикс сохраняется).

Глаголы с суффиксом -ЕВА-, -ИВА- не следует путать с глаголами, у которых ударный суффикс -ВА- сочетается с предшествующей корневой гласной А или И. Такая корневая гласная, в отличие от суффиксальной, сохраняется в неопределенной форме у глаголов без суффикса -ВА-:

Обвива ть - обвить, залива ть - залить, преодолева ть - преодолеть.

В глаголах застрева ть, затмева ть, намерева ться, продлева ть, растлева ть пишется суффикс -ЕВА-.

Цели занятия :

  • обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
  • совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
  • проанализировать тестовое задание 10,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие орфографической зоркости.

Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию.

План занятия (2 часа)

Этап урока Презентация Цель и содержание этапа Время
1. Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: Слайды 2-39 Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме: 78 минут
Правописание суффиксов существительных Слайды 3, 5, 12, 13 10 минут
Слайды 4, 6-11, 14-19 существительных . 26 минут
Правописание суффиксов прилагательных Слайды 21-25 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

15 минут
Слайды 26-27 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных . 5 минут
Правописание суффиксов глаголов Слайды 29-31 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

9 минут
Слайды 32-35 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. 6 минут
Правописание гласных перед -Н-, -НН-
в причастиях и отглагольных прилагательных
Слайд 37 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии

3 минут
Слайды 38-39 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 4 минут
3. Обобщение и систематизация изученного Слайды 40-42 Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. 4 минут
Слайды 43-48 Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. 18 минут
Проверка и коррекция знаний учащихся Слайды 56-57

“Варианты”

Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). 15 минут
Подведение итогов занятия, оценка знаний Слайд 58 Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)

(Приложение 1)

Работа учащихся с примерами и формулировками правил.

Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.

Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

  • анализ содержания учебного материала по орфографии,
  • орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
  • орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 40-42)

1. Анализ примера задания 10.

Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.

ноч..вать
гречн..вый
завистл..вый
стро..вой

Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):

Орфографический разбор каждого слова.

Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.

Написания суффиксов в каждом слове.

Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .

(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2) , отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.

Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55) .

Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.

IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.

Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант...” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4 .

V. Подведение итогов занятия , оценка знаний. (Слайд 58)

Литература

  1. Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
  2. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2008.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.
  4. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. -М.: Высшая школа, 1992.
  5. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство “Экзамен”, 2010
  6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. - Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
  7. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство “Экзамен”, 2011
  8. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. - М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
  9. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. - 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
  10. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. - М.: Издательство “Экзамен”, 2010.

Задание 10 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория.

А сейчас мы расскажем вам, как делать 10 задание ЕГЭ по русскому языку 2018 года . Изменений в 2018 году в этом задании не будет. Поэтому учим правописание суффиксов:

Глаголов
- причастий
- деепричастий
- прилагательных
- существительных;

Алгоритм выполнения 10 задания:

1. Внимательно читаем задание;

2. Определяем часть речи;

3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с таблицей и ставим гласную;

4. Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;

5. Не забываем об исключениях.

Суффиксы глаголов

-ова-, -ева-

Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю.

Заведова ть (заведую ), исповедова ть (исповедую )

-ыва-, -ива-

Если в 1 л. ед ч. Настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю

Откладыва ть (откладыва ю), разведыва ть (разведыва ю)

-ва-

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вить, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса

Залить - заливать, преодолеть -преодолевать, преодолеваю

Искл. Застрять - застревать, застреваю; затмить - затмевать, затмеваю; продлить - продлевать, продлеваю

Суффиксы в неопределенной форме глагола

Суффикс глагольной основы 2 спряжения на -ить, суффиксы глагольной основы 1 спр. отличаются. Необходимо запомнить некоторые исключения, где суффикс находится в безударной позиции: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть - и производных от них.

Запомните глаголы на -ять: лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять; глаголы на -ить : драить и клеить

Суффиксы причастий и деепричастий прошедшего времени

Чтобы безошибочно определить гласную перед суффиксом причастий и деепричастий, необходимо понять, от какого глагола они образованы.

Понадея вшийся, понадея вшись - от понадея ться,

Важно! Обратите внимание на вид глагола, от которого образовано причастие или деепричастие.

Склеи вающий образовано от склеивать, а не от склеить

Суффиксы прилагательных

-чив-, -лив-

Всегда пишется и

Заботливый, заносчивый

-ив-, -ев-

Под ударением пишется и

Красивый, правдивый

Без ударения пишется е

Боевой, сиреневый

Искл. милостивый, юродивый

-ов-, -оват-, -овит-

Пишутся после твердых согласных

Деловой, красноватый, деловитый

-ев-, -еват-, -евит-

Пишутся после мягких согласных и ц

Вечевой, сиреневатый, глянцевитый

Суффиксы существительных

(могут чередоваться или быть неизменяемыми)

1) -ик- (-ник-, -чик-)

2) -ек-

1) ИК пишем, если при изменении по падежам сохраняет И

Столик - столика, пальчик - пальчика

2) ЕК пишем, если изменении по падежам имеет беглый гласный

Листочек- листочка, платочек - платочка

1) -ец-

2) -иц-

1) Сущ. мужского рода

боец

2) Сущ. женского рода

Владелица

В сущ. среднего рода -ец-, если ударение падает на слог после суффикса (пальтецо), -иц-, если ударении предшествует суффиксу (платьице)

1) -ичк-

2) -ечк-

1) -ичк-: в сущ. женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-

Лестничка (лестница), пуговичка (пуговица).

2) -ечк-: в остальных случаях

Троечка, Ванечка, времечко.

1)-оньк-

2) -еньк-

1) После твёрдых согласных пишем -оньк-

Лисонька

2) После мягких согласных, шипящих и гласных -еньк-

Тученька, Зоенька

1) -чик-

2) -щик-

1) После согласных т, д, с, з, ж

Перевозчик, разносчик

2) После остальных согласных

Банщик, фонарщик

Суффиксы со значением лица (не меняются):

- ист (шахматист),

-ник (дворник),

-навт (коспонавт),

-ец (молодец),

-ёр (комбайнёр),

-тель (учитель);

-ен- пишем в разносклоняемых существительных

Время, бремя, семя, вымя, стремя, пламя, племя, темя, знамя, имя

Например: семени, времени.