Как стать духовным наставником. Архимандрит Алексий (Поликарпов): Как найти духовника

Как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).

Духовник

Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, протоиерей Александр Глебов

Ведущая. Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?
Отец Александр. Вопрос о духовнике, или духовном отце, очень сложен, и в границах нашей передачи дать какой-то исчерпывающий ответ на этот вопрос достаточно сложно. Поэтому я обращу внимание наших телезрителей на несколько тем, которые мне представляются наиболее важными.
Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.
Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ведущая. Означает ли это, что советы духовника необязательны к исполнению? Как быть тогда с церковной дисциплиной, с послушанием?
Отец Александр. Отвечая на Ваш вопрос, я зачитаю цитату из интервью покойного . Это интервью владыка дал еще в 1999 году, и оно как раз касалось злоупотреблений в практике духовничества. Владыка Антоний говорит: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но ко всем взаимоотношениям между людьми». Мне, собственно, нечего к этому добавить, я могу лишь прокомментировать. Послушание, действительно, не слепое исполнение всего, что говорит тебе духовник или священник. У каждого из нас есть свой взгляд на вещи, у каждого из нас свое мнение. Мы всегда считаем, что правы мы, а не наши оппоненты, так вот, послушание – это попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Не замыкаться в себе, услышать мнение другого, и прав владыка Антоний, когда говорит, что послушание касается не только церковной дисциплины. Без послушания вообще невозможно никакое общежитие, никакая общность людей невозможна, если мы не будем учитывать мнение тех, кто рядом с нами. Почему возникают конфликты? Почему семьи распадаются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопросах духовной жизни. Опираться только на свое мнение в духовной жизни, на свои представления, которые у нас бывают очень искажены, неосмотрительно. Надо послушать опыт других людей, может быть, воспринять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и называется послушанием.
Ведущая. Если нет духовника, то перед причащением приходится исповедоваться у любого священника, который может быть моложе, а люди, приходящие на исповедь, могут быть опытнее в духовной жизни. Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?
Отец Александр. Вопрос о взаимоотношении между личными качествами священнослужителя и действительностью тех Таинств, которые он совершает, поднимался в Церкви с глубокой древности. Уже в первые века возникло такое учение, согласно которому Таинство бывает действительным только тогда, когда его совершает достойный по своим моральным качествам священнослужитель. Если священнослужитель недостойный, то и Таинства никакого не совершается. опровергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достойный или недостойный? Что подразумевается под достоинством? Ведь каждый человек, несмотря на то, какую иерархическую ступень он занимает, имеет свои недостатки, слабости, ограничения. Если под достоинством понимать некую безупречность человека или его безгрешность, то в этом смысле достойных людей просто не существует. У святых отцов часто проскальзывает такая идея, что святые – это грешники, осознавшие себя, осознающие себя грешниками. Все люди грешны, но те люди, которые осознают свой грех, приносят Богу покаяние, стараются исправиться, – что-то у них получается, что-то нет, – вот их мы и называем святыми. Но эти святые все равно грешники, все равно люди со своими недостатками. Практически в каждой из молитв чина Литургии содержится обращение священнослужителя, епископа или священника, к Богу о том, чтобы Господь, несмотря на его личное недостоинство, совершил Таинство пресуществления. Наиболее ярко это выражено в чине Литургии в молитве . Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Таинство совершает Господь. Священник не совершитель Таинства, он служитель Таинства. Он священнослужитель, а не священносовершитель, и в данном случае личные качества священника не имеют отношения к действительности Таинства. Как еще в четвертом веке говорил святой : «Неважно, какой оттиск с печати – золотой или глиняный, печать все равно ставится одинаковая». То же самое относится к Таинству Исповеди. Священник не судья и не следователь-дознаватель. Функция священника в Таинстве Исповеди, в молитве из этого чина определена, как свидетель. «Христос невидимо стоит, я же только свидетель есть», – читает священник молитву. Это свидетельство при Таинстве Исповеди сравнивал со свидетельством друга жениха, которое бывает на свадьбе. Вы знаете, что при заключении брака всегда со стороны жениха и со стороны невесты есть свидетель, который ставит свою подпись, удостоверяя то, что брак состоялся. Действительно, эта параллель очень уместна, так как свадьба – это радостное событие и покаяние человека тоже радостное событие. Господь говорил, что у него больше радости от обращения одного грешника, от его покаяния, нежели от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в этом покаянии. Функция свидетеля на свадьбе не первостепенна. Он просто свидетельствует о том, что брак заключен. То же самое и священник свидетельствует об искренности кающегося человека. Священник может быть и молодой, и неопытный, и плохо образованный, но для того чтобы разделить с человеком радость покаяния, помолиться с ним, для этого университетов заканчивать не надо. Таинство Покаяния, то есть, обновления человека, очищения его души от болезни греха, совершает Господь в ответ на раскаяние и молитву того человека, который подходит к исповеди. Личные качества священника в данном случае не являются определяющими, как, впрочем, и в остальных Церковных Таинствах.

Духовник

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря

Здравствуйте, батюшка! Я в прошлом вел очень порочную жизнь, много пил, был зависим от тяжелых наркотиков, блудил, прелюбодействовал, работал мошенником (лохотронщиком), содействовал в убийстве своего ребенка — это лишь малая часть моих подвигов. Господь вразумил меня, я очень близко, нос к носу столкнулся с врагом рода человеческого, чуть не погиб и через это пришел к вере. Вот уже три года воцерковляюсь, периодически (1-2 раза в год) срываюсь, начинаю пить, пью месяц, бывает два, потом поднимаюсь, раскаиваюсь, снова начинаю молиться, ходить на службы, участвовать в Таинствах. В период неофитства думал всё, жизнь изменилась навсегда, только вперёд к Господу, и ни шагу назад. Теперь я совсем не верю в свои силы, растерян. Понимаю, что нужен духовный наставник, но где его найти, и как попросить батюшку стать своим духовником? Живу в Королеве, второй год хожу в Свято-Троицкую церковь, очень нравятся Ваши проповеди, и я прекрасно понимаю, как Вы загружены, но может Вы подскажете мне батюшку, к которому я могу обратиться с этой просьбой? Спаси Вас Господь, отец Иоанн. Дмитрий

Ответ: Дмитрий! Крепко-крепко держитесь.

Не верьте себе, своим силам, но постоянно думайте о Боге, вечной жизни. И всякий раз молитесь, хотя бы своими словами, о том, чтобы Господь помог Вам избавиться от страстей. Постарайтесь, чтобы у Вас не было свободного времени. Расписание дня составьте так, чтобы Вам некогда было думать о вине. Найдите радость в работе, чтении, семье, но только — не в пьянстве. Прочитайте Библию.

Что касается духовника. Рядом с нами находится Свято-Троицкая Лавра, советую там найти себе молитвенника и духовника. Если туда ездить далековато, приходите в храм или звоните, обращайтесь ко мне, чем могу, помогу.

Помоги, Господи, побороть Вам страсти.

С уважением, отец Иоанн

zemskova777 — 07.10.2014

Дорогие читатели, продолжая полюбившуюся вам рубрику, в которой мы даем краткие рекомендации по вопросам духовной жизни, сегодня коснемся очень важной темы. Как найти духовного отца? Как правильно выстроить взаимоотношения с духовником? Что делать, если духовника нет? Эти вопросы наверняка задавал себе каждый воцерковленный человек. Безусловно, нужно благодарить Господа, если у вас есть духовно опытный наставник, который молится о вас и особо радеет о спасении вашей души.


В профессиональном спорте вряд ли удастся достичь серьезных побед и выиграть Олимпийские игры, если у спортсмена нет сильного тренера. Так и в духовной жизни – важно духовное руководство. Традиция духовного духовничества существует с первых веков христианства. Духовники либо выбирались священноначалием специально, либо сама христианская жизнь выдвигала их на особое служение в силу того, что к ним тянулись за советом, духовной помощью, как к некоторым монахам в наших монастырях. В данной статье мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы и надеемся, что она будет вам полезной.


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ДУХОВНИК:


  • Отношения духовника и чада должны строиться на взаимном уважении и христианской любви. Но бывает, что некоторые миряне доброе почитание батюшки заменяют каким-то фанатизмом. Этого быть не должно. Священник – не ангел небесный, он такой же человек, но промыслительно избранный Господом для служения Богу и людям. Идеал же для всех нас и главный для всех духовник – Господь наш Иисус Христос.

  • Послушание , как пишет митрополит Антоний Сурожский, – это прежде всего стремление слушать и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем. В духовной жизни, как и в семейной, случается, что дети, не получив должного воспитания, подрастая, перестают доверять своим родителям, от которых получили самую жизнь. Они думают, что имеют достаточные знания, чтобы самим решать все проблемы жизни. И, игнорируя опыт самых близких людей, совершают непоправимые ошибки. Сомнения возникают от неутвержденности в вере и от незнания человеческой природы в ее падшем состоянии. Чаще всего священник основу своего ответа заимствует из Священного Писания. То есть он говорит не то, что он лично думает или считает, а то, что об этом говорил Сам Бог. А готов ли вопрошающий принять Волю Божию? К сожалению, чаще всего мы ищем исполнения своей воли.

  • Как быть, если не можешь исполнить благословение духовника? Здесь могут быть две ситуации: когда духовник дает послушание, противоречащее заповедям, – такое, конечно, не должно исполнять. А если благословение во благо, а чадо не слушает, то здесь речь идет, скорее, о гордыни и недоверии духовнику и тому, что через него открывается воля Божия. Никто не может отнять у человека свободной воли, но стоит задуматься, зачем вообще искать духовника, если не слушаться его или слушаться по настроению.

  • Беспрекословное и абсолютное послушание без духовного рассуждения – страшно. Оно равносильно самоуничтожению. Оно трансформирует людей в зомбированных особей, утративших Божественный дар личности и свободы. Послушание в христианстве – это прежде всего слушание благовествуемых истин и следование им в свободе избранного пути: «Вера от слышания, слышание от проповедающего», – учит Апостол Павел. «Слушавшийся вас слушает Меня», – говорит Иисус Христос.

  • Можно ли ходить к другим священникам? Общаться и исповедоваться у других священников никто запретить не может. Тем более если это вызвано сменой места жительства, путешествиями и другими объективными причинами. Но все же в первую очередь нужно исповедоваться у своего духовника и поддерживать с ним регулярную связь, прежде всего молитвенную, а также делиться важными моментами своей жизни. Учителей и наставников у нас может быть много, но духовным отцом может стать только один священник.

  • Как молиться за духовника? Во-первых, в ежедневном молитвенном правиле, которое мы читаем утром и вечером, есть молитвы, где мы поминаем духовника в самую первую очередь. Во-вторых, есть отдельные молитвы о духовном отце (см. ниже) . В-третьих, у каждого христианина есть свой помянник-синодик, где тоже должно быть записано имя духовника. Такой помянник читается на церковных богослужениях и домашних (келейных) молитвах. Благочестивые чада подают в храмах и монастырях записки о своих духовных наставниках – обедни, молебны, сорокоусты. Не будет лишним просить молитв о своем духовнике у других священников и мирян. Благодать веры и молитвы роднит разных людей, скрепляет их союзом любви.

  • Что делать, если есть сомнения в правильном выборе духовника. Да, люди совершают ошибки, и духовная жизнь – не исключение. Но не стоит спешить с выводами. Главная причина, когда стоит расстаться с духовником, – это его «благословения», противоречащие Заповедям Христовым, подавление свободы и негативное воздействие на духовное развитие человека. В остальном, скорее всего, недобрые мысли – это искушения. И здесь можно посоветовать только одно: усилить молитву и довериться воле Божией. А в недобрых помыслах, подозрительности и на этой почве желании найти нового духовника нужно покаяться. Как родители у нас одни на веки, так и духовник в идеале должен быть один.

  • Может ли один батюшка быть духовником у всей семьи? Да, это благочестивая практика столетиями существует на Руси. Это замечательно, когда священник хорошо знает семью. Ему будет проще давать советы, поддерживать и окормлять людей, с которыми он хорошо знаком.

  • Как часто нужно общаться с духовником? Духовные отношения нельзя измерить количеством времени, уделяемого духовником своим духовным детям, если установился прочный союз взаимопонимания между пастырем и пасомыми. Порой достаточно нескольких проникновенных слов пастыря, с благоговением приемлемых духовными детьми, чтобы в душе все прояснилось. Ведь между их душами существует атмосфера доверия и любви, как в семье, когда дети знают, что их отец всегда с ними. Даже если в данный момент его нет рядом, у них нет чувства одиночества, оставленности. Нужно стараться поддерживать связь с духовником, даже если вас разделяют большие расстояния. Есть благочестивая традиция поздравлять духовника с праздниками, делиться сложностями и радостями, писать друг другу письма, разговаривать по телефону – в наш век современных технологий это стало несложно.

  • Про Исповедь. Задача духовника – помочь кающемуся раскрыться сердцем и душою, пробудить веру в неизреченную любовь Божию и воскрешающую силу покаяния. И в то же время утвердить волю кающегося в твердой решимости оставить порочный образ жизни, не творить беззакония. Как духовник сможет дать вам правильный совет, если вы у него не исповедуетесь? Но Исповедь – это не время пустословия. Нужно беречь своих духовных отцов, как мы оберегаем своих родителей. Готовиться к Исповеди надо серьезно – настроиться, молитвенно согреть свою душу, предварительно примириться со всеми, может для кого-то будет лучше записать все на бумаге. Покаяние – это Таинство изменения ума, перерождение души, а не формальный отчет о многих согрешениях.

  • Что не стоит обсуждать с духовником? Есть такие чада, которые просто одолевают своих духовников по мелочам, вплоть до вопроса о цвете обоев или породы кота. Это абсурдно. Вопросы, связанные с бытом, не должны ставиться перед духовным отцом. Духовник нам необходим для духовного руководства. Вопрос молитвенного правила, подготовки к Таинствам, советы в значимых делах и серьезных ситуациях, просьбы о молитвах – в этом мы всегда должны искать совета и помощи у батюшки. Будем помнить евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).


ДЛЯ ТЕХ, У КОГО НЕТ ДУХОВНИКА:

Сегодня найти духовника – задача не из легких. И к ней нельзя относиться формально. Как часто бывает, что девушка выходит замуж, чтобы у нее просто был муж, или заводит ребенка, чтобы он тоже просто был, не понимая истинного смысла семьи и деторождения. Ничего хорошего из подобных историй обычно не складывается и в светской жизни, и тем более в духовной. Духовники сейчас есть примерно у 10 человек из 100. Возможно, и не всем духовник так остро и нужен.

  • Как быть, если нет духовника? Мы живем в век информационных технологий, которые во многом послужили и на благо Церкви. Разве могли представить люди, жившие 100 лет назад, что будет православное телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы, мобильные приложения? Смотрите каналы «Спас», «Союз», «Радость моя», назидайтесь словом Божиим на православных сайтах. И потом никто не отменял духовные книги, которые в большом многообразии представлены в иконных лавках и магазинах.

  • «Жить по совести и Евангелию, слушать Господа Христа и читать святых отцов», – так ответил старец одной молодой женщине на ее вопрос: «Как мне жить без духовника?» И, пожалуй, это единственно правильный совет как для тех, у кого есть духовник, так и для тех, у кого его нет.

  • Всем ли нужен духовник? Вопрос очень непростой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы. Однако эта практика во многом относится к монашествующим. Тем более что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом – часть древней монашеской практики. Именно это и называется послушанием. Если у вас нет такой возможности и желания, возможно духовник вам и не требуется.

  • Как правильно выбрать духовника?

    • Нужно довериться сердцу… Исповедуясь и общаясь со священником, спрашивая его советов, вы скоро поймете, если это действительно ваш будущий духовник. Если его советы положительно влияют на вашу духовную жизнь, вы находите у него утешение и поддержку, чувствуете радость и спокойствие от общения с ним, видите силу его молитвы и взаимную расположенность к вам, то можно попросить батюшку стать вашим духовником. Но прежде нужно горячо молиться Господу, чтобы Он послал духовника…

    • Внимательно присмотреться к приходу, где служит батюшка. У доброго пастыря на приходе царит мир и любовь, радость и деятельная добрая жизнь.

    • Можно поговорить с духовными чадами батюшки, прихожанами храма.

    • Не надо стремиться бежать за моря и океаны в поиске духовного отца, часто он ближе, чем вы думаете. И неправильно будет всем и вся рассказывать про своего духовника, найдя его. Все-таки наша духовная жизнь – это тема очень личная.

    • Есть и более простой совет: ходите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы доверяете, у кого исповедуетесь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.

    • По совету архимандрита Иоанна Крестьянкина: "Никогда не спешите назвать первого встречного священника своим духовных отцом. Ходите в церквовь, исповедуйтесь, причащайтесь, спрашивайте батюшек о волнующих вас вопросах, и только тогда поймете, что из многих - один самый близкий вашей душе, будете обращаться только к нему".


О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


  • Власть вязать и решить (Мф. 18:18), то есть отпускать людям грехи, а в более общем плане – власть духовного руководства и отцовства, была вверена Господом Иисусом Христом Своим Апостолам. От них она переходила на все последующие поколения епископов и пастырей. И задача духовного руководства всегда возлагалась на пастырей Церкви, хотя в какие-то эпохи, например в эпоху иконоборчества, когда пастырей не хватало или когда многие пастыри уклонялись в ересь, духовное руководство брали на себя простые монахи.

  • В истории Церкви существовало много типов духовного руководства , но основные – два. Первый тип – это служение приходского священника, который является духовным руководителем своих прихожан. Второй тип – старчество, получившее распространение в Византии и на Руси.

  • В чем разница между духовником в миру и в монастыре? На приходского священника возлагается задача учить людей, помогать им советом, но он не может и не должен брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль. Иное дело – тип духовного руководства, который складывался в некоторых монастырях, где были опытные в духовной жизни иноки, где послушники и монахи добровольно вверяли себя в послушание и полное духовное подчинение старцу. Здесь взаимоотношения строились уже на иной основе: старец мог не только давать советы своим ученикам, но и приказывать, а они должны были беспрекословно ему подчиняться. Именно такие взаимоотношения существуют и сегодня на Святой горе Афон, где во главе каждого из монастырей стоит опытный в духовной жизни руководитель.

МОЛИТВА ЗА ДУХОВНОГО ОТЦА


Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (сан и имя), даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради его святыми Твоими Ангелы. Умножь в нем дарования духовная, исполни его мудростию и любовию, ниспосли ему молитву теплую. И ради его святых молитв даруй моим грехом прощение, жития исправление, в добродетелех преуспеяние. Ниспосли ему Твоя богатыя милости. Помяни, посети, укрепи его и сохрани на многая лета ради нас, грешных. Господи, Ты безмерно свят, безмерно праведен, безмерно милосерд! Освяти Твоею святынею отца моего духовнаго (сан и имя), оправдай его Твоею праведностию и покрый его Твоим милосердием. Господи, Ты соединил нас на земли, не разлучи нас и в Небесном Твоем Царствии. Аминь.

ДУХОВНИК И ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ: ЕСТЬ ЛИ РАЗЛИЧИЕ?


– Есть ли разница между понятиями «духовник» и «духовный отец»? Кто-то из батюшек говорит, что это синонимы, а кто-то говорит, что духовник – это любой священник, проводящий Таинство Исповеди, а духовный отец – тот, кто руководит духовной жизнью христианина. Почему такое разночтение?
– Если вкратце, это обусловлено разницей в традициях духовничества Русской Церкви и грекоязычных Церквей. На православном Востоке не каждый священник имеет право исповедовать верующих, там есть специальные священники-духовники, опытные в духовной жизни. В Требнике (книге, которая содержит последования Таинств, в том числе и Исповеди) есть специальная глава «О том, каковым подобает быти духовнику». Естественно, она появилась из греческих изданий. Там говорится о том, какими качествами должен обладать духовник, о том, что без специального разрешения от епископа никто не может исповедовать (как в греческой традиции). Именно поэтому, согласно Требнику, понятия исповедающего священника и духовника одинаковы.

На Руси в силу того, что на каждого священнослужителя приходилось (и приходится) гораздо большее количество прихожан, желающих исповедаться, установилась традиция разрешать проводить Таинство Исповеди любому священнику. Но осуществлять духовное руководство и давать советы в духовной жизни могут только опытные священники, которых в русской традиции и называют духовниками или духовными отцами. Тут эти слова уже синонимы.


ЦИТАТЫ СВЯТЫХ О ДУХОВНИЧЕСТВЕ:


Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не беспокойтесь: свой своего всегда найдет.

Преподобный Лев Оптинский.


Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда.

Преподобный Исаия.


Надобно наперед удостовериться в правомыслии, в опытности старца и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его с Словом Божиим. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, прими то с покорностию и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтесь друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Напротив, если кто укажет тебе что противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога (Деян. 4:19)?

Преподобный Антоний Великий.


Прекрасно ваше желание находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет порой даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец. Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).


Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, протереть себе глаза, положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином, иметь твердую веру, быть послушным членом Святой Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...

Священномученик Арсений (Жадановский).


Ко Господу надо прильнуть, Ему верить и довериться, не формально вычитывая Евангелие и молитвы, но обращаться надо к живому Богу. Отца духовного Господь пошлет и дарует, когда ко Господу обратишься.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).


Теперь вопрос, где и как найти руководителя, решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец. Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага.

Святитель Феофан Затворник.


Не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного чада, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного отца. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.

Игумен Никон (Воробьев).


Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения, берегись такого отца! Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем с желанием работать над собой, служить Христу – знай, что это твой истинный духовный отец.

Святой праведный Алексий Мечев.


Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение духовный отец, но человек не становится духовным чадом священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом. Это очень ответственный шаг, потому что перемена духовного отца всегда душевная и духовная травма для обоих, всегда неполезна для уходящего духовного чада и допустима только тогда, когда другого выхода нет. Духовный отец, как и родной, должен быть один на всю жизнь, поэтому, прежде чем проситься в духовные чада, нужно помолиться Богу о вразумлении, чтобы Он или утвердил в сердце возникшее желание, если оно истинное, или изгнал его из сердца, если оно не от Бога.

Протоиерей Константин Островский.



В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется отметить, что надо сугубо молить Бога о том, чтобы Он послал нам духовного руководителя. Сердечно
желаем каждому найти родного сердцу, близкого по духу и опытного духовника. Если же такого наставника найти не удается, не переживайте. Главный духовник для всех нас - Господь! А лучшее духовное руководство на каждый день - это Евангелие и творения святых отцов. Так же для всех, кому нужен совет и духовная поддержка, будет полезен интернет-проект «Батюшка онлайн»

Как найти духовника? Эта тема возникла совершенно случайно - после двух разговоров, услышанных в храме с разницей в неделю. В одном случае мужчина средних лет, вероятно недавно воцерковившийся, спрашивал свою знакомую, пожилую даму: «Нет, ты мне объясни, зачем мне нужен духовник? Я ведь и так каждое воскресенье в церковь хожу». Пожилая дама, растерянно разводя руками, только и нашлась, что сказать в ответ: «Ну а как же иначе?! Так принято». Второй разговор происходил неделю спустя между двумя пожилыми женщинами, одна из которых печально говорила своей подруге: «Мой духовник, отец Андрей, уехал куда-то в Рязанскую область. Прямо не знаю, что теперь делать? Как найти себе нового духовника? Такого же, как отец Андрей».

Эти случайно услышанные беседы, а также некоторые вопросы о духовном общении, которые приходят в редакцию «Прихожанина», побудили корреспондента интернет -журнала обратиться к наместнику Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандриту отцу Алексию (Поликарпову) с просьбой дать небольшое интервью на эту тему.

Отец Алексий, порой у людей, недавно пришедших к вере, возникают два наивных вопроса: «Зачем нужен духовник?» и «Как его выбрать?» Я понимаю, что для многих людей ответы на эти вопросы очевидны, но что можно сказать тем, кто лишь недавно вступил на свою дорогу к храму?

Конечно, если люди задают такие вопросы, значит надо разобраться. Прежде всего необходимо понять следующее: человек приходит в церковь получить благодать, духовную силу, чтобы созидать свое спасение. В храме он участвует в различных церковных таинствах: Крещении, Исповеди, Причащении, Венчании… Через эти таинства человек сподобляется соединения со Христом.

В данном случае мы говорим о таинстве Исповеди. Принимая в нем участие, верующий открывает духовное состояние своей души. Но исповедуется он не священнику - он приходит ко Христу и исповедуется прежде всего Самому Господу. Недаром в молитвах к исповеди сказано: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедование твое». Священник же является свидетелем откровенного разговора человека с Богом. Через него, священника, мы открываем Господу свои грехи и получаем прощение. Через исповедь Господь принимает наше покаяние, видит намерение исправиться, очистить свою душу. Это намерение мы должны подтвердить собственными словами.

Каждый верующий, приходя в храм Божий и приступая к таинству Причащения, может подойти к любому священнику, который в данный момент исповедует, и исповедаться в своих грехах. Если у меня нет духовника, которому я исповедуюсь, я могу подойти к любому священнику и через исповедание получить прощение грехов.

В то же время я могу избрать одного священника и исповедоваться только ему одному и лишь у него одного получать духовное наставление. При этом на исповеди я не только каюсь в своих грехах, но, если батюшке позволяет время, я могу рассказать ему о своих душевных проблемах, невзгодах и выслушать его совет, духовное наставление. Такой священник становится мне духовным отцом, я избираю его своим пастырем, чтобы руководствоваться в жизни его наставлениями.

- Отец Алексий, а как бы Вы ответили на второй вопрос - «Как выбрать себе духовника?»

Знаете, когда у батюшки отца Кирилла спрашивали, как выбрать духовника, он всегда говорил так: «Надо походить, посмотреть, к кому располагается моя душа, поисповедоваться разным священникам, чтобы увидеть, к кому я могу прилепиться, кого я могу считать своим близким духовным отцом».

Выбор во многом зависит от нас самих, людей кающихся и стремящихся стать другими. В воспоминаниях владыки Питирима есть такая шутливая история. Он приводит разговор двух женщин, которые пришли в исповедальню Данилова монастыря и прикидывают, к кому бы пойти исповедаться. Одна говорит другой: «Я пойду вон к тому». «Почему? - спрашивает ее подруга. - Ты его знаешь?». «Нет, - отвечает первая женщина. - Но он такой красивый». Вот вам и решение. Может, так ей легче будет покаяться в своих грехах (при этих словах отец Алексий улыбается). Может, она думает, что если батюшка красивый, то у нее в жизни все будет красиво. Конечно, человеческий характер имеет значение. Как говорят святые отцы, духовники бывают разные: умные, строгие, добрые, ласковые, внимательные… Но нельзя забывать, что душа человека отрывается не священнику, а Христу, и человек получает именно то, что ему необходимо. Кому-то нужна ласка и внимание, и такого человека духовник должен обласкать, успокоить его страждущую душу, которая ищет сострадания не просто человеческого, а сострадания через Христа. А кому-то, напротив, нужна строгость, потому что иной человек просто не в силах сам себя собрать, и для этого ему нужна помощь духовника.

Когда человек получит некоторый опыт в исповеди, тогда уже можно говорить, что он стремится к тому, чтобы обрести себе пастыря. Хочется надеяться, что верующий приобретет себе духовного отца на продолжительное время или даже на всю жизнь, и, возможно, этот духовный отец не только будет наставлять его, но и, когда придет время, проводит свое духовное чадо в жизнь вечную.

Хотя бывает по-разному, и отношения верующего со своим духовником тоже складываются не всегда одинаково. Но, повторюсь, важно помнить: мы приходим не к священнику, а ко Христу, и Христос всякий раз невидимо принимает наше исповедание.

Когда верующий, раз за разом приходящий к одному и тому же священнику, видит, что тот по-настоящему удовлетворяет его внутренним духовным запросам, дает реальную духовную силу, вот тогда верующий и говорит этому священнику: «Батюшка, хочу быть вашим духовным чадом». Чем чаще человек приходит и открывается на исповеди, тем лучше для его души. Как говорил преподобный Андроник Глинский, «кто меня слушается, тот мое и чадо».

- Правильно ли я понял Вашу мысль, отец Алексий, что человек может далеко не сразу выбрать себе духовника?

На поиск может потребоваться время и необходимость общения с разными священниками. Но неверным можно считать подход, когда человек говорит: «Я чувствую, что сегодня, в понедельник, надо идти к отцу Иоанну, а завтра, во вторник, я пойду к отцу Петру, а послезавтра - к отцу Сергию». Я сам слышал такое от одной женщины. Думаю, это совершенно неправильно. Та женщина полагала, что так ей подсказывает интуиция, хотя на самом деле она просто ходила от одного духовника к другому, поддаваясь своим эмоциям. Если я ищу пользу для души, то я обрету ее, независимо оттого, пойду ли я к отцу Иоанну, отцу Петру или отцу Сергию. Неправильно перебирать разных священников, хотя каждый священник и исполняет свое дело, послушание от Бога - спасти человеческую душу.

Значит разница между духовником и духовным отцом в том, что одному из них верующий не просто исповедуется в своих грехах, но и рассказывает о своей жизни?

Нет, дело совсем не в этом. Можно и тому и другому и в грехах покаяться, и о своей жизни рассказать, и совета спросить. Дело не в разговорах, а в самой жизни. Если человек имеет намерение относиться к конкретному священнику как к духовному отцу, духовному пастырю, то он выбирает его своим постоянным духовным наставником. И он не только к нему ходит на исповедь, но и руководствуется его духовными наставлениями. В общении со своим духовным отцом, прислушиваясь к его советам, я стремлюсь стать лучше. Я прихожу к нему и рассказываю о том, что мне удалось сделать, чтобы духовно вырасти, и получаю от него новые рекомендации, чтобы сделать следующий шаг на пути к духовному росту.

Батюшка, иной раз от какой-нибудь прихожанки в церкви приходится слышать: «Я к этому священнику не пойду, он очень строгий, а вот тот ласковый. Тот строгий священник в прошлый раз во время исповеди меня сильно отчитал, я так испугалась». Получается, что люди боятся строгих священников?

По-человечески это вполне понятно и объяснимо. Возможно, эта женщина, эта христианская душа выберет в качестве духовника ласкового священника, и, возможно, в духовном плане с ним она будет двигаться вперед. Но очень может быть, что получится совсем наоборот. Добрый батюшка будет ей все прощать и разрешать, и в ее душе не возникнет желание исправляться. И тогда, возможно, она пожалеет, что не выбрала духовника построже. Если мне ставят пятерки, то это не всегда означает, что я знаю предмет на «отлично». Может, стоит иной раз построже к себе относиться, не боятся поработать над собой.

Отец Алексий, вот еще какой момент. Бывают случаи, когда прихожанки влюбляются в своего ласкового духовника и начинают требовать его внимания...

Да, такое явление известно. Порой одинокие женщины действительно впадают в искушение, влюбляются в духовного наставника, переносят на него те чувства, которые должны испытывать к мужу. Это происходит из-за того, что женщины просто забывают, что священник - это прежде всего наш руководитель в деле спасения души. Нехорошо, когда верующего захлестывают эмоции, когда он растворяется в умилении к своему духовному отцу или в ненужном духовном сокрушении. Поэтому в эмоциональном отношении к священнику должна быть мера. Следует помнить главное: когда я прихожу к священнику, я прихожу ко Христу. Через священника мне дается духовное исцеление, а оно может быть ласковым словом, которое врачует нашу душу, а может - строгим указанием к действию.

На свои отношения с духовником верующий должен смотреть очень пристально, а насколько в этих отношениях он прав или не прав, пусть судьей ему будет его совесть.

Но бывает и так, что женщины привыкают общаться со своим духовником по всем, даже самым мелким или бытовым, вопросам: кошка убежала, в магазине со сдачей обманули, с соседкой поскандалила… Стоит ли такими, не очень духовными проблемами «засорять» духовное общение?

Кошку или сдачу в магазине, наверное, надо отложить в сторону. Это явно лишнее. А вот ссора с соседкой - об этом в беседе с духовным отцом сказать надо. Ведь если я поссорилась с соседкой и затаила на нее в душе обиду, то это вредит моему духовному продвижению. Об этом обязательно следует поговорить с духовником… А с соседкой - примириться. Духовник поможет верующему разобраться в вопросе обид, ссор и понимания, кто прав, а кто - нет.

Я знаю, что многие привыкают все, даже самые мелкие, вопросы решать со своим духовником. Что здесь скажешь! Если священник готов все это выслушивать, - ему решать. Но если у него нет времени обсуждать на исповеди мелкие бытовые неурядицы, прихожанка должна быть готова к тому, что священник может ее остановить. Ведь, как я уже говорил, надо понимать, какие вопросы важны для духовного роста человека, его пути к Богу, а какие - просто житейские неурядицы.

Особое дело - благословение священника, когда верующий просит духовного отца благословить свое намерение. Но бывает и так, что прихожанка, попросив и получив благословение у духовника, потом делает по-своему. Вот это в корне неверно. Если человек берет благословение, а поступает иначе, то за это он может и потерпеть.

- А на что следует просить благословения?

На то намерение, которое человек считает для себя важным. Скажем, если планируешь начать новое дело или совершить поездку. Благословение духовного отца входит в мою жизнь, направляет меня, собирает... Выслушав меня, духовник скажет, полезно ли мне это дело, намерение, путешествие или не полезно; стоит ли тратить на него свое время и силы или это пойдет во вред моей душе…

- Отец Алексий, а может ли быть у верующего одновременно не один духовник, а два? Или это недопустимо?

Смотря из чего вы исходите. Если вы просто берете количеством, а не качеством, то это, конечно, неправильно. А если, допустим, вы часто исповедуетесь в одном месте, потому что этот храм близко расположен к вашему дому, но при этом у вас есть еще и другой духовник, скажем, в Лавре или в Оптиной пустыни, то это вполне нормально. Но желательно, конечно, взять благословение у старшего, или главного (я просто не знаю, как в этом случае его назвать) духовника на общение со священником в церкви, которая удобно для вас расположена.

Помню, мы как-то паломничали по Кипру, и одна женщина-киприотка, которая была с нами в этой поездке, когда мы ехали мимо одного монастыря, сказала: «Вот сюда, в этот монастырь, я езжу зимой, потому что в другой монастырь, где у меня тоже есть духовник, зимой не доберешься. Он находится высоко в горах». Такой подход, на мой взгляд, оправдан, но я думаю, свое решение киприотка приняла не сама, а получила на него благословение у духовника.

Я знаю случай, когда верующая обращалась за советом по поводу важных вещей в своей жизни к одному священнику, а потом, когда тот дал ей наставление, которое ей не понравилось, она обратилась к другому духовнику. Тот более благосклонно отнесся к ее намерению…

А что в итоге?

- В итоге она потерпела неудачу.

Значит, кто был прав? Вывод: она поступила, мягко говоря, не совсем разумно, не послушавшись своего духовного отца. Ей хотелось получить не духовное наставление, а одобрение уже принятому решению. Но тогда зачем обращаться к священнику, если уже все решила? Зачем спрашивать его совета и благословения?

Батюшка, нередко случается, что прихожанин сдруживается, сближается со своим духовным отцом. А когда наступает время исповеди, верующему порой не хочется выставлять себя в не очень хорошем свете. Он начинает стесняться, думает: «Ну, этот грех незначительный, я, пожалуй, не стану о нем говорить»…

Я понял вашу мысль. То, о чем Вы говорите, к сожалению, случается. Верующий оправдывает себя тем, что ему не хочется огорчать своего духовника, которого он уважает и почитает, но это ложное, крайне неправильное ощущение. Человек должен рассуждать иначе: если я стремлюсь к чистоте, я должен постараться максимально открыться перед своим духовником, ведь только таким способом я открываюсь перед Богом. Еще святой Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть здравие души». Каждый верующий должен понять и принять: духовник - это наш путь ко спасению, и мы не можем спастись, если не откроем свое сердце перед Господом.

- Отец Алексий, в завершение беседы можете ли Вы рассказать о Вашем первом духовном отце?

Первым моим духовником был насельник Псково-Печерского монастыря схиархимандрит Сергий. Но мне с ним мало довелось общаться, и наше общение имело письменный характер: он присылал мне письма с наставлениями. Потом батюшка скончался. После была Троице-Сергиева лавра, где моим духовным наставником стал духовник обители, архимандрит отец Кирилл (Павлов).

- А каким он был духовником? Строгим?

Батюшка был очень любвеобильным духовником. Но если надо было, он мог проявить уместную строгость, но никогда он не был беспричинно строг. Батюшка сам жил по Евангелию и нам (а у него исповедовалась вся братия Лавры) возвещал Евангелие. Это мы видели и в самой его жизни, и в его словах, и в его делах. Батюшка Кирилл руководил нами ко спасению, и пока мы жили в Лавре, и пока он мог с нами общаться, мы постоянно руководствовались его духовными наставлениями.

- Простите, батюшка, за нескромный вопрос. А Вы сами строгий духовник?

Не знаю. Мне трудно об этом судить. Думаю, что нестрогий. Основная причина в том, что я ленивый и нерадивый монах (отец Алексий при этих словах рассмеялся). Мне кажется, что строгость должна быть уместной, хотя бы потому, что я сам человек немощной. Но, возможно, кому-нибудь я кажусь строгим.

И последний вопрос. Если вернуться к началу нашей беседы, то какой совет Вы дали бы человеку, который решил найти себе духовника? Чем он должен руководствоваться?

Чем руководствоваться? Своим желанием ко спасению! Это главное. Кто-то живет в такой местности, где на сотню верст лишь один храм, а там служит один священник. Значит, у такого верующего выбор небогатый. Но, может, и не стоит в этом случае ехать куда-то за тысячу верст, чтобы искать другого священника. Прими того, кого Господь посылает тебе здесь и сейчас. А если выбор большой... Много храмов, много священников, то стоит обратиться с молитвой к Богу: «Господи, пошли мне духовного наставника, который будет мне ко спасению». И, уверяю вас, Бог услышит эту молитву.

Беседовал Петр Селинов

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки. А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе. Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом. Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться. Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции - верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

Свобода

Приход - не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком. Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка - прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие - это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками». Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование - один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника. Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора. В такой ситуации один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, - доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества. Однако, во-первых, Церковь - не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо». А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы». Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков. В то же время его оппонент - монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

Выше партий

Церковь - вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду. Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода - это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера. Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Так же и в Церкви. Обратите внимание, сегодня известные священники касаются общественных тем, но о чем бы они ни начинали говорить, основной целью их выступления является Христос и Его проповедь. Ради этого священник может обратиться и к проблемам экономики, и к вопросам политического характера, и к экологии, и к современному искусству. Но целью разговора должно оставаться христианское осмысление проблемы, то есть, в конечном счете, разговор о Боге и вечном спасении, а не о том, за кого же голосовать.

И, разумеется, совсем уж недопустимо, если в приходе начинается «выбраковка» людей по политическим признакам. Ведь, подходя к Причастию, все христиане являются равными братьями, оставившими сиюминутные споры во имя вечности.