Крест на кладбище из металла. Изготовление металлических крестов своими руками

Установка креста - это один из способов облагораживания места захоронения. Если технологию монтажа памятника еще можно найти, то информации касаемо правильной установки креста не так уж и много. В данной статье, мы расскажем вам об основных способах, которыми пользуются мастера в наше время.

Способ №1

Первый вариант работы заключается в закапывании креста. В этом случае, также необходимо провести гидроизоляцию части изделия, которая будет находится в земле. Главный минус такого способа в том, что крест существенно укорачивается. Учитывая высокую стоимость резных крестов, такой способ не является лучшим решением проблемы. По технологии монтажа, представленный вариант аналогичен с цементированием части креста, находящейся в земле. Такая работа позволит только надежно зафиксировать основание. На этом преимущества способа заканчиваются.

Способ №2

В отличие от вышеописанного варианта монтажа, в данном случае используется специальное дополнительное крепление. Такая технология позволяет увеличить общую длину креста, а также получить надежную и прочную опору. При этом, представленный способ выполняется аналогично с предыдущим, поскольку дополнительное крепление также закапывается в землю либо цементируется. Главным преимуществом такого способа является максимальная высота креста после установки.

Способ №3

Третий способ начинается одинаково со вторым, но позволяет получить еще большую длину креста. В конечном счете можно сделать так, что крест и вовсе не будет касаться земли. Для этого необходимо обложить его нижнюю часть большими камнями (булыжниками). Они полностью скроют конструкцию установки, поэтому придадут максимально эстетичный вид месту захоронения. Такой способ позволяет практически построить Голгофу, тем самым, разительно выделив обитель усопшего среди прочих мест захоронения на кладбище. Стоит ли говорить, что такой способ установки креста пользуется самой большой популярностью?

Просматривая каждый из вышеописанных вариантов можно понять, что в них нет ничего сложного. Надеемся, что вы все сделаете правильно и крест простоит многие года на могиле. Если у вас возникли какие-либо трудности при установке или транспортировке креста - позвоните нам по указанному ниже номеру телефона. Мы окажем вам любую помощь в решении этих проблем.

Могильные кресты, которые устанавливают на христианские могилы сразу после похорон усопшего, чаще всего бывают выполнены из дерева.

Обычно их вместе с другими необходимыми аксессуарами приобретают в ритуальном магазине. Однако иногда возникают ситуации, когда, например, магазин недоступен, а крест необходим. Кроме того, кто-то может просто захотеть сделать распятие для могилы самостоятельно, чтобы таким особенным образом выразить свою любовь к умершему.

Конечно, для этой работы от человека потребуются и художественные, и специальные технические данные.

Только их наличие позволит плодотворно работать с тем материалом, из которого планируется произвести крест. Кроме того, на каждой стадии процесса изготовления понадобится свой специальный инструмент.

Расчеты и создание модели

Вначале необходимо нарисовать эскиз модели будущего креста.

При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека.

Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.

Размеры

Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие

соотношения должны иметь следующий вид:

— длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м;

— расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.;

— верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.;

— от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.;

— между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м.

Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.

Материалы для изготовления

Необходимо определиться, из чего будет сделано могильное распятие. Именно от этого в первую очередь зависит и весь последующий процесс подготовки, а потом и собственно изготовления изделия.

Наиболее популярными материалами в нашем случае являются дерево, металл и камень.

Легче всего самостоятельно сделать деревянный крест. Чтобы получился правильный и красивый остов модели, вам понадобятся базовые столярные навыки.

Если же вы захотите затем украсить почти готовое изделие резьбой, потребуются еще и художественные способности. В самом конце работы древесину необходимо обработать морилкой и покрыть лаком, чтобы защитить ее от негативного воздействия окружающей среды.

Металл является менее податливым материалом, чем дерево, и требует совершенно особых навыков и подходов.

При этом он не менее пригоден для художественной обработки. Искусный мастер способен произвести из него очень красивые вещи. Наиболее распространенным способом изготовления металлического могильного креста считается ковка.

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Крест - главный символ христианства и бесконечной веры. Почитая его образ, христиане поклоняются не орудию казни, а всепобеждающему духовному оружию и символу вечной жизни, которая была дарована людям вместе с искуплением от греха. Надглавные кресты, воздвигаемые над православными храмами, имеют множество форм, несущих определенное символическое значение, однако самыми распространенными являются шестиконечные и восьмиконечные.

Шестиконечные кресты

Широко распространенный ещё со времен Древней Руси, шестиконечный крест с косым подножием - мерило праведное - веками венчал собой купола храмов. Наклонное подножие имеет два значения. Первое - это перекладина весов «страшного» суда, чья верхняя сторона символизирует освобождение покаянием, а нижняя - нераскаянный грех. По второй версии верхний конец, как стрелка компаса, указывает человеку на начало духовного возрождения и направление пути из мрака в область света.

Восьмиконечные кресты

Воздвигаемый над храмом восьмиконечный крест, в основании которого часто можно увидеть полумесяц, наиболее точно воссоздает исторически достоверную форму креста, на котором был распят Иисус Христос. С давних времен считавшийся мощной защитой от невидимого и видимого зла, он, кроме нижней косой и горизонтальной перекладин, имеет ещё одну, символизирующую табличку с надписью INRI (аббревиатура латинской фразы, означающей «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и восходящей к Новому Завету).

Иные формы

К излюбленной форме древнерусский мастеров можно отнести Трилистник, который является символом Живоначальной Троицы, при этом завершения концов креста могут быть как круглые, так и треугольные (заостренные). Не менее распространенной была и Звезда утренняя, создавая которую кузнецы украшали звездами лучевое сияние, исходящее из центра креста. Кстати, именно при помощи этих волнистых или прямых линии мастера решили задачу изображения невещественного света жизни.

Помимо линий-сияния на православных крестах можно увидеть виноградную лозу с гроздьями ягод, голубя, изображающего Святого Духа, цветы и готовые распуститься побеги - апофеоз животворящей силы.

Пропорции и способы изготовления

Вне зависимости от формы, все кресты, венчающие купола православных храмов, изготавливаются в соответствии с каноническими (золоточисленными) пропорциями, которые отличаются исключительно высоким эстетизмом и определяют безупречное соответствие между целым и частями. Пропорции «золотого сечения», известные с глубокой древности, благотворно влияют на человека, присутствуя во всех гармоничных явлениях жизни и, следовательно, только согласно им может быть построен символ Бога и Веры. Пропорции тела также подчиняются закону «золотого сечения», и, осеняя себя крестным знамением, человек передает их и накладываемому кресту.

Все размеры православного восьмиконечного креста определяются членами ряда «золотого сечения». Общепринятым обозначением этой пропорции является Ф (в честь Фидия, древнегреческого скульптора, первым применившего Божественное сечение при создании своих произведений), равное 1,618. Исходя из этого, если взять высоту креста за 1,618, то:

  • Длина средней перекладины Ф=1;
  • Расстояние от верха креста до средней перекладины и длина верхней перекладины Ф-2=0,382;
  • Расстояние между средней и верхней перекладинами равны Ф-3=0,236;
  • Расстояние от верха креста до верхней перекладины Ф-4=0,146;
  • Расстояние от основания до нижней косой 1/2Ф=0,5.

Вертикальные элементы могли вытягиваться в зависимости от высоты строения и визуального восприятия креста с земли.

Строительно-реставрационная компания «Искон» предлагает три варианта изготовления крестов, отличающихся исполнением и стоимостью:

  • Из черного металла, облицованного листовой нержавеющей сталью, покрытой нитридом титана;
  • Из нержавеющей стали с последующим напылением нитрида титана;
  • Из нержавеющей стали с последующим напылением 24-каратного золота.

Крест на могиле христианина является обязательным элементом. С точки зрения веры, он освящает место последнего покоя человека и становится залогом бессмертия его души. В последние десятилетия даже на старых захоронениях советских времен большинство светских памятников дополнили или заменили православными крестами.

Обычно они представляют собой восьмиконечники, реже - шестиконечные варианты или трилистники. Временные кресты чаще всего бывают преимущественно деревянными, постоянные же нередко изготавливаются из металла. Они могут быть сварными, кованными или литыми. Материалом обычно служит железо (иногда с титановым или золотым напылением), сталь, чугун и некоторые сплавы (латунь, бронза).

Преимущественно такие металлические кресты приобретаются у продавцов ритуального товара, которые в большинстве случаев сами же его и производят - полностью либо частично. Но иногда близкие хотят сделать металлический крест на могилу именно своими руками. Это вполне возможно, если знать необходимые пропорции и иметь навыки работы с железом.

Размеры металлического креста, как и любого другого, традиционны.

Пропорции русского восьмиконечного креста определены правилом "золотого (или Божественного) сечения" , которое впервые применил еще гениальный древнегреческий скульптор Фидий. Оно соотносится с безупречными параметрами человеческого тела и определяет идеальные соответствия между единым целым и всеми его частями.

Собирается крест из длинной вертикальной перекладины и 3-х более коротких горизонтальных. Пропорции рассчитываются в соотношениях элементов. Прежде всего желаемую высоту будущего изделия нужно разделить на 3.

Главную поперечную часть помещают под верхнюю треть. Она, в свою очередь, разделяется на 2. Здесь приваривают табличку (верхнюю короткую перекладину). Ее длина равняется половине верхней трети распятья (в итоге вместе они образуют крест с равными сторонами). Ширина центральной поперечины должна составить одну треть от высоты, умноженную на 2.

Таким образом, от центральной части распятья его верхний конец составит 1/3 от высоты, боковые равны 1/3, а нижний - 2/3. Последняя наклонная планка делается по нижней трети креста с наклоном в 45 градусов. Ее размер соответствует верхней короткой.

Таким образом, если взять высоту креста в 1, 618 м, то размеры остальных элементов должны быть следующими.

Средняя перекладина - 1 м.

Между верхней и центральной перекладинами отмеряется 0, 236 м.

От верха до первой короткой - 0, 146 м.

От основной до нижней - 0, 5 м.

Промежуток между верхом и срединным перекрестьем и длина главной перекладины - 0, 382м.

Для самостоятельного изготовления больше всего подходит технология сварки.

Для этого нужно подобрать профильную трубу и - при желании - табличку для сведений о покойном и фотографии (располагается внизу), а также завитушки и другие элементы украшений из металла, которые привариваются в нужных местах.

Последним этапом перед монтажом будет являться покраска креста в нужный цвет . Ее после установки желательно производить регулярно, иначе железо покроется ржавчиной.

Из-за коррозии многие предпочитают ставить на могилы кресты из камня. Они (особенно гранитные) гораздо надежнее металлических и практически не требуют дополнительного ухода.