План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников». План самообразования «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы Программа самообразование познава

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Программа
самообразования
экспериментальная
по теме
«Опытно -
деятельность
дошкольников»
Автор – составитель:
Городецкая
С. В.
2016 – 2017 учебный год

изречение
Китайское
То, что я
услышал, я забыл
То, что я увидел, я
То, что я сделал, я
помню
знаю.
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит
проблема организации основного ведущего вида
деятельности в познании окружающего мира в период
дошкольного детства – экспериментирования.
Именно экспериментирование является ведущим видом
деятельности у детей. Деятельность экспериментирования
пронизывает все сферы детской жизни, все детские
деятельности, в том числе – игровую. Детская
экспериментальная деятельность способствует сохранению
полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская,
познавательная активность – естественное состояние
ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет
бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными
предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке,
объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные
способности. Способности обнаруживаются не в знаниях,
умениях и навыках, как таковых, а в динамике их
приобретения.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это
главный источник для получения представлений о мире.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в
процессе экспериментально - исследовательской
деятельности.
Задачи:
Создание условий для исследовательской активности
детей;

Организация индивидуальной деятельности по осмыслению
и проработке заданного материала;
Изучение методик, технологий по поисково –
исследовательской деятельности.
Форма работы с детьми:
Групповая.
Методы и приемы работы с детьми:
Практические, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
 Изучение научно – педагогической литературы;
 Разработка перспективных планов, конспектов
образовательной деятельности по теме;
 Создание современной предметно-развивающей среды в
группе;
 Проведение диагностики по усвоению программы по
данному разделу;
 Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне
района;
 Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
 Выступление с докладом об опыте работы на педсовете,
участие в семинарах, консультациях;
 Активное участие в работе методического объединения
района;
 Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ,
районе, во всероссийских Интернет – конкурсах;
 Обучение на курсах повышения квалификации;
 Обобщение опыта работы по самообразованию.
Предполагаемый результат работы над темой
самообразования.
У меня, как у педагога – воспитателя формируются:
основы педагогического мастерства:
 умение анализировать научно-методическую литературу;
 умение применять полученные знания на практике;
 активизировать творческие способности и
пропагандировать свои достижения.
Дети должны научиться:

 самостоятельно выделять и ставить проблему, которую
необходимо решить;
 предлагать возможные варианты решения;
 исследовать предметы и явления окружающего мира,
применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы:
1. Подготовительный этап.
- Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры игровой деятельности и
пр.).
- Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2.Аналитико-диагностический.
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги,
родители)
3. Основной этап.
- Разработка перспективного планирования
экспериментальной
деятельности с детьми. Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
-Итоговая диагностика степени устойчивости
познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы
по данной теме. Родители приняли активное участие в
пополнении необходимого оборудования в детской
лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории,
коллекций.
Консультации для родителей на темы:
1. «Организация детского экспериментирования в
домашних условиях»
2. «Научите ребенка любить живую природу».
 Индивидуальные консультации на интересующие темы
экспериментирования.

 Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
 Совместное мероприятие с детьми и родителями на
тему: «Лаборатория чудес и превращений».
 На летний период родителям и детям предлагается
задание – пополнить мини – лабораторию новыми
материалами и инструментами.
3. Анкета для родителей:
Цель:
Выявить отношение родителей к поисково –
исследовательской активности детей.
Работа с педагогами:
Для педагогов будут предложены консультации:
 «Развитие исследовательской и экспериментальной
деятельности у детей как условие успешной
социализации»;
 «Требования к проведению наблюдений».
 Открытый показ НОД «Удивительное рядом».
 Анкета для педагогов.
Цель:
Изучить состояние организации детского
экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль
педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва.
Мозаика – Синтез 2015г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе»,
«Вентана – Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по
организации поисковой деятельности детей дошкольного
возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических
наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера,
2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и
заботливых родителей. СПб, 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта
работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель,
2009. – 130с.
9. Перспективное планирование по программе «От рождения
до школы» изд. – «учитель», 2011г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в
детском саду» Программа и методические рекомендации 2 –
е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной
деятельности дошкольников». Методические рекомендации –
издательство Арки 2005г.
12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
Срок.
1. Сентябрь 2016 г. Изучение методики Л. А, Венгера. Роль
метода наглядного моделирования в развитии
умственных способностей ребенка Модели, схемы, их
использование в процессе экспериментирования.
2. Октябрь – ноябрь 2016 г. «Шаг за шагом» Создание
«копилки опытов и экспериментов. Проведение опытов
на занятиях и в свободное время.
3. Декарь – апрель 2017 г. Исследовательская работа
педагога, как условие совершенствования
профессиональной деятельности. Умение выделять
главные ключевые понятия в информационном

материале, формулирование тем, целей и задач.
Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ.
4. Май 2017 год. Самоанализ по изучаемым темам. Оценка
знаний по изучаемым темам. Подведение итогов.
Для реализации опытно - экспериментальной деятельности
детей в нашей группе надо организовать мини –
лабораторию «Радуга». В которой мы соберем дидактический
материал, необходимые инструменты для
экспериментирования: специальная посуда (стаканчики,
трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый
и природный материал (камешки, песок, семена),
утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки,
перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа,
микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные
часы, фонарик и т.д.), оформление уголка «Огород на
подоконнике», изготовление дидактического материала.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо
учитывать следующие требования:
1. Безопасность для жизни и здоровья детей;
2. Достаточность;
3. Доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным
направлениям:
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий,
проявлению творчества. Дидактический материал
обеспечивает развитие двух типов детской активности:
 Собственной активности ребенка, полностью
определяемой им самим

 Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко
выступают в чистом виде. Собственная активность детей так
или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а
знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем
становятся достоянием самого ребенка, так как он
воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные
два типа детской активности лежат в основе двух
взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных
линий психического развития ребенка-дошкольника:
развития личности и психического развития.
Формы работы обеспечивают личностно – ориентированное
взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных,
как партнеров), создавая особую атмосферу, которая
позволит каждому ребенку реализовать свою
познавательную активность.
Тема «Извержение вулкана».
Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их
строением, причиной извержения, показать эксперимент – извержение
вулкана.
Задачи:
I.
II.
III.
­ дать детям начальное представление о вулканах;
­ формировать интерес к окружающей природе;
­ развивать познавательную активность детей в процессе выполнения
опыта, воспитывать интерес к экспериментально­исследовательской
деятельности, волевые качества.

Оборудование:
 иллюстрации с изображением вулканов,
 поднос,
 муляж вулкана,
 сода,
 уксус,
 гуашь,
 моющая жидкость,
 листы бумаги, карандаши.
Предварительная работа: рассматривание книг об окружающем мире, о
вулканах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать волшебниками. А о чем
сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
«Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
Дети: Вулкан!
В.: Посмотрите на иллюстрации, на что похож вулкан?
Д.: На треугольник, конус.
В.: Верно, а что извергает вулкан?
Д.: Раскалённую лаву, пепел, камни.
В.: Я расскажу вам легенду про древнего бога Вулкана:
«Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у
наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо
посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до
основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на
вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и
пепел. «Вулкан работает», ­ со страхом говорили люди и уходили жить
подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их
сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть
вулканами».
В.: Дети, обратите внимания, что вулкан на вид обычная гора, но внутри нее
есть очень горячая жидкость – магма, и пока магма живет в своем домике,
вулкан считается спящим, а это та же самая гора только с извергающейся из
нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан.
А на что похожа верхняя часть вулкана?
Д.: На большую яму, воронку.
В.: Верно, и называется она кратер вулкана.

Вулканы начали "вулканить" ­
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать ­
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул ­
И на десятки лет уснул.
Пройдут века.
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
А теперь самое время превратиться в волшебников и заставим наш вулкан
извергать лаву. Хотите посмотреть?
Д.: Да!
(Проведение опыта).
Разные вулканы извергаются по – разному. Иногда они как – будто
взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается
от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней,
каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем
Востоке, Камчатке, Курильских островах.
В.: А сейчас, я вам предлагаю нарисовать вулкан и извергающуюся из него
лаву, и мы сделаем выставку рисунков «Проснувшийся вулкан».
(Зарисовка эксперимента).
В.: Мы отлично поработали, на сегодня наши исследования закончились,
спасибо всем за работу.
«Путь хлеба».
Цель:

Показать детям путь хлеба, через интеграцию по ознакомлению с
окружающим миром и развитию речи.
Основная идея занятия:
Воспитание интеллектуально развитой личности посредством активизации
познавательной деятельности через экспериментальную деятельность.
Программные задачи:
Познакомить со способом приготовления дрожжевого теста;
Воспитывать аккуратность в работе;
Обогащать и расширять словарь детей.
Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
Формы обучения:
Игровая, практическая, наглядные, словесная, исследовательская
Материально­техническое обеспечение: экран, компьютер, проектор, емкости
для замешивания теста, чайные ложки, дрожжи, сахар, соль, мука, вода,
цветные картинки, банка с тестом, опара.
Обогащение словаря:
«Опара», «дрожжевое тесто», картинки с изображением «элеватор»,
«комбайн», «комбайнер», «зернохранилище», «хлебопекарь».
Активизация словаря:
Загадки.
Методы и приемы:
Наблюдение, беседа, загадки, рассказ, показ иллюстраций, опытно­
экспериментальная деятельность.
Этапы исследования:
1. Подготовка сухих дрожжей, воды, сахара, соли, муки – для проведения
экспериментов.
2. Замешиваем дрожжевое тесто.
3. Наблюдение за тестом
4. Анализируем, делаем выводы по проделанной работе.
8. Пробуем нашу выпечку.
Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель:
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Если вы отгадаете загадку, то узнаете, над, чем мы с вами будем сегодня
колдовать:
­ Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу. (Догадались? Нет, тогда
слушайте дальше).
­ Надоела мне квашня, посадите в печь меня.
Дети: Тесто.
Воспитатель:­ Знаете, ли вы из чего состоит тесто? (перечисляют)
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем замешивать тесто. Сначала нальем
водички. Потом добавим сахар, немного муки и дрожжей. Все хорошо
перемешиваем. Вот так у нас получилась опара. Как вы думаете, что будет
происходить с опарой?
Дети: Она будет подниматься.
Можно раздать детям уже готовое тесто, пока опара поднимается.
Воспитатель: А теперь ребята мы сейчас с вами будем печь наши булочки.
А булочки будут не простые. Мы с вами сделаем их в виде птичек. Какие
птицы прилетают первыми?
Дети: Скворцы
Воспитатель: Правильно. Мы сделаем скворушек.
А пока наши птички будут печься (мы попросим поваров на кухне испечь
наши булочки) мы узнаем, как хлеб приходит к нам на стол.
Показ презентации «Путь хлеба»
Воспитатель: А сейчас вам нужно будет самостоятельно поработать
Работа с карточками ­ схемами. Ребята, вам нужно выстроить цепочку «Что,
за чем? »
Пример:
(схема семя – росток – колос – зерно – мука – тесто – хлеб)
Проверяем задание, сравниваем с карточкой на экране.
Воспитатель: Вот и испеклись наши булочки, давайте посмотрим какие они
получились – ароматные, душистые!
Угощайтесь булочками!
Дети кушают свои булочки.
Потом можно показать детям поднявшую опару. Понаблюдать, как она
поднимается.
ИТОГ: Что вам понравилось и запомнилось больше всего на нашем занятии.
Дети дают свои ответы.
Все вы были сегодня умницами и умниками!
Всем спасибо!

«Белые розы» (опыты с тканью).
Цель:
Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково­
исследовательской деятельности через использование элементов методики
исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова и элементов
ТРИЗ.
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет,
окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий
(мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить, с историей ткани. Учить
накапливать информацию о предмете опытным путем.
Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной
деятельности и в повседневной жизни.
Развивать познавательную активность, интерес в процессе
исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук,
умение работать в микро группах (пары)
Ввести новый символ "Узнай у специалиста"
Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.
Материалы и инструменты:
Разные виды ткани в виде птиц, постельное белье, полотенце, одежда,
бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого, 2 чашки с соком
свеклы и моркови, 10 белых платочков с бахромой, модель: волшебный
компьютер, символы: восклицательный знак, глаз, нос, рука, нитки
(распущенная ткань детьми дома с родителями, черная ткань с пекинской
капустой, белая акриловая краска, опрыскиватель, зонт.
Предварительная работа: чтение сказки "Как рубашка в поле пришла" К.
Ушинского, "Голый король"Г. Х. Андерсена, совместно с родителями опыт:
"Из чего состоит ткань", изготовление коллекции тканей в виде птицы,
изготовление подарка для мамы "платочек с бахромой".
Ход эксперимента:
Профессор Чудаков: Здравствуйте, ребята. Вы снова в моей лаборатории.
Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем
исследовать новый объект. Послушайте стихотворение и узнаете, что это:
Я умею шить немножко.
Сшила сарафан для кошки.
Только Дашка одеваться
Не желает! То кусаться,

То царапать начинает.
Сарафан не надевает!
Я тогда собаке Жучке
Сшила тёпленькие брючки.
Хороши и цвет, и рост.
Только, жаль, мешает хвост!
Жучка волком завывает,
А штаны не надевает!
Я расстроилась, друзья,
И тогда решила: я
Буду шить для куклы Нинки
Платья, трусики, косынки.
Кукла ­ модница! Она
Оценить мой труд должна!
­ Кому девочка шила одежду? (кошке и собаке). Кому ещё будет шить?
(кукле) Какую одежду она сошьет? (платья, трусики, косынки). Из какого
материала шьют одежду? (из ткани)
­ Да. Сегодня в лаборатории мы будем исследовать ткань. Проходите в
выставочный зал лаборатории.
­ Что означает этот символ "! "? ("Подумайте самостоятельно")
На выставке представлены разные вещи. Подумайте самостоятельно, что нам
подходит для исследования, а что лишнее. Почему?
­ У нас новый символ "Телефон". Он означает: спроси у специалиста.
Разделитесь на пары. Каждой паре я даю образец ткани. У нас в лаборатории
есть ученые. Найдите ученого с таким же образцом ткани, как у вас.
Спросите, как называется эта ткань и что из неё шьют.
Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали.
Вывод:
Из ткани шьют вещи. Она может быть разной по составу: из шерсти, меха,
льна, хлопка, шелка, капрона.
­ Проходите в 1 кабинет. (работа за столом). Откуда к нам пришла ткань
поможет узнать наш "Волшебный компьютер". Показ иллюстраций:
В глубоко древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые
иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений.
Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.

Затем появились мастера ­ портные, они умели рисовать на ткани, кроить и
сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас
портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют
кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод.
­ Вспомните, что означает этот символ. Глаз. (можем увидеть, посмотреть) .
Поднимает накидку. Там птички из разных видов ткани, сделанные ранее
дома.
­ Возьмите в руки птичек. Что вы увидели? Какой формы крылышки из ткани?
Какой формы клюв? Хвостик? Какого цвета грудка у птички?
­ Что означает этот символ? Нос. (можно понюхать). Понюхайте ткани, из
которых сделана ваша птичка. Как они пахнут?
Вывод: ткани можно придать разную форму, цвет, размер. У ткани есть свой
запах.
­ Дома вы с родителями делали опыт "Из чего состоит ткань? " Расскажите,
что вы узнали? Давайте, поиграем нитками, которые вы принесли из дома.
Берут нитки из пакета. Вы ­ котята, повторяйте за мной.
Физминутка "Шаловливые котята".
Хозяйка видала спросонок,
Как маленький черный котенок
Разматывал возле калитки
Какие –то белые нитки,
Как, длиною ниткой играя,
Забрался на крышу сарая.
Хозяйка полгода вязала
­ Фуфайки в минуту не стало,
Остались одни только спицы.
Ну как на котят не сердиться?
­ Мы весело провели время и не заметили, как оказались во 2 кабинете. Здесь
есть символ "Рука". Вспомните, что это значит? (потрогать руками). Сейчас
проведем опыты с тканью.
Опыт №1 "Что происходит с тканью в воде? "
1) Возьмите белые платочки. Попробуйте их порвать. Рвется так же как
бумага? (Нет. Ткань прочнее, крепче). Попробуйте смять ткань. Мнется?
2) Раньше мы проводили опыт с овощами "Можно ли самим сделать сок? ".
Какого цвета сок моркови? (оранжевый) Из свеклы? (бордовый, красный) .

Узнаем, намокнет ли ткань в воде, в соке. Опустите платочки в чашки с
соком. Осталась ли ткань сухой? (Нет. Намокает)
Узнаем, осталась ли прочной мокрая ткань или рвется так же как мокрая
бумага? Попробуйте порвать. (не рвется) .
Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Она мнется, мокнет в воде, ее можно
красить самим.
Опустите платочки в чашки с соком. Позже мы придем и узнаем, окрасилась
ли ткань.
Опыт №2 "Все ли ткани намокают? "
Игра "Волшебный зонт"
­ Отгадайте загадку:
В руки ты его возьмёшь –
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт: его ты сложишь
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт,
Что оставишь дома? (Зонт)
– Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.
Профессор обрызгивает зонт распылителем.
­ Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань.
Называется "Болонья" (от названия итальянского города Болонья, из которого
происходит эта ткань) -ткань, сделанная с помощью химических веществ, из
неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.
Вывод:
Не все ткани намокают.
Фокус с тканью "Белые розы".
­ Хотите увидеть фокус? У меня есть капуста и белая краска. Я разрежу
капусту пополам. И нанесу на неё краску. Теперь сделаю отпечатки на ткани.
Какой цветок получился? (роза) С помощью отпечатков можно самим
создавать на ткани красивые рисунки.
­ Давайте посмотрим, что стало с белыми платочками, окрасились ли они
соком. Отожмите лишнюю воду и расправьте платочки. Остались ли они
белыми? Какими стали? Когда они высохнут, мы погладим их. И сделаем на
них отпечатки. Подарим их мамам на 8 марта.

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Расскажите, что вы знаете о
ткани теперь.
«Мы - путешественники».
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивать умение выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы. Закрепить
знания о свойствах воды, песка. Активизировать речь детей, обогащать
словарный запас.
Материалы:
Формочки с песком, с водой; деревянные палочки; одноразовые шприцы без
игл; аквариум с искусственными рыбками; краски (гуашь); увядшее и
цветущее растения.
Предварительная работа:
сочинение сказки «Добрая Капелька», чтение на тему: «Кому нужна вода? »,
«Где в природе есть вода? ».
Ход занятия.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, вы слышите стук в дверь? Интересно, кто это пришёл к
нам в гости? Давайте посмотрим (в открытую дверь входит героиня
Капелька).
Капелька: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в
путешествие. Вы знаете, что значит – отправиться в путешествие? Это значит
увидеть новые города, плыть по незнакомой реке, взбираться на горы,
встретить новых друзей. Можно идти пешком, скакать на лошади, лететь
самолётом. Вы хотите отправиться в такое путешествие? Только
путешественник должен быть храбрым, сильным и приходить на помощь тем,
кто попал в беду. Не испугались?
Воспитатель: Тогда начинаем мы свой путь на конях.
Дети вслед за воспитателем присаживаются имитируют различные звуки.
Поскакали!

Дети стучат ладошками по полу.
По песочку!
Трут ладошкой о ладошку.
По камушкам!
Ноготками стучат по полу, цокают языком.
По мостовой!
Кулачками стучат по полу.
По болоту!
Ладошками хлопают по надутым щекам, выдувая воздух.
Прискакали! А куда это мы попали? Вот река, а на берегу сидит Тигрёнок, он
грустит. Тигрёнок хотел на песке нарисовать рисунок своему другу Львёнку,
но у него ничего не выходит. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) А
давайте попросим Капельку показать нам свойство сухого песка? (Капелька
демонстрирует сыпучесть песка). Да, правильно, песок сухой и он
рассыпается. Поможем Тигрёнку? Давайте смочим песок водой и деревянной
палочкой нарисуем на нём рисунки для Львёнка. (Дети выполняют.) Ребята,
как вы думаете, почему на мокром песке удобно рисовать? (Ответы детей)
Правильно, вода соединила песок, и он не рассыпается. Спасибо, ребята, вы
настоящие друзья! Отправляемся дальше, вниз по течению реки.
Физкультминутка
Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
А теперь большой гурьбой
Мы на лодочке плывём.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Вёсла в ручки мы берём,
Быстро к берегу плывём.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко!
Воспитатель: Ой, ребята, а куда же мы приплыли? Чтобы узнать, нужно
отгадать загадку.
Дети подходят к аквариуму, (накрытым салфеткой) с прозрачной водой и
искусственными рыбками.
Воспитатель: Посмотрите – дом стоит,
До краёв водой залит.
В этом домике жильцы,
Все отличные пловцы!
Дети: это аквариум.

Воспитатель: конечно же это аквариум. Вам нравятся рыбки? Какие они?
(Ответы детей) Но что это? Кто­то выпустил в аквариум страшную хищную
рыбу! Как вы думаете, она видит наших красивых рыбок? Почему?
Дети: потому что вода прозрачная.
Воспитатель: бедные рыбки! Капелька, а как ты думаешь, можно ли им
помочь? Что нужно сделать, чтобы хищница не видела рыбок?
Капелька, дети: надо сделать воду непрозрачной. Нужно её покрасить.
Воспитатель: молодцы! Быстрее принимайтесь за дело! (Дети с помощью
шприцов подкрашивают воду в аквариуме гуашью.) Что произошло с водой?
Дети: вода стала непрозрачной. Рыбок теперь не видно.
Капелька: молодцы, помогли маленьким рыбкам! Ну, а мы продолжаем
путешествие. Сели в машины, залили бензин и не забывайте о правилах
дорожного движения.
Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Воспитатель: вот мы и на месте. Но что за странная поляна? Почему растения
в таком плохом состоянии? (Дети видят засохшее растение в сухой земле.)
Что нужно сделать, чтобы цветок ожил?
Дети: надо полить его, относиться к нему с любовью.
Воспитатель: Давайте польём цветок. (Дети поливают цветок.) А теперь
отвернитесь, закройте глазки. Крибле­крабле­бумс! (Вместо засохшего цветка
ставит хорошее растение.) Давайте вспомним, как нужно ухаживать за
растениями. (Ответы детей.)
Воспитатель вместе с детьми подводит итоги, закрепляют знания полученного
материала.
Воспитатель: Ребята, вы оказались добрыми, храбрыми путешественниками. А
сейчас позвольте наградить вас медалями!
Раздают детям заранее приготовленные шоколадные медали.
«Фруктовая лаборатория».
Цель:
1. Закреплять знания детей о здоровом образе жизни
2. Закреплять знания о свойствах воздуха
3. Развивать логическое мышление
4. Вызывать интерес к экспериментированию
Оборудование: емкости для воды, фрукты

Ход занятия.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро­
При встрече здороваться: «Доброе утро! »
Улыбнитесь друг другу.
«Если ты весел – ты здоров, если – хмур – ты заболел».
Как вы думаете, почему так говорят (ответы детей)
Что нужно для того, что бы быть веселым и здоровым (ответы детей).
Еще необходимо правильное питание.
А что это значит (ответы детей). (Это еда полезная для человека).
Демонстрация слайдов с продуктами питания.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. «Красный, желтый, зеленый» Я
вам буду показывать слайды с изображением продуктов питания, а вы будете
поднимать карточки с нужным цветом. (Зеленый – польза, желтый – можно
есть, но не очень полезно, красный – лучше воздержаться и не есть).
В каждом продукте можно найти что­то полезное и вредное.
Правильное питание – залог здоровья.
Беседа.
Воспитатель: Мы с вами поиграли в полезные и вредные продукты. У меня на
слайдах нет очень полезных продуктов, в которых много витаминов. Что это
за продукты (фрукты).
(Показываю картинки с изображением фруктов)
А давайте мы в нашей лаборатории их обследуем.
Воспитатель раскладывает на столе фрукты: яблоко, груша, апельсин,
мандарин, лимон, банан, киви, виноград.
Воспитатель: нас на столе лежат разные фрукты.
Давайте их назовем.
Все фрукты разные.
Чем они отличаются, по каким признакам их можно сгруппировать.
1. Посмотрите, отличаются ли они по форме (круглые, овальные) у

2. По размеру (большие и маленькие)
3. По цвету (оранжевые, зеленые)
4. По вкусу. Игра «Отгадай по вкусу фрукт». Ребенку с закрытыми глазами
даю кусочек фрукта. Ребенок отгадывает.
5. По запаху. Игра «Отгадай по запаху».
6. По структуре кожуры (пористые и гладкие) .
Итак, мы с вами выяснили, что фрукты можно сгруппировать по форме,
размеру, цвету, вкусу, запаху, по структуре кожуры.
ВЫВОД.
ФРУКТЫ МОЖНО ГРУППИРОВАТЬ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ И
ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧАЕТСЯ РАЗНОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП.
­ А сейчас я вам хочу загадать загадку.
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(апельсин)
Что вы знаете об апельсине (ответы детей)
А давайте поэкспериментируем с апельсином. Пойдемте к столам с
апельсинами.
А как вы думаете, умеют ли апельсины плавать (предположения детей). А
давайте проверим.
Опыт №1. «Утопи и съешь».
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой.
Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не
верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Что мы можем предположить. (Ответы детей). Как проверить, действительно
ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).
Опыт №2. «Тонет ли апельсиновая кожура».

Давайте бросим в воду кожуру.
"В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают
апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что
тяжелее воды, которую вытесняет".
Значит можно утверждать, что воздух легче воды.
Какие еще фрукты не утонут (предположения детей). Давайте проверим.
Какой вывод можно сделать
Где человек применяет то, что воздух легче воды (ответы детей) (надувные
круги, лодки).
Опыт №3 «Подводная лодка».
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее
виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же
начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.
Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка
вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова
всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть
плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются,
сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо
подняться ­ мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и
рыба всплывает.
Опыт №4 «Волшебный лимон».
В большой чашке делаем теплый чай и разливаем в два стакана. Выдавливаем
лимонный сок в один из стаканов. Перемешиваем ложечкой. Оцениваем, как
изменился цвет.
­ Ребята, мы с вами провели опыты: апельсин – тонет не тонет, виноградинка
плавает, сок лимона меняет цвет. У нас было очень интересное занятие.
­ а что понравилось вам
­ мне тоже было с вами интересно. Дома я проводила все опыты, но с вами
было интересней.

«Кока-Кола: вред или польза?»
ЭКСПЕРИМЕНТ - один из основных методов научного познания вообще и
психологического исследования в частности. Этот метод более активен, чем
метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания, и для
объяснения психических явлений. В экспериментах создаются и изменяются
специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на
его течение. Это дает возможность получить количественные и качественные
характеристики исследуемого явления.
Ребята средней группы через опытно­экспериментальную деятельность
проверили, чем полезен, чем вреден напиток «Кока­Кола». Мы положили в
напиток и воду тусклые старые монеты. Через некоторое время в стакане с
Кока – Колой гвоздь и монетки посветлели, очистились, а в воде – нет. А что
будет если на кофту, испачканную чернилами, налить «Кока­Колу» и
постирать, то от чернил не останется и следа. Не верите – проверьте! Мы
положили яйцо в стакан с «Кока – Колой». Через 3 дня вытащили яйцо, и
увидели, что оно стало коричневым. Скорлупа яйца стала мягкой. И что будет
с нашими зубами, если пить этот напиток каждый день. … А если ещё в стакан
с газированным напитком налить немного молока, то молоко осадком ляжет
на дне стакана.
Таким образом, проведя опыты, мы убедились, что Кока­Кола вредна для
организма человека: Кока­Кола вызывает расстройство желудка и разрушает
эмаль зубов. Но с другой стороны Кока­Колу можно применять в быту.
Значит, Кока­кола может быть и полезной. Пейте фруктовые и овощные соки!
Берегите своё здоровье с детства!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Машенька»

Программа саморазвития педагога

« Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников »

Кондратьева Ирина Викторовна

Образование - средне-специальное,

1 квалификационная категория.

Работа начата -01.09.2014 г.

Предполагается закончить -30.05.2017 г.

2014 - 2017

Оглавление:

Введение

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

Содействие распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

Содействие творческой исследовательской активности детей;

Стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

Содействие формированию у детей научной картины мира;

Популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приёмов и средств, однако все они укладываются в пять обще дидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их понимало. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребёнку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются , детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Актуальность темы:

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В ходе исследовательской деятельности формируются у детей начально-ключевые компетентности:

Социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом);

Коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений)

Информационная (через опыты, наблюдения дети получают знания)

Здоровьесберегающая (через беседы о пользе фруктов и овощей)

Деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения)

Я поставила перед собой

Цель:

Создавать условия для исследовательской активности детей;

Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Через задачи:

Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Изучить методическую литературу по данной теме;

Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Этапы реализации программы самообразования

Формы работы

Практический выход, примечание .

Сроки .

Теоретический этап. Изучение методической лит-ры.

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Интернет ресурсы

Изучение статей в журналах :

*Воспитатель ДОУ,

*Дошкольное воспитание,

*Ребенок в детском саду,

*Обруч.

Составление картотеки книг, статей из журналов.

В теч. 3 лет

Практический этап.

Работа с детьми

*Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

* Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

*Составление серии опытов для дошкольников.

* Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

*Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

*Открытые занятия.

В теч. 3 лет

Работа с родителями

*Консультация для родителей

*Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

*Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях »

*Консультации, участие в проектах, папки-передвижки,фото-выставки,

р екомендации .

В теч. 3 лет

Работа с воспитателями

* Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

*Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

*Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», *«Планирование работы с детьми по экспериментированию»

*Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

*Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

*Изучение опыта педагогов ДОУ

*Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

* Памятки о общих правилах исследовательского обучения.

*Оформление выставок литературы, дидактического материала.

*Проведение мастер-класса для педагогов.

В теч. 3 лет

Форма отчета

*Публикация статей в сетевых образовательных пространствах ;

*Проведение Дня открытых дверей для педагогов и родителей;

*Обобщение из опыта работы;

*Отчет на педсоветах;

*Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне

*Представление администрации аналитического отчета.

*Размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

*Презентации.

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

Желание улучшить образовательный процесс;

Разработка презентаций.

Разработка и внедрение дидактических материалов.

Разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах.

- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах.

Доклады и выступления по распространению опыта работы.

Форма самообразования : индивидуальная.

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2014-2015 учебный год

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии 1503 г. Москва (СП детский сад 1964)
Описание материала:
В течение учебного года 2014-2015 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год. Отчет по самообразованию будет полезен педагогам дошкольных организаций. Надеюсь, что данная тема заинтересует многих педагогов, а также родителей.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Содержание:
Детское экспериментирование должно строиться самим ребёнком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребёнка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они бы сами могли всё новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом (у нас имеется детский микроскоп, который подарили нашим детям родители).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствие посещаем НЛО (научную лабораторию открытий) , оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в здании ДОО.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НООД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На сайте ПЕДКОПИЛКА мной выложены эксперименты с водой, проводимые с моими детьми в этом году. Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на текущий год. В структуру детского экспериментирования входят:
1.Постановка проблемы, которую следует решить.
2.Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме « Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года: «Украшение участка к новогоднему празднику» - где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками;

«Наши зубки» - где проводились эксперименты с воздушными шарами и мы с детьми наблюдали за ростом зубов;


«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.




Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование»:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.

План работы по самообразованию на 2015 - 2016 уч. год

Воспитатель ИМАМИЕВА А.М. группы № 3 МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.

2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.

4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.

7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Литература :

1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.

2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.

7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».

8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.

9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.

11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.

12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.

14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.

17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Форма работы

выполнения

Участники

(дети, родители, педагоги)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме.

2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме.

3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи».

5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Сентябрь –

родители-

педагоги-

Консультация для родителей

«Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми»

Оформление информационных материалов по теме.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»

Анализ изученной литературы.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Накопительно - практический

1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете.

2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы:

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе.

6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня.

Октябрь –

педагоги-

родители-

Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования».

Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение.

Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

- Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Экологический проект «Моё дерево»

Проект «Хочу всё знать!»

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

4. Диагностика

5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

родители, дети-

педагоги-

Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать».

Фотовыставка «Юные исследователи».

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

Доклад на педагогическом совете детского сада.

Проведение открытой ООД (коллективный просмотр)

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выступление на семинаре-практикуме.

1.Продолжить работу с детьми по теме.

2.Корректировка планов.

3.Работа с литературой

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

Тема самообразования воспитателя

Касияди Татьяны Григорьевны

на 2016-2017 учебный год:

«Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших дошкольников».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

План работы 2016 - 2017 г.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течении года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг, статей из журналов

Разработка плана по теме самообразования.

План самообразования

Сентябрь-октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май

Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Семейный проект «Опыты на кухне»

НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта