Почему остап бендер назвал себя сыном турецкоподданного. Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей - Brenik — ЖЖ

Как стать знаменитым в либеральной тусовке

На его личном сайте в биографическом очерке под скромным заголовком «Человек эпохи Возрождения», следует подробное описание всех необыкновенных достоинств: режиссер, певец (драматический тенор), актер, телеведущий, продюсер, ученый-историк, политолог, поэт, литератор и общественный деятель, режиссер-постановщик трех музыкальных, шести драматических спектаклей, а также многих поэтических и музыкальных перформансов, «Человек года - 2003» Биографического общества при Конгрессе США и номинант Международного Биографического центра (Кембридж) (включен также в справочник «2000 выдающихся интеллектуалов XXI столетия»).

Его биография опубликована в энциклопедиях «Кто есть кто: русское издание» (переиздается, начиная с 2003 года). Основные эпитеты, употребляемые в прессе: «Человек эпохи Возрождения», «последний романтик», «блистательный бунтарь», «эстет от театра», «просто гений» (журнал «Огонек»), «концептуальный правдолюб» и т.д. и т.п. И последнее – он ко всему этому еще и академик! Написал господин Понасенков, и правда, немало. Как он сам уверяет, более двухсот семидесяти «научных статей». Но, бумага, как известно, все терпит.

Если бросить хотя бы беглый взгляд на фотографии популярного ныне в узких либеральных кругах Евгения Понасенкова (на фото) , обильно разбросанные по Интернету, то сходство со знаменитым «турецкоподданным» сразу же бросается в глаза. Тот же пиджак свободного покроя в мельчайшую калейдоскопическую клетку, галстук бабочкой, как на блистательно сыгравшем Бендера актере Юрском, белые штаны – хоть прямо сейчас в благословенное Рио-де-Жанейро!

Нет, правда, знакомой капитанской фуражки. Но зато на хорошо упитанной физиономии г-на Понасенкова всегда присутствует самое приятное выражение. Кажется, что только откроет рот, так тут же начнет вещать про четыреста сравнительно честных способов отъема у граждан денежных средств. Но нет, на публике он говорит исключительно об истории, декламирует стихи и даже поет.

Однако если разобраться в биографии этого «концептуального правдолюба» без телячьего восторга его либеральных почитателей, и не обращая внимание на исключительно правдивое выражение его лица, то тут же обнаружится, что этот «историк», хотя и учился на историческом факультете МГУ, но его не закончил и диплома о высшем образовании вообще не имеет. Как не имеет ни кандидатской, ни докторской диссертаций. То же касается и звания «академика». Он, конечно, – член, но вовсе не РАН, а некой Русской Академии Наук и Искусств (РуАН), вступить в которую, как известно, может каждый, достаточно уплатить членский взнос. Сотни таких «академий» расплодилось на российских просторах после краха СССР и начатых либералами «демократических реформ».

Говоря о своей семье, Понасенков гордо заявляет, что по материнской линии он - из потомственных аристократов, владевших домом в Санкт-Петербурге, а также дворцом и конным заводом в Крыму. Многозначительно добавляя при этом, что сам он любит вспоминать фразу Наполеона «моя родословная начинается с 18 брюмера», и «не придает большого значения родословной, прерванной катастрофой 1917 года».

Совсем уже в стиле Остапа на сайте описываются и другие достоинства обладателя красивого пиджака и галстука бабочкой с целью вконец поразить неискушенного читателя (цитируем дословно):
«…от психологического напряжения во время поставленного Понасенковым спектакля «Немецкая сага» (кстати, созданного по пьесе Юкио Мисимы «Мой друг Гитлер»); две зрительницы в разных концах зала упали без чувств».

«…Однажды, проходя мимо знаменитого Фонтана дружбы народов на ВДНХ, Евгений назвал его «Фонтаном дружбы уродов», после чего молва быстро подхватила это меткое замечание…»

Словом, он и «историк», и «академик», и творец народного фольклора, и поэт, и «певец» и на дуде игрец.

Своеобразное у господина Понасенкова и чувство юмора. Так, на своем юбилейном вечере (несмотря на молодость, он уже отмечает юбилеи) Понасенков сообщил, что однажды, когда его родственнику позвонили из военкомата, чтобы поздравить с Днем Победы, он заявил, что его дед воевал на стороне фашистов, что привело звонивших в ступор. После чего Понасенков со смехом сообщил, что так он проверял сотрудников военкомата «на наличие чувства юмора». Потом, правда, он объяснил это тем, что на его взгляд между гитлеровской диктатурой и государственным строем в СССР «не было никакой разницы».

Странная «правда» о войне 1812 года

Скандал вызвал уже первый «научный труд» Понасенкова - монография «Правда о войне 1812 года». В этом опусе Остап от истории возложил вину в развязывании конфликта на российскую сторону и обвинил в бездарности российское командование, включая императора Александра I и фельдмаршала Кутузова.

На взгляд Понасенкова, Россия сама была виновата, что в нее вторглись несметные полчища Наполеона, который будто бы всячески противился войне, якобы делал все возможное, чтобы ее избежать и вообще проводил «прогрессивные реформы».

Такая вот «оригинальная» точка зрения нашего Бендера от истории на Отечественную войну русского народа, героически отразившего невиданное иноземное вторжение. Но не кажется ли вам, что она что-то подозрительно сильно напоминает? Да, да, именно так говорил Геббельс, оправдывая нападение Гитлера на СССР! Мол, это Москва будто бы угрожала Германии, и фюреру ничего не оставалось другого, как отправиться на «освобождение» русского народа от Сталина и большевиков.

Разумеется, появление такого рода «исторической» книги сразу же вызвало в России бурю возмущенных откликов. Вот всего несколько комментариев, появившихся в интернете:

«Русская история многократно вымарана и переврана, как маститыми историками, так и историками дилетантами (фантастами от истории) один из таких дилетантов предстает перед нами со своим опусом, который гордо именуется монографией, то есть научным трудом «Правда о войне 1812 года». Это, как вы уже догадались, Евгений Николаевич Понасенков… Мне также кажется, что автору не мешает быть деликатней «в России русских хаять»… Книга по сути своей пустая… для исторической науки никакой ценности не имеет, так как не содержит ничего нового, доселе неизвестного. В разработке автором книги не использовались письменные материалы описываемой эпохи, скудно представлены очевидцы событий, экспертный материал, на который ссылается автор, является материалом специалистов в основном настоящего времени и, как говорится, авторов второй руки, то есть книга «автора об авторах».

И еще комментарий: «Я никак не могу понять, чем так не угодил Кутузов Е.Н. Понасенкову в своем произведении, он повторяет все исторические анекдоты и инсинуации. Судить о Кутузове смешно, история уже все рассудила, а остальное только словеса. Приводить в своей книге глупейшие высказывания графа А.Ф. Ланжерона, измышления о военной непригодности Кутузова графом Л. Л. Беннигсеном который за 43 года знакомства не смог понять человека, рядом с ним находящегося, или не желал понять Кутузова. На это можно возразить словами, сказанными Беннигсену самим Кутузовым: «Мы никогда, голубчик мой, с тобою не согласимся; ты думаешь только о пользе Англии, а по мне, если этот остров сегодня пойдет на дно моря, я не охну».

Свои оценку опусу дали и авторитетные историки. Так, кандидат исторических наук, главный хранитель музея-панорамы «Бородинская битва» Лидия Ивченко считает, что «отсутствие профессионализма, на наш взгляд, ярче всего проявляется в тех случаях, когда историк или тот, кто считает себя историком, пребывает в убеждении, что сам он находится вне идеологии, защищенный от её пагубного влияния «элементарным здравым смыслом».

Доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой истории Военного университета Министерства обороны РФ Игорь Шеин в обзоре постсоветской историографии войны 1812 года причисляет Понасенкова к «ультрарадикальному крылу», претендующему на сенсационность.

Лев Агронов в своей диссертации «Постсоветская российская историография Отечественной войны 1812 года» отмечает, что «в 2001 г. на стыке историографии и журналистики в России возникло принципиально новое явление, которое мы определяем как историческая публицистика о войне 1812 г. подчёркнуто „антипатриотической“ направленности, вызванное во многом современным стремлением к тотальному переписыванию истории с предельно негативными оценками всех аспектов российской действительности».

Досталось и Суворову

Досталось от Понасенкова на орехи и русскому военному гению Суворову. В своих писаниях Бендер от истории утверждает, будто Суворов – «не гений военный» и т.д.

Сергей Горский, возмущенный писаниями этого «историка», сделал в интернете большую подборку его клеветнических высказываний, язвительно комментируя все те нелепости, которые громоздит Понасенков о великом русском полководце.

Понасенков о Суворове: «Болезненно, клинически эксцентричен»…

Комментарий: «В книге Роберта Вильсона, английского агента при русской армии в 1812 году, говорится: «Даже эксцентрические манеры Суворова свидетельствовали о превосходстве его ума. Они вредили ему в глазах поверхностных наблюдателей, но он презрительно «игнорировал усмешки людей, менее просвещенных, и упорно шел по той дороге, которую мудрость предначертала ему для достижения высокой патриотической цели».

Вспоминает отставной сержант Иван Сергеев, находившийся при Суворове шестнадцать лет безотлучно: «Мнимое юродство Суворова имело великую цель и глубокое значение. Главным отклонением от обыкновенной жизни других - была привычка его вставать в полночь и несколько часов ходить обнаженным. Другие странности были последствиями сих первых. Нисколько уже не удивительно, что человек, вставший в 12 часов ночи, обедал в 8 часов утра.

Кто хотел приучить себя и своих воинов быть всегда готовыми к отражению врагов, к ночным переходам по лесам и полям, чтоб очутиться над головой неприятелей, тот должен был не знать обыкновенного сна и отдыха; вот что было главною причиною прекращения порядка в его жизни. Зато он будил войско свое до зари, и быстрые переходы его в ночное время дали повод к народной сказке о Суворове, мужичке-невидимке.

Его простота, воздержность, терпеливость, чуждая всякой неги, сродняли его с воинами, любившими его, как отца. Он примером своим учил, их переносить все трудности жизни. Любя простоту, Суворов иногда показывался во всем своем блеске, во всех своих звездах и орденах, но это было в торжественные Царские дни, в святой Церкви, где он преклонял седое чело до земли и пел за дьячка духовные песни. Такой пример благочестия воспламенял веру в сердцах воинов. Они считали его непобедимым, и были непобедимы с Суворовым».

Понасенков: «Швейцарский поход он проиграл, причём не Бонапарту, а его маршалу Массена».

Комментарий: «Неудачная эта кампания, - писал Д. Милютин, - принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа». Клаузевиц назвал выход из окружения «чудом». Энгельс считал, что этот переход «был самым выдающимся из всех совершённых до того времени альпийских переходов».

Суворов не только получил за этот поход звание генералиссимуса от императора Павла, но слава этих битв осталась в веках. Причём об этом помнят не только благодарные (в отличие от Е. Понасенкова) потомки, но и швейцарцы, которые бережно охраняют всё, что связано с именем Суворова.

Монахини водят «суворовские экскурсии», букинисты открывают музеи, а политики реставрируют на свои деньги дома-памятники. Сам же Массена сказал впоследствии: «Я бы отдал все свои 48 походов за 17 дней швейцарского похода Суворова».

Понасенков: Суворов «не жалел солдата в отличие от западников».

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецкое) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX -начале веков в Одессе, где проживало значительное число евреев, их численность увеличилась. В том числе из-за бежавших туда от погромов (в частности, из еврейского местечка Бендеры).

Очевидно, что Бендер учился в гимназии , так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там (роман «Золотой телёнок» , гл. XVII). Кроме того, в том же романе (гл. XIII), на упоминание Васисуалием Лоханкиным о сермяжной правде жизни , Остап Бендер со знанием дела замечает:

Сермяжная?.. Она же посконная, домотканая и кондовая? Так, так. В общем, скажите, из какого класса гимназии вас вытурили за неуспешность? Из шестого? … Значит, до физики Краевича вы не дошли?

«Двенадцать стульев»

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный».

Так в романе впервые появляется великий комбинатор.

По мнению ряда комментаторов романа (в частности, М. Одесского и Д. Фельдмана), описание свидетельствует о том, что в Старгород вошёл заключенный, неоднократно судимый и совсем недавно освободившийся, то есть преступник-рецидивист (мошенник, так как сразу после освобождения строит планы, связанные с мошенничеством). В самом деле, бездомный бродяга, не имеющий холодной весной (лед на лужах) ни пальто, ни носков, но путешествует в модном костюме и щегольской обуви:

«У него не было даже пальто. В город молодой человек вошёл в зелёном, узком, в талию, костюме».

Зато для рецидивиста тут нет ничего необычного. Квартиры у него нет и быть не должно - советским законодательством предусматривалось, что осуждённые «к лишению свободы» лишались «права на занимаемую жилую площадь» . Значит, бездомным он стал уже после первого срока, вернуться было некуда, и гардероб хранить ему было негде. Если «молодого человека лет двадцати восьми» арестовали до наступления холодов, то пальто он не носил. Туфли и костюм Бендер сохранил, поскольку их отобрали после вынесения приговора и вернули при освобождении, носки же и белье, которые арестантам оставляли, изветшали.

Аферы

Живость характера и любовь к денежным знакам позволяли Остапу проводить довольно остроумные аферы, жертвами которых становились большие группы людей одновременно.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Её члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьёзность затеи, что в конце концов явились с повинной в ОГПУ , а у одного из них Бендеру ещё дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера , дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с лёгкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырёх коней»), и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности. А после проведения турнира Васюки с передовой идеей шахматной мысли должны были стать новой столицей СССР (Нью-Москва), а впоследствии - и всего мира.

Получив в в своё распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

Убийство и воскрешение героя

В предисловии к «Золотому теленку» Ильф и Петров в шутливой форме рассказали о том, что к концу написания «Двенадцати стульев» возник вопрос об эффектной концовке. Между соавторами возник спор, убивать ли Остапа или оставить в живых. В конце концов, решили положиться на жребий. В сахарницу положили две бумажки, на одной из которых был нарисован череп с костями. Выпал череп - и через тридцать минут великого комбинатора не стало.

По свидетельству брата Е. Петрова - Валентина Катаева (в книге «Алмазный мой венец») сюжетная основа «Двенадцати стульев» была взята из рассказа А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценный камень был спрятан в одном из гипсовых бюстиков французского императора. За бюстиками охотилось двое преступников, один из которых в конце концов был прирезан бритвой своим сообщником . Кроме этого Катаев упоминает и о «уморительно смешной повести молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щетку».

«Золотой телёнок»

По мнению комментатора Даниэля Клугера , структура «Золотого телёнка» представляет собой классический детектив, элементы которого пародируются.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («12 стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом телёнке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива .

Образ Бендера в романах

Можно заметить, что образы Бендера в романах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» довольно сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, всё ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нём уже можно почувствовать живого человека, со всеми его болями, радостями и мечтами.

Бендер-"управдом" в некоторых подражаниях Ильфу и Петрову

Возможные прототипы Остапа Бендера

Основным прототипом Бендера считается Осип Шор . Он родился 30 мая в Никополе . В - пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр: с целью добычи средств к существованию представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации .

Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трёх его создателей (включая Валентина Катаева). От Катаева взяты черты наглого провинциала, от Петрова - неисчерпаемая страсть к шуточкам, от Ильфа - скепсис и элементы разочарованности. Таким образом, Бендер уникален тем, что в его характере, как в калейдоскопе, проворачиваются характеры трёх совершенно разных лиц, что придаёт ему незаурядную художественную глубину.

Бендер на экране

Исполнитель роли Режиссёр фильма Дата выхода на экран
Игорь Горбачёв Александр Белинский
Игорь Горбачёв - первый Остап Бендер на телеэкране. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения «12 стульев» .
Сергей Юрский Михаил Швейцер
Сергей Юрский стал первым Остапом Бендером в кино, снявшись в экранизации «Золотой телёнок» 1968 года . Считается, что именно Юрскому удалось создать наиболее точный образ Бендера из «Золотого теленка». Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского (1935 года рождения) составлял 33 года, в полном соответствии с романом: «Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.. »
Фрэнк Ланджелла Мел Брукс
Фрэнк Ланджелла сыграл Остапа Бендера в американской экранизации «12 стульев » . Единственный из исполнителей в экранизациях романа, отвечающий авторской характеристике: «28 лет» (то есть молодой, а не зрелый мужчина, как все остальные), «с военной выправкой».
Арчил Гомиашвили Леонид Гайдай
Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в картине Леонида Гайдая «12 стульев» и в фильме «Комедия давно минувших дней» Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году . В картине Гайдая Бендер говорит голосом Юрия Саранцева , из-за хрипа заболевшего Гомиашвили (по другой версии - поскольку в речи Гомиашвили присутствовал грузинский акцент) . Хотя возраст Арчила Гомиашвили не совсем соответствовал указанному в романе возрасту Бендера, многие считают его Бендера лучшим Бендером из всех экранизаций «Двенадцати стульев».
Андрей Миронов Марк Захаров
Андрей Миронов сыграл роль Остапа Бендера в четырёхсерийном фильме-мюзикле «12 стульев» . Его роль считается одним из классических исполнений Бендера.
Сергей Крылов Василий Пичул
Певец Сергей Крылов сыграл Остапа Бендера в фильме Василия Пичула «Мечты идиота» (). Фильм был снят по сценарию, написанному по мотивам произведений Ильфа и Петрова, и являл собой осовремененную, «новорусскую» версию книги, где действие происходит в 1990-х годах, а Бендеру около 40 лет. Большой популярностью этот фильм не пользовался.

Наш народ в душе холоп, и у него еще отложен жирок со сталинских времен как понятие того, что государство не бросит тебя, поможет в трудную минуту, если ты живешь, не нарушая закона. Государство все еще отчуждено от нас как представления о государственной собственности, что она кому как.
Поэтому не пользуется у нас вниманием книга «Как закалялась сталь», хотя по рейтингу читаемости она стоит на третьем месте в мире после Библии и цитат Мао Цзе Дуна. Как у китайцев, у которых Родина на первом плане, и герой автора книги Николая Островского, который идет перед любимой с ее хахалем в рваных калошах, но горд чувством братства с трудящимися всей страны.
А нам ближе книга Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и привлекателен ее герой Остап Бендер, хотя и проходимец, но свой проходимец из-за нашего легкомыслия как быдла, что мы не осознаем, что он негодяй до такой степени, что таких негодяев надо не только опасаться, но искоренять.
То есть как Чубайс, так и Остап Бендер не могли ничего дать народу, а только предприятия, чтобы самолично обогатиться за счет того, чтобы обмануть народ, растоптав его надежды. Нет, Остапом Бендером можно себя представить. Это привлекательно, когда ты обманываешь кого-то, а не тебя. Но давайте тогда изменим конституцию страны, что государство не обещает нормальной жизни честным трудящимся, а дает место в рядах граждан Остапам Бендерам, что мы не осуждаем их хотя бы морально, считая негодяями, а как успешных бизнесменов, который облапошит тебя же тут же. Всучит ненужную вещь за большие деньги. И пойдет по этой лестнице выше. А ты как вся страна будешь сосуществовать как народы Африки, когда экономика как в странах третьего мира в кризисе, потому что народ еще не понял, что такое коррупция. Что такое Остап Бендер, Чубайс.
Как Чубайс воскликнул, когда еще поначалу чувствовал свободу действий в своих реформах после правления Ельцина, что в ответ на замечание, что переморозит Приморье, что фраза приобрела исторический смысл: «Не вписались в рыночные отношения».
Мы еще не поняли, что такое рынок, что есть кто продает, кого продают и в связи с этим значение слова «негодяй».
Но у нас внутри свобода и демократия продиктованная Западом и разработанная по планам ЦРУ. Недаром так они оберегали и финансировали наших диссидентов. И мы не то чтобы сочувствуем Остапу Бендеру как герою, но про себя с воодушевлением думаем, что и мы так могли действовать, как он, подвернись подобная ситуация.
Гоголь писал о том, что беда России дураки и плохие дороги. И мы не представляем как тяжело быть такой сволочью, как Остап Бендер, чтобы не только посмеяться над святыми, лучшими чувствами шахматистами как преданности искусству до того, чтобы растоптать их. Обратить в ничто, после чего как мечта повержена в прах Васюки могут показаться не только черной дырой, но шахматы из очарования ими такой увлекательной игры покажутся бессмыслицей, если какой-то жулик тем, что так грубо посмеялся над ними, только для того, чтобы нажиться. Рыночные отношения, на которых они ничто.
А Остап Бендер действительно смотрел на этих шахматистов как на стадо баранов, увлеченных на такой безделушке, как на шахматах, до того преданно и наивно, что если на этом сыграть, представившись шахматным гением, то они не только поверят в это, но дадут деньги на мероприятие.
Вся беда в том, что схема списания этого случая является классической и она до стопроцентной вероятности повторилась в предприятии ваучеризации страны как со стороны верхов, кто ее проводил, Чубайса, так и со стороны низа, масс. А схожесть ситуации поразительная.
Как, например, в книге Остап Бендер знал, что первый ход е2-е4 ему ничем не грозит. Так и в проведении ваучеризации Чубайс то и дело выступал с экрана телевизора, обещая за ваучер две «Волги».
И в том, и в другом случае идеи были здравомыслящие, так как, если б каждый трудящийся мог не обладать двумя «Волгами» как собственностью, а контролировать производство на такую сумму, то этот контроль мог поставить экономику всей страны под контроль. И был бы Остап Бендер выдающимся шахматистом с организацией турниров в Васюках, разве б они не приобрели всесоюзное значение с вытекающими отсюда последствиями.
Остап Бендер был красноречив в деле обретения особого статуса Васюками в масштабах страны: и дополнительных клубов для шахмат, и транспорта сообщения с Васюками, и представительства его как города шахмат.
А Чубайс ведь говорил от лица государства всей страны, выдвигая либеральные идеи развития как лицо власти. И если они лопнули, что ваучер был равноценен бутылке, такая власть.

Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей (евр. рас.: אוֹסטָפּ סוּלֶאִימָן בֶּרטָה מָרִיאָה בֶּנדֶר-בֶּי) (не путать с роботом Бендером!) — сын турецкоподданого, потомок янычар, идейный борец за денежные знаки. Главный герой двух самых известных произведений советских писателей Ильфа и Петрова.

Малоизвестные факты ....
В XXI веке мало кто знает, что формулировка «сын турецкоподданного» для 1910—1920 годов означала не «сын турка», а «сын уехавшего в Палестину еврея». Ровно с такой же долей вероятности это может означать, что отец Остапа эмигрировал, как и тысячи других, в Константинополь. Но на самом деле, речь тут, конечно, о другом. Во время оно, когда для евреев существовала черта оседлости и ряд других прелестей Российской Империи, изрядно портивших им жизнь, многие из бессарабских и херсонских евреев, уплатив некоторую сумму падким до наживы туркам, принимали турецкое подданство, становясь таким образом иностранными гражданами. С этого момента по отношению к ним переставало действовать большинство ограничений на места проживания, учебу, службу и т. п. Очевидно, что папа гражданина Бендера также решил распрощаться с нелегкой судьбой российского еврея и стать евреем турецким. Палестина в те времена входила в состав Османской империи, и, соответственно, уехавшие на историческую родину жыды становились турецкоподдаными. Да и вообще, в Российской Империи лучше было быть турком, чем жыдом, я гарантирую это. Мем же «сын турецкоподданного» появился в этой стране как раз вначале ХХ века, когда после революции уехавшие в османскую палестину русские ержи стали возвращаться в эту страну, с приплодом естественно, который и стали называть «сын турецкоподданого», сейчас многим непонятно, а тогда было смешно.

Фразой «чтите Уголовный Кодекс!» Бендер троллил несчастных доверчивых слоупоков. Хотя формально «Союз меча и орала» можно было рассматривать как контрреволюционную деятельность. Году эдак в 1937 (то есть всего 10 лет спустя после событий «12 стульев») за такой фокус его просто поставили бы к стенке.

Тем не менее авторы какбэ намекают, что наш герой уже был судим: «Носков под штиблетами не было», так как носки пришли в негодность за время отсидки. Помимо отсидки, закончившейся в 1927 году (время действия «12-и стульев»), Остап имел как минимум еще одну: «Когда все пропуска были выданы и в фойе уменьшили свет, Яков Менелаевич вспомнил: эти чистые глаза, этот уверенный взгляд он видел в Таганской тюрьме в 1922 году, когда и сам сидел там по пустяковому делу»

Важное дополнение для школьников: нужно заметить, что все эти факты являются домыслами (результатами литанализа) двух еврейских расовых жыдов — Фельдмана и Одесского, которые выпустили романы со своими комментами. Да, их доводы выглядят убедительно; да, кроме них никто вообще не анализировал; но все же не надо воспринимать их слова, как истину в последней инстанции. Пробуйте сами, вчитывайтесь, размышляйте, да и улыбнется вам удача!

Разумеется, существовал и прототип Остапа Бендера IRL, брат одного из одесских знакомых Ильфа и Петрова, Осип Шор (гуглить самостоятельно). Как минимум внешность, характер и повадки этого человека в романе сохранены, но, конечно, похождения и аферы собраны с куда более широкого круга лиц.

Полина Виноградова, Челябинск . «Русская планета », 7 июня 201 5

Челябинск прославился как Танкоград благодаря своему танковому заводу. В строительстве предприятия принимал активное участие Осип Шор - человек, который признан основным прототипом Остапа Бендера, героя романов «12 стульев» и «Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

«Русская планета» собрала подробности биографии Осипа Шора, которые не выглядят бледно даже на фоне приключений великого комбинатора.

Одесские аферы

Долгое время считалось, что Осип Шор родился в Одессе, - рассказывает корреспонденту РП историк Борис Оксенкруг. - Но потом нашлись документы, по которым удалось установить, что его родина - маленький городок Никополь. Там у его отца был магазин, мельница и маленький свечной заводик. В Одессу купец 2-й гильдии Беньямин Шор с женой Куней перебрался только через год после появления на свет сына Оси, который родился 30 мая 1899 года. Новость, что прототип Остапа Бендера оказался не одесситом, а никополианцем, очень огорчила столицу юмора, которой льстило звание родины великого комбинатора.

В семье Шоров был еще один ребенок - Натан. В начале прошлого века он стал известным поэтом-футуристом и взял себе псевдоним Анатолий Фиолетов. А его младший брат Осип предпочитал, чтобы друзья называли его на украинский манер - Остапом, и даже подписывался этим именем. Об этом в книге «Алмазный мой венец» упоминает Валентин Катаев, который, собственно, и познакомил Илью Ильфа и Евгения Петрова с их будущим героем. Он прямо указывает на него как на прототип турецкоподданного: «Остап Бендер написан с одного из наших одесских друзей. Он был старшим братом одного замечательного поэта-футуриста... Брат футуриста был Остап, внешность которого авторы сохранили в своем романе почти в полной неприкосновенности: атлетическое сложение и романтический, чисто черноморский характер. Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом, принявшим угрожающие размеры...»

До того, как попасть в уголовный розыск, Осип Шор окончил мужскую гимназию Илиади - ту самую, где по воле авторов потом «учился» и Остап Бендер, - продолжает Борис Оксенкруг. - Осип питал склонность к точным наукам. Из всех гуманитарных предметов он проявлял интерес лишь к правоведению. Хорошее знание законов впоследствии очень пригодилось прирожденному авантюристу. После окончания гимназии он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, но вскоре бросил вуз. А на жизнь зарабатывал карточными играми - таких людей тогда называли катранщиками. В этом качестве он преуспел больше, чем в учебе, с легкостью обыгрывая даже профессиональных шулеров.

Заветной мечтой Осипа было эмигрировать в Бразилию или Аргентину. Мечтая о дальних странствиях, он и одевался соответственно: носил светлую одежду, белую капитанскую фуражку и шарф. При его высоком росте - 1 м 90 см, в таком образе он выглядел впечатляюще.

В 1916 году отчисленному студенту пришла повестка в армию. Чтобы избежать воинской службы, он провернул свою первую аферу.

По национальности Осип Шор был евреем, - говорит Борис Оксенкруг. - Но он решил выдать себя за турка - детей иностранных подданных в армию не брали. Придумал себе турецкого отца, подделал документы и без проблем избежал призыва. Да еще и сумел заработать на своей идее - помог нескольким землякам за небольшую плату стать «греками» и «курдами». Это афера Осипа Шора подтверждена документально. Достоверность нескольких остальных вызывает большие сомнения, скорее их можно отнести к области фольклора.

Если верить городским мифам Одессы, то на следующую аферу Осипа Шора вдохновила случайная находка. Однажды на проселочной дороге он увидел курицу, у которой по неизвестной причине выпали все перья. Другой бы прошел мимо, а Остапа сразу же осенила идея, как сколотить капитал на больной птице. Он основал фирму «Идеальная курица», объявил себя профессором и стал читать лекции, объясняя, что это голое существо - плод трудов одесских селекционеров. Они сумели вывести породу, которую не нужно ощипывать, а можно сразу класть в суп или отправлять в переработку на мясо. Представители многих птицефабрик юга России заинтересовались открытием и заключили контракты на поставку чудо-птиц, внеся предоплату. Но когда пришло время получить первую партию «идеальных кур», директор исчез в неизвестном направлении.

Когда шум стих, великий комбинатор вернулся в Одессу и открыл новую контору - по продаже индульгенций. Отпущение грехов было очень востребовано среди налетчиков, которые хотели заранее спасти свою душу, отправляясь на дело. Решив увеличить доход, Осип начал продавать места на небесах - нарисовал схему рая и предложил каждому выбрать, где он окажется после смерти, по своему вкусу и карману. Лучшие места охотно раскупали состоятельные одесситы. Преуспевающий бизнес работал под прикрытием местных священников, которые получали процент с доходов. Но прикормить полицию Осип Шор не сумел, и контору пришлось закрыть.

Рассказывают, что периодически турецкоподданный зарабатывал, консультируя бандитов и придумывая для них схемы ограблений. Так, однажды он нащупал слабое место одного из местных банков - печные трубы. Банде Васьки Косого он посоветовал не взламывать дверь, а переодеться трубочистами и спуститься внутрь по веревке. Ограбление прошло идеально, а Осип Шор получил свою долю от добычи.

Беня Крик против Бендера

В 1916 году Осип Шор предпринял еще одну попытку построить честную карьеру и поступил на механический факультет Санкт-Петербургского института. Но началась гражданская война.

Октябрьскую революцию Осип Шор встретил в Петербурге. Вскоре он решил вернуться в родную Одессу, подальше от небезопасных исторических событий, - рассказывает корреспонденту РП литературовед Ирина Ваганова. - Дорога домой через охваченную огнем страну заняла 10 месяцев. Шор пережил множество приключений, с которыми мы все прекрасно знакомы по романам Ильфа и Петрова. Чтобы заработать на пропитание, он выдавал себя за гроссмейстера и давал сеансы одновременной игры, хотя толком и не знал шахмат. В роли пожарного инспектора обирал учреждения, попадавшиеся ему по пути. Устроился художником на пароход, курсировавший с агитационными рейсами по Волге. Выдавал себя за представителя некой подпольной антисоветской организации и собирал тайные взносы на правое дело борьбы с большевиками. И даже женился на немолодой пышнотелой владелице мясной лавки, которую мы знаем, как мадам Грицацуеву. На ее содержании он пережил голодную зиму.

Вернувшись в Одессу, Осип Шор решил не ссориться с новой властью. Он поступил на службу в Одесский уголовный розыск, получив должность оперуполномоченного по борьбе с бандитизмом. Физическая форма позволяла: Осип с детства занимался классической борьбой, увлекался гирями. А его успехи в футболе были настолько впечатляющими, что один из первых российских летчиков и чемпион Европы по велоспорту Сергей Уточкин предрекал, что Ося Шор когда-нибудь станет мировой звездой этого спорта.

Хорошее знание преступного мира сделало нового опера настоящей находкой для уголовного розыска. Настолько, что легендарный - который и сам стал прототипом Бени Крика из рассказов Исаака Бабеля - «заказал» слишком ретивого сотрудника. Тот нанес банде, контролировавшей Молдаванку, серьезный урон: раскрыл дела об ограблении двух банков и мануфактуры, взял с поличным нескольких налетчиков и выбил из них показания.

Трудно поверить, что прототипы Остапа Бендера и Бени Крика люто ненавидели друг друга, но этот так. Япончик объявил Осипа Шора своим личным врагом и поклялся ему отомстить. Первое покушение окончилось неудачно - Осип Шор уцелел в перестрелке в кафе, не получив и царапины, а четверо киллеров, как мы бы сейчас их назвали, погибли, - рассказывает Борис Оксенкруг. - Тогда бандиты предприняли новую попытку. Но по ошибке убили старшего брата Шора - Натана, который как раз собирался жениться и вместе с невестой выбирал мебель для их будущего дома. Получив известие о его смерти, Осип не спал несколько дней. Не был даже на похоронах брата. Громил малины, выбивая адрес убийцы. И сумел его узнать. Ворвавшись в квартиру, где бандит как раз гулял вместе с несколькими налетчиками, он расстрелял их всех из маузера. А убийцу брата поставил на колени и уже собирался застрелить, но увидел, что за сценой казни их отца с ужасом наблюдают пятеро маленьких детей. Осип Шор не смог нажать на курок. Разрыдавшись, он вместе с помилованным бандитом, раскаявшемся в своем преступлении, до самого утра пил самогон и читал стихи покойного брата. А наутро навсегда покинул Одессу и уехал в Москву, поклявшись никогда больше не брать в руки оружия.

Там Осип Шор почти сразу же угодил в Таганскую тюрьму - за пьяную драку с человеком, который оскорбил его спутницу. Но вскоре вышел на свободу: как только пришли данные из Одесского УгРо, его выпустили. Герою борьбы с бандитизмом предложили поступить на работу в Петроградский уголовный розыск, но он не изменил своего решения больше никогда не убивать людей.

В этот период своей жизни Осип Шор часто жил на квартире своего близкого друга - одессита Юрия Олеши. Историю своей богатой на приключения жизни Осип рассказал другому своему земляку - писателю Валентину Катаеву. А тот познакомил его со своим младшим братом Евгением Петровым и его лучшим другом - молодым журналистом Ильей Ильфом. Результатом этой исторической встречи стало появление на свет Остапа Бендера, приключения которого частично заимствованы из биографии Осипа Шора.

В 1934 году, когда роман «Двенадцать стульев» стал культовым и разошелся огромными тиражами, Осип Шор решил, что ему причитается часть гонораров, - рассказывает Ирина Ваганова. - Он пришел к Ильфу и Петрову и потребовал заплатить деньги за то, что они пересказали его истории. Авторы подняли его на смех, заявив, что Остап Бендер - это образ собирательный. Тогда Осип утроил крупный скандал и потребовал как минимум воскресить героя, погибшего в конце книги. Авторы согласились, и этот компромисс привел к написанию продолжения - романа «Золотой теленок».

Остап Бендер строит ЧТЗ

Прочитав объявление в газете, что на стройке пятилетки - первом в стране тракторном заводе - требуются рабочие, Осип Шор отправился в Челябинск. Приехав на Урал, обнаружил, что директором Челябинского тракторного завода работает его старый знакомый - одессит Василий Ильичев. Тот пристроил приятеля на должность снабженца.

В большинстве источников указано, что Осип Шор приехал в Челябинск в 1934 году и проработал на заводе до 1937 года, - рассказывает корреспонденту РП историк Сергей Спицын. - Но в государственном архиве Челябинской области сохранились документы, из которых следует, что он работал на ЧТЗ с 13 июня 1931 года по 20 октября 1932 года. Это подтверждают и сотрудники музея Челябинского тракторного завода: Василий Ильичев являлся директором предприятия с 11 мая 1931 года по 29 сентября 1932 года. А значит, челябинский период в жизни Осипа Шора никак не мог продлиться три года. К сожалению, личное дело Шора не сохранилось - оно было уничтожено за истечением срока давности. Однако известно, что в нем было 29 страниц - в несколько раз больше, чем у многих сотрудников, проработавших на ЧТЗ всю жизнь. Какие аферы великого комбинатора в нем были описаны, остается только догадываться.

Городской фольклор рассказывает, что Василия Ильичева арестовали как «врага народа» в 1937 году в его собственном кабинете. Осип Шор случайно оказался рядом и не смог спокойно наблюдать, как НКВД арестовывает друга, которому он был многим обязан. Попытался его защитить, началась потасовка. В результате арестовали и самого Осипа. В Челябинске верят, что он сумел сбежать, пока его вели в «воронок».

Первый директор ЧТЗ Василий Ильичев действительно был репрессирован, но не в 1937, а в 1938 году, и не в Челябинске, а в Москве, - продолжает Серей Спицын. - Присутствовать при его аресте Осип Шор никак не мог, поскольку за экономические преступления, совершенные на должности снабженца, получил пять лет лагерей. Это, кстати, очень мягкий по тем временам приговор - по всей видимости, судьи учли героическое прошлое Шора. Начало Великой Отечественной войны он встретил за колючей проволокой. И сбежать сумел только по дороге на фронт, куда попросился добровольцем, чтобы получить свободу.

Сбежав, Осип Шор долго скрывался от властей и пытался прорвать блокаду Ленинграда - попасть в окруженный город и найти своих родных. Но ему это не удалось. Зато с помощью Юрия Олеши он смог добиться амнистии и перейти на легальное положение. От пережитых потрясений у него началась экзема, которая переросла в рак кожи.

После войны Осип продолжал поиски. Ему удалось выяснить, что мать умерла от голода в блокадном городе. Но он сумел отыскать младшую сестру Эльзу (дочь его матери от второго брака), которую эвакуировали в Ташкент, и отправился за ней.

Это звучит совершенно невероятно, но Осип Шор сумел победить рак, успешно излечившись от этой смертельной болезни, - говорит Ирина Ваганова. - К сожалению, не сохранилось подробностей, как ему это удалось. Вместе с сестрой он переехал в Москву и 15 лет проработал проводником поезда Москва–Ташкент. На пенсию вышел по инвалидности, поскольку почти полностью потерял зрение. Незадолго до смерти Осипа Шора была издана книга Валентина Катаева «Алмазный мой венец», и вся страна узнала, кто реальный прототип любимого героя. Осипа буквально атаковали журналисты. Но он категорически отказывался давать интервью, решив сохранить свои тайны. Умер в Москве, в 1978 году. Похоронен на Востряковском кладбище.

На родине, в Никополе, Осипу Шору установили памятник. На его основании написано: «Никопольчанину Осипу Шору. Он же сын турецкоподанного Остап-Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер-бей, он же Остап Ибрагимович, он же прототип великого комбинатора Остапа Бендера (И. Ильф и Е. Петров)».