Произношение имен прилагательных правило. Конспект урока русского языка «Произношение и употребление имен прилагательных в речи
Конспект урока русского языка
Тема: «Произношение и употребление имен прилагательных в речи»
Цели и задачи:
-углубление представления о роли прилагательных в речи;
-отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;
-определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление;
- отработка умения правильно употреблять прилагательные в речи, уметь находить их в тексте
- отработка произношения прилагательных
Ход урока:
Оргмомент. Здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Определение темы урока.
На доске записана дата. Тему урока учитель предлагает учащимся определить самостоятельно.
Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату.
Учащийся задаёт вопрос:
Светлана Николаевна, а тема у нас сегодня какая?
Учитель:
А вот тему урока вы сегодня определите сами, но только чуть позже. А пока оставьте одну строчку и выполните, пожалуйста, следующее задание.
На проекторе - небольшой текст с пропущенными орфограммами. Учащиеся переписывают его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и объясняя правила написания. Отвечают представители команд под номером 1 .Находят прилагательные, подчеркивают их . Представители под номером3 озвучивают ответ.
Учитель:
Теперь посмотрите на карточки с утверждениями, прочитайте их. Возьмите половину альбомного листа. Начертите 2 столбика. Озаглавьте правый «До» , левый- «После» . В правом напишите номера утверждений и согласны вы с ними или нет. (Эй ар гайд даётся 15 сек ) .
Сейчас я предлагаю вам еще раз прочитать текст, который вы записали в тетрадь. Попробуйте убрать из него все прилагательные. Что получится? В левый столбик запишите изменилось ли ваше мнение после повторного прочтения. Обсудите ответ в команде (Синглраунд робин - однократное обсуждение в кругу; дается 15 сек ) Отвечают представители команд под номером 4.
А теперь попробуйте определить тему урока (обсуждение в кругувсей командой Финк-райт-раунд-робин, дается 2 минуты). Ответ обсудите в команде.
Дети записывают свои ответы, обсуждают в команде. Листы с ответами вывешиваются на доске.Учительозвучивает тему.
Молодцы! Справились с задачей. Запишите тему урока в тетрадь.
III . Работа по теме урока.
Откройте, пожалуйста, учебники на странице 109, выполните упражнение 242 письменно (время выполнения 5минут). Отвечают учащиеся под номером 2.
Теперь приступим к выполнению творческого задания. Запишите прилагательное СВЕЖИЙ на половину альбомного листа, составьте с ним все возможные словосочетания, потом прочертите линию после вашего последнего ответа. Время выполнения задания 15 секунд . Дети пишут.
Возьмите эти листочки, ручки и начните двигаться по кругу. Ваша задача- записать как можно больше идей одноклассников. Дается 2 минуты (Стёзе класс- добавление новых идей к своему списку ) . Учитель опрашивает выборочно.
Садитесь. Проверим значение этого прилагательного по «Толковому словарю» С.Ожегова.
На экране проектора учащиеся читают значение слова.
Что нового вы можете добавить в свой список? (дети дают ответы) Сейчас попробуйте записать как можно больше синонимов к этим словосочетаниям, составьте с ними 2-3 предложения (дается 3минуты) .
Учащиеся зачитывают свои ответы.
Молодцы! Запишите, пожалуйста, домашнее задание упр.247. Обобщим изученное на уроке:
1) Какова роль прилагательных в речи?
2) Что позволяет избежать речевых ошибок при использовании прилагательных в тексте? (наличие синонимов, антонимов).
Спасибо. Можете быть свободны.
Тезисы:
Имена прилагательные делают речь образной, красочной
Имена прилагательные называют признак предмета
Без использования имен прилагательных невозможно дать точное описание предмета
Некоторые имена прилагательные (эпитеты) используются как средство художественной выразительности
Имена прилагательные имеют полную и краткую форму
Имена прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемым
Имена прилагательные в предложении всегда являются определением
Имена прилагательные делятся только на 2 разряда: качественные и относительные
Приложение
Задание1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм .
Задание 2 . Подчеркните все прилагательные как члены предложения. Определите их разряд.
Утро. Выглядываю в окно и (не) узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок…ми, свеж…ми снегами, завалившими чащу елей,- син…е, огромное и уд…вительно нежное небо. Такие яркие, радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам в январ(?)ские м…розы. И особенно х…р…ши они сегодня над свеж…м снегом и з…леным бором. Со(?)нце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на в…ршинах сосен, на их пышных з…леных венцах, уже играет з…лотистый солнеч(?)ный свет. И сосны зам…рли под глубоким небом. (И.А Бунин)
Цели урока : 1) совершенствование умения пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, лексических, грамматических норм;
2) формировать навыки использования прилагательных в собственной речи с учётом их точного лексического значения и требования лексической сочетаемости.
I. Проверка умения проводить морфологический разбор прилагательных (проверка домашнего задания).
II. Повторение сведений о типах норм, существующих в русском языке (упр. 876).
III. Совершенствование умения использовать орфоэпический словарь для определения правильного произношения имён прилагательных (упр. 877).
IV. Отработка умения образовывать и правильно произносить формы степеней сравнения и краткие формы качественных имён прилагательных (упр. 878, 879).
V. Составление словосочетаний со сходными по звучанию однокоренными прилагательными с учётом требования лексической сочетаемости (упр. 880, 882).
В сильном классе попросим учеников вспомнить термин, которым называют однокоренные слова, сходные по звучанию, но различные по значению и лексической сочетаемости (паронимы).
VI. Определение домашнего задания.
Д. з.: упр. 881, или 883, или 884 (по выбору учащихся).
Примерное распределение времени урока : I этап – 5 мин., II этап – 3 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 2 мин.
Урок 170.
Тема. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в речи. Закрепление (§ 67).
Цели урока : 1) совершенствование умения использовать прилагательные-паронимы с учётом особенностей их значения и употребления в речи;
2) организовать наблюдение за использованием в речи прилагательных с особой стилистической функцией и учить употреблять прилагательные с выразительной функцией в собственной речи;
3) обобщить изученное по теме «Имя прилагательное» на основе морфологического разбора разных форм этой части речи.
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся высказываются по содержанию домашней работы, записывают наиболее удачные словосочетания или предложения, составленные одноклассниками при выполнении выбранных ими упражнений.
II. Тренировка в умении исправлять речевые недочёты в употреблении прилагательных (упр. 885).
В слабом классе можно дать слова для справок: памятный, вязкий, вольнолюбивый, бездеятельный.
III. Наблюдение за образной функцией прилагательных в речи (упр. 887), анализ художественного текста, упр. 890).
Задание 1. Выразительно прочитайте текст. Какие чувства передаёт автор? Определите тему и главную мысль текста.
Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах -- все было мягко, бело, молодо. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег.
(По А. Чехову)
Задание 2. Какие виды описания использует автор? Слова какой части речи выполняют особую роль в создании описания? Докажите, что имена прилагательные позволяют описать не только состояние природы, но и состояние человека. Подумайте, какой эпитет передаёт ощущение свежести, новизны, которое испытывает автор.
Задание 3 . Подчеркните все имена прилагательные как члены предложения. Попытайтесь объяснить, почему слова первый, ярче не являются именами прилагательными.
Задание 4 . Проведите морфологический разбор одного прилагательного в краткой форме (на выбор) и прилагательного в форме сравнительной степени.
Анализируя текст, пятиклассники определят радостное, бодрое настроение, которое передаёт автор. Тема текста – «Первый снег». Автор передаёт мысль о том, что первый снег очень украшает природу и оживляет всё вокруг. Природа выглядит обновлённой, и это радует ощущением новизны, молодости, свежести. Ученики отметят роль в тексте эпитета молодой, который используется автором трижды. Тип речи – описание природы и описание состояния человека. В создании описания особая роль отведена прилагательным в полной, краткой форме и в простой форме сравнительной степени.
Ударение в именах существительных
1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге:
визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́ .
2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):
А́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле ; сдача дома намечена на второй кварта́л) ;
А́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
Прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ;
Ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние ;
Ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен .
3. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
-ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние ;
Обратите внимание на то, что этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить – мышле́ние, уве́домить – уведомле́ние ).
-ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты) ;
-о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .
Обратите внимание на произношение слова знамение : в любом значении ударение ставится на первый слог (крестное зна́мение, зна́мение времени ).
4. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
-ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение – ана́лог );
-́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;
-ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр ;
-́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр
.
Исключения:
амперме́тр, вольтме́тр.
Ударение в именах прилагательных
1. Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, -чат-, обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные:
ку́хня – ку́хонный (!), отхо́д – отхо́дный, перехо́д – перехо́дный, пу́рпур – пу́рпурный и пурпу́рный, уста́в – уста́вный (!), факси́миле – факси́мильный (!), экспе́рт – экспе́ртный (!), а́вгуст – а́вгустовский (форма августо́вский допустима, но всё же нежелательна), ева́нгелие – ева́нгельский, зна́харь – зна́харский, о́трок – о́троческий, Украи́на – украи́нский (!), гу́бка – гу́бчатый, коро́бка – коро́бчатый, ско́ба – ско́бчатый.
В то же время возможны и отклонения от этой модели.
Кроме того, следует учесть, что суффикс -чат- чаще всего является безударным (ру́бчатый, ла́пчатый, стре́льчатый, иго́льчатый, жело́бчатый ), но в ряде прилагательных ударение падает именно на суффикс (брусча́тый, внуча́тый, крупча́тый, зубча́тый , но в сложных словах – мелкозу́бчатый, двузу́бчатый ).
2. Прилагательное с окончанием -ой всегда имеет ударение на последнем слоге:
бортово́й, валово́й (!), первоочередно́й, ножево́й, объездно́й, спиртово́й (!), супово́й.
3. Прилагательные с суффиксом -ов-, -ев-, образованные от двусложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные:
бо́мба – бо́мбовый, ве́реск – ве́ресковый (!), гру́ша – гру́шевый (допустимо – грушо́вый ), джи́нсы – джи́нсовый и джинсо́вый, и́ва – и́вовый, ма́нго – ма́нговый, ми́нус – ми́нусовый (допустимо – минусо́вый ), моде́рн – моде́рновый (в речи молодежи распространена форма модерно́вый , но она не является нормативной), пи́ки – пи́ковый, пи́хта – пи́хтовый, сли́ва – сли́вовый (!).
Обратите внимание на разное ударение в однокоренных прилагательных (вишнёвый, лаврови́шневый ).
Но действие общей тенденции может приводить к переносу ударения на суффикс или окончание прилагательного. Особенно много колебаний наблюдается при образовании прилагательных от односложных существительных с помощью суффиксов -ов-, -ев-.
Ср.: сохранение ударения на первом слоге: ге́рбовый, ма́ршевый ; перенос ударения на суффикс или окончание: пухо́вый, басо́вый, тигро́вый, мохово́й, валово́й, ножево́й, супово́й, спиртово́й.
В ряде случаев ударение зависит от значения прилагательного и от сочетаемости.
Ср.: семейство ла́вровых – лавро́вый лист; языково́й барьер – языко́вая колбаса, временны́е категории – вре́менные трудности, домо́вая книга – в доме живёт домово́й.
4. В прилагательных с суффиксом -ист- действует следующая тенденция.
Если в существительном ударение падает на первый слог, то в прилагательном суффикс -и́ст- будет ударным: ба́рхат – бархати́стый .
Если в существительном ударение падает на второй слог, то в прилагательном ударение сохраняется на том же слоге: боло́то – боло́тистый.
Вместе с тем и здесь возможны отклонения от действия этой тенденции. Так, равноправны варианты прилагательного, образованного от существительного му́скул – му́скулистый и мускули́стый . Среди вариантов, образованных от существительного са́хар , вариант са́харистый является основным, но допустим и вариант сахари́стый .
5. Ударение в формах сравнительной степени (с суффиксом -ее) и превосходной степени (с суффиксом -айш-/-ейш-) определяется по форме краткого прилагательного женского рода.
Если ударение падает на окончание -а́, то суффиксы сравнительной и превосходной степени будут ударными (длинна́ – длинне́е, длинне́йший ).
Если же ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней:
торопли́ва – торопли́вее; зно́йна – зно́йнее; удо́бна – удо́бнее; краси́ва – краси́вее, краси́вейший.
Обратите особое внимание на последние формы, поскольку при их произношении очень часто допускаются ошибки. Произношение красиве́е и красиве́йший свидетельствует о низкой речевой культуре человека, хотя эти формы нередко звучат с экрана телевизора!).
6. Для односложных и двусложных кратких прилагательных наиболее типичной является следующая модель: окончание является ударным лишь в форме женского рода, в остальных формах ударение падает на основу:
бо́йкий – бо́ек, бойка́, бо́йко, бо́йки; правый – прав, права́, пра́во, пра́вы.
Ударение в глаголах
1. Глаголы в неопределённой форме в современном русском языке имеют тенденцию к смещению ударения к началу слова.
Например, ранее нормой произношения было клеи́ть . Сейчас нормативным считается произношение кле́ить .
Наиболее отчётливо данная тенденция проявляется в двух- и трёхсложных глаголах: опо́шлить, прину́дить .
В многосложных словах наряду с этой действует тенденция к так называемому равновесию слогов, когда ударение ставится посредине слова:
абони́ровать, дози́ровать, копи́ровать, лави́ровать, монти́ровать, мотиви́ровать, телеграфи́ровать, транспорти́ровать, электрифици́ровать.
Однако, как и в других случаях, эти процессы идут в языке непоследовательно и с разной интенсивностью (наиболее чётко они проявляются в просторечии и разговорной речи). Иногда оба варианта произношения сосуществуют в литературном языке как равноправные или как основной и допустимый, то есть менее желательный.
2. Формы прошедшего времени глаголов обычно сохраняют то же ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме:
заку́порить – заку́порил, убыстри́ть – убыстри́л, вложи́ть – вложи́л, зарази́ть – зарази́л, запломбирова́ть – запломбирова́л.
Вместе с тем при образовании форм прошедшего времени у многих односложных и двусложных глаголов действует модель, характерная для односложных и двусложных кратких прилагательных: при образовании формы женского рода ударение падает на окончание, в остальных случаях – на основу:
нача́ть – на́чал, начала́, на́чало, на́чали; рвать – рвал, рвала́, рва́ло, рва́ли; поня́ть – по́нял, поняла́, по́няло, по́няли; приня́ть – при́нял, приняла́, при́няло, при́няли.
Формы типа нача́л, поня́л, по́няла и т.д. не только являются ненормативными, но и свидетельствуют об очень низкой культуре говорящего!
По этой модели образуются также формы прошедшего времени у глаголов:
брать, вить, гнать, драть, ждать, жить, занять, звать, избрать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, рвать, взорвать, слыть, спать и др.
В основном по той же модели образуются формы прошедшего времени у глаголов взять, дать, ткать, однако здесь, как и у кратких прилагательных, есть некоторые отступления от модели:
взять – взял, взяла́, взя́ло и взяло́, взя́ли; дать – дал, дала́, дало́ и да́ло, да́ли; ткать – ткал, ткала́ и тка́ла, тка́ло, тка́ли.
При образовании приставочных глаголов модель обычно сохраняется, но ударение часто переносится с корня на приставку (отда́ть – о́тдал, отдала́, о́тдало, о́тдали ), хотя в последние десятилетия действует тенденция к сохранению ударения на корне (наряду с произношением о́тдал, о́тдали допускается произношение отда́л, отда́ли ).
3. В настоящем и простом будущем времени ударение имеет тенденцию к перемещению к началу слова:
бели́ть – бе́лит, верте́ть – ве́ртит, взмоли́ться – взмо́лится, возложи́ть – возло́жит, дружи́ть – дру́жит, заслужи́ть – заслу́жит, залечи́ть – зале́чит, отгрузи́ть – отгру́зит, вари́ть – ва́рит.
Похожая информация.
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА
учитель русского языка и литературы
школы №1 ЕМР
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
УРОК 1
ТЕМА: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
План урока:
Вступление
Основная часть
а) имя прилагательное как часть речи;
б) разряды прилагательных;
в) степени сравнения качественных прилагательных;
г) образование форм степеней сравнения прилагательных;
д) краткие формы качественных прилагательных;
е) относительные прилагательные;
ж) как различить качественные и относительные прилагательные?
з) склонение качественных и относительных прилагательных;
и) суффиксальный способ образования имён прилагательных;
к) притяжательные прилагательные;
л) правописание прилагательных;
м) морфологический разбор имени прилагательного;
н) произношение имён прилагательных;
о) употребление имён прилагательных в речи.
3. Заключение
Определение имени прилагательного
Имя прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? каков? чей?
Каждое прилагательное относится к одному из разрядов, то есть является качественным, относительным или притяжательным.
Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Прилагательные характеризуются наличием падежных окончаний.
В предложении прилагательные бывают обычно согласованными определениями или именными частями составных именных сказуемых.
Таблица №1
Разряды прилагательных |
Что обозначают |
Примеры |
Качественные |
Признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени |
Круглый, огромный, красный, прочный, вкусный, тяжёлый |
Относительные |
Признак, выражающий отношение предмета к чему-либо |
Утренняя (заря), приморский (край), деревянный (дом) |
Притяжательные |
Принадлежность предмета какому-либо лицу или животному |
Отцов (костюм), лисий (хвост) |
Степени сравнения качественных прилагательных
Качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Прилагательное в сравнительной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется более или менее, чем у другого.
Прилагательное в превосходной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется в большей мере, чем у всех других предметов.
Каждая из степеней сравнения имеет две формы - простую и составную.
Примеры:
Наш дом выше вашего.
Наш дом самый высокий.
Выше (простая сравнительная ). Более высокий (составная сравнительная ).
Высочайший (простая превосходная ). Самый высокий (составная превосходная ).
Таблица №2
Образование форм степеней сравнения прилагательных
Форма |
Способ образования |
Пример |
Изменение |
Простая сравнительная степень* |
Суффиксы: -ей, -ее -е** -ше** |
Сильн-ей, сильн-ее Выш-е Тонь-ше |
Неизменяемая форма |
Составная сравнительная степень |
Более/менее + прилагательное в положительной форме*** |
Более высокий. Менее высокий. Более высок. |
По числам, родами падежам |
Простая превосходная степень |
Суффиксы: -ейш--айш |
Главн-ейш-ий Высоч-айш-ий |
По числам, родам и падежам |
Составная превосходная степень |
1)Прилагательное
2)самый/наиболее /наименее +прилагательное в
|
1)
Выше всех.
2) Самый высокий, наиболее
|
1 Неизменяемая форма 2) По числам, родам и падежам |
Примечания:
* От прилагательных хороший, плохой, маленький формы простой сравнительной степени образуются с помощью новой основы: лучше, хуже, меньше.
** При прибавлении суффиксов -е и -ше может происходить усечение основы и чередование согласных в основе: высокий - выше (усечение основы на суффикс -ок- и чередование с//ш), тонкий - тоньше (усечение основы).
***В положительной форме - то есть не в форме одной из степеней сравнения (новый, высокий и т.д.).
Краткие формы качественных прилагательных
Качественные прилагательные могут образовывать краткие формы.
Краткие прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не склоняются.
Краткие прилагательные в предложении являются именными частями составных именных сказуемых.
Только краткую форму имеют прилагательные рад, горазд, люб, должен.
Относительные прилагательные
Относительными называются прилагательные, которые выражают признак через отношение к чему-либо, а именно:
ко времени (сегодняшний, утренний);
к месту (псковский, здешний);
к материалу (полотняный, алюминиевый);
к лицу (читательский, человеческий);
к действию (молотильный, писчий);
к назначению предмета (книжный, письменный).
Как различить качественные и относительные прилагательные?
Признаки качественных прилагательных
- Непроизводная основа трудн-ый ;
- Образование форм степеней труднее;
- Образование краткой формы труден;
- Образование форм качественной оценки трудненький
- Образование форм качественной
оценки путём повтора трудный-трудный
- Образование от прилагательного наречия на –о трудно
- Образование от прилагательного существительного
с суффиксом отвлечённого понятия трудность
- Наличие антонимов лёгкий
- Возможность присоединения приставки не- нетрудный
При изменении значения относительное прилагательное может перейти в качественное. В этом случае оно приобретет хотя бы один из признаков качественного прилагательного.
Примеры: Туманное объяснение. (Довольно туманное объяснение.)
Склонение качественных и относительных прилагательных
Качественные и относительные прилагательные в полной форме изменяются по падежам, числам и родам. Показателем формы прилагательного является его падежное окончание.
Падеж, число и род прилагательного определяется формой существительного, к которому данное прилагательное относится.
И.п. новый (дом) новая (книга) новое (задание) новые (ученики)
Р.п. нового дома новой книги нового здания новых учеников
Д.п. новому дому новой книге новому зданию новым ученикам
В.п. новый дом новой книге новому зданию новых учеников
Т.п. новым домом новой книгой новым зданием новыми учениками
П.п. о новом доме о новой книге о новом здании о новых учениках
Таблица №3
Суффиксальный способ образования имён прилагательных
Разряд |
Суффикс |
Разряд |
Суффикс |
Качественные |
Ав(ый) Ив(ый) Ат(ый) Чив(ый) Оват(ый) (-еват-) Аст(ый) Ист(ый) Н(ый) |
Относительные |
Ск(ий) Ов(ый) Ан(ый) (-ян-) Н(ый) |
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности лицу или животному.
Притяжательные прилагательные образуются при помощи суффиксов:
Ов-, -ин-;
Ий (j). i
Примеры: отц-ов -0. Пап-ин -0. Лис-ий -0. Лис- i -эго.
Примечание.
На письме в формах косвенных падежей суффикса i "не видно", так как гласной буквой после разделительного Ь обозначается [j] - суффикс притяжательного прилагательного, и первый гласный звук окончания.
Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и в ед.ч. по родам.
При склонении притяжательные прилагательные с суффиксом -ий в формах именительного падежа всех чисел и родов принимают такие же окончания, как краткие прилагательные, а в остальных - как полные.
При склонении притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-, -ин- в формах некоторых падежей принимают окончания, свойственные существительным.
Примеры:
Лисий-0. Лись-а. Лись-е. Лись-и (И.п.). Лись-эго. Лись-эй. Лись-их (Р.п.).
Отцов-0 пиджак-0. Отцов-а куртк-а. Отцов-у куртк-у. (окончания, как у существительных). Отцов-ым пиджак-ом. Об отцов-ом пиджак-е (окончания, как у прилагательных).
Правописание прилагательных
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных
В суффиксе -ин- имён прилагательных всегда пишется одна буква н: воробьиное перышко (принадлежит воробью).
В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: серебряная ложка (ложка из серебра), ледяной шарик (шарик изо льда).
Исключения : олов янн ый, дерев янн ый, стекл янн ый.
Помимо основного значения («сделанный из...»), суффикс -ан- (-ян-) имеет и другие значения, например «предназначенный для...»: дровяной склад (склад для хранения дров).
Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-) нередко употребляются в переносном значении: петушиный характер, серебряный голос.
3. В суффиксах имён прилагательных -онн-, -енн- пишутся две буквы н: революция - революционный, утро - утренний.
Исключение : ветреный (день, человек). Если есть приставка, то однокоренное слово пишется с нн: безветренный, подветренная (сторона).
Запомни!
- Чтобы не смешивать при письме суффиксы -ин-, -ан- (-ян-), -енн-, учитывайте, что суффикс -ан-(-ян-) обычно имеет значение «сделанный из...», «состоящий из...»: глиняный сосуд - сосуд, сделанный из глины.
- Суффикс -енн- этих значений не имеет, кроме слов клюквенный, тыквенный, соломенный и некоторых других.
Рассуждай так : серебр..ая ложка - сделанная из серебра, значит, пишем -ан- (-ян-): серебряная. Внутр..ий распорядок - нет значения «сделанный из...», значит, пишем суффикс -енн-: внутренний распорядок.
III. Две буквы н в именах прилагательных пишутся также в том случае, когда прилагательное образовано с помощью суффикса -н- и корень оканчивается на букву н: туманный (туман + н(ый), длинный (длин(а) + н(ый).
Правописание сложных прилагательных
Слитно пишутся:
Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: шлакоблочный (шлакоблок).
Прилагательные, представляющие сложносокращенные слова: культмассовый.
Прилагательные, одна из частей которых отдельно не употребляется: всеядный, быстротечный.
Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний, составленных по способу согласования, управления, примыкания:
новогреческий (новый греческий), паровозоремонтный (ремонт паровозов), быстрорежущий (быстро резать). Исключение: всемирно-исторический.
Пишутся через дефис:
Сложные прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис: Орехово-Зуево - орехово-зуевский.
Обозначающие цвет или вкус с оттенком: бледно-синий, горько-соленый.
Объединяющие однородные понятия: журнально-газетное издательство (журналы + газеты).
Сложные прилагательные, образованные от сочинительных сочетаний слов, если между компонентами можно вставить сочинительные союзы и, но, не только... но и: финансово-экономический отдел.
Морфологический разбор имени прилагательного
Морфологический разбор имени прилагательного производится в следующем порядке.
Часть речи, начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.).
Постоянные признаки: разряд по значению.
Непостоянные признаки: для качественного - полная или краткая форма, степень сравнения; падеж, число, род (в ед.ч.).
Синтаксическая функция.
Например:
К новому дому был пристроен деревянный сарай.
К новому (дому) - прилагательное, начальная форма
- новый.
Постоянные признаки - качественное
Непостоянные признаки - в полной форме,
(положительная форма), в Д.п., ед.ч., м.р.
Деревянный (сарай) - прилагательное, начальная
форма - деревянный.
Постоянные признаки - относительное.
Непостоянные признаки - И.п., ед.ч., м.р.
Синтаксическая функция - согласованное определение.
Примечание.
* Допускается пропускать пункт о степени сравнения, если качественное прилагательное не стоит ни в одной степени сравнения.
Произношение имён прилагательных
В современном русском языке есть немало полных имён прилагательных с неустойчивым ударением. Говорят, например, кружков О й и кружк О вый, м У скулистый и мускул И стый. Учёные установили, что с течением времени нередко побеждает ударение, которое стоит ближе к концу слова. Так, в XIX веке говорили: дн Е вный, гром О вый. В наше время единственно верным считается произношение дневн О й, громов О ой. В то же время остаётся группа прилагательных, где место ударения нельзя выбирать, оно строго закреплено: к У хонный (нельзя: «кух О нный»), кедр О вый (не рек.: «к Е дровый»), зн А чимый (нельзя: «знач И мый»)... Чтобы не ошибиться, необходимо почаще открывать орфоэпический словарь.
В некоторых кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение остаётся на том же слоге, что и в полной форме, но перемещается на окончание -а в форме женского рода: кр А ткий - кр А ток, кр А тко, кр А тки, но: кратк А ; ц Е лый - цел, ц Е ло, ц Е лы, но: цел А . Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прилагательных множественного числа, где возможно ударение как на основе, так и на окончании: б Е дный - б Е ден, бедн А , б Е дно, б Е дны и бедн Ы ; в А жный - в А жен, важн А , в А жно, в А жны и важн Ы ; в Е рный - в Е рен, верн А , в Е рно, в Е рны и верн Ы .
Следует правильно произносить прилагательные в краткой форме: гл У пый - глуп, глуп А , гл У по, гл У пы; д О брый - добр, добр А , д О бро, д О бр Ы , зелёный - з Е лен, зелен А , з Е лено, з Е лены; прав - права, пр А во, пр А вы; пустой - пуст, пуст А , п У сто, пуст Ы ; р Е зкий - р Е зок, резк А , р Е зко, р Е зки.
Одни прилагательные при образовании сравнительной степени сохраняют место ударения на том же слоге, что и в начальной форме: крас И вый - крас И вее, гр О мкий - гр О мче, д О лгий - д О льше. В других прилагательных ударение переходит на суффикс сравнительной степени: сильный - сильн Е е, бл Е дный - бледн Е е, в Е рный - верн Е е.
Употребление имён прилагательных в речи
Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное, которое является спутником существительного: дом - деревянный, каменный; одноэтажный, трёхэтажный; зелёный, розовый; маленький, большой; красивый, тёплый, холодный, длинный, старый, ветхий, уютный, просторный, любимый, отчий...
В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, белый и некоторые другие.
Употребление имён прилагательных придаёт речи выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово - это прилагательное. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора. Особую выразительность художественной речи придают прилагательные-эпитеты, употреблённые в переносном значении: море - бирюзовое, спокойное, изумрудное, весёлое, капризное, ласковое и т. п.
В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы, что помогает добиться выразительности и образности речи.
Употребляются прилагательные и в составе фразеологизмов (обещать златые горы, маменькин сынок, жить на широкую ногу, ни жив ни мёртв и др.).
Запомни!
Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени перешли в разряд существительных, так как уже не обозначают признак, а называют предмет: часовой, столовая, ванная, закусочная, жаркое, пирожное, парикмахерская, кладовая, прачечная [ш], вселенная, запятая, набережная, мостовая и др . Такие существительные могут образовывать словосочетания по схеме «прил. + сущ.»: новая столовая, удобная кладовая, старая набережная, лишняя запятая, вкусное пирожное и т. п.
Многие слова в современном русском языке употребляются и как существительные, и как прилагательные: больной, слепой, родной, знакомый и др. Так, в предложении Больной выздоравливал слово больной - существительное. А в предложении Больной мальчик выздоравливал это же слово - имя прилагательное (мальчик - какой? больной).
При образовании составной формы сравнительной степени после слов более или менее нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени: Другой цветок был более красивым. Неправильно : «был более красивее».
Прилагательные в сравнительной степени, образованные при помощи приставки по- чаще употребляются в разговорной речи: побыстрее, получше, погромче.
Превосходная степень указывает на то, что из всех предметов в данном признак проявляется в наибольшей степени, например: Это был милейший человек. Наш попутчик выглядел грустнее всех.
У прилагательных с суффиксами -ск-, -я-, -ое-, -ист-, -лив- простая форма превосходной степени не образуется: больной, озорной, изменчивый, игристый, кривоватый.
Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, не изменяющийся по степени своего проявления; признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отношение к месту, времени, назначению: стеклянная ваза; городской житель; летний отдых; грузовой транспорт.
Притяжательные прилагательные обозначают признак, указывающий на принадлежность предмета, и отвечают на вопрос: чей! Например: бабушкина шаль, медвежья берлога.
Прилагательные всех трёх разрядов могут употребляться в переносном значении, и при этом возможен переход прилагательных из одного разряда в другой: золотое кольцо - золотой характер; сиреневый куст - сиреневое платье; волчья пасть - волчья шуба, волчий взгляд; чёрное пальто - чёрное золото.
Число, род, падеж имён прилагательных зависят от имени существительного, к которому они относятся.
Безударные окончания прилагательных проверяются по вопросу: в осеннюю (какую?) пору; с лучшим (каким?) другом.
Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного и множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевленным существительным (Мы снова ели вкусный бабушкин, пирог. Я всегда вспоминаю мамины нежные песни), и с родительным, если относится к одушевленным существительным (Дети с нетерпением ждали дедушкиных фронтовых друзей).
Фамилии людей (Семёнов, Егоров, Никитин), образованные от имён существительных собственных Семён, Егор, Никита при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные: Семёнову, Никитину, Егорову; Семёновым, Никитиным, Егоровым.
Названия городов (Иваново, Одинцово, Камышин), населённых пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных -ом (под Ивановом, под Камышином).
Контрольные вопросы к уроку
Что обозначает имя прилагательное и какими грамматическими категориями оно характеризуется?
Когда употребляются притяжательные прилагательные?
Чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
В чём заключаются особенности произношения прилагательных в краткой форме?
Как изменяются имена прилагательные?
Каковы особенности употребления прилагательных в речи?
Каковы особенности правописания сложных прилагательных?
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА
учитель русского языка и литературы
школы №1 ЕМР
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
УРОК 1
ТЕМА: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
План урока
1.Вступление
Основная часть
А) имя прилагательное как часть речи;
Б) разряды прилагательных;
В) степени сравнения качественных прилагательных;
Г) образование форм степеней сравнения прилагательных;
Д) краткие формы качественных прилагательных;
Е)относительные прилагательные;
Ж) как различить качественные и относительные прилагательные?
З) склонение качественных и относительных прилагательных;
И) суффиксальный способ образования имён прилагательных;
К) притяжательные прилагательные;
Л) правописание прилагательных;
М) морфологический разбор имени прилагательного;
н) произношение имён прилагательных;
О) употребление имён прилагательных в речи.
3. Заключение
Определение имени прилагательного
1. Имя прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? каков? чей?
2. Каждое прилагательное относится к одному из разрядов, то есть является качественным, относительным или притяжательным.
3. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
4. Прилагательные характеризуются наличием падежных окончаний.
5. В предложении прилагательные бывают обычно согласованными определениями или именными частями составных именных сказуемых.
Таблица №1
Разряды прилагательных
Что обозначают
Примеры
Качественные
Признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени
Круглый, огромный, красный, прочный, вкусный, тяжёлый
Относительные
Признак, выражающий отношение предмета к чему-либо
Утренняя (заря), приморский (край), деревянный (дом)
Притяжательные
Принадлежность предмета какому-либо лицу или животному
Отцов (костюм),
лисий (хвост)
Степени сравнения качественных прилагательных
Качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения: сравнительную и превосходную.
1. Прилагательное в сравнительной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется более или менее, чем у другого.
2. Прилагательное в превосходной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется в большей мере, чем у всех других предметов.
3. Каждая из степеней сравнения имеет две формы - простую и составную.
Примеры:
Наш дом выше вашего.
Наш дом самый высокий.
Выше (простая сравнительная ). Более высокий (составная сравнительная ).
Высочайший (простая превосходная ). Самый высокий (составная превосходная ).
Таблица №2
Образование форм степеней сравнения прилагательных
Форма
Способ образования
Пример
Изменение
Простая сравнительная степень*
Суффиксы: -ей, -ее -е** -ше**
Сильн-ей, сильн-ее Выш-е Тонь-ше
Неизменяемая форма
Составная
сравнительная
степень
Более/менее + прилагательное в положительной форме***
Более высокий. Менее высокий. Более высок.
По числам,
родами
падежам
Простая превосходная степень
Суффиксы: -ейш--айш
Главн-ейш-ий
Высоч-айш-ий
По числам, родам
и падежам
Составная
превосходная
степень
1)Прилагательное
в простой сравни
тельной степени +
всего/всех
2)самый/наиболее
/наименее +прилагательное в
положительной
форме
1) Выше всех.
Лучше всего
2) Самый
высокий, наиболее
высокий, наименее высокий
1 Неизменяемая форма
2) По числам, родам
и падежам
Примечания:
* От прилагательных хороший, плохой, маленький формы простой сравнительной степени образуются с помощью новой основы: лучше, хуже, меньше.
** При прибавлении суффиксов -е и -ше может происходить усечение основы и чередование согласных в основе: высокий - выше (усечение основы на суффикс -ок- и чередование с//ш), тонкий - тоньше (усечение основы).
***В положительной форме - то есть не в форме одной из степеней сравнения (новый, высокий и т.д.).
Краткие формы качественных прилагательных
Качественные прилагательные могут образовывать краткие формы.
1. Краткие прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не склоняются .
2. Краткие прилагательные в предложении являются именными частями составных именных сказуемых.
3. Только краткую форму имеют прилагательные рад, горазд, люб, должен.
Относительные прилагательные
Относительными называются прилагательные, которые выражают признак через отношение к чему-либо, а именно:
1) ко времени (сегодняшний, утренний);
2) к месту (псковский, здешний);
3) к материалу (полотняный, алюминиевый);
4) к лицу (читательский, человеческий);
5) к действию (молотильный, писчий);
6) к назначению предмета (книжный, письменный).
Как различить качественные и относительные прилагательные?
Признаки качественных прилагательных
Непроизводная основа трудн-ый;
Образование форм степеней труднее;
Образование краткой формы труден;
Образование форм качественной оценки трудненький
Образование форм качественной
Оценки путём повтора трудный-трудный
Образование от прилагательного наречия на –о трудно
Образование от прилагательного существительного
С суффиксом отвлечённого понятия трудность
Наличие антонимов лёгкий
Возможность присоединения приставки не- нетрудный
При изменении значения относительное прилагательное может перейти в качественное. В этом случае оно приобретет хотя бы один из признаков качественного прилагательного.
Примеры: Туманное объяснение. (Довольно туманное объяснение.)
Склонение качественных и относительных прилагательных
1. Качественные и относительные прилагательные в полной форме изменяются по падежам, числам и родам. Показателем формы прилагательного является его падежное окончание.
2. Падеж, число и род прилагательного определяется формой существительного, к которому данное прилагательное относится.
И.п. новый (дом) новая (книга) новое (задание) новые (ученики)
Р.п. нового дома новой книги нового здания новых учеников
Д.п. новому дому новой книге новому зданию новым ученикам
В.п. новый дом новой книге новому зданию новых учеников
Т.п. новым домом новой книгой новым зданием новыми учениками
П.п. о новом доме о новой книге о новом здании о новых учениках
Таблица №3
Суффиксальный способ образования имён прилагательных
Разряд
Суффикс
Разряд
Суффикс
Качественные
Ав(ый)
Ив(ый)
Ат(ый)
Чив(ый)
Оват(ый)
(-еват-)
Аст(ый)
Ист(ый)
Н(ый)
Относительные
Ск(ий)
Ов(ый)
Ан(ый)
(-ян-)
Н(ый)
Притяжательные прилагательные
Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности лицу или животному.
Притяжательные прилагательные образуются при помощи суффиксов:
1) -ов-, -ин-;
2) -ий (j). i
Примеры: отц-ов -0. Пап-ин -0. Лис-ий -0. Лис- i -эго.
Примечание.
На письме в формах косвенных падежей суффикса i "не видно", так как гласной буквой после разделительного Ь обозначается [j] - суффикс притяжательного прилагательного, и первый гласный звук окончания.
Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и в ед.ч. по родам.
При склонении притяжательные прилагательные с суффиксом -ий в формах именительного падежа всех чисел и родов принимают такие же окончания, как краткие прилагательные, а в остальных - как полные.
При склонении притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-, -ин- в формах некоторых падежей принимают окончания, свойственные существительным.
Примеры:
Лисий-0. Лись-а. Лись-е. Лись-и (И.п.). Лись-эго. Лись-эй. Лись-их (Р.п.).
Отцов-0 пиджак-0. Отцов-а куртк-а. Отцов-у куртк-у. (окончания, как у существительных). Отцов-ым пиджак-ом. Об отцов-ом пиджак-е (окончания, как у прилагательных).
Правописание прилагательных
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных
1. В суффиксе -ин- имён прилагательных всегда пишется одна буква н: воробьиное перышко (принадлежит воробью).
2. В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: серебряная ложка (ложка из серебра), ледяной шарик (шарик изо льда).
Исключения : оловянн ый, деревянн ый, стеклянн ый.
Помимо основного значения («сделанный из...»), суффикс -ан- (-ян-) имеет и другие значения, например «предназначенный для...»: дровяной склад (склад для хранения дров).
Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-) нередко употребляются в переносном значении: петушиный характер, серебряный голос.
3. В суффиксах имён прилагательных -онн-, -енн- пишутся две буквы н: революция - революционный, утро - утренний.
Исключение : ветреный (день, человек). Если есть приставка, то однокоренное слово пишется с нн: безветренный, подветренная (сторона).
Запомни!
Рассуждай так : серебр..ая ложка - сделанная из серебра, значит, пишем -ан- (-ян-): серебряная. Внутр..ий распорядок - нет значения «сделанный из...», значит, пишем суффикс -енн-: внутренний распорядок.
III. Две буквы н в именах прилагательных пишутся также в том случае, когда прилагательное образовано с помощью суффикса -н- и корень оканчивается на букву н: туманный (туман + н(ый), длинный (длин(а) + н(ый).
Правописание сложных прилагательных
Слитно пишутся:
1.Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: шлакоблочный (шлакоблок).
2.Прилагательные, представляющие сложносокращенные слова: культмассовый.
3.Прилагательные, одна из частей которых отдельно не употребляется: всеядный, быстротечный.
4.Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний, составленных по способу согласования, управления, примыкания:
новогреческий (новый греческий), паровозоремонтный (ремонт паровозов), быстрорежущий (быстро резать). Исключение: всемирно-исторический.
Пишутся через дефис:
1. Сложные прилагательные, образованные от существительных, пишущихся через дефис: Орехово-Зуево - орехово-зуевский.
2. Обозначающие цвет или вкус с оттенком: бледно-синий, горько-соленый.
3. Объединяющие однородные понятия: журнально-газетное издательство (журналы + газеты).
4. Сложные прилагательные, образованные от сочинительных сочетаний слов, если между компонентами можно вставить сочинительные союзы и, но, не только... но и: финансово-экономический отдел.
Морфологический разбор имени прилагательного
Морфологический разбор имени прилагательного производится в следующем порядке.
1. Часть речи, начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.).
2. Постоянные признаки: разряд по значению.
3. Непостоянные признаки: для качественного - полная или краткая форма, степень сравнения; падеж, число, род (в ед.ч.).
4. Синтаксическая функция.
Например:
К новому дому был пристроен деревянный сарай.
К новому (дому) - прилагательное, начальная форма
Новый.
Постоянные признаки - качественное
Непостоянные признаки - в полной форме,
(положительная форма), в Д.п., ед.ч., м.р.
Деревянный (сарай) - прилагательное, начальная
форма - деревянный.
Постоянные признаки - относительное.
Непостоянные признаки - И.п., ед.ч., м.р.
Синтаксическая функция - согласованное определение.
Примечание.
* Допускается пропускать пункт о степени сравнения, если качественное прилагательное не стоит ни в одной степени сравнения.
Произношение имён прилагательных
1. В современном русском языке есть немало полных имён прилагательных с неустойчивым ударением. Говорят, например, кружковО й и кружкО вый, мУ скулистый и мускулИ стый. Учёные установили, что с течением времени нередко побеждает ударение, которое стоит ближе к концу слова. Так, в XIX веке говорили: днЕ вный, громО вый. В наше время единственно верным считается произношение дневнО й, громовО ой. В то же время остаётся группа прилагательных, где место ударения нельзя выбирать, оно строго закреплено: кУ хонный (нельзя: «кухО нный»), кедрО вый (не рек.: «кЕ дровый»), знА чимый (нельзя: «значИ мый»)...
Чтобы не ошибиться, необходимо почаще открывать орфоэпический словарь.
2. В некоторых кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение остаётся на том же слоге, что и в полной форме, но перемещается на окончание -а в форме женского рода: крА ткий - крА ток, крА тко, крА тки, но: краткА ; цЕ лый - цел, цЕ ло, цЕ лы, но: целА .
Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прилагательных множественного числа, где возможно ударение как на основе, так и на окончании: бЕ дный - бЕ ден, беднА , бЕ дно, бЕ дны и беднЫ ; вА жный - вА жен, важнА , вА жно, вА жны и важнЫ ; вЕ рный - вЕ рен, вернА , вЕ рно, вЕ рны и вернЫ .
3.Следует правильно произносить прилагательные в краткой форме:
глУ пый - глуп, глупА , глУ по, глУ пы; дО брый - добр, добрА , дО бро, дО брЫ , зелёный - зЕ лен, зеленА , зЕ лено, зЕ лены; прав - права, прА во, прА вы; пустой - пуст, пустА , пУ сто, пустЫ ; рЕ зкий - рЕ зок, резкА , рЕ зко, рЕ зки.
4
. Одни прилагательные при образовании сравнительной степени сохраняют место ударения на том же слоге, что и в начальной форме: красИ
вый - красИ
вее, грО
мкий - грО
мче, дО
лгий - дО
льше. В других прилагательных ударение переходит на суффикс сравнительной степени: сильный - сильнЕ
е, блЕ
дный - бледнЕ
е, вЕ
рный - вернЕ
е.
Употребление имён прилагательных в речи
1. Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное, которое является спутником существительного: дом - деревянный, каменный; одноэтажный, трёхэтажный; зелёный, розовый; маленький, большой; красивый, тёплый, холодный, длинный, старый, ветхий, уютный, просторный, любимый, отчий...
2. В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, белый и некоторые другие.
3. Употребление имён прилагательных придаёт речи выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово - это прилагательное. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора. Особую выразительность художественной речи придают прилагательные-эпитеты, употреблённые в переносном значении: море - бирюзовое, спокойное, изумрудное, весёлое, капризное, ласковое и т. п.
4. В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы, что помогает добиться выразительности и образности речи.
5. Употребляются прилагательные и в составе фразеологизмов (обещать златые горы, маменькин сынок, жить на широкую ногу, ни жив ни мёртв и др.).
Запомни!
1. Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени перешли в разряд существительных, так как уже не обозначают признак, а называют предмет: часовой, столовая, ванная, закусочная, жаркое, пирожное, парикмахерская, кладовая, прачечная [ш], вселенная, запятая, набережная, мостовая и др . Такие существительные могут образовывать словосочетания по схеме «прил. + сущ.»: новая столовая, удобная кладовая, старая набережная, лишняя запятая, вкусное пирожное и т. п.
2. Многие слова в современном русском языке употребляются и как существительные, и как прилагательные: больной, слепой, родной, знакомый и др. Так, в предложении Больной выздоравливал слово больной - существительное. А в предложении Больной мальчик выздоравливал это же слово - имя прилагательное (мальчик - какой? больной).
3. При образовании составной формы сравнительной степени после слов более или менее нельзя употреблять прилагательное в простой сравнительной степени: Другой цветок был более красивым. Неправильно : «был более красивее».
4. Прилагательные в сравнительной степени, образованные при помощи приставки по- чаще употребляются в разговорной речи: побыстрее, получше, погромче.
5. Превосходная степень указывает на то, что из всех предметов в данном признак проявляется в наибольшей степени, например: Это был милейший человек. Наш попутчик выглядел грустнее всех.
6. У прилагательных с суффиксами -ск-, -я-, -ое-, -ист-, -лив- простая форма превосходной степени не образуется: больной, озорной, изменчивый, игристый, кривоватый.
7. Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, не изменяющийся по степени своего проявления; признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отношение к месту, времени, назначению: стеклянная ваза; городской житель; летний отдых; грузовой транспорт.
8. Притяжательные прилагательные обозначают признак, указывающий на принадлежность предмета, и отвечают на вопрос: чей! Например: бабушкина шаль, медвежья берлога.
9. Прилагательные всех трёх разрядов могут употребляться в переносном значении, и при этом возможен переход прилагательных из одного разряда в другой: золотое кольцо - золотой характер; сиреневый куст - сиреневое платье; волчья пасть - волчья шуба, волчий взгляд; чёрное пальто - чёрное золото.
10. Число, род, падеж имён прилагательных зависят от имени существительного, к которому они относятся.
11. Безударные окончания прилагательных проверяются по вопросу: в осеннюю (какую?) пору; с лучшим (каким?) другом.
12. Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного и множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное относится к неодушевленным существительным (Мы снова ели вкусный бабушкин, пирог. Я всегда вспоминаю мамины нежные песни), и с родительным, если относится к одушевленным существительным (Дети с нетерпением ждали дедушкиных фронтовых друзей).
13. Фамилии людей (Семёнов, Егоров, Никитин), образованные от имён существительных собственных Семён, Егор, Никита при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные: Семёнову, Никитину, Егорову; Семёновым, Никитиным, Егоровым.
14. Названия городов (Иваново, Одинцово, Камышин), населённых пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных -ом (под Ивановом, под Камышином).
Контрольные вопросы к уроку
Что обозначает имя прилагательное и какими грамматическими категориями оно характеризуется?
Когда употребляются притяжательные прилагательные?
Чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
В чём заключаются особенности произношения прилагательных в краткой форме?
Как изменяются имена прилагательные?
Каковы особенности употребления прилагательных в речи?
Каковы особенности правописания сложных прилагательных?
ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Задание 1
В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качественные?
1. а) металлический лист, б) металлический голос.
2. а) золотой характер, б) золотой перстень.
3. а) стальной стержень, б) стальной взгляд.
4. а) железная болванка, б) железная воля.
5. а) ватное одеяло, б) ватные ноги.
6. а) весенняя погода, б) весеннее настроение.
Задание 2
Образуйте притяжательные прилагательные от данных существительных. Поставьте их в формы ед.ч. м.р. и ж.р.
Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.
Найдите суффиксы во всех записанных формах.
Задание 3
Выполните тест. Укажитете слова, которые пишутся слитно:
1) красно...синий 6) добро...желательный
2) вагоно...строительный 7) машинно...счетная
3) ранне...весенний 8) ильфо...петровский стиль
4) густо...серый 9) северо-восточный
5) умильно...слащавый 10) горно...климатический
Задание 4
Выполните анализ текста.
(1) Детям уделялось всё, что было похуже и не могло использоваться взрослыми "господами". (2) Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. (3) Форточек в комнатах не было. (4) Спертый воздух очищался только топкой печей. (5) Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на полу, подостлав себе что попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. (Е.Водовозова)
Определите разряды всех прилагательных.
Найдите прилагательные, стоящие в формах степеней сравнения. Определите, в каких именно формах они стоят.
Определите падеж, число и род прилагательных во втором предложении.
Какие существительные текста склоняются, как прилагательные?
Какой частью речи является слово топкой в (4) предложении?
Задание 5
Определите разряд прилагательных:
1. деревянная (походка) 21. классный (пловец)
2. чужой 22. рыжий
3. чуждый 23. пушкинская (квартира)
4. ситцевый (платок) 24. классная (комната)
5. (город) вязовый 25. босой
6. крокодиловы (слезы) 26. в пушкинском (стиле)
7. человеческие (слабости) 27. куриный
8. стальная (проволока) 28. волчий (аппетит)
9. детские (забавы) 29. отцовский (дом)
10. голый 30. (брат проявил) отцовскую
11. прокрустово (ложе) (заботливость)
12. хромой 31. недавний
13. детское (время) 32. университетский (товарищ)
14. дочерняя (комната) 33. одинаковый
15. театральный (жест) 34. клеверные (поля)
16. волчий (хвост) 35. угловатый
17. внимательный 36. допотопное (животное)
18. дочернино (платье) 37. вязовая (кора)
19. театральный (сезон) 38. дочерняя (фирма)
20. допотопная (мораль)
Задание 6
Найдите формы степеней сравнения и степеней качества у следующих прилагательных:
1. превеликий 7. самый строгий
2. беловатый 8. красненький
3. чудеснее 9. всего дороже
4. здоровенный 10. наиболее выгодный
5. менее интересный 11. тоньше
6.расчудесный 12. полнёхонек
Задание 7
Каким образом образуются степени сравнения у следующих прилагательных:
1. умный 4. дружеский 7. выдающийся
2. босой 5. выгодный 8. колкий
3. дикий 6. страдальческий 9. скорбный
10. живой 17. сдержанный 23.аналогичный
(не умерший) 18. мертвый 24. гордый
11. живой 19. глухой (неясный 25.янтарный (цвет)
(подвижный) или заглохший) 26. могучий
12. немой 20. глухой 27. непонятный
13. сладкий (лишенный слуха) 28. злачный
14. деловой 21. гнедой 29. полый
15. мятый 22. комический 30. одинаковый
16. кофейный (цвет)
Варианты ответа: а) только суффиксальным (синтетическим)
Б) с помощью служебных слов (аналитическим)
В) и суффиксальным, и с помощью служебных
слов (синтетическим и аналитическим)
Г) не образует сравнительной степени
Задание 8
Найдите качественные прилагательные, которым не присущи какие-либо грамматические признаки, характерные для этого разряда прилагательных. Выберите правильный вариант:
1. зверский 6. мини 11. косой
2. красивый 7. трагический 12. старый
3. товарищеский 8. больной (человек) 13. кровный
4. стройный 9. добрый 14. холодный
5. новый 10. вкусный
Задание 9
А. От данных основ образуйте прилагательные со всеми возможными суффиксами.
1. лес- 4. груб-
2. син- 5. широк (ч-)
3. свет-
Б. Полученные прилагательные классифицируйте по разрядам. Отметьте прилагательные, обозначающие степень качества.
Задание 10
Какие формы (полные, краткие) можно образовать от следующих прилагательных?
1. ручной 16. горазд
2. видный 17. вороной
3. боевой 18. богатый
4. темный 19. ледяной (тон)
5. готовый 20. строгий
6. рад 21. праздничный
7. белый 22. вековой
8 властный 23. послушный
9. длинный 24. младший
10. цветной (не белый) 25. искренний
11. прозрачный 26. отсталый
12. правый 27. излишний
13. фальшивые (деньги) 28. маленький
14. фальшивые (слова) 29. ханжеский
15. холостой (мужчина) 30. острый
Варианты ответа:
А) имеет и полную, и краткую форму,
Совпадающие по значению
Б) имеет и полную, и краткую форму,
Не совпадающие по значению
В) имеет только полную форму
Г) имеет только краткую форму
Задание 11
Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени:
1. звончее 6. слаже
2. красивее 7. менее интереснее
3. более лучший 8. прочней
4. хлеще 9. более уверенный
5. благороднее
Задание 12
Определите синтаксическую роль кратких прилагательных. Выберите правильный вариант ответа:
1. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
2. Широка страна моя родная.
3. Весенний день горяч и золот.
4. Она надела туфли на босу ногу.
5. Присутствующие были молчаливы, сдержанны.
Варианты ответа:
А) 1. сказуемое, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4. определение, 5. сказуемое
Б) 1. сказуемое, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4.сказуемое, 5. сказуемое
В) 1. согласованное определение, 2. сказуемое, 3. сказуемое,
4. согласованное определение, 5.сказуемое
Задание 13
Определите синтаксическую роль прилагательного в форме сравнительной степени. Выберите правильный вариант ответа:
1. Нева шире Москва-реки.
2. Потребность в более оперативной информации остро чувствовалась.
3. Парень, вдвое сильнее, поднял этот тяжелый багаж.
4. Борода, намного темнее волос, оттеняла кожу лица.
5. Он теперь спокойнее, чем прежде.
6. Они нарвали красивейших цветов.
Варианты ответа:
А) 1. сказуемое, 2. согласованное определение, 3. несогласованное
определение, 4. несогласованное определение, 5. сказуемое,
Б) 1. сказуемое, 2. согласованное определение, 3. несогласованное
определение, 4. согласованное определение, 5. сказуемое,
6. согласованное определение
В) 1. несогласованное определение, 2. согласованное определение,
3. несогласованное определение, 4. несогласованное определение,
5. сказуемое, 6. согласованное определение
Задание 14
Какой вариант падежной формы предпочтителен?
1. Дорога вела мимо мамина домика.
2. Дорога вела мимо маминого домика.
3. Вижу сестрину подругу.
4. Вижу подругу сестры.
5. Подошел к мужнину столу.
6. Подошел к мужниному столу.
Задание 15
Определите способ образования следующих прилагательных:
1. ходкий 7. кисловатый
2. безошибочный 8. настольный
3. костлявый 9. безграмотный
4. пепельно-серый 10. жизнерадостный
5. небезызвестный 11. потусторонний
6. дикорастущий 12. болеутоляющий
Задание 16
Расставьте ударение в следующих словах:
1. дешев 6. вредна 11. близка 16. крепко
2. бела 7. вредно 12. далека 17. зелено
3. бледна 8. гола 13. красивее 18. смешон(а)
4. верна 9. голо 14. красна 19. умно
5. верно 10. глубока 15. мало 20. желчна
Задание 17
Какие части речи перешли в прилагательные?
1. поношенное платье
2. несклоняемые существительные
3. приподнятое настроение
4. выдающийся ученый
5. Он был первым учеником в классе.
6. Преподаватель он никакой: говорить не умеет.
Задание 18
Сделайте морфологический анализ прилагательных в следующих примерах: лисьей шубой, рассказать о самом значительном событии, некрасовский дом, шары прозрачны по схеме:
начальная форма;
разряд (качественное, относительное, притяжательное);
если качественное: значение степени (положительная, сравнительная, превосходная), полная или краткая форма;
род, числе, падеж.
Глоссарий
Выражение
Определение
Имя прилагательное
Часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа
Качественные
Показывают признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени
Относительные
Показывают признак, выражающий отношение предмета к чему-либо
Превосходная степень
Прилагательное в превосходной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется в большей мере, чем у всех других предметов. Различают простую и сложную превосходную степень.
Притяжательные
Показывают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному
Простая сравнительная степень
Образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше от основы прилагательного
Простая превосходная степень
Образуется при помощи суффиксов –ейш, -айш
Разряд
В соответствии с лексическим значением и морфологическими признаками имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные
Склонение (прилагательного)
Изменение прилагательных по падежам
Сложная сравнительная степень
Образуется в результате прибавления слов «более», «менее» к исходной форме прилагательного
Сложная превосходная степень
Образуется в результате прибавления слов «самый», «наиболее», «наимение»
Сравнительная степень
Прилагательное в сравнительной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется более или менее, чем у другого. Различают простую и сложную сравнительную степень.
Степени сравнения
Качественные прилагательные имеют формы, обозначающие признаки, присущие в разной степени различным предметам. Данные формы называются степенями сравнения
Субстантивация
Переход прилагательных в существительные
Суффикс
Значимая часть слова, расположенная после корня или после другого суффикса и служащая для образования однокоренных слов и форм данного слова.
Суффиксальный способ
Образование нового слова путём присоединения суффикса
Дополнительная литература к уроку
Ващенко,Е.Д. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Е.Д.Ващенко. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
Глазков,А.В., Островская,М.Д. Русский язык: теория + практика. Серия «Как сдать экзамен»/ А.В.Глазков, Островская М.Д. – М.: «Лист», 1998. – 336 с.
Педчак,Е.П. Русский язык. Серия «Единый Госэкзамен»/ Е.П.Педчак. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.
Разумовская, М.М.,Львова,С.И.,Капинос,В.И.,Львов,В.В. Русский язык. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 10-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2007. – 269 с.
Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/ Д.Э.Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. КН. изд-во., 1994. – 368 с.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Междунар. Отношения, 1994. – 560 с.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – М.: Махаон, 2005. – 256 с.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Русский язык на отлично на отлично. Правила и упражнения/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб.– М.: Махаон, 2006. – 272 с.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Русский язык. Справочник школьника. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – М.: Махаон, 2005. – 280 с.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Русский язык. Готовимся без репетитора. Упражнения и комментарии/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – М.: Махаон, 2006. – 250 с.
Штейнберг,Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы/ Л.Я.Штейнберг. – 2-е изд., испр.- М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 224 с.
Савко,И.Э. Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащ. ст. кл. и абитуриентов/И.Э.Савко. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – Мн.: Современный литератор, 2002. – 768 с.