Создание компании маттел. Жизнь после Барби: как компания Mattel выживает в эпоху цифровых развлечений

Компанию Mattel, которая уже полвека делает деньги на продаже куклы Барби, обвинили в промышленном шпионаже и хищении коммерческих тайн. В роли обвинителя выступили конкуренты - производители кукол Братц (в России менее известна). И это уже не первая громкая история, связанная с видными "кукловодами". "Известия" погрузились в неигрушечные страсти производителей игрушек.

Войны кукол
Александра Пономарева

Фото: ИДП Newsland

"Известия"

MGA Entertainment, производитель кукол Братц, подала свой иск в федеральный суд Лос-Анджелеса. В иске отмечается, что на протяжении 15 лет сотрудники Mattel вели разведывательную деятельность на выставках игрушек по всему миру. Пользуясь поддельными приглашениями, "шпионы" занимались кражей идей, изучали ценовую политику и рекламные стратегии конкурентов, в том числе компании MGA. Отчеты потом изучались всеми сотрудниками Mattel, в том числе главой компании Робертом Экертом, подчеркивается в иске. MGA полагает, что "засланные казачки" действовали и на выставках других производителей игрушек, таких как Hasbro, Lego и Sony. Обвинения в основном основываются на рассказе бывшего сотрудника Mattel Сала Вилласенора.

Целью шпионской работы Mattel было закрепить за собой конкурентное преимущество на рынке игрушек, а также убедить всех, что Mattel - это воплощение добра, а MGA - воплощение зла, - говорится в иске.

Игрушечные тяжбы

У этих двух компаний-конкурентов свары продолжаются не первый год. Куклы Братц появились на рынке в июне 2001 года. И тут же игрушечная четверка - Жасмин, Хлоя, Саша и Джейд - попала на первое место в списке самых покупаемых кукол во Франции, Испании, Италии и на второе - в Великобритании. Всего через год Братц завоевали известность во всем мире, составив серьезную конкуренцию Барби.

Создатели Братц поймали что-то важное в психологии девочек. Настолько важное, что даже взрослые девчонки лет 23-25 покупают их и играют с ними! - объясняет маркетолог и по совместительству коллекционер кукол Ирина Иванова. - Образ девочки, которая как бы взрослая, но вместе с тем ребенок, оказался психологически правильным. Кстати, одежда у них была от настоящих дизайнеров. У Братц есть свои "фишки". У них большие, как у детей, головы и несуразно большие, как у подростков, ноги. Ноги у них снимаются от лодыжки. Для взрослых это шок, а детям нравится. Еще - это первые куклы, которым дали имена. У каждой свои индивидуальные особенности: например, у Жасмин родинка на щеке.

Барби решила не сдаваться без боя. В 2008 году Mattel отсудила у MGA Entertainment компенсацию в 40 миллионов. Калифорнийский суд постановил, что идея куклы возникла у создателя Братц Картера Брай-анта в то время, когда он работал в Mattel.

Ходили слухи, что в Mattel разрабатывалась новая кукла, так как концепция Барби-принцессы оказалась слишком приторной. Якобы главный дизайнер - разработчик куклы - сбежал к Исааку Лариану, основателю компании MGA Entertainment, и принес с собой эскизы куклы, - рассказывает Ирина Иванова.

В июле 2010 года Апелляционный суд США отменил решение 2008 года.

Mattel не может обладать правами на все модные куклы, современно одетые и выглядящие "дерзко и своевольно". Это не те идеи, которые можно защитить копирайтом, - говорилось в вердикте суда.

И вот грядет очередное судебное разби-рательство - по делу о промышленном шпионаже.

На кону - десятки миллиардов

Строго говоря, обвинять в шпионаже производителей Барби можно было еще 50 лет назад. Создательница первой игрушечной блондинки Рут Хэндлер взяла за образец немецкую куклу Лилли. Одной из основательниц империи Mattel понравилась идея куклы, которая станет для девочки не ребенком, а старшей подругой. Но тогда на рынке игрушек вращались не очень большие деньги, и в суд подавать никто не стал. Зато сейчас производство игрушек - сверхприбыльный бизнес. По оценкам аналитика инвестиционной компании "Финам" Максима Клягина, объем мирового рынка игрушек составляет около 80-85 миллиардов долларов, и это без учета других детских товаров.

Все дело в том, что игрушки - товары обязательного потребления. Понятно, что их не поставишь в один ряд с едой и лекарствами, но тем не менее если у вас есть ребенок, то вы обязательно купите игрушку. А поскольку спрос гарантирован, конкуренция на этом рынке очень жесткая. Поэтому в "игрушечном" мире шпионские страсти кипят нешуточные.

С приветом из Китая - в Россию

И Барби, и Братц производятся в Китае - так дешевле. Примерно 70% игрушек ввозятся в Россию оттуда.

Объем российского рынка детских товаров в целом, согласно различным экспертным оценкам, составляет около 12-14 миллиардов долларов. На долю сегмента игр и игрушек (без учета электронных приставок, компьютерных игр) приходится около 15% от общего объема рынка. Согласно данным Росстата, по итогам 2009 года объем продаж игр и игрушек составил около 26,5 миллиарда рублей. До кризиса россияне тратили от 3100 до 4600 рублей на детские товары, говорится в исследовании компании Nielsen.

Но своего производства у нас практически нет.

Доля продукции отечественного производства, согласно экспертным расчетам, не превышает 10-12% от общего объема рынка, - говорит Клягин. - При этом очень велика доля контрафакта.

Почему у нас нет ничего похожего на Братц или Барби? Думаю, потому, что надо глубоко знать и любить детей, чтобы такое предложить. Надо изучать психологию детей, их мечты и чаяния и тогда появится что-то удивительное,- рассуждает Ирина Иванова. - Займется толковый человек вопросом - получит результат.

Того же мнения и аналитики.

Рынок производства игрушек, безусловно, располагает очень высоким потенциалом, в первую очередь за счет импортозамещения. Если будет создано современное производство полного цикла, ориентированное, например, на средний ценовой сегмент, проект может оказаться достаточно удачным, - говорит Клягин.

Кое-какие попытки наладить игрушечное производство в России, надо отметить, уже предпринимаются. Так, в Тольятти ищут инвесторов для технопарка "ДетПром - Тольятти". Предполагается, что компании-резиденты будут выпускать товары для новорожденных, велосипеды, спортивные игры и игрушки для активного отдыха, развивающие и образовательные игры. Детские конструкторы, электромобили и некоторые модели велосипедов будут собирать из импортных запчастей с последующей локализацией комплектующих.

Станция метро м. Автозаводская, ТЦ "Ривьера" (3 этаж) м. Алтуфьево, ТРК "Весна" (2 этаж) м. Алтуфьево, ТЦ РИО (2 этаж) м. Арбатская, «Street retail» (1 этаж) м. Бауманская, ТЦ "Елоховский пассаж" (2 этаж) м. Братиславская, ТЦ "БУМ" (2 этаж) м. Водный Стадион, ТЦ "Водный" (3 этаж) м. Выхино, ТЦ "Вешняки" (4 этаж) м. Домодедовская, ТРЦ "Домодедовский" (3 этаж) м. Домодедовская, ТРЦ Каширская Плаза м. Дубровка, ТРЦ "Мозаика" м. Жулебино, ТЦ "Миля" м. Каширская, ТРК "Москворечье" (3 этаж) м. Коломенская, ТЦ "Нора" (3 этаж) м. Коньково, ТЦ "Тропа" (1 этаж) м. Котельники, ТЦ Мега Белая Дача (2 этаж) м. Крымская, ТЦ "РИО" (2 этаж) м. Ленинский Проспект, ДЦ "Орджоникидзе" (1 этаж) м. Лубянка, ТЦ "Наутилус" (2 этаж) м. Марксистская, ТЦ "Таганка" (2 этаж) м. Марьина Роща, ТРЦ "Райкин Плаза" (3 этаж) м. Нижегородская, ТРК "Город" (2 этаж) м. Новогиреево, ТЦ "Шангал" (2 этаж) м. Новокосино, ТРЦ Косино Парк м. Отрадное, ТК "Золотой Вавилон" (2 этаж) м. Планерная, ТПУ "Планерная" (2 этаж) м. Полежаевская, ТРЦ "Хорошо" (3 этаж) м. Пражская, ТЦ Коламбус м. Пятницкое шоссе, ТП "Отрада" (1 этаж) м. Саларьево, ТЦ Family Room (1 этаж) м. Славянский бульвар, ТРЦ "Океания" (3 этаж) м. Сокол, ТЦ "МетроМаркет" (2 этаж) м. Сухаревская, ТЦ "Садовая Галерея" (2 этаж) м. Фили, ТРЦ "Филион" (1 этаж) м. Щелковская, ТЦ "Щелково" (2 этаж) м. Юго-Западная, ТЦ "Звездочка" (3 этаж) м. Южная, ТЦ "Глобал Сити" (2 этаж) м. Ясенево, ТК "Калита" (3 этаж) Торговый центр ТЦ "Красный Кит" (3 этаж), г. Мытищи ТЦ "Юнион" (1 этаж), г. Балашиха ТРЦ "Рио" (3 этаж), г. Коломна ТЦ "Торговый Квартал" (-1 этаж) ТЦ "Воскресенск" (3 этаж), г. Воскресенск ТРЦ "Весна" (2 этаж), г. Лыткарино ТЦ "Конфитюр" (2 этаж), г. Долгопрудный ТЦ "Панфиловский проспект" (2 этаж), г. Зеленоград ТРЦ "Капитолий" (3 этаж), г. Подольск ТЦ "Ладья" (3 этаж), г. Щелково ТРЦ "Счастливая семья" (1 этаж), г. Сергиев Посад ТРК "Центр" (2 этаж), г. Дмитров ТРЦ "Парк Плаза" (2 этаж), г. Электросталь ТРЦ "Солнечный" (2 этаж), г. Раменское ТРЦ "Реутов Парк" (4 этаж), г. Реутов ТЦ "Акварель" (3 этаж), г. Щербинка ТЦ "Июнь" (3 этаж), г. Красногорск ТЦ Выходной (3 этаж), г. Люберцы ТЦ "Рига Молл" (3 этаж), г. Раздоры ТРК_Новомосковский, г. Московский ТРК "Вегас Кунцево", г. Немчиновка ТЦ "Капитолий", г. Сергиев Посад ТЦ "Ривьера" (3 этаж) , м. Автозаводская ТРК "Весна" (2 этаж) , м. Алтуфьево ТЦ РИО (2 этаж) , м. Алтуфьево «Street retail» (1 этаж) , м. Арбатская ТЦ "Елоховский пассаж" (2 этаж) , м. Бауманская ТЦ "БУМ" (2 этаж) , м. Братиславская ТЦ "Водный" (3 этаж) , м. Водный Стадион ТЦ "Вешняки" (4 этаж) , м. Выхино ТРЦ "Домодедовский" (3 этаж) , м. Домодедовская ТРЦ Каширская Плаза, м. Домодедовская ТРЦ "Мозаика" , м. Дубровка ТЦ "Миля" , м. Жулебино ТРК "Москворечье" (3 этаж) , м. Каширская ТЦ "Нора" (3 этаж) , м. Коломенская ТЦ "Тропа" (1 этаж) , м. Коньково ТЦ Мега Белая Дача (2 этаж), г. Котельники, м. Котельники ТЦ "РИО" (2 этаж) , м. Крымская ДЦ "Орджоникидзе" (1 этаж) , м. Ленинский Проспект ТЦ "Наутилус" (2 этаж) , м. Лубянка ТЦ "Таганка" (2 этаж) , м. Марксистская ТРЦ "Райкин Плаза" (3 этаж) , м. Марьина Роща ТРК "Город" (2 этаж) , м. Нижегородская ТЦ "Шангал" (2 этаж) , м. Новогиреево ТРЦ Косино Парк, м. Новокосино ТК "Золотой Вавилон" (2 этаж) , м. Отрадное ТПУ "Планерная" (2 этаж) , м. Планерная ТРЦ "Хорошо" (3 этаж) , м. Полежаевская ТЦ Коламбус, м. Пражская ТП "Отрада" (1 этаж) , м. Пятницкое шоссе ТЦ Family Room (1 этаж) , м. Саларьево ТРЦ "Океания" (3 этаж) , м. Славянский бульвар ТЦ "МетроМаркет" (2 этаж) , м. Сокол ТЦ "Садовая Галерея" (2 этаж) , м. Сухаревская ТРЦ "Филион" (1 этаж) , м. Фили ТЦ "Щелково" (2 этаж) , м. Щелковская ТЦ "Звездочка" (3 этаж) , м. Юго-Западная ТЦ "Глобал Сити" (2 этаж) , м. Южная ТК "Калита" (3 этаж) , м. Ясенево

Крупнейшие производители игрушек - компании Mattel и Hasbro - планируют объединить бизнесы на фоне продолжающегося падения продаж. Каждая из компаний на данный момент обладает капитализацией порядка 10 млрд долларов, а потенциальное слияние может подстегнуть стоимость бумаг и положительно повлиять на развитие сегмента в целом.

Как сообщает International Business Times, переговоры о слиянии стороны начали в конце 2015 года. По итогам года капитализация компаний составляла 10,7 млрд. долларов у Mattel и 9,2 млрд. долларов у Hasbro. Причем положение последней выгоднее: на фоне падения продаж у Mattel таких ключевых брендов, как Barbie, Hasbro получила право на выпуск игрушек серии Star Wars, интерес к которым сейчас во всем мире невероятно высок.

Напомним, что Mattel работает на рынке с 1945 года, она производит не только самых знаменитых кукол, но и игрушки для малышей Fisher-Price, игрушечные автомобили под марками Hot Wheels и Matchbox, владеет правом на выпуск игрушек "Улица Сезам", "Барни", Ferrari. Основателями компании являются супруги Эллиот и Рут Хэндлер, причем именно Рут создала куклу Barbie в середине 50-х годов прошлого века.

Продажи флагманского бренда настолько сильно и так долго падали, что в конце прошлого года Mattel провела тотальное перепозиционирование бренда. Знаменитая кукольная блондинка стала не только разных рас, цветов кожи и волос, но и разного роста и комплекции. Также изменилась стратегия продвижения: маркетологи Mattel , что девочкам куклы нужны, чтобы играть во взрослую жизнь. Это отразилось в новой рекламной кампании Barbie "Представь возможности".

Положение Hasbro на рынке более выгодное, несмотря не меньшую капитализацию. Созданная в 1923 году братьями Генри и Хелалом Хасенфельдами компания значительно усилила в последнее время доходы как от настольных игр ("Монополия", "Дженга", "Scrabble", карточные ролевые фэнтези-серии "Dungeons & Dragons" и "Magic: The Gathering"), так и от игр по лицензиям ("Transformers", "Pokemon", "My Little Pony" и "Звездные войны").

Как отмечают специалисты, у Hasbro оказался более сбалансированный портфель брендов, который лучше адаптирован к современному потребителю. Обилие популярных лицензий дает компании повышенное внимание среди младшего поколения, которое фанатеет от "трансформеров" и "джедаев". А поколение "миллениалов" заново открыло для себя настольные игры, за которыми проводит время в антикафе или на дружеской вечеринке.

Идея объединиться не впервые приходит в голову руководству Hasbro и Mattel: еще в 1996 году переговоры о слиянии двух лидеров рынка игрушек дошли до достаточно глубокой стадии. Однако, в последний момент сделка была отменена: инициатором разрыва была Mattel, которая обвинила Hasbro в давлении с помощью средств массовой информации.

Джон Амерман, на тот момент занимавший пост гендиректора Mattel, обвинил председателя совета директоров Hasbro Алана Хасенфельда (потомка основателей компании, которая до сих пор остается семейным бизнесом) в политике "выжженной земли", усилении пиар-давления на Mattel через СМИ, из-за чего компания не видит смысла в дальнейших переговорах.

Компания Mattel начала свою историю в далеком 1945 году под руководством троих друзей - супругов Рут и Эллиота Хэндлер, а также Гарольда Мэтсона. Свое название компания получила от сочетания имен ее основателей, Mat son и El liot.

В современном мире, пожалуй, не существует ребенка и взрослого, которые не были бы знакомы с игрушками Mattel. Трудно найти девочку, ни разу не державшую в руках куклу Barbie, мальчика – не видевшего машинки Hot Wheels, и молодых родителей – не сталкивавшихся с развивающими игрушками для самых маленьких Fisher-Price. Причем, с высокой долей вероятности, практически в каждой современной семье среди множества прочих обязательно найдется и игрушка от Маттел. Сегодня Mattel предлагает покупателям не просто интересные игрушки под самыми раскрученными торговыми марками, компания и по сей день находится в тренде, создавая современную, креативную, яркую и качественную продукцию.

Но прежде чем продолжить рассказ о Маттел, мы хотим буквально несколько слов сказать о ее основателях, отдав должное людям, которые создали всемирноизвестную компанию, реализовали множество инновационных проектов, да просто подарили миру уже ставшую легендарной куклу Барби – одну из самых продаваемых игрушек в истории!

Основатели Mattel:

  • Рут Марианна Хэндлер (Ruth Marianna Handler), 14.10.1916 – 27.04.2002.

Рут родилась в Денвере (штат Колорадо, США) и была 10-ым ребенком в семье польско-еврейских эмигрантов Якоба и Иды Московичей. Из-за болезни мать не могла ухаживать за дочерью, поэтому с 6 месяцев о девочке заботились старшая сестра и ее муж – Сара и Луи Гринвальд. Уже в 10 лет Рут начала работать в аптеке, которая принадлежала Луи.

26 июня 1938 года Рут Москович вышла замуж за Эллиота Хэндлера. Через 7 лет супруги создали собственную багетную мастерскую, назвав ее Mattel…

  • Эллиот Хэндлер (Elliot Handler), 09.04.1916 – 21.07.2011.

Эллиот родился в Чикаго (США), детство провел в Денвере, учился промышленному дизайну в Art Center College of Design в Пасадене.

26 июня 1938 года женился на Рут Москович. С 1945 по 1975 годы Эллиот и Рут являлись руководителями созданной ими компании Mattel.

  • Гарольд Мэтсон (Harold Matson), 26.02.1898 – 05.01.1988.

Гарольд родился в Гранд-Рапидс (штат Мичиган, США) и вырос в Сан-Франциско.

Мэтсон был литературным агентом. Создав собственную компанию Harold Matson Company, Гарольд работал с известными в тот период американскими писателями, издавая и продвигая их книг.

Нью-Йорк Таймс называла Мэтсона «одной из самых влиятельных фигур в сфере книгоиздания». Например, продажа прав на издание романа Robert Ruark под названием «Нечто ценное» установила рекорд в то время, составив 106 000 долларов.

Параллельно со своей основной деятельностью в 1945 году Гарольд участвовал в создании компании Mattel совместно со своими друзьями – четой Хэндлер.

История Mattel:

Итак, в 1945 году Хэндлеры и Мэтсон создали багетную мастерскую, назвав компанию Mattel. Свою деятельность компания начала в небольшом полуподвальном помещении с производства рамок для фотографий и картин. Также компания выполняла небольшие заказы, связанные с производством фурнитуры для кукольных домов и кукольной мебелью. Постепенно Хэндлеры начинают создавать и детские игрушки, например в 1947 году Mattel выпускает свою первую музыкальную игрушку – гитару под названием «Uke-A-Doodle». Производство постепенно расширяется, и в 1948 году компания открывает офисные и производственные помещения в г. Хоуторн (штат Калифорния). Именно здесь будут приняты самые знаковые для компании решения, которые позднее позволят Mattel стать непререкаемым лидером в сфере производства детских игрушек на долгие-долгие годы.

50-е годы XX века:

Это десятилетие стало по-настоящему знаковым для Mattel за счет нескольких важных решений, принятых руководителями компании:

  1. Компания полностью переориентировалась на производство детских игрушек.
  2. После нескольких неудачных маркетинговых акций Хэндлеры начали жестко отслеживать издержки, связанные с производством продукции, ее рекламой и доставкой. А также пришли к пониманию, что для успешности игрушки важно вовлечь в процесс конечного потребителя – РЕБЕНКА! И не просто вовлечь, а постоянно поддерживать его интерес к игрушке. Так появились первые игрушки, которые в последствие стали называться «серийными», т.е. по одной тематике с относительно небольшим временным интервалом выпускались игрушки одной серии. Именно таким инновационным и явно рискованным ходом компания Mattel смогла обеспечить длительный интерес к своей продукции непосредственно детской аудитории, увеличив тем самым в 1955 году продажи до 5 000 000 долларов.
  3. Следующим решение Хэндлеров не просто в очередной раз увеличило доходы компании, но и, не побоимся данного утверждения, полностью изменило индустрию детских игрушек всего мира! В 1955 году Mattel начинает сотрудничество со студией Disney, и выпускает несколько рекламных роликов, которые постоянно показываются во время трансляций Mickey Mouse Club («Клуб друзей Микки Мауса»). В то время, это было абсолютно рискованным предприятием, т.к. вся продажа игрушек основывалась на выстраивании отношений между производителем и розничным продавцом его продукции. До Хэндлеров никому не приходило в голову выйти на «прямой» контакт с конечным потребителем, т.е. обратиться к детям, что называется, в прайм тайм! На реализацию данного проекта было потрачено 500 000 долларов, практически весь реальный капитал компании на тот момент. И эти траты оказались ненапрасными! Скоро все дети США знали, что такое Mattel, и какие игрушки производит компания, и, естественно, просили своих родителей купить именно «Маттел».
  4. В 1957 году Mattel начинает выпуск игрушек по мотивам очень популярных в то время голливудских вестернов.
  5. 3 марта 1959 года Mattel представили профессионалам игрушечного рынка новинку – Куклу Barbie, совершив очередную революцию в игрушечной тематике, и окончательно закрепив за собой звание «Лидера по производству детских игрушек». К этому моменту продажи Mattel составляли уже 14 000 000 долларов в год. Подробно об истории создания знаменитой куклы Барби читайте здесь.

60-е годы XX века:

В отличие от столь насыщенных инновациями и рисками 50-ых, в 60-е годы Mattel становится уверенным лидером игрушечной отрасли, оттачивается бизнес-процессы, увеличивает продажи и выпускает на рынок новую продукцию:

  1. Mattel открывает первые фабрики в Азии и начинает длительный и постепенный вывод производства с территории США.
  2. 1961 год был ознаменован появлением друга Барби по имени Кен, который стал не менее популярен, чем его кукольная подруга.
  3. В 1965 году Mattel выпускает интерактивную развивающую игрушку для дошкольников See’N Say («Посмотри и назови»).
  4. В 1968 году Mattel выпускает на рынок новую линейку игрушек – коллекционные машинки Hot Wheels. Эта серия, как и вся продукция компании, быстро завоевывает любовь потребителей, причем не только детей, но и взрослых.
  5. Также в 1968 году на рынок выходит первая Барби – афро-американка.

70-90-е годы XX века:

В этот период Mattel работает, радуя покупателей все новыми и новыми игрушками, развивает производство и завершает вывод производственных мощностей за пределы США. К началу нового тысячелетия производство компании рассредоточено в ряде азиатских стран – Китае, Индонезии, Малайзии, а также в Мексике. Последний завод в США, производивший развивающие игрушки Fisher-Price, закроется в 2002 году, производство этого бренда переведено в Китай.

В 1975 году от руководства компанией отходят ее основатели – Рут и Эллиот Хэндлер. Конечно же, компания не прекращает свое существование после их ухода, а продолжает расти и развиваться. Но с уходом Хэндлеров заканчивается целая эпоха, ведь за 30 лет своей работы они смогли создать не просто крупную компанию, их детище до сих пор является тем эталоном корпорации, на который равняются конкуренты, а их игрушки – эталоном стиля, красоты и качества для миллионов людей по всему миру.

Из самых знаковых событий периода, пожалуй, также стоит отметить следующие:

  1. В 1977 году Mattel выходит на рынок электронных игр, выпуская развивающую игру Intellivision (от «интеллект» и «телевидение»).
  2. 1978 год – год основания «Детского фонда Mattel».
  3. В 1988 году Mattel возобновляет сотрудничество с корпорацией Disney, принесшее столь грандиозный успех 30 лет назад. Благодаря чему выпускаются герои самых известных Диснеевских мультфильмов, появляются коллекционные Barbie в образах Диснеевких принцесс, и создается новая активная рекламная компания по телевидению.
  4. В 1993 году Mattel приобретает известный бренд детских игрушек Fisher-Price.
  5. В 1996 году Mattel подписывает контракт с детским каналом Nickelodeon, и начинает выпускать игрушки по мотивам мультфильмов этого канала.
  6. В 1999 году бренд Barbie празднует свое 40-летие.

Mattel в XXI веке:

С ростом конкуренции и развитием технологий Mattel сталкивается с большим количеством проблем. Компании такого уровня в современных реалиях сложно удерживать звание безоговорочного лидера на рынке детских игрушек, но Маттел продолжает борьбу за лидерство, и старается с достоинством выходить из многочисленных кризисных ситуаций. Из важных событий последних лет стоит отметить следующие:

  1. В 2000 году Mattel заключает контракт с брендом Harry Potter (Гарри Поттер), получая право на выпуск кукол, фигурок, настольных игр и прочих игрушек с персонажами нашумевшей книжной истории о мальчике-волшебнике.
  2. В 2001 году выходит первый полнометражный мультфильм о кукле Barbie.
  3. В 2002 году Mattel представляет новый бренд My Scene. Линейка кукол, выпущенных под этим брендом представляет собой кукол, похожих на Барби, но чуть более худых и с утрированной (увеличенной по отношению к пропорциям тела) головой. Выход этого бренда сразу же спровоцировал ряд судебных разбирательств, поскольку куклы My Scene были восприняты как аналоги серии кукол Bratz от MGA Entertainment. Mattel обратилась в суд с требованием запретить выпуск Bratz и возместить ущерб в размере 1 000 000 000 долларов, поскольку куклы были разработаны для конкурента бывшим сотрудником компании в 1999 году, т.е. еще в его бытность действительным сотрудником Mattel. После почти 10-летних судебных споров, прямо противоположных по результатам судебных решений, и пересмотров дела разными судебными инстанциями, в августе 2011 года судом присяжных было вынесено финальное решение не только не в пользу Mattel, но и наоборот, компания Mattel была признана виновной в промышленном шпионаже. Суд обязал Mattel выплатить в пользу MGA 309 000 000 долларов.
  4. В 2003 году бренд Hot Wheels отметил свое 35-летие.
  5. Также в 2003 году компанией запущена линейка собственной модной одежды – Barbie Couture
  6. В этом же году Mattel удостоена премии Unicef за корпоративную ответственность.
  7. В 2005 году бренду Fisher-Price исполняется 75 лет.
  8. В 2011 году Mattel подверглась ярой критике со стороны «Гринпис» за использование в упаковках для кукол Barbie картона, вырабатываемого компанией Asia Pulp and Paper, уничтожающей ценные дождевые леса Индонезии, что приводит к исчезновению редких видов животных и растений, таких как орангутан и суматранский тигр.
  9. В 2010 году Mattel представила "на суд" потребителей новый бренд Monster High («Школа Монстров»). Создание данной линейки – это попытка привлечь в ряды фанатов производителя подростков. Ведь современные тинэйджеры – креативные, стильные, яркие, бескомпромиссные, уважающие эксцентрику и эпатаж молодые люди. Именно на такую аудиторию и направлена серия Юных Монстров. Нужно отметить, что данный бренд является действительно успешной разработкой, чего Mattel уже давно не удавалось, серия стала неимоверно популярна, и активно завоевывает фанатов по всему миру.
  10. Только с 2012 года компания Mattel официально представлена на территории России. И теперь оригинальные игрушки практически всех брендов компании доступны и российским покупателям.

В заключении…

Ни одной компании до этого момента мы не уделяли столько внимания... Ни об одной компании до сих пор нам не хотелось говорить снова и снова… Ни об одной компании пока мы не писали настолько подробно…

Если вы поедете из Международного аэропорта Лос-Анджелеса строго на юг по 405-й дороге и свернете на Эль-Сегундо, то наткнетесь на запрятавшийся среди торговых центров бетонный ангар площадью почти 2 га. Эта постройка когда-то была заводом, выпускавшим части самолетов. Теперь здесь расположены дизайнерские лаборатории Mattel - самого большого в мире производителя игрушек. Где-то в глубине ангара под защитой усиленных систем охраны работает команда из 12 человек (сценаристы, компьютерные аниматоры, художники и промышленные дизайнеры), которая создает новую грандиозную американскую игрушку: Max Steel.

Max Steel будет 15-сантиметровым пластмассовым супергероем с хорошо проработанной историей. Его миссия заключается в том, чтобы использовать энергию, которой он обладает, для превращения в киборга и спасения мира от монстров вроде Elementor или Dredd. И, как в комиксах про Супермена или Человека-Паука, у супергероя есть тихое альтер эго в обычной жизни: шестнадцатилетний старшеклассник Максвелл МакГрат.

На самом деле этот супергерой появился не сейчас - с 2001 года испаноговорящий и более взрослый Max Steel успешно продавался в страны Южной Америки (годовой объем продаж - более $100 млн). В том же 2001 году, сразу после террористического акта 11 сентября, Mattel изъяла раннюю версию игрушки из американских магазинов. Руководство компаний решило, что супергерой, борющийся с террористами, является спорной темой для американских детей.

Целевая аудитория нынешней версии Max Steel - мальчики в возрасте от 6 до 11 лет, которые будут следить за его действиями в мультфильмах и видеть, как меняется сюжет в интернет-играх. Mattel планирует постепенно развивать историю супергероя, поддерживая тем самым интерес детей. «Когда мы создавали Max Steel, то старались придумать различные способы развития его персонажа», - рассказывает креативный директор компании Тимоти Килпин.

Кукла Max Steel появится на полках американских магазинов только в августе, но к старту продаж уже давно готовятся. Если вы зайдете на maxsteel.com, то сможете поиграть в компьютерную игру или посмотреть видео, рассказывающие его историю. В марте прошла премьера мультфильма о Max Steel на цифровом канале Disney XD, а в скором времени этот мультфильм станет доступным более чем на ста рынках по всему миру.

«Для поддержания спроса на продукт необходимо использовать образ супергероя на телевидении, в интернете, в играх и других цифровых форматах», - объясняет председатель правления компании Mattel Брайан Стоктон. 59-летний Стоктон, возглавляющий Mattel с января 2012 года, говорит об игрушках нового поколения вроде Max Steel. По иронии судьбы его офис с видом на Тихий океан и Голливудские холмы украшает примерно дюжина кукол Барби - именно эта кукла несколько десятилетий была лицом Mattel, и ее будущее находится под вопросом.

Барби - это больше чем игрушка. Последние 54 года эта 29-сантиметровая кукла определяла развитие американских девочек. К тому же Барби - это машина по производству денег. Попробуйте зайти на Amazon.com, и вы увидите принцессу Барби, астронавта Барби, палеонтолога Барби и президента Барби - всего в продаже свыше 45 000 товаров.

Но несмотря на потрясающую фигуру Барби и пронзительный взгляд ее голубых глаз финансовая отчетность Mattel показывает, что легендарная кукла начала «стареть». В прошлом году мировые продажи Барби снизились на 3%, до $1,3 млрд. В США дела идут еще хуже. По оценке аналитика Геррика Джонсона из BMP Capital Markets, объем продаж Барби с 2000 года рухнул на целых 50%, до $460 млн. Теперь Барби приносит только 20% выручки Mattel (в прошлом году - $6,4 млрд), хотя 10 лет назад эта кукла обеспечивала 30% продаж.

Стоктон надеется, что Max Steel вместе с другими многообещающими франшизами игрушек - Monster High и American Girl - выведут компанию на новый уровень продаж. И Monster High, и American Girl рассматриваются как возможные замены Барби.

Monster High (Школа монстров) - это средняя школа, в которой учатся красотки-готы - представьте себе помесь куклы Барби с Эльвирой . Мысль о создании таких кукол возникла, когда группа работников Mattel отправилась в торговый район Санта-Моники вместе со стайкой девочек-подростков. Сотрудники заметили, что девочки предпочитали одеваться в темное и им нравились серые и черные вещи. «Мы стали разговаривать с девочками от 6 до 10 лет, - рассказывает Стоктон, - они уже начинают размышлять о жизни в средней школе или в старших классах, о развлечениях и проблемах в общении… Они начинают думать о своих недостатках. Не слишком ли я кудрявая, не слишком ли длинные у меня волосы?.. А монстры - это ведь олицетворение человеческих недостатков, правильно?» И эти «недостатки» приносят деньги. Предполагается, что розничные продажи франшизы Monster High принесут в этом году более $1 млрд, из них $550 млн достанутся Mattel.

Другая альтернатива Барби - это American Girl (Американская девочка), серия кукол за $110. Mattel купила компанию-производителя эти игрушек в 1998 году за $700 млн и с тех пор превратила American Girl в настоящий феномен розничной торговли. Принадлежащие Mattel роскошные магазины American Girl из-за их доходности называют Apple Store в мире игрушек. Розничные продажи в среднем магазине American Girl приносят примерно по $16 000 на квадратный метр площади в то время, как у Build-A-Bear - $3400, а у Toys “R” Us - и вовсе $2600.

«Посещение этих магазинов совсем не похоже на «Давай пойдем в Toys “R” Us» и выберем куклу, - объясняет Шон МакГоуэн из инвестиционной фирмы Needham & Co. - Там есть множество возможностей по-разному потратить деньги, например выбрать подходящее платье для вашей куклы или сделать ей новую прическу. Прийти в такой магазин - это все равно, что сходить на шоу». В США есть уже 14 магазинов American Girl и планируется открытие новых. Ожидаемый объем продаж в 2013 году - $600 млн. Валовая маржа по этой игрушке составляет 65%.

Но прогнозы Mattel могут и не оправдаться. «Цифровое поколение» детей любит приложения для iPad за 99 центов больше, чем традиционные игрушки. Добавьте сюда сокращение количества магазинов игрушек и появляющиеся опасения, что 3D-принтеры, на которых можно самостоятельно создавать трехмерные объекты, вообще выведут нынешних производителей пластмассовых игрушек из игры.

К тому же у Mattel традиционно плохо складываются отношения с новыми технологиями. В 1999 году компания потратила $3,5 млрд на покупку производителя образовательных программ the Learning company, но приобретенный актив терял деньги со скоростью $1 млн в день. Через год Mattel продала эту компанию, выручив жалких $27 млн.

Или вот более свежий неудачный проект. Недавно Mattel запустила серию игр для iPad - Apptivity, которые были задуманы так, чтобы дать возможность детям управлять игрой с помощью своих пластмассовых игрушек. Согласитесь, странная концепция. В результате от производства игры The Apptivity Monster High, в которой кукла являлась управляющим устройством, решено отказаться.

«Мы поняли, что у нас бизнес получается лучше, если мы применяем новые технологии к традиционным игровым схемам. Сделать все в цифровом формате - не может быть самоцелью или гарантией успеха для нас. - рассказывает Стоктон. - Наша целевая аудитория по-прежнему дети, и они по-прежнему примерно 30 минут в день играют с игрушками, несмотря на развитие цифровых развлечений».

Финансовые результаты компании позволяют смотреть в будущее с оптимизмом: в 2012 году прибыль Mattel выросла до $864 млн, а запасы денежных средств - до $1,3 млрд, что дает возможности для маневров и экспериментов с новыми продуктами. Но смогут ли эти продукты заменить Барби?