Урок на тему " милосердие". Классный час "Урок милосердия" Совместное исполнение песни «Дорогою добра»


Милосердие - чистосердечность, сочувствие, готовность делать добро вся­кому, любовь на деле, способность отозваться на чужую боль. Людям мило­сердным присуще сочувствие по отношению к сироте, инвалиду, тяжело больному человеку, человеку преклонных лет, человеку, который попал в беду. (Толковый словарь В. И. Даля)


Задание. Найдите сначала слова, которые символизируют добро. А теперь слова, которые символизируют зло. Любить, надеяться, почет, ненависть, безразличие, боль, уважение, согласие, хороший, тревога, нежность, грустный, болезнь, справедливость, война, кровь.




Вывод: Добро - это духовная категория, ее нельзя коснуться, понюхать, посмаковать. Добро можно только почувствовать: это ласковое, хорошее отношение, это готовность помочь в трудную минуту, это любовь к окружающему миру. Это то, которое заставляет нас радоваться, любить, сочувствовать.










Вывод: Быть хорошим - это бережливо относиться к более слабым, к инвалидам, понимая, что здоровье - это божий дар и мы не должны хвалиться им перед слабее себя. Здоровая и красивая физическая оболочка не всегда свидетельствует о духовном богатстве и душевной красоте, а в немо щ ном теле может быть богатое внутреннее содержание, любовь к окружающим, милосердное отношение к другим.


Вывод: Человек на то и человек, чтобы оценивать и взвешивать свои действия, и поступки. Часто человеческая легкомысленность и безразличие становится причиной страданий и неустроенности братьев наших младших. Следовательно, не будьте безразличными. Памните, что все мы - деть Космоса и мы рождены для того, чтобы лелеять добро.


Золотое правило: Относиться к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Уважать других, особенно старших и более слабых от себя. Слушать маму, папу. бабушку. Не смеяться над калеками. Любить и беречь природу, животных. Не проходите безразлично мимо человеческой беды, горя, отчаяния. Не оставлять животных в беде. Любить природу и все живет. Бережливо относиться к красоте. Уметь не только посочувствовать в горе, ай порадоваться чужому успеху.

Доброта и милосердие

Час общения: "Доброта и милосердие творят чудеса"

Цель: расширять представление об общечеловеческих ценностях и нравственных качествах человека.

Задачи:

1. Продолжить знакомство учащихся с понятиями «Добро» и «Милосердие»

2. Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

3. Воспитывать стремление помогать окружающим, совершать добрые и честные поступки.

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок.

- Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта и милосердие. Ведь они не разделимы. И отправимся в удивительную страну

Доброты и Милосердия.

Слова эти серьёзные,

Главное, важные.

То, что значат они,

Очень нужно для каждого

В них забота и ласка,

Тепло и любовь.

В них стремление

На помощь прийти

Вновь и вновь.

Эти качества в сердце

У многих живут

И от боли других

Позабыть не дают.

И они поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие и доброта.

2. Беседа. Что такое добро и милосердие?

Что такое доброта и милосердие? И какой человек может называться добрым и милосердным? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

А что такое доброта? Это милосердие, помощь, взаимовыручка.

По словарю Ожегова:

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

По историческому словарю:

Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

Давайте теперь прочтем, что говорили о доброте известные люди.

Небесные сокровища.

- Это правда, что у Бога в небесах сокровищ много?

Верно, их чудесный свет озаряет белый свет!

Может, денег накопить,

Может, что-нибудь купить?

Что ты! Бог не продает, он их даром раздает.

Только руку протяни и считай: они твои!

Что получим мы с тобой из небесной кладовой?

Прежде Бог дает нам ВЕРУ –

Нашей праведности меру.

Как жемчужина, она света Божьего полна.

Кто ж смирению обучен,

Бог тому вручает ключик –

Не простой, а золотой!

Ключ зовется ДОБРОТОЙ.

Доброта ведет к ДОВЕРЬЮ,

Открывает к сердцу двери,
Чтоб НАДЕЖДУ людям дать,

Помогать и сострадать.

Что еще есть в кладовой?

- МИЛОСЕРДЬЕ и ПОКОЙ.

Драгоценными камнями воссияли перед нами.

Но сокровища твои ты от ближних не таи.

Щедрым будь, делясь со всеми –

Богатеешь в то же время!

Посмотри, как ты богат!

Ты открыл духовный клад:

Изумрудом блещет РАДОСТЬ,
Как алмаз, ТЕРПЕНЬЕ рядом.

И прекрасный, как сапфир, озарят душу МИР.

Но ЛЮБОВЬ всего сильней,

Драгоценней всех камней.

Ярче солнца в сердце светит, согревая всех на свете.

Лишь в ЛЮБВИ душа живая, и сама как кладовая.

Оскудеет ли она, если в ней добра сполна.

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течении столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

Ребята, а встречали и совершали в жизни добро? А зло?

Да, иногда люди совершают не только хорошие поступки. Мы живем с вами на планете Земля. И коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

Послушайте притчу о непослушном сыне. (о столбе с гвоздями).

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Чтобы выработать у себя доброе отношение к людям надо следовать правилам доброты.Есть правила для учащихся.

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты? Давайте попробуем вместе составить правила доброты.

3. Правила доброты. Волшебные слова.

Давайте зачитаем ваши правила.

1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

2. Любить людей знакомых и незнакомых.

3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

4. Делать добро для близких, друзей.

5. Не завидовать.

6. Не вредничать.

7. Не грубить.

СИЛА СЛОВА

Не стыдитесь, не ленитесь, сейте доброе вокруг. Поклонитесь, улыбнитесь, незнакомец он иль друг.

« Я желаю вам здоровья,

Ах, какой чудесный день!» -

Это все не пустословье и совсем не дребедень.

Слово лечит, слово греет, слово

силы придает,

С ним дождливый день светлеет,

И трава быстрей растет.

Слово доброе поддержит и поможет в трудный час.

И с любовью и с надеждой все

получится у вас.

Оглянитесь, присмотритесь:

Солнце яркое с утра.

Не скупитесь, торопитесь делать добрые дела.

Не бросайтесь злыми словами,

Лишь бы так и в кого - все

Слово злое жестокостью ранит и опаснее пули оно.

Пуля может уйти от цели, изменив траекторный полет.

Слово злое же точно по цели в сердце метко без промаха бьет.

Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила. Ведь поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. А для их свершения необходимо знать вежливые слова. Давайте их вспомним.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … спасибо.

Зазеленеет старый пень, когда услышит… добрый день!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … спасибо.

Когда нас бранят за шалости, говорим… прости, пожалуйста.

Доброта к людям, природе.

Многим в жизни мы обязаны своим родителям, своим мамам, бабушкам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд.

В доме добрым делом занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ежики, птенцы.

Я тебе отвечу прямо:

Это - мама.

(В. Никерова

Наши доброта и человечность должны проявляться по отношению не только к людям, но и ко всему живому.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Наша русская природа полна прелести. Она трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природа дарит людям радость, здоровье, душевное спокойствие. К природе надо относиться бережно.

Я хочу, чтоб все смеялись.

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро было добрым,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны.

Песня « Дорога добра»

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к

человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, в транспорте, на природе?

Как вы думаете, легко или трудно быть добрым? (Ответы детей).

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Но ребята надо помнить, что

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

Судить человека надо по его делам.

-Кто же такой добрый человек?

Добрый человек – это тот, кто

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережет ее.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Добрый человек должен иметь доброе сердце.

Сказка о цыпленке.
Жил – был беспокойный цыпленок. Однажды он спросил у своей мамы: «Что такое доброта?» «Ты еще маленький. Подрастешь – узнаешь,» - сказала мама. Но цыпленок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося козленка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта.» И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыпленок, цыпленок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик,» - попросила девочка. «Мне некогда, - сказал цыпленок. – Я хочу узнать, что такое доброта». «А я знаю, что такое доброта. Мне мама часто рассказывает про добрых людей». «Расскажи мне тоже.» - попросил цыпленок. «Сначала достань шарик». Цыпленок взлетел и достал шарик. «Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта». «Так просто?» - удивился цыпленок.

Узнал ли цыпленок, что такое доброта? В чем выражается доброта?

Работа с пословицами о добре.

В народе существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте. Как вы их понимаете?

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые вести прибавят чести.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Живи добрее, будешь всем милее.

Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

Игра «Сказка».

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема

добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Царевна лебедь, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми и мудрыми.

Притча о мудреце. (видео -запись)

В заключении послушайте одну известную, восточную притчу и определите ее смысл.

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И только от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо.

1. Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

4. Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.

Заключительное слово учителя

Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.

В память о нашей встрече мне бы хотелось подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого Лиса: « Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце ».

И я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. Помните об этом!

Песня «Ты да я да мы с тобой»

ЧАС ОБЩЕНИЯ:

ДОБРО И МИЛОСЕРДИЕ ТВОРЯТ ЧУДЕСА»

Урок : №1

Дата : 19.11.13

Тема : Пока живет в нас состраданье.

Цель: Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру и людям, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».

Задачи:

    Способствовать формированию у ребят уважительного отношения к старшему поколению.

    Научить задумываться над своими поступками и поступками других людей по отношению к людям, нуждающимся в помощи со стороны.

    Обратить внимание и дать задуматься над такими привычными словами, как «милосердие» и «сострадание»: что они в себя включают и как часто им следуют в своей повседневной жизни сами учащиеся.

Оборудование : к плану-конспекту прилагается электронная презентация (на флэшке).

План:

1. Что значит быть добрым? Пожилые люди в нашей жизни и наше к ним отношение.

2. Набережночелнинский дом престарелых и инвалидов. История 101-летней Хиловой Ольги Харалампиевны, блокадницы, решившей покончить из-за голода со своей жизнью в наши дни.

3. Причина нашей жестокости? Обсуждение.

4. Тестирование при помощи электронной презентации «добрый ли ты человек?». Обсуждение результатов тестирования.

5. Примеры милосердного отношения к ближним в произведениях художественной литературы (Горький, Распутин, Платонов).

6. Грустная история жизни и смерти 46-летнего Селеткова Сергея. Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток».

Учитель: Здравствуйте, ребята, 1 октября отмечался День пожилого человека. Потому разрешите начать сегодняшний наш урок с одного стихотворения, которое я написала к этой дате.

Подземный переход

Переход подземный у дороги –

Бабушка там старая стоит,

Курточка чуть дышит, босы ноги

И сама от холода дрожит.

Опершись в раздумьях вся на палку,

Смотрит, вспоминая, в никуда:

Может, кто зажжет потом лампадку,

В церкви поминая за глаза.

Лиц, не видя, губы шепчут молча:

Что-то все пытается сказать,

Только стыд мешает, в сердце корчась,

Не дает ей милостыню взять.

Тут девчонка скромная подходит,

По карманам шарясь, подает

Сто рублей на хлеб, но жизнь уходит

Старческой слезою на излет.

– Доченька, спасибо, дай Бог счастья!

– Не за что, бабуся, вы одна?

– Так уж получилось, все у власти

Старости, да будь она сама…

По дороге к свету вверх пошла,

А старушка дряхлая в подвале

Переходном телом приросла.

– Были, как же, детки, были, помню,

Умные, хорошие мои, –

Прошептала бабушка с любовью,

Мысли приоткрыв в судьбу свои, –

Доченька, красавица, сыночек,

Институт закончили в КамПИ,

Адрес их на карте – все сто точек,

Я уж и не знаю, где они.

Голову склонила – память плачет,

Что-то промелькнуло в голове:

– Выживу я, Господи, я справлюсь,

Только дай ты счастья им вполне!

Переход вонючий – ветер в ноги,

Бабушка там старая стоит,

Вспоминает юности тревоги

И детей своих благословит.

(22.09.13)

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о самом ценном, что есть в человеке:добром сердце и добрых поступках.Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других». Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. А как вы понимаете это слово?

Отвечают

Учитель: Добрым является тот человек, кто любит людей, помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильныхвеликодушными, а весь мир чище и ярче.Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. А ведь такие люди живут среди нас. Кого, из своего повседневного окружения, вы можете назвать добрым?

Отвечают

Учитель : Почему вы так считаете? Чем этот человек заслужил в ваших глазах такое высокое звание?

Отвечают

Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. А всегда ли поступки людей несут добро? Сейчас, ребята послушайте рассказ, а скорее историю, которые, к сожалению, не так редко происходят.

Начнем мы свой рассказ с предистории. Скажите, кто из вас знает адрес Набережночелнинского дома-интерната для престарелых и инвалидов?

Отвечают

Учитель : Набережночелнинский дом-интернат для престарелых и инвалидов находится по адресу: Набережные Челны, 7-й комплекс (ГЭС), 17 / Казанский проспект, 10

Дом престарелых и инвалидов был открыт 14.06.1993 года на основании постановления № 797 Мэра города Набережные Челны в целях медико-социальной защиты инвалидов и престарелых граждан, не имеющих близких родственников, обязанных по закону ухаживать за ними. В 2000 году интернат был переименован в «Республиканский геронтологический центр», а с 1 сентября 2007 года является автономным учреждением социального обслуживания.

А вот и сама история:

В Казани оставленная родственниками бабушка от голода хотела свести счеты с жизнью. По словам 101-летней Ольги Хиловой, ее родные приезжают только раз в месяц – в день пенсии. Целый день несчастная старушка просидела у калитки дома и звала на помощь.

– Я хотела повеситься, но табуретка упала, – в слезах рассказывает пожилая женщина. – Я брошенная совсем и никому не нужная.

До войны Ольга ХаралампиевнаХилОва жила в Ленинграде. Ее эвакуировали в Казань в дни блокады. В столице Татарстана она всю жизнь проработала на заводе, заслужив почетное звание ветерана тыла. Но, по признанию самой бабушки, сейчас ей жить намного тяжелее, чем в суровые дни войны. Бабушка, которая чуть не повесилась от голода, рассказала о визите певицы МакSим. Корреспондент навестил Ольгу Хилову и узнал, как живет старушка сейчас.

После публикации материала о 101-летней Ольге Хиловой, которая чуть не повесилась от голода в своем полуразвалившемся доме, редакцию завалили письмами и звонками с предложениями о помощи. Большинство читателей просили адрес пенсионерки, чтобы съездить к ней домой и привезти все самое необходимое.

Как оказалось, из всех желающих помочь осталась лишь одна учительница. Она навещает Ольгу Харлампиевну каждое утро – приносит еду и помогает бабушке по хозяйству. Причем делает все это совершенно бесплатно. В минувшие выходные пенсионерку навестила певица МакSим, которая, узнав о проблеме бабушки, решила помочь. Известная уроженка Казани привезла с собой журналистов, чтобы привлечь внимание общественности.По словам Ольги Хиловой, МакSим предложила ей поехать прямо в тот же вечер на машине в Дом-интернат для престарелых и инвалидов.

– Я как только услышала это – сразу в слезы, – рассказала Ольга ХилОва порталу. – Все мои знакомые, которых устраивали в эти дома, спустя несколько дней умирали там.

Однажды Ольга Харалампиевна уже отправляла заявление в отдел соцзащиты, чтобы ее приняли в интернат. Но приехавшая к ней сотрудница сделала все, чтобы переубедить бабушку. Она рассказала об ужасных условиях, в которых содержат стариков, когда те спят вчетвером на 1,5-спальной кровати, а хоронят их в целлофановых пакетах. Так передала слова соцработника бабушка. Поэтому ей страшно покидать родной дом и от предложения певицы она отказалась.

– Я не хочу, чтобы меня повезли убивать, лучше я в собственной постели умру, и меня нормально похоронят, – признается бабушка.

Однако, дом, в котором проживает женщина, находится в очень ветхом состоянии. В доме – сквозняк, холодный пол, нет воды. Бабушка признается, что использует стекающую с крыши воду, чтобы попить чай. Она потеряла зрение четыре года назад и не в состоянии сходить на колонку. Становится ясно, что жить в таких условиях человеку в столь почтенном возрасте просто невыносимо.

– Смотрела видеорепортаж, аж слезы на глазах были. Люди, куда мир катится? Те, которые воевали за нас, за страну, за свободу, теряли своих сыновей, братьев, мужей, за то, чтобы мы с вами жили лучше, чем они. Столько горя пережили, но не сдались, не сломались, выстояли. А тут в мирное время и в петлю от голода… А ведь их почти не осталось, – так прокомментировал эту новость пользователь портала под ником tatka25rus.

Внимание на экран: (демонстрация видео)

Вопросы для обсуждения:

– Как вы думаете: чего же не смогла вынести бабушка?

Отвечают

– Как вы оцениваете поступок ее собственной дочери?

Отвечают

– Как вы думаете, больше добрых или жестоких людей?

Отвечают

Но ведь жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления. Давайте их сейчас все вместе рассмотрим:

Наш мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости. Сейчас даже самые маленькие дети видят по телевизору кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни: взрываются дома, торговые точки, автотранспорт от рук террористов.

Все чаще наши сверстники втягиваются а преступные группировки, секты, становятся жертвами, а кто и соучастниками преступлений.

За последние 10 лет в мире убито в войнах более миллиона детей, 6 миллионов получили ранения, почти 30 миллионов превратились в беженцы.

В Сараеве более половины детей были ранены, почти все подвергались смертельной опасности.(Сараево-столица Боснии и Герцеговины)

В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причем, среди пострадавших было много их родственников.(Ангола-государство в Центральной Африке)

В Руанде почти все дети осиротели, 16% из них выжили, прячась под трупами близких.(Небольшое государство в Восточной Африке.)

Какие страшные цифры. Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?

Отвечают

Учитель: Агрессивность, злость. Становится страшно. По-настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать. И, так, одну из причин мы выделили. Это война.

Вторая – влияние телевидения.

Третья – может идти из семьи.

Виновно так же неравенство, обнищание. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у другого нет. Это вызывает злость.

Я думаю основные причины мы с вами узнали. А как бороться с тем чтобы зла, жестокости стало меньше. Это конечно зависит от самих себя.

Сейчас я предложу вам немного подумать и пройти небольшой тест.

1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?

– да – 1

– нет – 0

2. Товарищ (подруга) рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему понять, что тебя это мало интересует, даже если это так?

– да – 0

– нет – 1

3. Если твой партнер плохо играет в шашки или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

– да – 1

– нет – 0

4. Часто ли ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?

– да – 1

– нет – 0

5. Любишь ли ты злые шуточки?

– да – 0

– нет – 1

6. Ты злопамятен?

– да – 0

– нет – 1

7. Сможешь ли ты терпеливо выслушивать даже то, что тебя совершенно не интересует?

– да – 1

– нет – 0

8. Умеешь ли ты на практике применить свои способности?

– да – 0

– нет – 1

9. Бросишь ли игру, если начинаешь проигрывать?

– да – 0

– нет – 1

10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты слушать аргументы друга?

– да – 0

– нет – 1

11. Ты охотно выполняешь просьбы?

– да – 1

– нет – 0

12. Станешь ли ты подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

– да – 0

– нет – 1

Проходят тестирование, подсчитывают баллы:

Результаты теста:

Больше 8 баллов. – Ты вежлив и любезен, нравишься окружающим, умеешь обращаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Ты стараешься иметь хорошие отношения со всеми, но ведь всем не угодишь, да и на пользу это тебе не пойдет.

От 4 до 8 баллов. – Ну, что же, твоя доброта – вопрос случая. Добр ты далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готов на все, но с теми, кто тебе не нравиться, ты любезничать не намерен. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 баллов. – Общение с тобой, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких тебе людей. Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

Какие примеры из прочитанных произведений на тему милосердия вы можете привести?

Герой рассказа Максима Горького Данко ради людей пожертвовал своим сердцем. Это поистине грандиознейший пример милосердия, человеколюбия!

– У В. Распутина есть произведение «Уроки французского», где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы.

– В рассказе А. Платонова «Неизвестный цветок» маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыне. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием .

– У А. Платонова есть необыкновенный герой – Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача.

Ребята, а как вы понимаете слово милосердие? Какой человек может называться милосердным?

Отвечают

Учитель: Милосердие – сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся.

– Милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы ему помочь. Милосердными мы должны быть к животным, птицам.

А как часто мы бываем милосердны к людям?

Отвечают

Учитель: На наших улицах все чаще можно встретить людей, без определенного места жительства, т. е. бомжей. Какая у нас бывает самая первая реакция, когда мы их видим?

Отвечают

Учитель : Но ведь они тоже люди, просто оступились, просто так сложилась их жизнь. Послушайте еще одну небольшую историю:

В газету Вечерние Челны обратился мужчина, который сообщил, что возле их дома 25/16 на бетоне, возле пакетов с мусором, лежит бездомный и замерзает. До этого бомж около недели пролежал в их подъезде. Жители дома пытались пристроить бедолагу, но у них ничего не вышло. Полиция его не принимала, равно как и служба скорой помощи. Бомж плохо держался на ногах не потому, что был пьян, а потому что долгое время голодал.

Корреспонденту Вечерки бездомный мужчина рассказал, что зовут его Сергей Селетков, ему 46 лет. Когда-то он работал машинистом, была семья, есть два сына. Еще год назад он проживал в трехкомнатной квартире с матерью и двумя сестрами. Много пил, не платил за себя квартплату. Родственники попросили выписаться, чтобы было не так дорого оплачивать коммунальные услуги. Он согласился и оказался на улице. Мужчина на отрез отказался называть адрес, дабы не обременять близких. Корреспонденты взяли жизнь этого человека на заметку, пытаясь пристроить его в Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства «Перекресток» но, слишком поздно: недавно Сергей скончался.

К сожалению, сегодня проще пристроить котенка в добрые руки, чем помочь человеку, – так считают жители того подъезда, – не по-человечески закрывать глаза на то, как на улицах города в холода гибнут люди.

«Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Перекресток» расположен по адресу: г. Набережные Челны, просп. Набережночелнинский д. 29а. На 11.10.2013г. в Центре всего проживает 50 человек. Из них мужчин 45 человека, женщин- 5 человек. В отделении первичного приема и санитарной обработки – 14 человек, отделении социально – трудовой реабилитации и адаптации – 36 человек. Из них: пенсионеров по возрасту – 5 человек, инвалидов – 3 человека, освободившихся из мест лишения свободы- 3 человека.

Конечно, мы тоже способны сделать мир добрее и сами помогать друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно, произведения искусства и где будем спокойны за жизнь своих будущих детей.

Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Баганская средняя общеобразовательная школа № 2

Баганского района Новосибирской области

Урок по предмету «ОРКиСЭ»

модуль «Основы светской этики»

Урок милосердия

Курганкина Наталья Петровна

Тема урока: «Урок милосердия»

Цель: знакомство с понятием, милосердие как совокупности добрых качеств человека; способствовать воспитанию готовности и способности учащихся к совершению добрых дел и поступков.

Задачи:

    Раскрыть понятие «милосердие»;

    Развивать исследовательские навыки, творческие способности обучающихся;

    Развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией,

используя современные технические средства;

    Формировать универсальные учебные действия (УУД) обучающихся;

Планируемые результаты учебной деятельности

Предметные:

Формирование на базе имеющейся информации правильного представления о милосердии;

Личностные учебные действия:

- осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим,

Формирование убежденности в том, что благотворительность важна во все времена-формирование гражданской идентичности в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.

Регулятивные учебные действия:

Умение организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать).

Познавательные учебные действия

- выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме, моделирование, построение цепи логических рассуждений;

- развитие рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные учебные действия:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ИКТ-компетентности

Овладение простейшими способами поиска информации по ключевым словам;

Нахождение главного в собранной информации;

Осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы).

Используемые методы :

словесные (диалог, беседа), игра, исследовательский метод, метод презентации.

Формы работы: коллективная, индивидуальная и групповая работа.

Методические комментарии:

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых ФГОС , предполагает активность обучающегося- знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается самостоятельная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, толковые словари.

Ход урока.

    Орг. момент.

В жизни по – разному можно жить-

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать

И подарить его людям.

Давайте подарим друг другу и нашим сегодняшним гостям наш урок.

    Мотивация учащихся, игра – тренинг.

Доброе утро ребята. Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбнитесь, ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.

    Рефлексия.

Нарисуйте смайлик, настроение которого совпадает с твоим. 3 минуты.

    Введение в тему.

Ребята, я хочу рассказать вам о случае, свидетелем которого я стала. (девушка помогла инвалиду).

Беседа по услышанному:

Как поступила девушка?

Как оценить поступок? Каким словом?

Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)

5.Выдвижение гипотезы.

Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.

А насколько важна эта тема? Заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (ответы детей)

Просмотр видеоролика

Так что же такое «Милосердие»? кто- нибудь может объяснить?

6. Работа с понятием.

Но что написано об этом словаре?

Предлагаю вам обратиться к толковым словарям и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

Читают определения.

Выразите цветом своё отношение к милосердию.

Объясните выбор цвета.

Из ответов учащихся:

«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».

«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

Учитель: Молодцы ребята! Хорошо справились с заданием. Обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?

Давайте выделим корни в слове «милосердие»

Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?

Какие еще человеческие качества близки милосердию?
7. Работа в группах.
(Группам дается список качеств, дети должны выбрать, какие качества близки милосердию).
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.

Милосердие – это одно из главных качеств русского народа. Наши мудрые предки сложили множество пословиц о милосердии и доброте.

Задание 2. Соберите пословицы и объяснить значение одной из них.

(Пословицы и поговорки о милосердии и доброте).

    Добрые вести прибавят чести.

    Доброта без разума пуста.

    Кто добро творит, тому бог отплатит.

Добрый человек в добре живет век.

8. Пауза

На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? (так говорят, когда просят о чем-то).

Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

Будьте добры поднимите руку.

Хлопнете в ладоши.

Повернитесь налево.

Будьте добры улыбнитесь.

Будьте добры присаживайтесь.

Спасибо, ребята вы очень внимательны.

9. Работа над понятиями.

А сейчас послушайте одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный , то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева , как ты.

О чём эта притча?

Каким качеством обладал мальчик?

Кто нуждается в милосердии?

10. Работа в группах.

В каких ещё ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия?

У вас на столах задания. Вам нужно найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…

2. заболел твой товарищ..

3. Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…

4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…

5. Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…

6. В соседнем доме случился пожар…

11. Работа над понятиями

Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя ». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

О чем притча?

Ребята, а в наше время есть такие отзывчивые и добрые люди? (слайд)

А себя вы можете отнести к таким людям?

12. Игра «Ромашка Доброты»

Перед вами на парте лепестки ромашки. Подумайте, что вы сделали хорошее, доброе вчера, а может быть уже и сегодня. Напишите об этом на лепестках и прикрепите их к середине нашего цветка. А цветок прикрепите на нашу поляну.

Посмотрите, у нас получился целый цветник добрых дел.

13. Рефлексия.

- Составить синквейн на тему милосердие (если останется время).

Пример:

милосердие

бескорыстный, добрый

помогает, спасает, утешает,

где тяжело, будь там

ответственность

милосердие

добрый, переживающий

проявлять, поддерживать, любить

помогать нуждающимся в помощи

забота

любящий, отзывчивый

сочувствовать, переживать, помогать

мы должны проявлять сострадание

необходимо.

Вот и подошёл к концу наш урок (Дети читают стихотворение).

14. Итог урока

Я очень хотела бы, чтобы вы научились быть милостивыми, научились не озлобляться, а прощать, проявлять милость, проявлять ту любовь к людям, которая живёт в душе каждого из нас.

15. Задание на дом.

Задание на дом: подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

Задание 1.


Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость
Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость

Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Задание 1. Выбрать, какие качества близки милосердию.
Сопереживание Зависть Память Сочувствие Злость Доброта Терпимость
Равнодушие Жалость Безразличие Уважение Эгоизм Чуткость Черствость

“Доброе слово лечит, злое калечит”

“Злой не верит, что есть добрый”

“Добрая слава лежит, а худая бежит”

“Доброго чтут, а злого жалуют”

Добрые вести прибавят чести.

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Доброе братство лучше богатства.

Живи добрее, будешь всем милее.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло

Добрый человек в добре живет век.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром

Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка…

Заболел твой товарищ..

Вы увидели на ступеньках магазина маленького котенка…

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка…

Ты услышал, что дразнят твоего одноклассника…

В соседнем доме случился пожар…

«В жизни сей нужен сочувственный взор, ласковое слово, нужно сознание, что нас любят и нам верят, нужно то, что в мире самое редкое и самое великое сокровище - сердце внимательное», – Преподобный Амвросий Оптинский

В июле-октябре 2017 года в Арсеньеве был реализован проект “Центр духовно – нравственного воспитания и развития подрастающего поколения “Отечество”. Организатором проекта является Центр внешкольной работы г. Арсеньева. В рамках проект был проведен цикл бесед «Уроки милосердия» для православной молодежи и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций. Беседы проводили представители Арсеньевской епархии – иерей Владимир Пыжиков и диакон Димитрий Селивановский. 8 бесед, 8 школ, 8 классов: от детей с ограниченными возможностями до кадетов.

Каждый класс, каждый возраст – отдельная история. 4-е классы принимают рассказ учителя в простоте сердца, а девятиклассники-кадеты уже спрашивают с подковыркой: «А вот Вы – психолог, Вы можете манипулировать нами, да?». И приходится снова и снова объяснять простые истины:

«Нужно стремиться, чтобы внешнее соответствовало внутреннему. Это называется простота. Если этого нет, то это уже лукавство»

«Работая над своей душой, мы должны знать, что хорошо, а что плохо. Что пропалывать в своей душе, а что оставлять расти».

Работа с каждым классом индивидуальна. Вот 4-ий класс, с которым занимается о. Александр Ступа, который ездит на экскурсии по храмам в рамках проекта – с ними можно поговорить об устройстве храма, а потом, во время экскурсии по анучинскому храму показать всё на практике. С кадетами – о доблести и чести, о том, как выжить на войне и зачем в сталинградской мясорубке люди вырезали кресты из консервных банок. А еще – о том, почему писатель Варлам Шаламов удивлялся стойкости «церковников».

– Ребята, что такое милосердие? – спрашивает отец Дмитрий. И посыпались ответы:

– Помочь бабушке по дому, в огороде!

– Помочь готовить ужин!

– Подоить корову!

– Покормить кур!

– Сходить в магазин!

– Помочь хотя бы просто словом, поддержать человека…

– Хорошо. А ещё, ребята, милосердие – это простить того, кто нас обидел. Милосердие – это не воздавать злом за зло, не отвечать ударом на удар.

А еще цель этих уроков – заставить детей думать. Например, после просмотров отрывков из мультфильмов во время бесед отец Дмитрий спрашивал у ребят: «Что мы можем извлечь из этого фильма (или притчи)? Как вы понимаете?»

Учитель подобен сеятелю: сеет везде и надеется, что его труд попадёт на добрую землю и принесёт обильный урожай. Урожай доброты, милосердия, сострадания к другим, прощения. Урожай доблести, чести, достойного служения Отечеству. Одним словом – урожай Любви.