Увольнение военнослужащих без жилья в избранном месте жительства. Судебная коллегия по делам военнослужащих Увольнение с военной службы без предоставления жилья

До апреля 2015 года увольнение военнослужащих могло производиться только после . В связи с внесёнными поправками в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в апреле 2015 года появилась возможность освободить от службы человека, не обеспеченного жильем.

Могут ли произвести увольнение из армии военного, не обеспеченного жильем?

Право военнослужащих на получение жилья по окончанию срока службы устанавливается Федеральным законом “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 N 76-ФЗ. В статье 15 части 1 говорится о гарантированном предоставлении следующих :

  • материальная субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • предоставление жилья в пользование или собственность.

Каждому работнику и его семье в течении 3-х месяцев с момента прибытия на службу предоставляется служебная квартира. Если служащий имеет 3-х и более детей, то жилье ему предоставляется вне очереди.

В прежней версии закона были совершены некоторые упущения. Так, согласно закону нельзя было расторгнуть контракт с военным, не обеспечив его жильем. Но при этом служащим давалось право многократно оказываться от предлагаемых им квадратным метров, вследствие чего увольнение становилось невозможным. Поэтому граждан нельзя было уволить и приходилось выплачивать денежное содержание, хотя служить они уже не могли.

В целях пресечения подобных ситуаций с апреля 2015 года было разрешено увольнять военнослужащих, прослуживших более 10 лет, без их согласия, если они отказались от предложенной им жилой площади (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Также военного можно освободить от службы без обеспечения жильем, если он в течение месяца не предоставил документы, чтобы получить квартиру или финансовую субсидию на ее приобретение. Срок считается с момента, когда командование уведомило военного о том, что готово или субсидию.

Такие ограничения действуют только для “льготных” оснований увольнения: по состоянию здоровья, по достижению предельного возраста или по ОШМ. При этом гражданин должен прослужить больше 10 лет и стоять на жилищном учете в том органе, в котором служит.

Увольнение в связи с истечением срока контракта не мешает уволить военного, не обеспеченного жильем. В таком случае служащий увольняется по окончанию срока договора и отправляется ждать квартиру “на гражданке”.

Законно ли увольнение человека по предельному возрасту или ОШМ без обеспечения его квартирой или финансовой субсидией?

Уволить военнослужащего без обеспечения жильем нельзя, если военный увольняется, прослужив 10 лет, из-за плохого здоровья, достижения предельного возраста пребывания на службе или из-за ОШМ. Это мы рассмотрели выше.

В остальных случаях уволить служащего без предоставления жилья могут. В том числе, если гражданин хочет уйти со службы сам, хотя основания для получения жилья до увольнения у него есть. Если военный стоит на учете как нуждающийся, после ухода со службы его обязан курировать военкомат, занимающийся обеспечением жильем таких лиц.

Работник числится в списках ВС РФ до дня издания приказа, который исключает его из личного состава воинской части. Днем увольнения считается день поступления выписки из приказа в воинскую часть и ее регистрация.

При увольнении военные имеют право на единовременные выплаты: при выслуге меньше 20 лет выплата составляет 2 оклада (по званию и должности), свыше 20 лет – 7 окладов. Военным, которые получили государственную награду, дополнительно выплачивают еще один оклад.

Служащие, имеющие выслугу более 20 лет, обеспечиваются пенсионными выплатами.

Величина военной пенсии за выслугу лет регламентируется Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», ст. 14 .

В отдельных публикациях на сайте наши эксперты подскажут, какие положены военнослужащим при увольнении, а также можно ли рассчитывать на и как его оформить.

Что можно сделать, если при сокращении с военной службы эти льготы не предоставили?

Если служащего уволили без его согласия, не обеспечив квартирой или финансовой субсидией на покупку квартиры или строительство жилья, такие действия командования признаются неправомерными. Приказ о незаконном увольнении можно и даже нужно обжаловать в вышестоящие инстанции.

Военнослужащий может обратиться в военную прокуратуру или подать иск в военный гарнизонный суд.

Можно выбрать суд по месту своего жительства или по месту нахождения воинской части. Здесь важно не упустить сроки, заявление должно быть подано не позднее 3-х месяцев с момента доведения приказа до сведения военнослужащего.

Порядок подачи заявления военнослужащего:

  1. Заявление военнослужащего, который оспаривает решение, действие командира (начальника) военной части, подается в военный суд (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 218). Гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня его извещения о незаконных действиях командования (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 219).
  2. Иск рассматривается в течение 10 дней с участием обеих сторон. Неявка на судебное заседании одного из лиц не является причиной для перенесения рассмотрения дела (Кодекс администратвного судопроизводства, гл. 22 ст. 221)

Если суд удовлетворит иск и признает действия командира незаконными, служащему возместят все причиненные убытки. Военнослужащий также может взыскать еще и моральную компенсацию.

Граждане, уволенные необоснованно, имеют право на восстановление в равной должности или выше и на выплату всех довольствий. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

Военнослужащие имеют право на жилье, гарантированное государством. Реализация данного права осуществляется путем получения денежной субсидии, либо приобретения в собственность на безвозмездной основе жилого помещения, находящегося в государственной собственности.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Порядок обеспечения военнослужащих служебными и иными помещениями регламентируется ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года “О статусе…” (далее – Закон).

Правила исчисления размеров денежной субсидии, выделяемой в целях компенсации расходов на приобретение жилья, представлены в Постановлении Правительства России № 76 от 3 фев. 2014 года “Об утверждении…” .

Определения

О тех гражданах, которые имеют статус военнослужащих, сказано в ст. 2 Закона.

Так, в соответствии с ч. 1 вышеуказанной статьи, к таковым относятся те, кто проходит срочную службу или по контракту согласно нормам 53-ФЗ от 28 мар. 1998 года “О воинской…” .

К лицам, проходящим срочную или контрактную службу, относятся:

  • офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты;
  • сержанты, старшины, солдаты, матросы.

Основная информация

О праве военнослужащих, проходящих воинскую службу на контрактной основе, на обеспечение жилыми помещениями, говорится в ст. 15 Закона.

Так, в ч. 1 указанной статьи сказано, что государством гарантируется предоставление контрактникам жилья в собственность, либо же выплата денежных средств в целях компенсации расходов на поиск и приобретение жилья.

При этом изначально военному выдается только служебное жилье – в течение 3 месяцев, как он со своей семьей прибудет к месту несения воинской службы. Военным, имеющим 3-х или более детей, служебное жилище предоставляется во внеочередном порядке.

И лишь после определенной выслуги лет полагается выдача квартиры в собственность.

Какие права на жилье имеет военный

Право на жилье имеет военнослужащий, который заключил контракт до 1 янв. 1998 года и стоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

В таком случае, согласно аб. 3 ч. 1 ст. 15 Закона, ему выдается либо денежная субсидия, либо непосредственно квартира по договору соц. найма или в собственность.

Также указанное право на жилище есть у тех, кто:

  • был в установленном порядке признан нуждающимся в жилье;
  • имеет выслугу лет на воинской службе 20 или более;
  • либо был уволен досрочно в связи со штатными мероприятиями или в связи с состоянием здоровья, при наличии не менее 10 лет выслуги.

Квартира предоставляется с учетом нормы площади на 1-го человека, которая в 2020 году составляет 18 квадратных метров (ч. 1 ст. 15.1. Закона). Соответственно, военнослужащий, имеющий 3-х членов семьи, будет претендовать как минимум на 54 квадратных метра.

Право на увеличение общей площади квартиры имеют:

  • военный в звании полковник или выше, прекративший несение службы в связи с достижением предел. возраста или по состоянию здоровья;
  • командир военной части, обладающий почетным званием РФ;
  • военный-преподаватель на кафедре в военном образовательном учреждении.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 15.1. Закона, в силу конструктивных и иных особенностей многоквартирного дома, в котором предоставляется квартира, государство может отступать от норматива площади на 1-го человека, но не более, чем на 9 кв. м. Это значит, что если в семье – 5 человек, то общая площадь квартиры не может превышать 18 * 5 + 9 = 99 кв. м.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона, военнослужащие как в период несения службы, так и после увольнения с нее, имеют право на бесплатной основе получить квартиру в собственность, если таковая ранее была получена по договору социального найма.

Указанное правило не распространяется на служебное жилье и квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Претендовать на жилую площадь

Военнослужащие реализуют свое право на жилье согласно порядку, установленному Приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30 сен. 2010 года “О предоставлении…” (далее – Приказ).

Согласно Приказу, сначала военному нужно подать в структурное подразделение Департамента жил. обеспечения Минобороны по форме, указанной в Приложении 1, в целях признания нуждающимся в жилье.

Признание нуждающимся осуществляется согласно норме жилплощади на 1-го человека (ст. ЖК РФ).

Жилье распределяется в порядке очередности – сначала тем, кто раньше встал на учет.

О выдаче жилья Департамент предупреждает военного и членов его семьи. В течение 5 дней со дня получения извещения военный должен выразить свое согласие, а в течение 30 дней – предоставить документы, указанные в п. 13 Приказа.

Военный вышел в запас

Без соответствующего согласия военнослужащего государство не может отказать в предоставлении жилого помещения в случае, если выслуга лет составила более 10 и военный состоял на учете в качестве нуждающегося в квартире.

В таком случае военный обязательно обеспечивается жильем по месту службы или по месту постоянного жительства (аб. 2 ч. 1 ст. 23 Закона).

В случае отказа от жилья или от денежной субсидии на его приобретение, согласия на увольнение военнослужащего без предоставления жилья уже не потребуется.

Также военным, состоящим в запасе, предоставляется ежемесячная финансовая компенсация расходов за наем или поднаем жилья за счет средств федерального бюджета, о чем сказано в аб. 2 ч. 14 ст. 15 Закона.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья

В частности, изменения коснулись того, что стало возможным увольнять военнослужащих, не обеспеченных жильем, без согласия самого военного, в случае, если он злоупотребляет своим правомочием на отказ от получения жилплощади.

В изначальной версии Закона стоял категорический запрет на увольнение из ряда ВС РФ лиц без предоставления таковым квартир. При этом военные имели правомочие отказаться от предоставляемых государством квадратных метров неограниченное количество раз.

До внесения поправок военнослужащие пользовались этой брешью в законодательстве в своих личных целях. В некоторых случаях, уволить их нельзя было ни по какому основанию.

К примеру, если военный достигал предельного возраста нахождения на службе, или не мог продолжать ее в связи с состоянием здоровья, он не мог быть уволен без выдачи жилья или субсидии. В целях продления своего пребывания в рядах ВС РФ, многие военные многократно отказывались от жилплощади.

Запрет увольнения без жилья также давал различные соц. льготы, в том числе, возможность получать денежное довольствие.

Незаконные действия

Часто возникают ситуации, когда военный лишается и должности в ВС РФ, и положенной квартиры.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья и судебная практика:

1-й случай из практики.

Военным из Московской области была представлена кассационная жалоба по факту незаконного увольнения в связи с ОШМ.

Нюансы дела:

  • причинами для увольнения послужили ОШМ;
  • срок воинской службы на момент подачи жалобы – 12 лет и 4 месяца;
  • заявитель состоит на учете в улучшении жил. условий и имеет 3-х несовершеннолетних детей;
  • 1 раз отказался от квартиры в месте несения службы;
  • военный не давал своего согласия на увольнение.

Судебным органом жалоба была рассмотрена, и по делу был вынесен обоснованный вердикт – восстановить заявителя в прежней должности до момента выделения ему квартиры.

Суд разъяснил, что увольнение было произведено незаконно, так как:

  • военный нуждался в улучшении условий проживания;
  • отказался от предложенного государством жилья только 1 раз.

2 случай из судебной практики:

Военнослужащего уволили из рядов ВС РФ в связи с ухудшением здоровья.

В кассационную инстанцию Белгородской области был представлен протест, суть которого в следующем:

  • причина увольнения – невозможность дальнейшего несения службы в связи с состоянием здоровья;
  • срок несения службы – 10 лет и 11 месяцев;
  • на момент увольнения заявитель имел 2-х детей, не достигших 18 лет, а также стоял на учете в качестве нуждающегося;
  • 2 раза был отказ от предоставленных государством квартир общей площадью 48 и 60 квадратных метров соответственно.

Протест военнослужащего был рассмотрен судом кассационной инстанции и полностью удовлетворен. Решение суда предписывало перевод военного на внештатную должность (то есть в распоряжение командования) до того, как будет выделено жилье.

Суд обосновал свой вердикт следующими аргументами:

  • минимальная норма жилплощади на 1-го человека составляет 18 кв. м.;
  • в семье заявителя 4 человека – супруга, сам военный и 2-е несовершеннолетних детей;
  • соответственно, минимальная площадь выделяемого государством жилья не может быть ниже 72 кв. м.;
  • таким образом, отказ заявителя от квартир площадью 48 и 60 кв. м. был абсолютно законным.

Также к случаям незаконного увольнения можно отнести:

  • выделение государством жилья, не отвечающего санитарными или гигиеническим нормативам;
  • предоставление квартиры в районе несения службы, в то время, как военнослужащий уже оформил заявление на выделение квартиры по избранному месту проживания.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Путину Владимиру Владимировичу,

103132, г. Москва, ул. Ильинка дом 23

От Котова Александра Константиновича

город Петропавловск-Камчатский

электронная почта: [email protected]

о злоупотреблении

органами военного управления, органами военной прокуратуры, военными судами и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Прежде чем написать данную петицию, я и еще сотни военнослужащих по всей стране прошли все судебные инстанции, в надежде защитить свои права и интересы, но с ужасом поняли, что права граждан в стране ничего не значат.

Пишу эту петицию в надежде на то, что вы все кто прочитает поймете всю серьезность проблемы.

1. Суть проблемы

Военнослужащие, поступающие на военную службы по контракту, всегда думали и надеялись, что при выслуге 10 и более лет, при том, что они в установленном законом порядке будут признаны нуждающимися в жилом помещении, их без их согласия не уволят с военной службы по достижении предельного возраста, по организационно-штатным мероприятиям и по состоянию здоровья до обеспечения их жилым помещением.

Данное мнение сформировалось у них на основании положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», действовавшего в различных редакциях.

Данное положение, представляющее собой дополнительную гарантию для военнослужащих, было закреплено также в абзаце втором пункта 1 статьи 22 Закона РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им и членам их семей жилых помещений по нормам, установленным законодательством.

Таким образом, я и предполагать не мог, что буду уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям без предоставления жилого помещения. Я всегда рассчитывал, что сначала государство обеспечит меня жилым помещением и только потом уволит с военной службы. Однако, приказом командира войсковой части от 19 февраля 2015 года я майор Котов А.К. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения с военной службы я жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был, не обеспечен также им до сих пор - спустя более двух лет с момента моего увольнения

2. Защита моих интересов и прав в различных органах и судебных инстанциях

После того, как я майор Котов А.К. был уволен с военной службы до обеспечения жилым помещением, я установленным порядком обратился за защитой своих интересов в гарнизонный военный суд.

Мною был пройден весь процессуальный порядок защиты моих прав в суде от 35 гарнизонного военного суда до подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, а также подана жалоба на имя Заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В.

Во всех случаях, в удовлетворении заявления и моих жалоб судами было отказано, действия органов военного управления по моему увольнению с военной службы до обеспечения меня жилым помещением были признаны законными.

Отказ в удовлетворении моих требований судами, и поддержка данной позиции органами военной прокуратуры, исходили из того основания, что я после увольнения с военной службы изъявил желание переменить место жительства. То есть, я перед увольнением с военной службы проходил военную службу в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края, однако изъявил желание получить жилое помещение в г. Москве.

Фактически позиция военных судов, органов военной прокуратуры и органов военного управления сводится к тому, что с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным мероприятиям и состоянию здоровья не могут быть уволены только те военнослужащие, которые после увольнения с военной службы место жительства изменять не планируют.

3. Причины, по которым органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные суды увольняют военнослужащих.

Данная практика по увольнению военнослужащих с военной службы до обеспечения жилым помещением направлена, исключительно, на экономию денежных средств за счет сокращения выплаты денежного довольствия военнослужащим, а также борьбу с теми, кто неоднократно злоупотреблял своим правом на жилое помещение с целью затягивания сроков увольнения с военной службы.

Фактов, когда военнослужащие отказывались от предоставляемых им жилых помещений под надуманными предлогами, достаточно. Расчет таких военнослужащих был направлен на то, что пока им не предоставят жилье, они на службу ходить не будут, но будут получать денежное довольствие.

Министерство обороны Российской Федерации во взаимодействии с другими органными исполнительной власти начало думать, как решить эту проблему. В результате, проанализировав, что большая часть военнослужащих, желает изменить место жительства, положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» начали толковаться таким образом, что они позволяют таких военнослужащих увольнять с военной службы.

При этом, «под раздачу» попали и те военнослужащие, которые никогда своим правом на жилое помещение не злоупотребляли, кому никогда жилое помещение не предоставлялось.

Так я ни разу от предложенного мне жилого помещения не отказался. 7 июля 2014 года на основании предварительного извещения мне было распределено жилое помещение по адресу г. Москва, улица Левобережная д. 4. Я дал согласие на его получение, после того, как жилой дом будет построен и введен в эксплуатацию, а жилые помещения будут оформлены в собственность Министерства обороны России установленным порядком. Однако меня уволили, а предлагаемая квартира мне до сих пор не построена, жилой дом в эксплуатацию не введен.

4. Правовые основания, по которым считаю незаконным увольнение военнослужащих, изъявивших желание изменить после увольнения с военной службы место жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.

Таким образом, я, майор Котов А.К. прослужив более 10 лет, добросовестно выполнив конституционно-значимые функции по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, избрал постоянным для себя местом жительства город Москву, на что имел право в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и федеральным законом.

В процессе разбирательства по административным делам с моим участием, представители административного ответчика, военные суды в своих решениях, неоднократно утверждали, что изменяя место жительства после увольнения с военной службы, я добровольно избрал такую форму обеспечения себя жилым помещением, как получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.

Указанное умозаключение органов военного управления (административных ответчиков) и военных судов не выдерживает никакой критики, так как, избирая постоянным местом жительства после увольнения с военной службы город Москву, я в первую очередь реализовывал право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Гарантированное Конституцией РФ право на жилище я реализовывал тогда, когда вставал на учет нуждающихся в жилом помещении, а также избирал форму обеспечения меня жильем - получение готового жилого помещения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что реализация гражданами, увольняющимися с военной службы, права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации - права на выбор места жительства (). Указанный вывод содержится в пункте 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. N 5-П.

В Резолюции N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 года «Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав», был провозглашен принцип, согласно которому все права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны; развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав.

Законодатель, защищая право военнослужащих на свободу выбора места жительства, гарантируя в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, имеющим выслугу более 10 лет, запрет на увольнение с военной службы без их согласия, предоставил им право на прохождение военной службы в добровольном порядке до обеспечения их жилым помещением, тем вводил дополнительные меры для защиты их права на жилище.

Как следует из сохраняющих свою силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (пункт 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. № 12-П) , увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.

Осуществление гражданами, подлежащими увольнению с военной службы по указанным основаниям и нуждающимися в жилых помещениях, конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства посредством избрания в качестве места своего постоянного жительства того населенного пункта , где расположена воинская часть , в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, либо любого другого населенного пункта не может сопровождаться изменением их правового положения в отношениях с государством по поводу обеспечения жильем и служить надлежащей основой для введения различий в правах, предоставляемых в этой сфере .

Кроме того, постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений.

Исходя из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года № 169-О, следует, что положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» направлены на реализацию положений статьи 40 Конституции Российской Федерации (права на жилище) и предусматривают дополнительные меры социальной защиты для определенной категории граждан.

Таким образом, с точки зрения констатации уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения у военнослужащих права на предоставление им жилых помещений всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, включая право проходить военную службу в добровольном порядке до реализации права на жилище (гарантия запрета на увольнение с военной службы до обеспечения военнослужащих определенных категорий жилым помещением).

На практике абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» применяется во взаимосвязи с абзацем первым пункта 14 статьи 15 того же Федерального закона. Данный вывод и правовая позиция изложены в пункте 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П.

Применение на практике абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с абзацем вторым пункта 1 статьи 23 данного Федерального закона подтверждается судебными актами, вынесенными по административным делам с моим участием.

В своих решениях, суды указывают, что гарантия, закрепленная в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», запрещающая увольнять военнослужащих с военной службы до обеспечения их жилым помещением не может распространяться на тех военнослужащих, которые желают быть обеспеченными жилым помещением не по месту прохождения военной службы, то есть на тех, кто желает изменить после увольнения с военной службы место жительства .

Таким образом, исходя из толкования правоприменителей, в том числе военных судов, запрет на увольнение с военной службы военнослужащих определенных категорий до обеспечения их жилым помещением (право проходить военную службу до реализации жилищных прав) , установленный в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ограничивается положениями абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

По мнению должностных лиц органов военного управления, а также исходя из толкования, которое дано абзацу первому пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» судами общей юрисдикции, обеспечению определенных категорий военнослужащих, увольняющихся с военной службы жилым помещением в связи с их желанием переменить место жительства предшествует их увольнение с военной службы. По мнению правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции, в случае если военнослужащий желает получить жилое помещение не по месту прохождения военной службы, то его согласия на увольнение с военной службы до предоставления жилого помещения не требуется, такие военнослужащие сперва увольняются с военной службы и только потом обеспечиваются жилым помещением.

Обеспечение же жилым помещением такой же категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилое помещение по месту прохождения военной службы (месту дислокации воинской части, месту увольнения с военной службы) осуществляется в период прохождения ими военной службы, такие военнослужащие не могут быть уволены с военной службы без их согласия.

Подобное толкование судами общей юрисдикции нормы права расходится с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым, осуществляемое федеральным законодателем правовое регулирование не должно создавать гражданам, увольняемым с военной службы, препятствий для реализации права на свободу выбора места пребывания и жительства, которое закреплено статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации и признается международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, - Международным пактом о гражданских и политических правах () и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод ( Протокола N 4). Такая правовая позиция изложена в пункте 1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П.

Таким образом, порядок обеспечения военнослужащих жилым помещением, установленный во взаимосвязанных положениях абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том толковании, которое дано им органами военного управления и органами судебной власти, ставит в неравное положение военнослужащих одной и той же категории, подлежащих увольнению с военной службы, так как ограничивает право указанных лиц на добровольное прохождение военной службы до реализации их жилищных прав в связи с избранным указанными лицами местом жительства, то есть не соответствует статье 19 (части 2) Конституции Российской Федерации.

Тем самым взаимосвязанные положения абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том толковании, которое дано им правоприменителями, допускают установление необоснованных различий в реализации права на жилище ( , Конституции Российской Федерации) гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в зависимости от факта реализации ими права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ( , Конституции Российской Федерации), т.е. приводят к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2 Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 2.2 мотивировочной части Постановление Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П.

Считаю, что смысл, приданный взаимосвязанным положениям с абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» судебным толкованием в делах с моим участием и остальных военнослужащих:

Не дает возможности проходить в добровольном порядке военную службу до обеспечения жилым помещением, что предусмотрено федеральным законом, то есть нарушает гарантированное частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации право проходить военную службу в соответствии с федеральным законом;

Ставит возможность проходить в добровольном порядке военную службу до обеспечения жилым помещением в зависимость от избранного постоянного места жительства, что нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право быть равным перед законом независимо от места жительства (часть 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации);

Умаляет право на свободу выбора места жительства, гарантированное мне частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и нормами международного права, так как, реализовав данное право, военнослужащие потеряли возможность проходить военную службу в добровольном порядке до обеспечения их жилым помещением.

Следовательно, истолкование (в том числе органами исполнительной и судебной власти) взаимосвязанных положений абзаца второго пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как предполагающего признание права на прохождение военной службы в добровольном порядке до реализации права на жилище только за теми гражданами, которые после увольнения с военной службы не изъявили желание изменить место постоянного жительства, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, изъявивших желание изменить место жительства, означает установление различий в условиях приобретения права на получение дополнительной меры социальной защиты военнослужащими, состоящими на учете нуждающихся в жилых помещениях, исключительно в зависимости от места жительства, т.е. порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина ( , Конституции Российской Федерации).

5. Глупости Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации, обосновывая, что взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 23 и пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» позволяет увольнять военнослужащих определенных категорий до реализации жилищных прав, указывает в последнее время «В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства».

Точно такая же формулировка встречается во многих судебных актах военных судов. Таким образом, Суд при принятии решения, оправдывая действия органов военного управления по увольнению военнослужащих до предоставления им жилых помещений, руководствуется принципом «разрешено все, что не запрещено».

Однако в данном случае, Верховный Суд Российской Федерации и нижестоящие военные суды не учитывают следующее.

В публичном праве действует иной принцип: «разрешено все то, что предусмотрено в законе» . Данный вывод продиктован тем, что демократическое государство в публично-правовом регулировании руководствуется принципом «запрещено все, что прямо не разрешено», не позволяющим произвольно расширять компетенцию государственных органов.

Отсутствие в законе запрета на вышеназванное увольнение, и как следствие его оправдание судебными решениями, нельзя признать правомерным в сфере регулирования публичных правовых отношений.

Из конституционных основ правового демократического государства ( , Конституции Российской Федерации) вытекает связанность исполнительной власти правом и законом, ответственность и предсказуемость ее деятельности, возможной лишь при условии, что полномочия органов управления основаны на законе. Поэтому в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частно-правовых отношений, определение полномочий государственных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа «дозволено только то, что разрешено законом», являющегося необходимой гарантией против произвола и злоупотребления властью. В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации всякое ограничение конституционных прав и свобод возможно только на основании федерального закона.

В Особом мнении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.С.Бондаря к Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. № 10-П сказано о том, что к публично-правовым отношениям не может быть применен принцип «разрешено все, что не запрещено».

О том, что в сфере публичного права разрешено только то, на что имеется указание в законе, а иное противоречит закреплённому Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей, свидетельствует позиция, сформулированная в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 33-Г11-32.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» нет прямого разрешения на увольнение военнослужащих с военной службы до реализации их жилищных прав на том основании, что ими избрано место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Следовательно, ни Верховный Суд Российской Федерации, никто иной не вправе расширять компетенцию органов военного управления. Своим же решением от 10 декабря 2015 года 35 гарнизонный военный суд оправдывает произвол власти.

6. А как раньше говорил Верховный Суд Российской Федерации?

Судебные акты военных судов, а также Верховного Суда Российской Федерации по моим административным делам позволяют сделать выводы, что Верховный Суд Российской Федерации крайне непоследователен в своих решениях . В качестве примера приведу несколько судебных актов, в которых абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» толковался совершенно иным образом, и не позволял увольнять военнослужащих в связи с избранием ими постоянного места жительства, отличного от последнего места прохождения военной службы.

Определением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 2Н-54/09 (председательствующий по делу Хомчик В.В., ныне председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации) указано, что выводы и толкования судами положений пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о том, что в них не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства отличное от места прохождения военной службы, являются ошибочными.

В указанном Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (а это предшественник, аналог Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ) сказано, что установив запрет на увольнение военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем, законодатель в статье 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Указания об увольнении таких военнослужащих с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства в данной правовой норме не содержится.

В настоящее время Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда России игнорирует свои же правовые позиции (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 2Н-54/09 не отменено, является законным и обоснованным, а пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» с 2009 года изменений не претерпел).

Это что получается? В 2009 году судья Хомчик В.В. трактовал закон одним образом, а спустя 7 лет трактует его иным? Не смешно ли это? Или в очередной раз доказывает, что из-за экономической ситуации в стране с правами военнослужащих перестали считаться?

То же самое было изложено в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 21-В10-1.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также указала, что выводы и толкования судов первой и кассационной инстанции о том, что в положениях пункта 14 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства, отличное от места прохождения военной службы, являются ошибочными.

Более того в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 21-В10-1 сказано, что анализ правовых норм позволяет прийти к выводу, что законодательный запрет на увольнение с военной службы распространяется как на военнослужащих, претендующих на получение жилья по последнему месту военной службы, так и на тех, которые пожелали получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства.

Таким образом, взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 23 и абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изложен таким образом, что один и тот же высший суд – Верховный Суд Российской Федерации толкует его различным образом.

7. Депутаты Государственной Думы нас кажется, услышали.

После того, как мы проиграли все дела, многие из военных обращались к Вам, Государственную Думу и иные органы. Мы пытались донести всю абсурдность сложившейся ситуации и доказать, что военнослужащих увольняют незаконно. Служить имеют право до обеспечения жилым помещением также те, кто хочет получить его по избранному постоянному месту жительства, пусть и отличному от места военной службы.

Группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (В.Ф.Рашкиным, Д.А.Парфеновым, Н.Н.Езерским, М.В.Щаповым, В.А.Ганзя) внесен проект № 184676-7 Федерального закона «О внесении изменений в пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях защиты права военнослужащих на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства до увольнения с военной службы.

В соответствии с пунктом 66 Протокола № 52 заседания Совета Государственной Думы от 20 июня 2017 года принято решение включить указанный проект федерального закона в проект принятой примерной программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2017 года.

Комитетом по обороне Государственной Думы Российской Федерации под председательством Шаманова В.А. указанный законопроект также предлагается рассмотреть в первом чтении в октябре 2017 год.

Прошу обратить внимание, что этот законопроект внесен именно для того, чтобы не увольнять также военнослужащих, которые хотят получить жилое помещение по избранному постоянному месту жительства, то есть не по месту увольнения с военной службы.

Фактически данный законопроект и не нужен был, если бы Федеральный закон «О статусе военнослужащих» толковался правильно. Но в целях исключения злоупотребления формулировками закона, предложено внести такие изменения.

Перенесен для обсуждения на апрель 2018 года.

Эпилог

Прошу прощения за столь длинную петицию, но было бы ошибкой не рассказать все это подробно. Даже если будет вышеуказанный закон, то я не буду восстановлен на военной службе, поскольку вряд ли в нем будет указано о возможности восстановлении на ней всех тех, кто был до этого уволен на том основании, что желал получить жилое помещение не по последнему месту военной службы.

Я верю в то, что увольнение военнослужащих, которые хотели получить жилое помещение не по месту военной службы, является незаконным и стало возможным из-за расширительного толкования Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Я, как и многие из военнослужащих обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» в том смысле, которое им дано судебным толкованием не соответствующим Конституции Российской Федерации. Однако всем было отказано в принятии жалоб к рассмотрению.

Верю в то, что Вы и Ваш аппарат прочитает эту петицию и попытается защитить интересы военнослужащих.

В связи с выше изложенным, веря в Ваш профессионализм, в Вашу офицерскую честь и порядочность

Поддержать принятие предложенного законопроекта - рассмотреть возможность внесения в принимаемый закон положения, согласно которому военнослужащие, которые были уволены с военной службы до обеспечения их жилым помещением и до настоящего времени не получили жилое помещение или жилищную субсидию по независящим от них причинам (ни жилое помещение ни жилищная субсидия им не предлагались) по их желанию восстанавливаются на военной службе. Проживающие в нашем городе уволенные военнослужащие, не требуют выплаты им недополученного денежного довольствия, а готовы быть восстановленными на военной службе без его получения. Указанная мера позволит восстановить социальную справедливость в отношении тех военнослужащих, которые были уволены с военной службы только из-за того, что положения действующего законодательства толковались расширительным образом. О принятых мерах прошу Вас сообщить на мой электронный адрес.

С уважением,

Жилье военным гражданам является большой проблемой и довольно актуальной по сегодняшний день. Государством были приняты ряд актов, которые оговаривают возможность приобретения крова по истечению службы на благо Родины.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Особенно исходя из ряда последних событий.

Очень много споров и разговоров возникло после того, как Президент РФ Путин В.В. в начале 2016 г. выдвинул Указ, согласно которому стало вполне законным увольнять военнослужащих без права обеспечения жильем.

Указ

Указ Президента, о котором в этой статье пойдет речь, стал для многих военнослужащих существенной угрозой – быть уволенным со службы и остаться без жилья.

Действие раннего №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» понесло значительные корректировки, которые относительно аннулируют запрет на увольнение военнослужащего, нуждающегося в жилплощади.

Это их законное право, получить жилье (из ряда условий), но многолетняя практика в который раз подтвердила уже, что большая часть воинского состава – ненужные кадры, злоупотребляющие своим положением и правами.

Злоупотребление проявляется в том, что когда служивцу, которому уже пора уходить со службы или он попал под увольнение, предлагают жилплощадь (согласно жилищно-санитарных норм пригодное для проживания, со всеми удобствами и т.д.), обычно в том районе, где он и проходил службу, но поступал отказ (неоднократно).

Указ Президента имеет прямое отношение к тем гражданам воинской службы, которые отслужили 10 лет и больше, а также действительно нуждаются в жилплощади.

Чинный Указ ясно и однозначно распределяет правила, применяемые к военнослужащим, в отношении их увольнения, при этом, исключая вероятность неверной трактовки законодательства.

Одновременно, принятые поправки к закону и действующий Указ, являются гарантией соцзащиты военнослужащих отдельно взятых категорий, а также ограничивают злоупотребление с другой стороны.

Права органов военного управления

До 20 июня 2007 г. в РФ все военнослужащие были твердо уверены в своей неприкосновенности в отношении увольнения со службы, и при этом не получить или не встать на учет в очередь за жильем. К сожалению, эта практика подошла к концу.

До указанной даты ранее, строго было запрещено увольнять служивца без его личного согласия и без предоставления жилплощади.

Данное правило применимо к служебным квартирам, которые выдавались военным на время службы, особенно в краях отдаленных в стране и сложных по условиям (крайний север и т.д.), квартиры за договором найма и т.д.

Военная коллегия ВС РФ приняла определение ВКПИ07-30, которое гласит, что ст.34 п.17 никак не противоречит ст.23-ФЗ. Это определение было принято на основании предварительного судебного рассмотрения, которое выдвинула группа граждан, утверждающее противоречие статей.

В них говорилось, что если военнослужащий был обеспечен жильем на время прохождения службы по месту, но при увольнении он отказался от этого и жилья, обосновывая отказ тем, что хочет получить жилье в другом месте, то военная коллегия вправе уволить без его согласия.

Такое положение дел вызывало много споров.

В январе 2016 г. Президент РФ подтвердил правомерность такого положения, тем самым на законном уровне разрешив увольнение военных из штата без предоставления жилплощади, издав соответствующий Указ.

Если военный насчитывает более 10 лет стажа, то он в обязательном порядке должен быть обеспечен жильем после увольнения на постоянной основе.

Указ Президента РФ очерчивает круг тех лиц армии, которых можно уволить без согласия и обеспечения, при этом право оставаться на очереди на жилплощадь у уволенных по-прежнему сохраняется.

Любой военнослужащий, согласно действующему законодательству РФ, должен получить жилплощадь, обеспеченную государственным бюджетом в собственность для себя и своей семьи, в соответствии с этим законодательством и со всеми вытекающими.

Запрет увольнения военнослужащих без наличия жилья

По сегодняшний день продолжаются дискуссии вокруг Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г., с недавними его поправками за Указом резидента РФ. Еще в начале января 2016 г. вступил в силу Указ №2 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы…».

Стоит задуматься о правомерности применения такого документа по отношению к военнослужащим. Для этого нужно обратиться к прежней трактовке закона. Изменения были внесены в апреле 2015 г. В чем суть изменений?

Стало возможным уволить военнослужащего без обеспечения жильем, также без его согласия, при его злоупотреблении в неоднократном отказе от предоставляемой жилплощади от государства.

За прежним законом о статусе военнослужащего было недопустимо увольнение без имения жилплощади. В связи с этим, многие армейцы сознательно использовали эту «дырку» в законе, чтобы продолжать служить в армии, нарабатывая себе стаж по выслуге лет и т.д.

Они прекрасно понимали, что их уволить никто не посмеет.

Увольнение с армии может происходить по трем основным причинам:

  • за достижением предельного возраста;
  • за состоянием здоровья;
  • за сокращением в штате.
Это правило применимо ко всем без исключения военным, но в отношении тех лиц, у которых за плечами насчитывается 10 и более лет службы, увольнение без наличия жилплощади не допустимо.

На основании этого многочисленно поступали отказы от военных в предоставлении им жилья. Таким образом, запрет увольнения военнослужащего без жилья оставлял право получения разного вида льгот и пособий, что отрицательно влияло на общую экономику страны.

По последним данным, на соцобеспечения военнослужащим было выделено до 60 млрд. рублей.
Условия предоставления

На каких условиях вообще военнослужащие получают жилплощадь от государства? В данном вопросе стоит руководствоваться положениями ст.15-ФЗ ОСВС.

В ней определяются основные параметры, на основании которых военнослужащие граждане имеют полноценное право рассчитывать на предоставление им жилой площади.

Уже в самих федерального законодательства актах излагаются детально поэтапность процесса оформления и получения жилья.

Федеральный закон ст.34 п.17 устанавливает круг лиц с военным статусом, которых запрещается увольнять с армии до обеспечения их жильем. Только после выдачи им законной площади разрешается издать приказ на исключение с должности и штата.

Каким образом происходит предоставление жилплощади армейцу:

  • согласно условиям по договору социального найма;
  • переоформление жилья в собственность служащего;
  • в порядке предоставлении субсидиарной выплаты;
  • предоставление жилищного сертификата - ГЖС.

Стандартно военному полагается 18 кв.м жилой площади на одного члена семьи. Допускается превышение общей площади жилплощади до 18 кв.м. свыше нормы. Что это означает?

К примеру, семья состоит из трех человек, значит на каждого полагается за законом 54 кв.м жилья, но по факту приобретают они 60 кв.м. Если за распределительным жильем иных вариантов нет, то семья вполне спокойно может приобрести квартиру или дом с таким метражом.

Отдельное рассмотрение занимает процесс получения жилплощади, если уже после подачи заявления на метры, у военного произошло «расширение» семьи (бракосочетание или деторождение).

Таким образом, он может претендовать на дополнительные метры, но только если он своевременно подаст заявление, чтобы в учетном реестре смогли внести поправку.

Видео: Что положено

Куда обращаться

Как получить долгожданное жилье? Как только военный со своей семьей поступают в часть на службу или отведенный район, ему положено выделить служебное жилье в течение трех месяцев.

Но в данной жилплощади он имеет право только проживать до окончания срока службы за контрактом и т.д.

Если же служивец хочет получить свое собственное жилье, то вариантов несколько:

  • участие в накопительной ипотечной программе. По истечению трех лет службы, на военного из госбюджета выделяется определенная сумма средств, которую потом он сможет использовать в ипотеке через любой банк страны;
  • жилищная субсидия;

Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.

Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.

Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

2. Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях?

Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.

На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

4. На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?

Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.

Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

5. Положены ли какие-то льготы на оплату жилья военнослужащим?

Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.

6. Сколько квадратных метров положено военнослужащему?

Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.

7. Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья?

Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

8. Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м — на семью из 2 человек;
  • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.

Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб. если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.

9. Какова система приобретения квартиры для военнослужащих?

Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.

В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.

Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья?

Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.

Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.

Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

11. Имеет ли военнослужащий право на получение дополнительного жилья и при каких обстоятельствах?

Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.

См. также иные материалы на тему в рубрике » Права военнослужащих «

Ольга Отрохова, Генеральный директор «Правового центра «Логос», 11.08.2010,
опубликовано в газетах: «Наше Омское Слово», «Новое обозрение» от 20.07.2010

Большое разнообразие форм получения жилья в собственность для тех военнослужащих, которые находятся на воинской службе, позволяет каждому из них быть уверенным, что в один прекрасный момент и на их долю выпадет радость праздновать новоселье. Но не все военные дослуживаются до такого момента, существуют ситуации, когда они вынуждены уходить в отставку. Например, по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста.

Читайте также: Трудовой договор с разнорабочим - образец

Жилье уволенным военнослужащим

При увольнении в запас военнослужащий фактически теряет свое место в очереди или для него оказывается недоступной государственная программа НИС . ведь платежи перестанут накапливаться на его лицевом счете. Поэтому законодательством РФ закреплены правила, поясняющие то, как выдается жилье уволенным военнослужащим. Для этого достаточно отслужить не менее 10 лет и не иметь за весь период службы серьезных взысканий. То есть, обеспечивают жилой площадью только добросовестных служащих, которые уволены по объективным причинам.

Такие социальные гарантии значительно повышают престижность военной службы, дают возможность военнослужащим, выбравшим по истечении указанного срока гражданскую жизнь, обзавестись собственной квартирой. Чтобы избежать ошибок в случае увольнения, лучше обратиться за консультацией к юристу, который даст правовую оценку ситуации и порекомендует, каким образом можно поступить для оформления квартиры.

Всего предусмотрено три варианта обеспечения жильем:

Таким образом, жилье бывшим военнослужащим можно получить практически в любой ситуации. Например, тем, кто заключал контракт до 1 января 2005 года, программа НИС не доступна, зато можно получить деньги на покупку квартиры или жить в ведомственном жилье.

Согласно этим проектам каждый должен получить либо сразу квартиру, либо жилищный сертификат, позволяющий самостоятельно выбрать себе жилье в любом регионе страны . Идут постоянные споры в отношении временных рамок ограниченных 10 годами, которые не позволяют военным рассчитывать на государственную помощь при меньшем сроке службы. Но, учитывая работу программы НИС с 1 января 2005 года, в которой подобных ограничений нет, недостатки закона практически сводятся на «нет».

Варианты предоставления жилья

Помимо приобретения нового жилого помещения, уволенным в запас доступна еще и приватизация того жилья, которое предоставлялось им по социальному найму. Ведь при отсутствии возможности выделения жилищного сертификата или покупки квартиры за счет федерального бюджета, военный вместе со своей семьей продолжает жить там же, где и во время своей службы. Закон запрещает их выселять, иначе как в случае переезда в новый дом.

Квартиры бывшим военнослужащим предоставляются из того же фонда, что и военным, состоящим на службе, поэтому нередко приходится ожидать своей очереди . Проще тем из них, кто проживает в квартире по договору социального найма, в случае приватизации им не понадобится переезжать. Тем же военным, теперь уже бывшим, кто живет в служебном жилье. придется все время жить в ожидании, пока не представится возможность заехать в собственную квартиру.

Куда обращаться за помощью?

Учитывая, что вариантов обеспечения жилой площадью много, чтобы разобраться в деталях может понадобиться помощь опытного юриста, знакомого с нюансами подобных дел и готового оказать как консультационную, так и представительскую поддержку во всех инстанциях, включая, в случае необходимости, в суде.

Обеспечение жилплощадью при увольнении со службы

Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим. Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости. Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.

Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения. вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.

Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.

Права военного на жилплощадь

Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.

Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.

Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

  • Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
  • Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.

Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.

Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.

Обеспечение жилой площадью

Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы. закреплено в законодательстве, в соответствии с причинами прекращения службы. Например, квартиры военным в Ростове на Дону доступны в сданном ЖК «Суворовский».

При получении квартиры, размеры её рассчитываются исходя из норм жилой площади, установленных законодательством. При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что инструкция обеспечения жильем военнослужащего. имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение.

Однако, в этом случае согласно ст.14 ФЗ №76 военнослужащие, числящиеся в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеют право на получение компенсации, размер которой определяется Правительством.

Выход в запас без обеспечения жилплощадью

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» компенсация за поднаем жилья уволенным военнослужащим положена, если они были признаны нуждающимися в жилплощади и поставлены на очередь до 01.01.2005 года. Кроме того, если у них в семье 3 и более детей, то размер выплаты повышается на 50%.

Форум военнослужащих по обеспечению жильем. а также посвящённые воинской службе, часто задают вопрос: могут ли уволить военнослужащего без жилья?

Так вот, уволить военного без предоставления жилой площади могут:

  • Если стаж службы менее 10 лет,
  • Если выслуга составляет от 10 до 20 лет, уход в запас по причинам, не связанным с ОШМ, состоянием здоровья и достижением предельного возраста.
  • Если военнослужащий согласен на такое увольнение.

Читайте также: Увольнение последним днем месяца расчет компенсации

Защитника Отечества, имеющего стаж от 20 лет и более, уволить без предоставления жилой площади не имеют права, эта категория военнослужащих подлежит обеспечению положенной жилой площадью в любом случае.

Увольнение военнослужащего после получения жилплощади в собственность или по договору соц. найма не влечёт никаких правовых последствий, ограничивающих его права на уже полученное жилое помещение.

Увольнение военного, отслужившего от 10 до 20 лет, по ОШМ, состоянию здоровья и достижению им предельного возраста, без выделения ему жилья, за ним сохраняется право на получение недвижимости в собственность или по договору соц. найма на общих основаниях.

Кроме того, если он не желает проживать по месту прохождения им службы, и избирает для постоянного места жительства другой регион, то имеет право на получение ЕДВ для приобретения жилплощади.

Предоставление жилья военнослужащим по избранному месту жительства (ИПМЖ) — решение жилищного вопроса с использованием субсидии, не противоречит законодательству, и даёт возможность приобрести собственную квартиру в любом регионе страны.

Помимо этого, недвижимость, приобретаемая таким образом, не ограничена по площади, а при нехватке выделяемых государством средств на желаемую жилплощадь, субсидия может быть дополнена из собственных сбережений.

На каких условиях предоставляется жилье военнослужащим?

Российское законодательство относит военнослужащих к особой категории граждан, которым гарантировано обеспечение жилищных условий, а действующий порядок не позволяет производить увольнение без предоставления жилья. При этом допускается, что будет предоставлена не только сама квартира или дом, но и возможны выплаты эквивалентных денежных средств.

Прибывшим офицерам и их семьям в течение квартала должно быть предоставлено помещение для проживания на весь период несения службы в данном гарнизоне. Если это по каким-либо причинам не представляется возможным, то допускается аренда квартиры с последующей компенсацией понесённых расходов. Величина этой выплаты также регулируется нормативно-правовыми актами.

Жильё может быть предоставлено и в рамках социального найма с сохранением возможности последующей его приватизации. Но если жилой фонд расположен в закрытом военном городке, то сделать это будет крайне затруднительно, поскольку объекты числятся в собственности Министерства обороны.

Право на предоставление жилья

Несмотря на столь полную защищённость права военнослужащего на жильё, случаи увольнения без жилья не являются редкостью. И в ряде случаев суд признаёт эту меру обоснованной. Остановимся на этих нюансах подробнее. Итак, каждый военнослужащий на период проживания в военном городке обеспечивается служебной квартирой, соответственно, при увольнении её потребуется освободить. Но куда податься не только самому офицеру, но и членам его семьи?

Получение служебного жилья сохраняет за ними в течение пяти лет право на прежнее жильё, а также оставляет их в списках очередников по категории нуждающихся в жилье или улучшении его условий. Таким образом, прекращение службы в рядах данной воинской части сохраняет за офицером право участвовать в военных ипотечных программах или получить единовременную денежную выплату на приобретение объекта жилой недвижимости.

Если военнослужащий по прибытию в часть отказался занимать служебную квартиру, то ему, в порядке очереди, будет выделено жильё по договору социального найма. Гарантированно получить от государства квартиру могут военнослужащие, чьё увольнение связано с одной из ниже перечисленных причин:

  • стаж военной службы составляет как минимум 20 лет, а прекращение отношений связано с выходом на пенсию;
  • выслуга составляет 10 лет, а основанием для увольнения стали организационно-штатные мероприятия (сокращение штатов на гражданской службе) либо достижение офицером предельного возраста для исполнения воинских обязанностей.

Только в этих случаях можно рассчитывать на получение жилья в собственность или по договору социального найма в том регионе страны, который будет избран для последующего проживания. При этом площадь будущей квартиры рассчитывается по действующим нормам жилищного обеспечения пропорционально количеству членов семьи.

Во всех остальных случаях увольнение происходит без предоставления жилья и с потерей льготы на получение субсидии. Так, если в приказе обозначено нарушение условий контракта, то обеспечение жильём за счёт государственных средств становится невозможным.

Порядок обеспечения жильём

Если выслуга составляет больше десяти лет, увольнение было вынужденным – по медицинским показаниям, возрастному ограничению или в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а постановка в список очередников по жилью была произведена до 2005 года, то военный имеет право:

  • получить недвижимость в собственность;
  • получить квартиру в рамках социального найма;
  • получить субсидию на покупку или возведение жилья.

Форма осуществления жилищного права – за самим контрактником, но в любом случае за счёт бюджетных средств. При определении площади будущей квартиры ориентируются на действующие нормативы в этой сфере, и даже сами многоквартирные дома могут подлежать закреплению за военными частями отдельно взятого субъекта РФ. Улучшить свои жилищные условия могут и семьи погибших при исполнении воинского долга. Если будет избран последний вариант – денежная выплата, то её размер будет рассчитан пропорционально жилищному нормативу и сроку службы в календарных годах.

Небольшой правовой казус возникает при заключении договора социального найма, поскольку по требованиям законодательства на момент его подписания сам контрактник и члены его семьи должны уже выехать из служебного жилья. При этом жильё по соцнайму распределяется в порядке очереди и военному приходится снимать квадратные метры, чтобы не остаться в буквальном смысле слова на улице. Однако государством предусмотрена компенсация подобных затрат, величина которых для многодетных семей увеличена на 50%.

Нюансы обеспечения жилплощадью при увольнении в запас

По каким причинам происходит увольнение в запас без жилья? Ответ на этот вопрос прямо противоположен выше изложенному:

  • меньше 10 лет военного стажа;
  • увольнение по причинам, не связанным с организационно-штатными мероприятиями, здоровьем или возрастом военнослужащего;
  • согласие защитника Отечества на такой вариант (обязательно в письменной форме).

Кадровый офицер, отслуживший не меньше двадцати лет, без предоставления жилья уволен быть не может. Если он оставляет службу после получения государственной квартиры это не налагает на него никаких правовых обязательств или ограничений в плане распоряжения её дальнейшей судьбой. Если же военный был уволен в период от 10 до 20 лет службы по регламентированным законом основаниям, то ему может быть не выделено жильё, но сохранено право на его получение в дальнейшем на общих основаниях.

В случае переезда он может использовать единовременную выплату для приобретения или строительства собственного семейного гнезда без ограничения по площади, поскольку законом не возбраняется прибавить к этой субсидии собственные средства.

Александр 17.01.2016 00:09

Мне, как бывшему военному, очень понятно стремление российских законодателей обеспечит военнослужащих жильём. Особенно приятно то, что уволить военнослужащего без предоставления жилья нельзя по закону. Есть исключения, связанные со сроком службы и причиной увольнения. Случилось так, что мне пришлось служить в армии СССР, потом в армии Украины, потом в армии России. Уволился я без предоставления жилья. Этот вопрос остаётся открытым. Думаю возвратиться к его решению.

Валерий 5.05.2016 09:08

Ваш пример далеко не единичный. Россия правильно делает, что заботится о собственных военнослужащих. Вопрос же о предоставлении жилья лицам, уволившимся из армий бывших республик Советского Союза, но принявших российское гражданство, ещё не урегулирован.

Игнат 8.05.2016 08:06

Следует различать предоставление жилья военнослужащему и его семье служебного и, так сказать, постоянного. Первое должно быть предоставлено в течение квартала после прибытия в гарнизон. А постоянное можно получить только прослужив не менее 3-лет. И это только для того, чтобы стать участником военной ипотеки.

Наталья 13.11.2016 21:56

Здравствуйте. С мужем (детей нет) стоим на очереди на получение жилья с 2007г. В 2011г. по оргштатным мероприятиям должность мужа сократили. По настоящее время он не уволен из ВС, ждёт жильё. Сколько все это ещё продлится неизвестно.

Вопрос в следующем: если мы с ним разведёмся, повлияет ли это на его место в очереди и на получаемый метраж? Насколько я понимаю, что на одного, что на двоих, все равно положена однокомнатная квартира. И верно ли, что в связи с изменением его семейного положения придётся становиться на очередь заново?