Какие особенности внешнего вида березы. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Береза

Без берёзы не мыслю Россию, —
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от берёзы — вся Русь рождена.

Олег Шестынский

Русское слово «берёза» имеет очень древнее происхождение, до восьмого века оно звучало как «берса». В индоевропейских языках это слово было прилагательным и означало белая, светлая.

В старину у славян год начинался весной, и встречали его с берёзой, а не с елью. Первый месяц года назывался березозолом. Производное от него название сохранилось в украинском языке: березень — март.

У древних славян главной богиней была Берегиня, и поклонялись ей в образе белого дерева — берёзы. Берёзам посвящался праздник Семик (семицкая берёза), отмечали его в июле, позднее в этот день стали праздновать Троицу.

Нежная берёза всегда воплощала женское начало, к ней приходили девушки в дни радости и печали. Считалось, что девушка, первая севшая в день Семика в тени берёзы, первой из подруг выйдет замуж.

К берёзе обращались за помощью при болезнях, люди верили, что она может забрать любую хворь.

По друидскому гороскопу тем, кто родился под знаком берёзы, 24 июня, предначертана счастливая доля.

Но при всех достоинствах берёзы считали, что она знается с нечистой силой, поэтому её ещё называли русалочьим деревом. Водяные девы, русалки, любят кататься на гибких ветвях берёз, склонённых к воде.

У каждого народа есть своя легенда о появлении этого чудесного дерева. В одной из легенд рассказывается, как однажды юная русалка заигралась на берегу лесного озера и не успела спрятаться в глубине водоёма от первых лучей солнца. Увидела она всемогущего бога Солнца Хорса и полюбила его.

И ему приглянулась юная красавица. Потянулся он к ней своими руками-лучами, лаская и согревая. Сначала приятно было русалочке, но лучи вскоре горячими стали, обожгли водяную деву. Попыталась она убежать, да Хорс не отпустил. Заплакала русалка, слёзы в землю сырую попали, появился росточек, который вскоре деревцем стройным стал. Так и превратилась русалочка в берёзку: зелёные волосы обратились листвой нежной, тонкий стан — стволом, а мраморная кожа — белой корой с чёрными обожжёнными пятнами от прикосновения горячих лучей солнца.

С тех пор расселилась берёза по земле, верой и правдой стала служить людям. Умельцы народные из гладкой бересты мастерили короба, корзинки и другие предметы домашнего обихода. Благодаря своей прочности береста вошла в историю как «русский папирус».

Кроме привычной нам берёзы обыкновенной существует много её разновидностей.

Например, берёза Максимовича поражает своей вишнёво-коричневой корой, её древесина имеет благородный красный цвет. В Японии её используют в мебельной промышленности и строительстве.

У берёзы вишнёвой кора красно-вишнёвая, осенью ярко-зелёная листва приобретает жёлто-красную пламенную окраску. В Северной Америке, на её родине, из листьев и молодых побегов извлекают ароматное масло, древесину используют в качестве декоративного материала. Весной по коре струится сладкий ароматный сок, за что её ещё называют сахарной берёзой.

Нельзя обойти вниманием берёзу карельскую , за неказистую внешность называют её золушкой карельских лесов. Низкорослая, горбатенькая карельская берёза растёт среди серых гранитных скал и под своей бородавчатой корой таит бесценную красоту. Шелковистая, янтарного оттенка древесина имеет причудливый рисунок, которому нет равных среди деревьев. В древнем Новгороде карелы платили ею дань. С древности кусочки древесины служили разменной монетой в некоторых скандинавских странах. В Германии её называли царской берёзой, а в Швеции — пламенным деревом.

Издавна берёза использовалась человеком не только в хозяйственной целях, но и при лечении многих болезней. Листья берёзы в народной медицине широко применяют в качестве мочегонного и потогонного средств. А в годы войны напиток из листьев употребляли для укрепления организма.

Почки берёзы используют при отёках сердечного характера, а при бронхитах — как отхаркивающее и дезинфицирующее средство. Сок берёзы пьют в качестве общеукрепляющего средства. Активированный берёзовый уголь является хорошим адсорбентом, употребляют его при отравлениях.

Берёза помогает человеку нормализовать эмоциональное состояние, успокоить нервы. С давних пор люди верили, что берёза, растущая возле дома, отводит дурные сны и дарует спокойный отдых.

Вырастите под домом белоствольную красавицу, и она сторицей отблагодарит вас.

Многие страны мира имеют свои символы, по которым государство легко угадывается представителями других наций. Иногда таких символов несколько, иногда только один. Такой символизм во многом субъективен, он меняется со временем. У России несколько символов, важных для страны, знаковых для иностранцев. Это, к примеру, балалайка, медведь, Гагарин, берёза. Почему берёза является символом России- поговорим в этой статье.

Конечно, невозможно однозначно ответить на такой вопрос. Ведь символ потому и называется символом, что в его возникновении участвует много факторов, иногда слабо связанных между собой и растянутых во времени. Можно выделить, как минимум, четыре из них:

  • географический;
  • бытовой;
  • мистический;
  • поэтический.

Ни один из них нельзя назвать решающим, но вместе взятые, они создали феномен берёзы - удивительного и особого дерева для каждого россиянина.


Географический фактор

Он самый очевидный и, как говорится, лежит на поверхности. Не будет преувеличением сказать, что берёза - самое распространённое дерево России. Её разные виды можно встретить за Полярным кругом и в предгорьях Кавказа, на Сахалине и в Калининградской области. Трудно представить себе лес, перелесок или поле, где взгляд не заметил бы эту стройную, белую красавицу. Берёза настолько ассоциируется у нас с пейзажем России, что любой эмигрант, покинувший страну, нет-нет, да и заскучает по её образу…

Справедливости ради, нужно отметить, что берёза вообще принадлежит к одним из самых распространенных деревьев планеты, но вряд ли хоть один народ сможет сказать, что она имеет для него столь важное значение, как для русского человека.

Популярность берёзы в быту

Русский человек издревле видел берёзу рядом собой. Поэтому нет ничего удивительного, что она плотно вошла в его быт. Её использовали для строительства, в качестве украшения, дровами берёзы отапливали жилище, ветками кормили скотину.

А что значил в жизни русского человека традиционный берёзовый веник, с которым ходили в баню! Он был символом чистоты и оздоровления. На бересте предки восточных славян начали писать свои первые литературные произведения. Из берёзовой древесины вырезали первую простую посуду, её ветки использовали в качестве оберегов.

Мистическая суть берёзы

Кстати, про обереги. Со времён незапамятных к берёзе относились двояко. Если, к примеру, осина всегда была деревом с «тёмной» репутацией, то суть берёзы рассматривалась неоднозначно. Древние славяне почитали берёзу как дерево, в котором остаются души умерших. Поэтому её и боялись, и почитали, рассматривая в качестве нечистого дерева.


В то же время, берёзу связывали с возрождением и плодородием. Быть может, этому способствовало её невероятно раннее цветение: серёжки появлялись ещё по снегу, как предвестницы невидимой, пока ещё, весны.

Много поверий связывали с берёзой. Одни из них были плохими, например, считалось, что в доме, где топят берёзовыми дровами, появятся клопы (эти взгляды характерны для северных районов). Но всё же преобладали светлые верования. Например, считали, что название дерева происходит от слова «беречь», поэтому её ветки хорошо охраняют дом.

Поэтический фактор

По-настоящему возвысил берёзу в народном сознании Сергей Есенин. После его пронзительных стихов уже никто не спрашивает, почему берёза - символ России. Поэт обожал берёзу и сумел передать свою любовь многим поколениям, пришедшим на русскую землю после него. Хотя, безусловно, не только он описывал берёзу. Подсчитано, что в русской поэзии именно берёза встречается чаще, чем любое другое дерево.


Изучая вопрос, почему берёза является символом России, мы описали не все факторы. Но сказанного уже достаточно, чтобы понять: без этого дерева немыслимо самосознание русского человека. Берёза, воистину, стала для нашей страны чем-то большим, чем просто самым распространённым деревом!


. Береза – Родовое название – от кельтского «btu» – береза и латинского pendulis – повислый.
Латинское наименование дерева Betula. В основе его лежит слово, batula, от глагола batuere, переводимого как «бить» или «сечь» з напоминание о горькой судьбе не очень радивых школьниках в прошлом, которым случалось отведывать «березовой каши». В европейских языках большинство названий березы идет от индоевропейского «bhe» - светлый, сверкающий.
Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза - дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря - 21 января). В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление. В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.
Обычи древних славян, связанные с березой повествуют, что по случаю рождения ребенка необходимо сажать у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет.
В восточнославянской мифологии Береза священное дерево. Береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Береза»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чём виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Береза как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Березы можно рассматривать и восточнославянское имя Берёза. Использование Березы для изготовления обрядовых символов (как у толка «берёзовщиков» - старообрядцев в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на берёсте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «берёза» известна у древних германцев, главный бог которых - Один - пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Березы, подобного прусскому Бирзулису . Так же циркулирует сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу. Одна из них повествует о прекрасной русалке , которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
Белая береза - поэтический женский символ, лирический образ весны, света, девственной чистоты у славян, прибалтов, германских и многочисленных угро-финских племен. На Руси стройная «зе-ленокосая» березка всегда ассоциировалась со скромной девушкой-красавицей, да и саму Россию, освещенную белыми березовыми рощами, великий певец природной красоты Сергей Есенин недаром называл «страной березового ситца».
В мифологии славян береза предстает в виде Мирового Древа. Среди бушующих волн сказочного моря-океана лежит райский остров Березань - там и растет солнечная береза, вниз ветвями, вверх корнями. Образ Космического Древа береза принимает и у сибирских шаманов, символизируя нисхождение энергии космоса и восхождение человеческого духа.
В языческой религии северных народов «древо света» окружено благоговейной любовью. Береза - священное дерево скандинавского громовержца Тора , исландской богини красоты Фрейи, верховных богов-демиургов народов Сибири (Нумиторума - у обских угров, Кылчина - у удмуртов, «Земной Матери-у манси и т.д.).
В азиатской части нашей страны культ березы был широко распространен. Люди верили, что в священном дереве обитает добрый дух - покровитель данной территории и местного населения. Якуты, например, выбирали объектом поклонения могучую, старую березу, стоящую отдельно на кургане или на опушке леса. Они обращались к заступнице с просьбами, украшали ее яркими ленточками, тщательно оберегали от чужаков. Никому бы и в голову не пришло причинить хоть малейший вред такому дереву, ибо каждый твердо знал: если сломать ветку, умрет кто-то из родичей, если же срубить ствол - погибнет все племя.
У восточных и западных славян священная береза считалась лучшим природным оберегом. Существует предположение, что и само название благословенного дерева происходит от глагола «беречь». Сажая березку под окном, наш предок рассчитывал, что она отпугнет от дома духов зла, не подпустит к нему ведьм и колдунов, защитит от ударов молнии.
Другая группа магических свойств березы имела непосредственную связь с плодородием и изобилием: для получения обильного урожая зерновых в пашню втыкали березовую веточку; для обеспечения достатка в доме ее укрепляли под крышей; для приумножения скота березовую чурку закапывали под порогом хлева и т.д. Кроме того, славяне верили в целительную силу священного дерева. Правда, береза, как женский талисман, помогала только больным девочкам и девушкам, поэтому их водили или носили в березовую рощу, а мальчиков - в дубраву .
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что в обрядовой практике славян береза являлась эмблемой незамужней девушки. В лирических и свадебных песнях береза всегда иносказательно указывала на девушку. В белорусских похоронных плачах умерших девушек называли «белыми березами». В четверг перед Троицей взрослые девушки проводили в роще обряд «завивания березки», испрашивая у своей покро-вительницы пригожего жениха. Во время сватовства родители жениха, обращаясь к родителям невесты, начинали свою речь с метафор: «У вас есть березка, а у нас - дубок...»
Не все деревья хороши. Некоторые из берез фантазия славян населила демоническими существами женского пола. Белорусы считали, что в плакучей березе, чьи ветви печально опустились до самой земли, томится душа трагически погибшей невинной девушки. Суеверные поляки страшились уродливо искривленных берез, уверяя, что под таким проклятым деревом непременно лежит труп, а вместо березового сока в его стволе циркулирует человеческая кровь.
У страха глаза велики. Иной видел, как в призрачном свете луны на ветвях кривой березы, словно в гамаке, томно раска-чивалась русалка, терпеливо поджидающая одинокого путника, чтобы навязать ему свои омерзительные ласки; другой божился, что местная ведьма надоила с ветвей березы столько молока, сколько и не снилось розовощекой ударнице-доярке с ее буренкой-рекордсменкой.
Все эти и подобные им россказни, относящиеся по большей части к деревьям странной или уродливой формы, нисколько не повредили репутации белоствольной красавицы. С утверждением христианства, когда многие языческие традиции славянского мира были отринуты и забыты, отношение к березе не изменилось. Напротив, возникли новые легенды и поверья, прославляющие это замечательное дерево. Польское предание гласит, что береза однажды приютила Богородицу с младенцем - Христом, укрыв Святое семейство от проливного дождя, а русское поверье утверждало, что в ветвях березы пряталась от нечистого святая Параскева-Пятница .
В древнерусской истории береза вполне могла бы претендовать на роль эмблемы народного просвещения. В ту эпоху, когда бумаги еще не знали, простые русские люди, не имевшие возможности приобрести дорогостоящий пергамент, использовали для письма бересту. Археологические находки позволяют сделать вывод о массовом применении берестяных грамот на Руси. На бересте писали письма, вели хозяйственные записи, а детям она служила в качестве учебной тетради. Например, знаменитая берестяная «тетрадь» новгородского мальчика Онфима, сплошь изрисованная каракулями и смешными рожицами, дает нам ценнейшую информацию относительно того, что и в древности хватало двоечников и лоботрясов.
В славянском народном календаре березе отведено самое почетное место. В те отдаленные времена год начинался не 1 января, а 1 марта, и этот первый весенний месяц, когда береза начинала давать сок, носил имя «березень».
В геральдике береза является «говорящей» эмблемой. В гербах чешских средневековых городов была популярна эмблема зеленого березового листа натуральной формы. В германской геральдике изображалось само дерево с зеленой кроной и серебряным стволом. Русскую геральдическую березу отличает кудрявая зеленая крона, но встречается эта эмблема нечасто. Для примера можно указать герб города Березова Тюменской области с тремя березками в серебряном поле, и фамильный герб дворян Березниковых, отмеченный одной березой в красном поле.
В современной эмблематике береза служит национальным символом Эстонии, а зеленый березовый лист использует в качестве эмблемы немецкая партия «зеленых».

Сквозь века и поколения дерево является символом природы. С древнейших времен дерево также считается символом силы, могущества, мудрости, плодородия.

Славяне считали дерево символом жизни. Наши предки знали, что раненому, ослабевшему воину, чтобы восстановить силы и напитаться энергией, надо идти к дубу, а молодой девушке, чтобы быть красивой и понравиться парню, надо обращаться к березе.

У каждой станы есть свой символ среди деревьев. В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции. Так символом Греции с древних времен является олива, символом Канады – клен, а символом Японии – сакура.

Наша Родина – Россия. Это город в котором мы живем, это наш дом, это наша семья. Россию называют краем белоствольных берез и бескрайних полей. В стихотворениях русских поэтов береза стала символом родины, горячо любимой ими России. У нас есть чем восхищаться и что воспевать. У нас богатое природное наследие и надо его сохранять и гордиться им. Поэтому мы взяли для своей работы тему «Береза – символ России».

Морфологическая характеристика берёзы, её распространение и экология

Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Много её и в нашем городе и его окрестностях. Подъезжая на электричке к платформе Весенняя, мы наблюдаем березовую рощу. Много берез во дворах домов, по берегам реки Петрицы, в районе фабрики игрушек. Она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна береза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах – начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ.

Березу называют деревом-пионером. Она очень быстро захватывает любой свободный клочок земли - заброшенные пашни, пожарища, откосы у дорог и т. д. Удивляться этому не приходится: дерево ежегодно и обильно плодоносит, а мельчайшие крылатые плоды легко переносятся ветром. Играет свою роль, конечно, и не прихотливость березы к почвенным условиям.

Береза очень светолюбива и совершенно не выносит затенения. Поэтому обычно в лесу её рано или поздно вытесняют другие деревья, в особенности ель.

Береза – одно из самых красивых наших деревьев. Белые с черным рисунком стволы берез имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты содержится особое красящее вещество - бетулин.

Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подвергались процессу опробковения. Благодаря этому береста, как и пробка, непроницаема для воды и газов.

Береза цветет весной в то время, когда у нее только начали распускаться почки, а листья еще совсем маленькие. Цветение дерева заметить нетрудно- с ветвей свешиваются вниз длинные желтоватые сережки, очень похожие на те, что мы видим у орешника. Это – мужские соцветия, состоящие из множества тычиночных цветков. В серёжках вырабатывается большое количество жёлтой порошкообразной пыльцы, которая далеко разносится ветром.

Женские сережки гораздо мельче мужских, зеленоватые, малозаметные, толщиной не более спички. Они содержат множество мельчайших женских цветков, состоящих только из одного пестика. После цветения эти сережки сильно разрастаются, превращаясь в небольшие зелёные цилиндрики. В конце лета разросшиеся серёжки становятся бурыми и начинают рассыпаться на отдельные части – мелкие трёхлопастные чешуйки и крошечные перепончатые плоды. Плоды берёзы настолько малы, что едва видны простым глазом. В центре плода располагается вытянутое семя, по бокам – два овальных крылышка, представляющих собой тончайшие плёнки.

Берёза прекрасно размножается семенами. Однако она может размножаться также порослью от пня. После того как срубят взрослую, не слишком старую берёзу, от коры пня отрастает масса молодых побегов. Со временем многие из них погибают, а оставшиеся сильно увеличиваются в размерах. В конце концов, их сохраняется обычно не более 4-5, и они вырастают во взрослые берёзы. Вот почему в берёзовых рощах мы так часто видим не одиночные деревья, а целые их группы из нескольких стволов.

Научное название березы – бетуля альба: альба – «белая», бетуля – «сечь». В наших лесах распространены два вида белокорой березы - пушистая и бородавчатая. Они в значительной степени определяют красоту и своеобразие ландшафта. Оба вида нередко произрастают вместе в одном насаждении, хотя имеют различные экологические "привычки": береза повислая предпочитает более сухие и высокие места, береза пушистая вполне успешно мирится с высокой влажностью почвы.

Легче всего узнать зимой березу. Ее белая с черными пятнышками кора видна издали. Характерны для березы крупные боковые ветви, отходящие от ствола под острым углом. А молодые веточки у березы тонкие, свисающие вниз. На них можно заметить маленькие плотные сережки, покачивающиеся на ветру. Почки березы мелкие, заостренные.

Береза неприхотливое растение, но и оно страдает от неразумного действия людей. Ранней весной, как только вода начинает поступать в корень березы, запасы крахмала, отложенные в корнях и в стволе, превращаются в сахар, который начинает растворяться в воде и подниматься по сосудам древесины и по почкам. Если поранить ствол березы ранней весной, из него начинает сочиться по каплям березовый сок - прозрачная, чуть сладковатая жидкость. За одну весну одно дерево может дать до 4 ведер сока. Но такое «кровопускание» для дерева вредно. Растение при этом истощается: оно лишается питательных веществ, необходимых для образования молодых побегов и листвы. Через ранку в живые ткани попадают вредные микроорганизмы, которые вызывают разнообразные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает, покрывается розовой слизью и имеет крайне неопрятный вид.

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы, -

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струей.

Ф. Сологуб

Что означает имя «берёза»

Береза – единственное дерево с белой корой – является символом России. Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

Имя берёзе было дано ещё в глубокой древности. Корень этого слова – общий для всех индоевропейских языков. Литовское «бержас», древнеиндийское «бхурийас», скандинавское «бьёрк», немецкое «бирке» - всё это варианты одного и того же слова, древнейшим корнем которого «бхе» - светлый, сверкающий. У славян берёзы считались священными: охраняющие, оберегающие человека. Слова «беречь», «оберег», что значит – амулет, талисман, тоже близкими нам по происхождению.

Обычаи, связанные с березой.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет. Наши предки во времена язычества считали березу своей покровительницей, полагая, что после смерти в березу переселяется душа человека. Места поклонения называли священными рощами. Их оберегали, входя в такие рощи, старались думать о хорошем.

Троица. Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В Троицкое воскресенье березу уничтожали - "хоронили", топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом, они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. "Топи, Семик, топи сердитых мужей!" - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

Береза в народном творчестве.

В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны, родины, девичьей красоты. Она представляется, то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Нет числа поговоркам, песням, пословицам, загадкам, заговорам, связанным с березой. Мила она русскому сердцу.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками

Под ветром низко клонится,

И гнется, да не ломится!

В разные времена года крестьянин-землепашец внимательно приглядывался к березе и примечал: «Лопаются сережки у березки-время сеять хлеб»; «Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед-мокрое»; «Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с березового листа».

Крестьяне приметили: «Если у березы течет много сока-лето будет дождливое»; «Весной березовый сок невкусен-хлеб уродится на славу».

В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело- мир освещать, второе дело- крик утишать, третье дело- больных исцелять, четвертое дело- чистоту соблюдать. Современному человеку не так-то просто отгадать эту загадку. Между тем когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить, что конечно же, это дерево-береза. «Мир освещать»- это понятно: раньше крестьянские избы в России освещались березовой лучиной. Что означает второе дело- «крик утешать»? Из бересты раньше получали деготь - черную маслянистую пахучую жидкость. Этим березовым дегтем смазывали колеса телег и карет. Сейчас не ездят ни в каретах, ни в телегах. Вот и трудно вам разобраться, в чем заключается наше второе дело. «Больных исцелять»- это объяснить несложно. Березовый сок и березовые почки - хорошее лекарственное средство. «Чистоту соблюдать»- и это просто. Каждый год в лесах заготавливают множество березовых веников и метел.

Березовые ветки использовались с древнейших времен как «лекарство» против непослушания. О «березовой каше» вы, наверное, слышали. Березовыми ветками, а еще чаще ивовыми прутьями в старые времена, обычно в конце недели, пороли провинившихся или получивших плохие отметки школьников. О пострадавшем говорили, что он «отведал березовой каши».

Применение березы.

Целебные свойства. При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Береза - лечила и лечит людей от многих заболеваний. Сообщения о целебных свойствах березовых листьев и почек можно найти в травниках еще XVI и XVII веков. В народной медицине используют кору, почки, листья, корни и березовый сок благодаря наличию в них биологически активных веществ. Подтвердила все это и научная медицина. Так, кора содержит гликозиды, сапонины, смолистые кислоты, танин, эфирное масло. В почках и листьях березы также находится целый комплекс этих полезных соединений: эфирное масло (почки - 3-5,5%), флавоноиды, дубильные вещества, витамин С (в листьях 2,8%), каротин, смола, виноградный сахар, желтое красящее вещество, инозит, никотиновая кислота, микроэлементы. Такой богатый состав определяет и разнообразное использование сырья.

Настой из листьев и почек березы используют в комплексной терапии при лечении болезней печени, органов дыхания (ларингиты, бронхиты, трахеиты). Водный настой из березовых почек применяют как мочегонное, желчегонное и дезинфицирующее средство. Его применяют при отеках сердечного происхождения, однако с осторожностью, особенно при длительном использовании.

В старину считали, что березовый сок(пасока) имеет целебные свойства,-им отпаивали больных и промывали раны. Кое-где, например, в деревнях Смоленской области, на березовом соку варили кашу и замешивали лепешки. Березовый сок имеет приятный вкус и освежающе действует на организм. Консервированный сок можно купить в магазине. Березовый сок является противоцинготным и мочегонным средством. Кроме того, его применяют при подагре, ревматизме, отеках, фурункулезе, ангине.

Используют сок и как наружное средство при экземах и других кожных болезнях. Собирают его только весной, когда он обильно вытекает из надрезов ствола. Березовый сок имеет приятный запах, кисловато-сладкий вкус.

Хозяйственное использование берёзы широко и разнообразно. Берёзовые дрова дают много тепла и в этом отношении уступают, наверно, только дубовым. Из берёзы получают превосходный уголь. Большим спросом пользуются и берёзовые мётла.

Берёзовая древесина

У березы однородная по строению древесина, поэтому для нее свойственна высокая прочность; она твердая, упругая, легкая при обработке и хорошо поддается полировке, поэтому в течение многих столетий нашла широкое применение в быту нашего народа и во многих хозяйственных отраслях. Из нее изготавливают фанеру, лыжи, деревянные части ружей, паркет, токарные изделия, предметы домашнего обихода. Древесина березы карельской и каповой идет на изготовление дорогой мебели и различных поделок. Например, прекрасным поделочным материалом издавна служили образующиеся иногда на стволах и корнях наросты - "капы". Из них делали шкатулки, табакерки и портсигары. Эти изделия ценились дороже серебряных. Поделки же из особого капа (белого с черным рисунком), называемого "птичьим глазом", стоили по цене золота. Из древесины путем сухой перегонки получают ценные продукты, служащие основой для лаков, формалина, духов. Она дает ценное топливо с высокой теплоотдачей; при ее сжигании угли долго остаются раскаленными; сажа используется для изготовления чернил и красок. Зола березы является ценным удобрением, так как содержит до 30 микроэлементов. Экстракт из майских листьев (в зависимости от их концентрации) хорошо окрашивает шерстяные и хлопчатобумажные ткани в различные цвета (желтый, черно-коричневый, желтовато-зеленый и золотисто-желтый). Кора с успехом используется в качестве дубителя, из нее изготавливают берестяные изделия. Наряду с другими лиственничными породами (осина, ольха, тополь, клен, ива, липа), хозяйки заготавливают на зиму веники из березы, являющейся отличным грубым кормом, в особенности, если веники облиственные, с молодыми побегами и высушены в тени. Ветви служат кормом диким животным, а почки и сережки являются необходимым кормом для большинства лесных птиц.

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота). Берёста прекрасно сохраняется в речных наносах, торфяниках, благодаря чему академик Янин открыл в Новгороде целый клад древнерусских рукописей.

Заключение.

Работая над данной темой, мы узнали много нового и интересного об этом дереве. Собрали материал, большая часть которого вошла в данную работу.

Мы узнали, что в нашей местности преобладают два вида берез: Береза бородавчатая и Береза пушистая. Научились их различать. А всего род

Береза включает около 40 видов деревьев и кустарников. В озеленении городов наиболее популярна Береза бородавчатая. Березы являются главными лесообразующими породами, преобладающими в 60% лиственных и хвойно-лиственных лесов. Она занимает первое место среди лесообразующих пород в Московской области – 37%.

В народных песнях, сказках, преданиях берёза символ весны, родины, девичьей красоты, она представляется, то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Нет числа поговоркам, песням, пословицам, загадкам, заговорам, связанным с березой. Мила она русскому сердцу.

Скромная красота березы в любое время года вдохновляла русских писателей и поэтов на создание прекрасных произведений. Под сенью берез создавали свои известные произведения композиторы: Глинка, Чайковский и другие.

Великие русские художники: Левитан, Шишкин, Саврасов на своих полотнах изображали замечательные пейзажи, на которых можно увидеть берёзку в зеленом, золотом уборе.

О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема.

Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую

Родину, имя которой РОССИЯ. Береза является символом неисчерпаемой жизненной силы.

Казалось бы, что может быть привлекательного в дереве, не имеющем ни красивых цветков, ни вкусных или ярко окрашенных плодов? И тем не менее так хорошо всем знакомая береза необыкновенно мила жителям русской равнины. Она стала символом России - страны «березового ситца».