Ярослав савицкий именины 8 декабря. История в лицах

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи (сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович Савицкий женился. Супруга его - Ольга Федоровна (1883 г. р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году - второй сын Георгий, а в 1911 году - дочь Нина.

Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I-й Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а точнее в Екатерининскую пустынь Подольского уезда, где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий… перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом… усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-е годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923–1925 гг.».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерининской пустыни в 1929–30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

В это время «строители светлого будущего» провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания не минула и крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т. е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков» (из материалов следственного дела, показания свидетеля). Людям «новой формации» сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах - крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.

По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава, вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, у него было больное сердце.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Таким образом, богоборческой власти для совершения ее «правосудия» хватило 12 дней от ареста до расстрела. Место захоронения отца Ярослава неизвестно.

После ареста отца Ярослава Ольга Федоровна Савицкая переехала в Москву в Вешняки. Все трое детей отца Ярослава в то время уже жили и работали в Москве.

Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (7 февраля или в ближайший воскресный день после).

По заключению прокурора Московской области Б. П. Наместникова Савицкий Ярослав Исаакович подпадает под действие ч. 1 ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевщих место в период 30–40-х и начала 50-х годов».

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович Савицкий женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году - второй сын Георгий, а в 1911 году - дочь Нина. Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I-й Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а точнее в Екатерининскую пустынь Подольского уезда, где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-е годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923-1925 гг.».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерининской пустыни в 1929-30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

В это время "строители светлого будущего” провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания не минула и крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, "контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков.” (из материалов следственного дела. Показания свидетеля). Людям "новой формации” сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах - крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.

По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава, вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, у него было больное сердце.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Таким образом, богоборческой власти для совершения ее "правосудия” хватило 12 дней от ареста до расстрела. Место захоронения отца Ярослава неизвестно.

После ареста отца Ярослава Ольга Федоровна Савицкая переехала в Москву в Вешняки. Все трое детей отца Ярослава в то время уже жили и работали в Москве.

Отец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

Источники:
1. ГАРФ, ф.10035, оп.1, д.20818
2. Воспоминания жительницы села Старый Ям Зинаиды Александровны Кишенковой.
3. Воспоминания жительницы села Старый Ям Галины Николаевны Расторгуевой (со слов ее дочери Маргариты Иосифовны Воловиковой).
4. История Русской церкви, кн.8, ч.II, Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1997 г.
5. ЦГАМО, ф.66, оп. 11, д.8007
6. ЦГАМО, ф.2482, оп.1, д.30
7. ЦГАМО, ф.66, оп.11, д.233
8. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.128
9. ЦГАМО, ф.66, оп.25, д.146
10. РГИА, ф.831, оп.1, д.241

Примечание:
справка о реабилитации от 15 июля 1989 г.
По заключению прокурора Московской области Б.П.Наместникова Савицкий Ярослав Исаакович подпадает под действие ч.1 ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевщих место в период 30-40-х и начала 50-х годов”

Из книги "Святыни земли Домодедовской". Домодедово, 2004 год.


Протоиерей Ярослав
Савицкий

Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году - второй сын Георгий, а в 1911 году - дочь Нина.

М естом служения отца Ярослава в этот период был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а, точнее, в Екатерининскую пустынь Подольского уезда (сейчас - около г. Видное), где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом, семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол N 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении протоиерея Ярослава, очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу - палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923 -1925 гг».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерииинскрй пустыни в 1929 - 30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

О тец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава совершается в день его мученической кончины 25 ноября/8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января/7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

Свя-щен-но-му-че-ник Яро-слав ро-дил-ся 28 мар-та 1882 го-да в се-ле Пух-лое Бель-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии в се-мье диа-ко-на Иса-а-ка Са-виц-ко-го. Как это ча-сто бы-ва-ло в се-мьях ду-хо-вен-ства, Яро-слав Са-виц-кий ре-шил пой-ти по сто-пам от-ца. Он по-сту-пил в Ду-хов-ную се-ми-на-рию, ко-то-рую окон-чил в 1903 го-ду, по-сле че-го ра-бо-тал сна-ча-ла учи-те-лем, а за-тем пса-лом-щи-ком. В 1905 го-ду он был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка. Неза-дол-го до при-ня-тия свя-щен-но-го са-на Яро-слав Иса-а-ко-вич же-нил-ся на Оль-ге Фе-до-ровне. У них ро-ди-лось два сы-на и дочь.
Ме-сто слу-же-ния от-ца Яро-сла-ва в этот пе-ри-од неиз-вест-но, но есть ос-но-ва-ния пред-по-ла-гать, что это был Грод-нен-ский Крас-но-сток-ский жен-ский мо-на-стырь в честь Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ос-но-ван-ный в 1901 го-ду. Во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны, в свя-зи с на-ступ-ле-ни-ем немец-ких войск и угро-зой ка-то-ли-че-ской экс-пан-сии, ду-хо-вен-ство и на-сель-ни-цы мо-на-сты-ря вы-нуж-де-ны бы-ли по-ки-нуть Грод-но и пе-ре-ехать в Ека-те-ри-нин-скую пу-стынь По-доль-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии, где в то вре-мя рас-по-ла-гал-ся муж-ской мо-на-стырь.
В 1919 го-ду муж-ской мо-на-стырь в Ека-те-ри-нин-ской пу-сты-ни был лик-ви-ди-ро-ван, но на-сель-ни-цы быв-ше-го Крас-но-сток-ско-го мо-на-сты-ря ор-га-ни-зо-ва-ли сель-ско-хо-зяй-ствен-ную тру-до-вую ком-му-ну, и в та-кой фор-ме оби-те-ли уда-лось про-су-ще-ство-вать до 1929 го-да. Со-хра-нил-ся «Про-то-кол № 1 об-ще-го со-бра-ния граж-да-нок сель-ско-хо-зяй-ствен-ной тру-до-вой ком-му-ны Ека-те-ри-нин-ской пу-сты-ни от 17 фев-ра-ля 1921 го-да». Сре-ди во-про-сов, сто-яв-ших на по-вест-ке дня, был и во-прос «о ли-цах, про-жи-ва-ю-щих в пре-де-лах ком-му-ны, не со-сто-я-щих чле-на-ми в ней». Со-бра-ние по-ста-но-ви-ло: «Оста-вить при при-ход-ской церк-ви свя-щен-ни-ка Яро-сла-ва Са-виц-ко-го и диа-ко-на Иа-ко-ва Фе-рен-ца». Осталь-ных че-ты-рех свя-щен-ни-ков за-бра-ли в опол-че-ние.
В 1919 го-ду отец Яро-слав за рев-ност-ное слу-же-ние Церк-ви Бо-жи-ей был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея. А в но-яб-ре 1923 го-да игу-ме-ния Еле-на об-ра-ти-лась с прось-бой о на-граж-де-нии от-ца Яро-сла-ва оче-ред-ной на-гра-дой: «Отец Яро-слав Са-виц-кий… пе-ре-нес все невзго-ды вой-ны и бе-жен-ства, а те-перь, с 1918 го-да, в пу-сты-ни, не оста-вил ее и мно-го по-мо-гал при-ход-ской об-щине и рев-ност-но ис-пол-нял пас-тыр-ские обя-зан-но-сти. Счи-таю дол-гом… усерд-но хо-да-тай-ство-вать о на-граж-де-нии его, за вер-ную служ-бу, - па-ли-цею». На этом про-ше-нии сто-ит ре-зо-лю-ция Пат-ри-ар-ха Ти-хо-на: «Удо-сто-ить».
В два-дца-тые го-ды отец Яро-слав и чле-ны его се-мьи бы-ли ли-ше-ны из-би-ра-тель-ных прав.
В 1929 го-ду сель-ско-хо-зяй-ствен-ную ар-тель разо-гна-ли, а храм за-кры-ли. К это-му вре-ме-ни в пу-сты-ни оста-ва-лось 117 мо-на-хинь и по-слуш-ниц. В 1929 го-ду отец Яро-слав был на-зна-чен на-сто-я-те-лем хра-ма свя-тых му-че-ни-ков Фло-ра и Лав-ра се-ла Ям По-доль-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти.
В это вре-мя “стро-и-те-ли свет-ло-го бу-ду-ще-го” про-воз-гла-си-ли курс на кол-лек-ти-ви-за-цию. Эта без-жа-лост-ная кам-па-ния об-ру-ши-лась и на кре-стьян се-ла Ям. Ко-неч-но, отец Яро-слав не мог оста-вать-ся в сто-роне от бед и го-ре-стей сво-ей паст-вы. Вы-ра-жа-ясь язы-ком его бу-ду-щих об-ви-ни-те-лей, «контр-ре-во-лю-ци-он-ную де-я-тель-ность Са-виц-кий Яро-слав на-чал в се-ле Ям раз-ви-вать яв-но с мо-мен-та кол-лек-ти-ви-за-ции, т.е. с 1930 го-да. 18 мар-та 1930 го-да Са-виц-кий сов-мест-но с ку-ла-ка-ми, ныне вы-слан-ны-ми, устро-ил в се-ле Ям де-мон-стра-цию, на-прав-лен-ную на срыв кол-лек-ти-ви-за-ции. В де-мон-стра-ции при-ни-ма-ло уча-стие до 170 че-ло-век. Ор-га-ни-зо-ва-на она бы-ла в церк-ви и под ру-ко-вод-ством Са-виц-ко-го с пе-ни-ем ду-хов-ных пес-ней на-пра-ви-лась к сель-со-ве-ту, от-ку-да по пред-ло-же-нию чле-нов сель-со-ве-та бы-ла рас-пу-ще-на. В пе-ри-од лик-ви-да-ции ку-ла-че-ства Са-виц-кий в церк-ви слу-жил мо-леб-ны за здо-ро-вье вы-слан-ных ку-ла-ков».
Ко-гда отец Яро-слав с се-мьей пе-ре-ехал в се-ло Ям, цер-ков-ный дом у при-хо-да уже от-ня-ли и жить им ста-ло негде. Их при-юти-ла при-хо-жан-ка хра-ма Ма-рия Фе-до-ров-на Ки-шен-ко-ва. В ее до-ме, в ма-лень-кой ком-нат-ке, се-мья Са-виц-ких про-жи-ла до са-мо-го аре-ста от-ца Яро-сла-ва в 1937 го-ду. По вос-по-ми-на-ни-ям до-че-ри хо-зяй-ки до-ма, ни-ка-ко-го иму-ще-ства, кро-ме немно-го-чис-лен-ных лич-ных ве-щей, у них не бы-ло.
По сви-де-тель-ству жи-те-лей се-ла Ям, ба-тюш-ка был очень доб-рым че-ло-ве-ком и все при-хо-жане его очень лю-би-ли. Все от-ме-ча-ют его об-ра-зо-ван-ность, ум и си-лу ха-рак-те-ра. Эти ка-че-ства, а так-же твер-дая ве-ра и рев-ност-ность в пас-тыр-ском слу-же-нии вы-зы-ва-ли пре-сле-до-ва-ния со сто-ро-ны вла-стей. Так, в 1933 го-ду он был су-дим По-доль-ским на-род-ным су-дом за по-куп-ку све-чей и при-го-во-рен к пя-ти го-дам ли-ше-ния сво-бо-ды. Де-ло бы-ло на-столь-ко гру-бо сфаб-ри-ко-ва-но, что Мо-собл-суд от-ме-нил это ре-ше-ние.
От-ца Яро-сла-ва аре-сто-ва-ли 27 но-яб-ря 1937 го-да по об-ви-не-нию в ак-тив-ной контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. Со-труд-ни-ки ор-га-нов НКВД при-е-ха-ли за ним око-ло двух ча-сов но-чи. С 27 но-яб-ря 1937 го-да его со-дер-жа-ли под стра-жей в Сер-пу-хов-ской тюрь-ме. Об-ви-не-ния в ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции он не при-знал.
Ре-ше-ни-ем су-деб-ной трой-ки при Управ-ле-нии НКВД СССР по Мос-ков-ской об-ла-сти от 1 де-каб-ря 1937 го-да отец Яро-слав был при-го-во-рен к рас-стре-лу. Про-то-и-е-рей Яро-слав Са-виц-кий был рас-стре-лян 8 де-каб-ря 1937 го-да и по-гре-бен на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Про-то-и-е-рей Олег Мит-ров

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Но-ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 234-236.

Молитвы

Тропарь священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

Приспе́ де́нь све́тлаго торжества́,/ ве́сь Ямска́я ра́дуется,/ и вси́ ча́да ве́рнии Це́ркве Христо́вы духо́вно торжеству́ют,/ восхваля́юще засту́пника и моли́твенника на́шего пред Бо́гом,/ священному́ченика Яросла́ва,/ па́стыря до́браго, ду́шу свою́ за ве́ру Христо́ву положи́вшаго./ Те́мже мо́лим тя́,/ от вся́ких бе́д и зо́л изба́ви на́с// чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Настал день светлого торжества, село Ям радуется и все чада верные Церкви Христовой духовно торжествуют, прославляя защитника и молитвенника нашего перед Богом, священномученика Ярослава, пастыря доброго, жизнь свою за веру Христову отдавшего. Потому молим тебя, от всяких бед и зол избавь нас, почитающих святую память твою.

Кондак священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

Па́стырю до́брый и страстоте́рпче Яросла́ве Ямский,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,/ да сердца́ наро́да ру́сскаго к Себе́ обрати́т/ и лю́тых прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Пастырь добрый и мученик Ярослав Ямской, моли милостивого Бога, да сердца народа русского к Себе обратит и тяжких прегрешений прощение подаст душам нашим.

Молитва священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

О, святы́й страстоте́рпче священному́чениче Яросла́ве, ты́ от ю́ности Христа́ возлюби́л еси́ и по благода́ти Его́ свяще́нство восприя́в, я́ко свети́льник ве́ры и благоче́стия просия́л еси́! В годи́ну искуше́ний, внегда́ обыше́дше обыдо́ша страну́ на́шу врази́ ве́ры Христо́вы, яви́ тя́ Госпо́дь па́стыря до́браго, ду́шу свою́ за ча́д Бо́жиих положи́вша. Ны́не у́бо при́зри на ны́, приими́ от на́с усе́рдныя моли́твы и вознеси́ я́ ко престо́лу Святы́я Тро́ицы, иде́же ты́ в ли́це святы́х новому́чеников и испове́дников Росси́йских предстои́ши, я́ко да твои́м хода́тайством утверди́т Госпо́дь страну́ на́шу, да укрепи́т ду́х ве́ры и благоче́стия в лю́дех правосла́вных, в па́стырех Це́ркви да утверди́т ре́вность в служе́нии Бо́гу и бли́жним и да при́зрит ми́лостивым о́ком на на́с, предстоя́щих и прибега́ющих к твое́й по́мощи. Испроси́ у́бо у Всеми́лостиваго Го́спода ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблужда́ющимся на пу́ть и́стины возвраще́ние, подвиза́ющимся в де́лех благи́х укрепле́ние, си́рым, неиму́щим, убо́гим и бездо́мным по́мощь и заступле́ние.
Споспешеству́й, священному́чениче Яросла́ве, святы́ми твои́ми моли́твами настоя́телю и бра́тии свята́го хра́ма, иде́же ты́ соверша́л еси́ служе́ние свое́ во времена́ лю́тых гоне́ний на ве́ру правосла́вную, просвети́ умы́ и се́рдца на́ша све́том Боже́ственнаго уче́ния, научи́ во е́же Бо́га и бли́жняго на́шего люби́ти и за́поведи Госпо́дни соблюда́ти, да не по и́мени то́кмо, но все́м житие́м на́шим ча́да Бо́жия яви́мся. Не забу́ди, о́тче Яросла́ве, оби́тели святы́я Гро́дненскую Рождество́-Богоро́дицкую и Свя́то-Екатери́нинскую, но соблюди́ от вся́каго зла́ все́х живу́щих и подвиза́ющихся в ни́х и на поклоне́ние в ни́х приходя́щих. Осени́ все́х на́с небе́сным твои́м благослове́нием и в ско́рбех, боле́знех утеше́ние, избавле́ние и исцеле́ние на́м пода́ждь, да возблагодари́м просла́вившаго тя́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Безнача́льным Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист священномученику Ярославу Ямскому (Савицкому)

Кондак 1

Избраннаго Богом от рода служителей Церкве Христовы и приявшаго мученический венец за исповедание веры православныя, Белыя и Великия Руси светильника, священномученика Ярослава похвальными песньми почтим; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед сохраняй, да любовию зовем ти:

Икос 1

Ангелов множество славят Собор новомучеников и исповедников Российских, с нимиже и ты, отче Ярославе, ныне престолу Господа Славы предстоя и ликовствуя непрестанно, славословия возсылаеши и прошениям нас грешных внемлеши. Днесь собраннии и память твою празднующии, тебе, отче милостивый, моления возносим и с любовию глаголем:
Радуйся, от юности всем сердцем своим Бога возлюбивый;
Радуйся, благодатию Божиею просвещенный.
Радуйся, самоотвержение дивное в служении Богу и ближним явивый;
Радуйся, заповеди Евангельския делом исполнивый.
Радуйся, пастырю, во обители Рождества Пресвятыя Бородицы Богу послуживый;
Радуйся, в вере и благочестии сестер ея укрепивый.
Радуйся, земли Московския духовное сокровище;
Радуйся, веси Ямския небесный покровителю.
Радуйся, за правду гонения и скорби претерпевый;
Радуйся, любовь ко Христу кровию своею запечатлевый.
Радуйся, веру истинную даже до смерти сохранивый;
Радуйся, наследие жизни вечныя получивый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, призва тя по стези благочестия последовати. Ты же веру истинную от малых лет восприял еси и воспитан был еси при храме святем, идеже родитель твой диакон Исаакий служаше, поучаяся от него непрестанно воспевати Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имея Богом просвещенный, отче Ярославе, направил еси стопы своя на учение духовное, уготовляяся к служению пастыря Христова стада, и, закону Божию усердно поучаяся, душеполезное книжное сокровище восприял еси. Мы же, воспоминающе добродетельное житие твое, воспеваем ти сице:
Радуйся, родителей благочестивых достойный сыне;
Радуйся, радосте их и утешение.
Радуйся, от юности всего себе Богу предавый;
Радуйся, заповеди Его верно сохранивый.
Радуйся, от малых лет Богом возлюбленный;
Радуйся, сосуде Божий избранный.
Радуйся, добродетели христианския стяжавый;
Радуйся, цвете благоуханный добраго воспитания.
Радуйся, церковному служению от детства наученный;
Радуйся, прилежныя молитвы Богу приносивый.
Радуйся, книжную мудрость возлюбивый;
Радуйся, плоды Христова учения вкусивый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 3

Сила Божественныя благодати осия тя, истинный пастырю душ христианских, егда диаконскаго и иерейскаго сана удостоился еси и Промыслом Божиим направлен был еси в Рождество-Богородицкий Красностокский монастырь, идеже труды к. трудом прилагая и веру Христову людем Гродненския земли проповедуя, научал еси их пети Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея неусыпное попечение о спасении душ сестер обители Красностокския, отче Ярославе, наставлял еси их на путь подвига духовнаго и миссионерскаго служения посреде раскольников, инославных и неверных. Сего ради тя, яко проповедника Христова ублажаем, со умилением зовуще:
Радуйся, пасти стадо Христово избранный;
Радуйся, Пастыреначальнику Христу подражавый.
Радуйся, олтаря Господня благоговейный служителю;
Радуйся, Безкровныя Жертвы достойный совершителю.
Радуйся, веры православныя проповедниче;
Радуйся, пастырю милостивый и благодатный.
Радуйся, в любви и благочестии с супругою своею поживый;
Радуйся, в вере чад своих воспитавый.
Радуйся, мирских людей учителю богомудрый;
Радуйся, боголюбивых инокинь красностокских радосте.
Радуйся, под покровом чудотворнаго Красностокскаго образа Божия Матере послуживый;
Радуйся, к Богоматери молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 4

Бурею искушений и бед обуреваемыя во времена брани всемирныя, сестры обители Красностокския преселишася в Свято-Екатерининскую пустынь земли Московския. Ты же, отче Ярославе, яко пастырь добрый, не оставил еси словесное стадо свое, поучая его шествовати путем Христовых заповедей, сердцем же и усты непрестанно воспевая Богу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше и видевше, святе Ярославе, души твоея доброту и верность в исповедании веры православныя во дни лютых скорбей и гонений на Церковь Божию, святейший отец и исповедник Патриарх всея России Тихон благослови наградити тя палицею за верную службу. Темже радующеся сему, из глубины сердец вопием ти:
Радуйся, благое иго Христово на себе восприявый;
Радуйся, отеческих преданий неложный защитниче.
Радуйся, во обители Свято-Екатерининстей радостно Богу послуживый;
Радуйся, сестер ея в стоянии за веру укрепивый.
Радуйся, о обители и сестрах ея неусыпный попечителю;
Радуйся, устава церковнаго ревнителю.
Радуйся, гонения за веру не устрашивыйся;
Радуйся, во славу Христову потрудивыйся.
Радуйся, усердный ко спасению наш наставниче;
Радуйся, призывающим тя скорый помощниче.
Радуйся, проповедниче покаяния;
Радуйся, рабе Божий, благий и верный.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, отче Ярославе, егда враг рода человеческаго веру Христову восхоте истребити в земли Российстей. Ты бо инокиням обители и всем к тебе приходящим был еси пастырь добрый, в вере их укрепляя, в скорбех утешая и путь к Горнему Иерусалиму показуя. Темже и ныне на Небесех сияеши славою неизреченною и купно с лики страдальцев и мучеников Свято-Екатерининския пустыни воспеваеши Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видев враг спасения рода человеческаго богоугодное житие сестер Свято-Екатерининския обители, гонение воздвиже на всех труждающихся и подвизающихся в ней. Приидоша бо во обитель нечестивии людие, храмы разориша и Богом врученное тебе, отче Ярославе, стадо разгнаша. Темже призва тя Господь на новое служение во храме святых мучеников Флора и Лавра веси Ямския. Сего ради с любовию возглашаем ти таковая:
Радуйся, звездо, тьму нечестия просвещающая;
Радуйся, света Христова носителю.
Радуйся, ревностию по Бозе чад своих духовных воспламенивый;
Радуйся, отечество свое любити их научивый.
Радуйся, поборниче веры непоколебимый;
Радуйся, правды служителю нелицеприятный.
Радуйся, на подвиг стояния за веру вдохновителю;
Радуйся, гонимых правды ради утешителю.
Радуйся, малодушных твердый ободрителю;
Радуйся, мира и незлобия учителю.
Радуйся, служением своим многих страждущих чад Божиих утешивый;
Радуйся, к подвигу духовному всех верных призывавый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 6

Проповедник учения Христова воистину явился еси, отче Ярославе, якоже бо древле во времена гонений на христианы, веру православную в сердцах верных укреплял еси, да вси единем сердцем и едиными усты воспевают Подвигоположнику нашему и Спасителю победную песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в душах многих людей православных свет благодатнаго утешения, егда обретоша в тебе, священномучениче Ярославе, богомудраго и добраго отца всем страждущим, уничиженным и гонимым от безбожных. Сего ради благодарственно воспеваем тебе таковая:
Радуйся, возвещати истину пред гонителями веры не убоявыйся;
Радуйся, в годы лихолетия молитвы верных к Богу приносивый.
Радуйся, страже неусыпный, от волков хищных стадо свое словесное охранявый;
Радуйся, в житии твоем многими богоугодными делы Богу послуживый.
Радуйся, чад Церкве Христовы в вере утвердивый;
Радуйся, в скорбех и бедах долготерпению их научивый.
Радуйся, скорый помощниче всем за веру истинную гонимым;
Радуйся, любве и сострадания к людем преисполненный.
Радуйся, пастырю, благовествуяй нам глаголы жизни;
Радуйся, яко к вере истинней многих направил еси.
Радуйся, чадом твоим духовным благий советник бывый;
Радуйся, к венцем исповедническим их приуготовивый.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 7

Хотяй всем человеком спастися, премилосердый Господь, посла во храм святых мучеников Флора и Лавра пастыря добраго, душу свою за паству полагающаго, да вси с верою молящиися и приходящии в храм сей, приимут помощь крепкую и радостно из глубины сердец сокрушенных воспоют благих Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя молитвенника, заступника и помощника в бедах стяжаша людие веси Ямския: ты бо во многи домы верных: приходил еси, болящих ободряя, всех в скорбех и печалех сущих утешая, усопших в жизнь вечную провожая. Сего ради и мы, прибегая к твоему заступлению, усердно молим тя и воспеваем сице:
Радуйся веси Ямския Богом данный покровителю;
Радуйся, земли Московския благословение.
Радуйся, в храме святых мучеников Флора и Лавра Богу и людем послуживый;
Радуйся, всем служащим в храме сем помощниче благодатный.
Радуйся, души верных благодатию напитавый;
Радуйся, мзды и воздаяний за труды своя от человек не искавый.
Радуйся, яко нам грешным образ добродетелей житием своим явивый;
Радуйся, Господу своему до конца послуживый.
Радуйся, пред чудотворною Иерусалимскою иконою Божия Матере о чадех своих духовных моления возносивый;
Радуйся, столпе Православия непоколебимый.
Радуйся, нищих защитителю и обидимых предстателю;
Радуйся, яко и ныне всех с верою к тебе приходящих милостивый утешителю.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем себе помышляя, отче священномучениче Ярославе, во дни гонений на Церковь Божию яве без страха проповедовал еси Христа, силою любве твоея и словом мудрости многих в вере истинней укрепляя и наставляя ко спасению, да вси чада твоя духовная видяще ревность твою о славе Божией вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнь любве к Богу и к людем, страстотерпче Христов, раздавал еси достояние свое нищим, сирым, вдовицам и всем в нужде сущим, непрестанно памятуя, яко расточив богатство земное, собереши на Небеси богатство нетленное. Мы же, научаемии тобою такожде творити, вопием ти сице:
Радуйся, ближних своих любовию Христовою возлюбивый;
Радуйся, и нас любити ближних наставляяй.
Радуйся, к неимущим и вдовам сострадание имевый;
Радуйся, заповедь Господню о милосердии исполнивый.
Радуйся, требующим помощи добрый попечителю;
Радуйся, сердец скорбящих утешителю.
Радуйся, отче благосердый, о спасении многих ревновавый;
Радуйся, и нас ревновати о своем спасении призываяй.
Радуйся, милостыни подателю предивный;
Радуйся, безсребрениче всехвальный.
Радуйся, образ жития праведнаго нам показавый;
Радуйся, и нас исполняти заповеди Господни научаяй.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися, зряще мужество твое, кротость и упование на силу Божию, егда приведоша тя на судилище нечестивии слуги миродержителя тьмы века сего. Ты же, отче Ярославе, не убоялся еси мучений и на совете их неправеднем веру истинную исповедал еси и смерть за Христа приобретением почитая, взывал еси укрепившему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, отче Ярославе, ты бо жизнь свою за Христа и Церковь Божию отдал еси. Егда бо на смерть осудиша тя беззаконнии мучители, с радостию предал еси душу твою Богу и воспарил еси во обители Небесныя. Темже поминающе подвиг веры твоея, ублажаем тя, страстотерпче Божий, тако:
Радуйся, темничное заточение Христа ради претерпевый;
Радуйся, Сыном Божиим на подвиг страдальческий укрепленный.
Радуйся, неправедному судищу дерзновенно представый;
Радуйся, служителем Христа Бога себе исповедавый.
Радуйся, угроз мучителей не устрашивыйся;
Радуйся, советом нечестивых не покоривыйся.
Радуйся, пред враги веры Христовы мужество истинное показавый;
Радуйся, яко вся обвинения мучителей отвергл еси.
Радуйся, кровию своею торжество веры православныя утвердивый;
Радуйся, в руце Господа душу свою праведную предавый.
Радуйся, яко тобою сатана посрамися;
Радуйся, яко тобою Христос Бог прославися.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 10

Спасти хотяй людей российских от погибели, дарова Человеколюбец Господь нам земным в помощь, покров и защиту сонм новомучеников и исповедников Российских, к немуже Промыслом Божиим и ты, отче Ярославе, причислен был еси. Темже ублажающе святую память твою, поем Богу, прославляющему святых Своих: Аллилуиа.

Икос 10

Стена твердая был еси православным людем российским противу врагов веры Христовы видимых и невидимых. И ныне, угодниче Божий Ярославе, молитвами твоими противящихся истине обрати к покаянию, волны неверия и лжеучений отврати от нас, весь Ямскую и всю землю нашу сохрани от всяких бед и напастей, да зовем ти сице:
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый;
Радуйся, подвигом твоим христиан в вере утвердивый.
Радуйся, яко Ангелы тя радостно сретоша;
Радуйся, венец правды от руки Господа приявый.
Радуйся, яко тобою лик мученический приумножися;
Радуйся яко во всей Церкви Русстей имя твое ныне прославляется.
Радуйся, яко о тебе вси вернии прославиша Отца Небеснаго;
Радуйся, яко и нас хладных подвигом любве твоея возгреваеши.
Радуйся, призывающим тя скорый помощниче;
Радуйся, и по смерти чад твоих духовных не оставивый.
Радуйся, пред Престолом Господним неусыпный наш молитвенниче;
Радуйся, в день судный крепкий наш защитниче.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 11

Пение молебное пред иконою твоею приносимое милостивно услыши, священномучениче Христов Ярославе, и буди присный за ны ко Господу молитвенник, возбуди нас от сна греховнаго и направи к покаянию, да о тебе радующеся и Бога славяще воспоем Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника добродетелей видеша тя вси вернии, милостиве отче наш Ярославе, яко исполнил еси заповедь Господню: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя», и преселился еси в Царствие Небесное. Темже и мы колена сердец наших преклоняем и усердная моления о просвещении и спасении душ наших возсылаем, зовуще ти с любовию таковая:
Радуйся, звездо пресветлая в лице новомучеников и исповедников Российских;
Радуйся, неувядаемый цвете земли нашея.
Радуйся, светильниче, любовию к ближним горящий;
Радуйся, светом вечности на Небеси осиянный.
Радуйся, терпящим поношение и муки за Христа сострадателю;
Радуйся, вшедый в радость Господа своего.
Радуйся, с мученики и всеми святыми ликовствуяй;
Радуйся, яко память твою вся Церковь светло торжествует.
Радуйся, яко молитвою пред иконою твоею приемлем душевное утешение;
Радуйся, яко сердца наша исполняются благодатнаго сокрушения.
Радуйся, сосуде Божия благодати;
Радуйся, светлым покровом молитвы твоея и ныне нас озаряяй;
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение

Кондак 12

Благодать Божию приял еси, преславне отче Ярославе, яко при жизни твоей помощник и утешитель был еси приходящим к тебе чадом Божиим, тако и по кончине своей страдальчестей возсиял еси. яко страстотерпец и молитвенник наш пред Богом, да вси живущии в земли нашей взывают о тебе благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое славное стояние за веру истинную, ублажаем мученическую твою кончину, отче священномучениче Ярославе, еюже на земли и на Небеси прославился еси. Веруем, яко и нас грешных ныне не оставляеши и духом с нами пребываеши. Темже от сердец умиленных приносим ти похвалы сия:
Радуйся, обители Рождество-Богородицкия Гродненския святый покровителю;
Радуйся, о сестрах ея усердный молитвенниче.
Радуйся, Свято-Екатерининския пустыни верный заступниче;
Радуйся, в ней обитающих хранителю.
Радуйся, яко обители сия, от безбожных разоренныя, молитвами твоими возродишася;
Радуйся, яко всем почитающим в них святую память твою полезная даруеши.
Радуйся, весь Ямскую молитвами твоими освятивый;
Радуйся, яко молитвами твоими храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в ней обновляется.
Радуйся, яко в прославлении твоем народи Белыя и Великия Руси духовно соединяются;
Радуйся, яко вспоминая подвиг твой вся земля Русская веселится.
Радуйся, любящих и почитающих тя пред Богом ходатаю;
Радуйся, покрове всех песнословящих тя.
Радуйся, священномучениче Ярославе, земли нашея новое светило и украшение.

Кондак 13

О предивный угодниче Христов, священномучениче Ярославе, услыши нас, грешных чад твоих; приими сие малое приношение наше и молитвами твоими испроси у Всемилостиваго Бога, да избавит нас от всяких бед и напастей, от враг видимых и невидимых, от напрасныя смерти и от будущих мук, и сподобит Своего Небеснаго Царствия, идеже вси святии воспевают Богу радостную песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Декабрь 7th 2013 -

Память: 25 ноября/8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января)
Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Вельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом.

Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем.

Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика.

В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году — второй сын Георгий, а в 1911 году — дочь Нина.

Местом служения отца Ярослава в этот период был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году.

Во время I Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда (сейчас — около г. Видное), где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом, семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол N 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея.

В ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении протоиерея Ярослава, очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу — палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923 -1925 гг».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерииинскрй пустыни в 1929 — 30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

18 марта Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков». (Из материалов следственного дела. Показания свидетеля.) Людям «новой формации» сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах — крестьянах, которых ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила семья прихожанки храма Марии Федоровны Кишенковой. В ее доме (он сохранился до наших дней), в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было. По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Несмотря на открытые гонение на Церковь Христову, по свидетельству очевидцев, отец Ярослав открыто ходил по домам, утешал и наставлял паству.

Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава вызвали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом «за покупку свечей» и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение. Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, — у него было больное сердце.

В обвинительном заключении отца Ярослава приводятся такие его слова, записанные рукой сотрудника НКВД: «Советская власть никого не щадит, даже и с святой церкви сдирает последние гроши». И далее после запрета ходить по домам с иконами отец Ярослав обращается к советской власти: «Все равно не заглушить православную веру, вам скорее придет конец, народное терпение лопнет и придется вам отвечать за все притеснения». Сейчас невозможно установить, говорил ли так сам отец Ярослав, или это только показания лжесвидетелей, но, в любом случае, безбожная власть не могла терпеть рядом с собой такую яркую и несгибаемую личность, какой был ямской настоятель.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в «активной контрреволюционной деятель ности». Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал.

Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу.

Место захоронения отца Ярослава неизвестно.