Зрительные символы ткаченко. Автоматизация звуков по методике М.Ф.Фомичёвой

Дефектология №6 за 1985 г. стр. 68 - 70

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей многолетней практической деятельности неоднократно убеждалась в том, что у детей 4-5 летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Можно полагать, что эти затруднения усугубляются недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в той или иной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Указанные особенности приводят к тому, что дети с данной речевой патологией с трудом овладевают следующими навыками:

  1. Анализом и синтезом сочетаний из трёх гласных звуков.
  2. Выделением гласного из начала слова (особенно в безударной позиции).
  3. Выделением гласного звука в середине односложных слов типа сок, мак
  4. Выделением в слове одновременно двух гласных звуков.
  5. Определением последнего гласного звука в словах типа сижу, окно, сова.

Причем, последние три навыка, если упражнения проходят с опорой только на слуховое восприятие, вообще не усваиваются детьми данного возраста.

В связи с отмеченными трудностями, я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям, страдающим ОНР, понимание и усвоение учебного материала по формированию навыков звукового анализа.

Наш обучающий эксперимент проходил на базе детского сада №1853 для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 1977 года по настоящее время и состоял в следующем: мы предлагали детям 5-ти летнего возраста дополнительную к слуховой зрительную опору при восприятии изучаемых звуков.

Подобной опорой являются зрительные символы – геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Например, звук «у» - обозначается маленьким кружочком, звук «а» - большим кругом, «о» - овалом, вытянутым по вертикали, звук «и» - прямоугольником, расположенным горизонтально, звук «ы» - нижней половинкой круга. Звук «э» не включён в программу первого года обучения, так как слов с этим звуком в русском языке не более 10-ти, а это недостаточно для формирования звукового обобщения.

Все зрительные символы делаются из плотного картона одного цвета, чтобы внимание детей было направлено только на их форму.

Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (У, А, И, О), по мере прохождения соответствующего гласного звука на занятиях и только после твёрдого усвоения его артикуляции.

Таким образом, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

После прохождения на занятиях звуков У,А,И и усвоения зрительных образов соответствующих символов можно проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.

Игра «Прочитай, не ошибись»
Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д.
Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Сосчитай и отложи»
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)
У каждого ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о .
Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.
Затем логопед спрашивает детей:
- Сколько звуков я сказала? Повтори их.
- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).

Игра «Подними фигурку»
Цель: упражнять детей в выделении трёх гласных звуков из потока гласных и согласных звуков; развивать внимание и память.
У детей на столах заменители звуков а,у,и . Воспитатель медленно произносит гласные и согласные звуки: и-о-а-к-п-и-о-р-у-и-о-м-и и т.д. Дети поднимают соответствующие фигуры, услышав какой-либо из трёх, представленных заменителями звуков. Следует отметить, что без опоры на символы дети в этих условиях не могут выделять даже два звука.

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.
Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.
Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Игра «Выбери картинки»
Цель: развивать память и внимание, научить выделять гласный звук из начала слов.
На наборном полотне выставляются картинки (10-15 штук) с изображением предметов, в названии которых начальные звуки «а, у, и, о».
Даётся задание: выбрать с полотна картинки, названия которых начинаются на звуки «а» и «у».
Затем вызываются двое детей и им даются в руки зрительные символы названных звуков: одному большой круг, другому маленький. Дети, постоянно контролируя своё слуховое восприятие с помощью зрительной опоры, выполняют задание.
После того, как картинки отобраны каждый из отвечающих ставит на полотно свой звуковой символ и называет свои картинки, выделяя голосом первый звук в словах. Остальные дети контролируют правильность ответов. Отметим, что подобное задание без заменителей звуков дети выполнить не в состоянии, так как быстро забывают, какой звук они должны искать в начале слова.

Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.
Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.
Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.
После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

Игра «Что я пропустила?»
Цель: упражнять в анализе звукового состава слова.
У детей на столах заменители звуков «у,и,а,о».
Логопед обращается к детям: «Ребята, послушайте, как говорит Незнайка. Он пропускает первый звук в своих словах. Давайте перехитрим его и отгадаем этот звук».
Четко, сохраняя ударение, произносятся примерно такие сочетания звуков:
-тка, -голка, -слик, -грушки и т.д. Дети поднимают соответствующие символы и произносят каждое слово целиком, называя первый звук.
После того, как дети овладели умением выделять первый и последний звук в словах, научились анализировать обратный слог типа ак, ут, можно переходить к выделению гласного звука из положения после согласного в односложных словах типа мак, сок.
Вот вариант одной из игр на эту тему.

Игра «Что в середине слова?»
Цель: учить детей выделять гласный звук в середине односложных слов.
На наборном полотне выставляются картинки, на которых изображены сыр, мак, кот, кит и т.д. Здесь же на нижней полоске наборного полотна выставляются символы звуков «а, у, и, о,» (по три штуки на каждый звук). Вызванный ребёнок громко и чётко произносит каждое слово, затем находит нужный символ и ставит его под картинкой. Далее картинки меняются, и работа продолжается до тех пор, пока самые «слабые» дети не научатся справляться с заданием.

Игра «Какой звук спрятался в слове?»
Цель: учить детей находить гласный звук в середине односложных слов.
У детей на столах символы звуков «а, у, и, о». Даётся задание: внимательно слушать слова и искать, какой звук «спрятался» в середине слова. Затем медленно, выделяя голосом гласный звук, логопед произносит слова: сок, мир, кот и т.д. Дети поднимают соответствующий символ после каждого слова.

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых не возможно обучение грамоте.

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных (платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова (стол, дятел, футбол…).

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Вольская Л.М.,
учитель-логопед

При обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) важное место отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа, что положительно сказывается на становлении всех компонентов языковой системы.

В своей работе я неоднократно убеждалась в том, что у детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому в своей коррекционно-обучающей деятельности я использую зрительные символы звуков, разработанных Ткаченко Т.А. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.

Формирование умственных действий в дошкольном возрасте идёт поэтапно, это говорит о том, что мышление детей преимущественно наглядно-образное. Поэтому в работе учителя-логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка. Условные обозначения звуков связаны с общепринятой символикой (красные - для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных).

Формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).

Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности. Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. Ребенок должен научиться выговаривать эти звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.

Также, используя эти символы, можно научить ребёнка навыкам чтения. Играя, выкладываем и соединяем сначала зрительные символы звуков в слоги и слова, а затем переходим к буквам. Например, если ребенок познакомился и хорошо запомнил зрительные образы звуков «О», «А», согласного звука «С», то можно выложить картинки с этими символами в таком порядке, что, назвав их, у ребенка получится слово «оса».

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений. Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука: звук (у) – губы трубочкой, звук (а) – рот широко открыт…

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию.

Артикуляционные зрительные символы гласных звуков.

(а) – рот широко открыт, обозначаем большим красным кругом;

(и) – губы растянуты в улыбке, обозначаем красным прямоугольником;

(о) – губы округлены колечком, обозначаем красным овалом;

(у) – губы вытягиваем трубочкой, обозначаем маленьким красным кругом;

(ы) – губы в более широкой улыбке, обозначаем красным полукругом;

(э) – губы приоткрыты.

При изучении согласных звуков к зрительной опоре можно добавить и жесты. Жестовый символ в сочетании с зрительным создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука. Согласные звуки предлагаю в порядке увеличения сложности их восприятия.

Жестовые символы согласных звуков.

Звук (п) – девочка плачет (ладони приложить к глазам);

Звук (в) – ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);

Звук (ф) – фонтан шумит (движения руками снизу-вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй);

Звук (б) – колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону, как при ударах в колокол);

Звук (п) – паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками);

Звук (д) – барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);

Звук (т) – молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки);

Звук (г) – гусь гогочет (руки назад, изображая взмахи крыльев);

Звук (к) – каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук: вверх-вниз);

Звук (х) – греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу);

Звук (с) – качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);

Звук (з) – комарик звенит (большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой);

Звук (ц) – тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам);

Звук (ш) – шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

Звук (ж) – пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью);

Звук (л) – корабль гудит (пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля);

Звук (р) – самолет летит. Мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета).


Я в своей работе использую зрительные символы как в НОД (изготовление дидактического материала, презентаций на звуки), так и в индивидуальной работе с детьми (использование карточек схем). С их помощью коррекционно-развивающие обучение у детей с ОНР приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребёнка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.

«Урок двойные согласные 2 класс» - Чебурашка. Ванна, Масса, Урок русского языка во 2 классе. Аллея, Чиполлино. Грамм, Дрожжи. Вот пойду и спрячусь я В тёмную аллею. Я сегодня всем наврал – От стыда алею. Эдуард Успенский. Суббота, Группа. Металл – метал (мяч). Грипп, Русский, Класс, Двойные согласные (закрепление). Касса, Кросс, Минутка чистописания.

«Гласные и согласные буквы» - Хорошо ли вы знаете гласные и согласные буквы русского алфавита? Гласные и согласные буквы. А если карточка останется белой, буква не обозначает звуков. Технологический приём анимированная сорбонка. Можно играть одному, а можно с родителями или с другом. Если карточка станет красной – буква обозначает гласный звук.

«Зрительные иллюзии» - Прямые ли красные линии? Однако и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. Одинаковы ли черный и белый квадраты? Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей строения нашего зрительного аппарата.

«Согласный звук» - Состав гласных и согласных звуков. В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. Звуки речи образуются речевым аппаратом (органами речи) человека. Если же голосовые связки расслаблены, голос не образуется. Шумные согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б]-[п]; [б‘]–[п‘]; [в]-[ф]; [в’]-[ф’]; [г]-[к]; [г’]-[к’]; [д]-[т]; [д’]-[т’]; [з]-[с]; [з’]-[с’]; [ж]–[ш].

«Удвоенные согласные» - Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Аллея, ссора, Перрон, колонна, Ссыпать, аккуратно. В корне На стыке. Ну что, друзья, тут непонятно? Долгий звук при произношении. Алгоритм. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня Урок русского языка в 3 классе. Будьте здоровы! Подделать. Результат образования нового слова.