Готовые таблицы по истории. Как запоминать даты по истории
Составление плана
Общие правила составления плана при работе с текстом
- Прочитать текст, обдумать прочитанное.
- Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Как составлять простой план.
- Прочтите текст.
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
- Запишите план.
Как составлять сложный план.
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их.
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
- Проверьте, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как сформулировать
определение нового понятия
Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.
- Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
- Определите его существенные признаки.
- Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
- Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.
Пример.
В тексте учебника читаем:
После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.
Стала создаваться инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.
Формулируем определение:
Инфраструктура - это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.
Как составить хронологическую таблицу
- Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.
- Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.
- Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:
Дата | Событие |
Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.
- Читая текст еще раз, заполните таблицу.
- Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
- Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).
- После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.
Важно поставить цель. Мозгу легче работать, когда он мотивирован и есть точное представление о желаемом результате. Стремитесь к тому, чтобы получить пять за самостоятельную работу или сдать ЕГЭ на 100 баллов для поступления в ВУЗ и начинайте учить даты, потому что без них никуда.
Классифицируйте
Мозгу сложно запоминать большое количество цифр и незнакомых названий. Он не видит чёткой структуры и ленится. Классифицируйте даты. Выпишите все даты на один лист А4. Важно выписывать от руки, потому что включается визуально-моторная память, которая облегчает процесс запоминания. Написанное нужно регулярно повторять или переписывать на другие листы несколько раз.
Классифицировать можно по правителям и историческим периодам. Попробуйте оба варианта и выберите свой.
1. По правителям
Выписываете все даты, связанные с правлением, например, Ивана Грозного на один лист и заучиваете. Для удобства можно разделить на блоки: что было сделано в экономической сфере, что в социальной.
2. По историческим периодам
Выберите исторический период (например, династия Романовых, годы существования СССР, Великая Отечественная война) и выпишите все важные даты.
Наклейте везде стикеры
Купите себе несколько наборов канцелярских стикеров. Покупайте такие, на которые будет приятно смотреть. На каждом напишите дату и расклейте по всей квартире: начиная от изголовья кровати, заканчивая внутренними стенками холодильника. Каждый раз, когда будете видеть листок с датой — повторяйте связанное с ней событие вслух или про себя.
Ассоциируйте
Даты можно ассоциировать со своими личными воспоминаниями или образами. Возможно, День рождения вашего друга совпадает с датой подписания соглашения о распаде СССР, или в любимом для прогулок месте произошло памятное событие, как «Соляной бунт» в Коломенском.
Используйте интерактивные карты
Войны или географические открытия, связаны с конкретными территориями. Поэтому их удобно запоминать с помощью интерактивных карт. Вот хорошая карта с событиями, которые произошли только на территории России , а вот карта с битвами по всему миру . На второй карте замечала перепутанные даты.
Используйте интервальный метод повторения
Мозг устроен так, что он лучше запоминает информацию, если повторяет её несколько раз в течение длительного времени. Тогда информация откладывается в долгосрочную память и её легко вспомнить. Учите даты с перерывами. Выучите даты одного периода и сделайте перерыв на день-два. После паузы повторите снова.
Примерный график повторов ↓
Пользуйтесь хронологическими таблицами
Даты удобно запоминать в хронологическом порядке. Таблицы помогают структурировать информацию и запомнить, какие события шли друг за другом. В голове сложится временная линия. Хронологические таблицы можно найти в бумажных справочниках или в интернете.
Gumer.info
Начитывайте даты на диктофон
Во время прослушивания аудиозаписей работает слуховое восприятие информации. Начитывайте даты на диктофон и слушайте в наушниках вместо любимой музыки. Будете слушать регулярно — быстрее запомните даты.
Находите параллели
Некоторые события происходили в одинаковые дни и месяцы, но в разные годы, как Гангутская и Гренгамская битвы. Пробуйте искать параллели и запоминать их.
Используйте карточки
Повторять даты можно с помощью карточек: вырежьте из картона прямоугольные карточки, на одной стороне напишите дату, на другой — событие. Например, Первая русская революция — 1905-1907. Разложите карточки перед собой одной стороной и повторяйте дату или событие. Откладывайте те, которые хорошо знаете. Время от времени повторяйте снова.
Можно создавать электронные карточки, я создаю в сервисе Anki . Его можно установить на Мак и Виндоус. Для Андроид есть приложение AnkiDroid . Создаёте в Анки карточку, указываете в ней дату и событие. После открываете все карточки, и приложение выносит на экран одно из внесённых событий. Вам надо вспомнить дату, в которое оно произошло, не глядя в ответ. Далее оцениваете свой результат. Даты, которые удалось быстро вспомнить, Анки спросит у вас через несколько дней, а те, с которыми возникли трудности сначала спрашивает сразу и на следующий день.
Чтобы запомнить даты, надо
Выписать даты на листы А4
Наклеить везде стикеры
Находить ассоциации
Использовать интерактивные карты
Учить даты с интервалами
Использовать хронологические таблицы
Наговаривать даты на диктофон
Искать параллели
Использовать карточки
Образование — В первые десятилетия XX столетия более 80% населения страны оставалось неграмотным. Многие из детей горожан оканчивали не только начальные школы, но и получали среднее образование в гимназиях, коммерческих и реальных училищах.
Наука — П.Н.Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э.Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса.
Литература — Выдающимся представителем старшего поколения писателей конца XIX — начала XX в. являлся В.Г.Короленко.
Изобразительное искусство — Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др.
Музыка и театр — В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко — крупнейшими режиссерами и теоретиками театра.
Отчет по внедрению проекта «информационная компетентность учащихся в области переработки текста».
Маркова Н. А., учитель истории
Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Конечно, не только таблицы играют такую роль, но и иллюстрации, карты и др. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.
Использование таблиц и схем.
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.
Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы . В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны
Схемы – диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков.
Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.
Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц.
Способ обучения: коллективный – выполнение одного типа заданий, работа учащихся в коллективе 19 человек.
Основная форма проведения занятий – самостоятельная работа учащихся с учебным текстом