Характеристики физико-географического положения материка. Положение материка по отношению к экватору - Документ

Разработка позволяет учить давать характеристику ФГП материка, продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательная задача урока – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся, прививать интерес к географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы учителей географии.

Урок географии

по теме: «Физико-географическое положение Африки. Исследование материка».

Учитель географии Смирнова В.В.МОУ СОШ №1, п. Селижарово.

Тверь, 2008 г.

Цель урока:

Познакомить с физико-географическим положением Африки.

Познакомить с историей развития материка Африки.

Задачи урока:

Образовательные – научить давать характеристику ФГП материка.

Развивающие – продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся???, развивать интерес к географии.

Способы мотивации: сегодня мы должны узнать географическое положение материка и его историю для того, чтобы при путешествии в другие страны Вы могли ориентироваться в новом месте (возможность предположить особенности природы территории по ее ФГП)

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование : карта полушарий, физическая карта Африки, атласы, учебники, презентации и рисунки детей .

Ход урока.

Организация класса. – (1 мин.)

Знакомство с физико-географическим положением материка. (15 мин.)

Вступительная беседа.

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км 2 , или 1/5 суши нашей планеты. Африка – континент контрастов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) – река Конго (Заир), и самая длинная река мира (определите ее по карте) – река Амазонка. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Попробуйте составить план изучения темы.

(выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике.

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

На экране план описания ФГП материка и схема контура Африки. Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика).

План описания ФГП материка:

3. В каких климатических поясах расположен материк? – это следствие

План описания ФГП Африки

(совместная работа учителя и учащихся) :

Учитель. 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

Дети. Относительно экватора – Африка пресекается экватором посередине. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.

Относительно нулевого меридиана – начальный меридиан проходит на западе Африки.

Большая часть Африки расположена между тропиками в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах.

Следовательно, большая часть Африки находится к северу от экватора. можем предположить смену ПТК с С на Ю

Учитель. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

Презентация.

Дети. Северная – м. Бен-Секка ()

Южная – м. Игольный ()

Западная – м. Альмади ()

Восточная – м. Рас-Хафун ()

Протяженность с Севера на Юг - __________ км., _______________ градусов

Протяженность с Востока на Запад - ____________ км., _______________ градусов.

Вывод?п.3

Учитель. 3. В каких климатических поясах расположен материк?

Дети. В экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса.

Учитель. 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

Дети. С запада – Атлантический океан.

С востока – Индийский океан.

Моря: Средиземное море отделяет Африку от Евразии, Красное море –

Главное – течения и их влияние на природу, вывод об их влиянии

Учитель. 5. Как расположен материк относительно других материков?

Дети. Африка теснее, чем другие Южные материки, связана со своим соседом – Евразией. В результате в растительности и животном мире Северной Африки, Южной Европы и Юго-Западной Азии много общего.

После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итого работы. При этом, в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

Африка посередине пересекается меридианом (20 в.д.)

Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)

Африку омывают океаны, (Атлантический и Индийский)

С севера материк омывается Средиземным морем).

Восточной крайней точкой материка считается ()

Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

III. Открытие и исследование материка – (10 мин.) (с этого можно и начать).

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Рассказ учителя:

История открытия материка:

Объяснение названия материка «Африка»:

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений заранее подготовленных учащихся или с помощью учебника .

Выступления учеников – 2 выступления по 3 мин. (6 мин.)

Васко да Гама.

Родился он в Синише, получил образование в Эворе, изучал искусство навигации.

После открытия в 1488 мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диашем и получения сообщения от Перу ди Ковильямы, что он по суше добрался до Индии, король Жуан II приказал построить суда и направить их для поиска морского пути в Индию, однако умер в 1495. Его преемник Мануэл I в первые годы правления стремился упрочить свои позиции, чтобы осуществить планы Жуана. В 1497 он приказал отправить экспедицию под руководством Васко да Гамы. Флотилия состояла из флагмана «Сан-Габриел», корабля «Сан- Рафаэл» (капитаном которого был брат Васко да Гамы Паулу) и двух судов меньших размеров.

Васко да Гама вышел из Лиссабона 8 июля 1497, от островов Зеленого Мыса взял курс на запад, затем повернул на восток и, описав большую дугу, достиг африканского побережья близ мыса Доброй Надежды. После стычек с местным населением на крайнем юге Африки продолжил плавание и обогнул мыс Доброй Надежды. На восточном побережье Африки вступил в конфликт с местными арабскими правителями. Многие участники экспедиции погибли от цинги. В арабском порту Малинди португальцев встретили дружелюбно. Васко да Гама нанял опытного лоцмана, под руководством которого флотилия пересекла Индийский океан и 20 мая 1498 достигла Каликута на Малабарском берегу Индии.

На обратном пути флотилию преследовали штормы. Во время одного из них «Сан-Рафаэл» был сильно поврежден, и его пришлось бросить (как и еще одно небольшое судно). Васко да Гама высадился на о.Терcейра в Азорском архипелаге, чтобы похоронить брата Паулу, и в один из августовских дней 1499 прибыл в Лиссабон. Вместе с ним вернулись 55 оставшихся в живых участников экспедиции (из 170). На родину был доставлен ценный груз – перец и другие восточные пряности. Так закончилось самое продолжительное путешествие того времени, увенчавшееся открытием морского пути из Европы в Азию. Таким образом, если благодаря плаваниям Колумба были обнаружены обширные земли Нового Света, то Васко да Гама открыл для Европы богатства и ресурсы Азии. Король Мануэл пожаловал ему дворянский титул, а позднее – звание адмирала Индии.


Краткая биография исследователя, путешественника

Егора Ковалевского.

По окончании курса в Харьковском университете,

Служил в горном департаменте, затем на алтайских и

Уральских заводах. В 1837 году Ковалевский был отправлен, по просьбе владыки Петра, в Черногорию для отыскания и разработки золотоносных пластов. В 1839 году участвовал в хивинской экспедиции графа Перовского. В 1847 году, по приглашению египетского вице-короля Мегмета-Али, произвел геологические изыскания в Северо-Восточной Африке. Ковалевский одним из первых высказал верную догадку о положении источников Белого Нила, точно определенных значительно позже. В книге Ковалевского "Путешествие во внутреннюю Африку" (СПб., 1849; 2-е изд., 1872) дано описание Абиссинии. В 1849 году Ковалевский сопровождал духовную миссию в Пекин и настоял на пропуске наших караванов по удобному "купеческому тракту", вместо почти непроходимых аргалинских песков; это доставило удобства для торговли и обогатило географические сведения о Монголии. При посредстве Ковалевского был заключен кульджинский трактат 1851 года. В начале 1853 года, при нападении Омера-паши на черногорцев, Ковалевский был отправлен в Черногорию комиссаром. Во время Крымской кампании Ковалевский оставался в штабе князя М.Д. Горчакова до октября 1855 года и собирал материалы для истории этой осады. В 1856 году князь А.М. Горчаков поручил Ковалевскому управление азиатским департаментом. В 1861 году Ковалевский назначен сенатором. В 1856 - 1862 годах Ковалевский был помощником председателя Императорского географического общества. В молодости он написал "Думы о Сибири" (СПб., 1832) и трагедию "Марфа-Посадница" (ib., 1832), но убедившись, что стихи ему не даются, перешел к прозе.

IV. Практическая работа – (10 мин.)

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки; подписать объекты береговой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы: Рас-Энгеля, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй надежды.

Канал: Суэцкий.

Полуостров: Сомали.

Острова: Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский.

Моря: Красное, Средиземноморское.

Итог урока – вывод о влиянии ФГП на природу материка, предположения о возможных особенностях его прирды.

Домашнее задание (вариативное). Выставление оценок.- (3 мин.)

Вариант №1. Дополнить представленную таблицу.

Генри Стенли

США

19 век

План описания физико-географического положения материка:

    Размеры материка;

    Положение материка относительно экватора и начального меридиана;

    В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;

    Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;

    Крайние точки материка и их географические координаты;

    Положение материка относительно других материков;

    Вывод о физико-географическом положении материка.

Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

    В какой части материка находится река;

    К бассейну какого океана относится река;

    Длина реки и направление её течения;

    Местонахождение истока реки и его географические координаты;

    Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;

    Крупнейшие левые и правые притоки;

    Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

    Основные типы питания и режим реки;

    Крупные города, расположенные на реке;

    Использование реки человеком.

Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .

Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

    Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!

При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:

    Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;

    океаны : Индийский и Тихий;

    моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;

    заливы : Карпентария и Большой Австралийский;

    проливы : Торресов и Бассов;

    острова : Новая Гвинея и Тасмания;

    полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;

    крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;

3. Определите координаты крайних точек Австралии.

При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:

    равнины : Центральную низменность;

    горы : Большой Водораздельный хребет;

    высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);

    низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).

При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:

    тёплое течение : Восточно-Австралийское;

    холодное течение : течение Западных Ветров;

    район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

    районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

    пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);

    пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);

    пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);

    пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).

При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:

    реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;

    озеро : Эйр.

При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:

    пустыни : Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

5. Характер береговой линии

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:

    Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Атлантический и Тихий;

· море : Карибское;

· залив : Ла-Плата;

· проливы : Дрейка и Магелланов;

· канал : Панамский;

· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;

· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.

При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :

· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);

· горы : Анды;

· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);

· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;

· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.

При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :

· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;

· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;

· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;

· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);

· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);

· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;

· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.

При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :

· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;

· озёра : Маракайбо и Титикака;

· водопады : Анхель и Игуасу.

При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :

· пустыню : Атакама.

Практическая работа

Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Африка

Южная Америка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Юж. Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

    Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

    Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

    Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

    Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:

    Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;

· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;

· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;

· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;

· канал : Панамский;

· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;

· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;

· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.


  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа

    ... . Учебное электронное издание. География . Наш дом Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...

  2. Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»

    Рабочая программа

    Реализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...

  3. Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»

    Отчет

    ... География 7 КЛАСС География . Наш дом Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом Земля : Материки ,

Африка — материк зноя, непрохо-димых чащоб экваториальных лесов, огромных саванн и бескрайних пустынь. Неповторимость природы определяют особенности расположения Африки на нашей планете, то есть ее физико-географическое положение.

Физико-географическое положение (от греч. «физис » — природа) — раз-мещение территории относительно разнообразных природных объектов: экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов, морей и океа-нов, других материков.

Относительно экватора Африка расположена как в Северном, так и в Южном полушариях нашей планеты. Так как экватор делит Африку приблизительно пополам, природные условия материка зеркально повто-ряются на север и юг от него.

Нулевой меридиан пересекает Африку в западной части, поэтому боль-шая часть материка расположена в Восточном полушарии, меньшая — в Западном.

Таким образом, Африка - единственный материк, который одновре-менно находится во всех четырех полушариях Земли: Северном. Южном, Восточном и Западном.

Поскольку большая часть материка лежит между Северным и Южным тропиками, преобладающая часть территории Африки находится в жар-ком тепловом поясе. Это обусловливает жаркий климат всего материка.

Африку омывают воды двух океанов: на западе — Атлантического, на вос-токе — Индийского. На севере материк имеет выход к Средиземному морю, которое связано Гибралтарским проливом с Атлантическим океаном. На северо-востоке материк выходит к Красному морю, соединенному Баб-эль-Мандебским проливом и Аденским заливом с Индийским океаном. На форми-рование природы Африки существенно влияют океанические течения возле ее берегов. Так, существование суровой береговой пустыни Намиб на юго-западном побережье континента вызвано холодным Бенгельским течением . Вследствие влияния холодного Канарскою течения безводные пространства пустыни Сахара подходят к самому океаническому побережью на северо-западе Африки. Вместе с тем теплые течения Гвинейское и Мозамбикское способствуют формированию влажной погоды, соответственно, на западном и юго-восточном побережьях Африки.

Африка соединена с Евразией Суэцким перешейком. В середине XIX в. через этот перешеек быт прорыт Суэц-кий канал, благодаря которому морской путь из Европы в Южную и Восточную части Евразии значительно сократился (рис. 42). Материал с сайта

Приближенность Африки к Евразии оказывает суще-ственное влияние на формирование природы материка. В частности, с территории Евразии на север Африки поступают сухие воздушные массы. Поэтому северная, широкая часть материка более засушливая, чем южная.

Крайними точками Африки считаются мысы: на севере — Рас-Энгела, на юге — Агульяс (Игольный), на западе Альмади, на востоке - Рас-Хафун.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.2 Основные речные бассейны Африки

Заключение

Список литературы

Введение

Природа Земли во всей ее полноте и разнообразии впервые открылась человеку, когда он поднялся в космос. Он увидел голубые просторы океанов, покрытые снегами цепи гор, зеленые массивы лесов, желтые пятна пустынь -- всю свою прекрасную планету. Природу нашей планеты в целом, ее материки и океаны, народы и страны мы изучаем в курсе «Физическая география материков и океанов». В ходе изучения это курса можно узнать как люди открывали и осваивали свою планету, каков рельеф материков и дна океанов, где и почему климат влажный или сухой, почему образовались обширные пустыни мира и огромные лесные массивы; что такое природные комплексы, каковы закономерности их размещения, как используются природные богатства в хозяйственной деятельности людей. Изучая отдельные материки и океаны, можно узнаеть, когда и кем они были открыты, кто их исследовал, каковы особенности их природы и чем они обусловлены; какие народы населяют каждый материк, какие государства там находятся, как они различаются по природным условиям, особенностям жизни и быта населения.

Природа и люди тесно взаимосвязаны между собой. Под влиянием хозяйственной деятельности населения, не всегда разумной, происходят изменения в самых отдаленных уголках земного шара, и не только на материках, но и в морях и океанах. Эти изменения нередко ухудшают природу, сокращают ее богатства и, следовательно, неблагоприятно сказываются на условиях жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Поэтому так важно знать и понимать все процессы, происходящие на Земле. Географические знания необходимы и для того, чтобы предвидеть последствия вмешательства человека в природу, помня, что каждый из нас в ответе за планету, на которой мы живем.

Физико-географическое положение любого материка изучается по плану:

1. Физико-географическое положение материка

2. История открытия и исследования.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

4. Климатические пояса и типичные погоды.

5. Внутренние воды.

6. Природные зоны.

7. Экологические проблемы.

В своей работе мне предстоит рассмотреть изучение материка по похожему плану, но особое внимание уделить вопросам: физико-географического положения Африки и ее размерах, а также рассказать о климате и основных речных бассейнах материка.

1. Физико-географическое положение и размеры Африки

Географическое положение Африки отличается от других материков почти симметричным расположением по отношению к экватору, между 37° 20" с. ш. (м. Эль-Абъяд) и 34° 52" ю. ш. (м. Игольный). Таким образом, она целиком находится между двумя тропиками и лишь северной и южной окраинами заходит в субтропические широты. Протяженность материка с севера на юг составляет около 8 тыс. км. Начальный меридиан проходит на западе Африки. Северная половина материка на несколько тысяч километров протянулась с запада на восток. Расстояние между мысом Альмади (17° 33" з. д.) и мысом Хафун (56° 24" в. д.) составляет около 7500 км. К югу материк постепенно сужается, поэтому большая часть его площади лежит в Северном полушарии.

Африка -- второй по величине материк после Евразии. Ее площадь 29,2 млн км 2 , а вместе с немногими островами, лежащими у ее берегов, -- около 30 млн км 2 . Самый крупный из островов -- Мадагаскар в Индийском океане -- отделен от Африки самым протяженным в мире Мозамбикским проливом. Вблизи Мадагаскара лежат архипелаги Каморских, Сейшельских, Амирантских и Маскаренских островов. В Атлантическом океане недалеко от Африки находятся острова Мадейра, Канарские, Зеленого мыса. В Гвинейском заливе расположены очень небольшие острова Сан-Томе, Принсипи и другие.

Африку омывают Атлантический океан со Средиземным морем и Индийский океан с Красным морем. Северная Африка лежит в непосредственной близости от Южной Европы: в самом узком месте Гибралтарского пролива лишь 14 км отделяют ее от Пиренейского полуострова. На северо-востоке африканская суша отделена от Аравийского полуострова Азии узким (до 305 км) Красным морем и соединяется с Аравией Суэцким перешейком шириной 112 км. Суэцкий канал, прорытый в 1869 г., образует искусственную водную преграду между двумя материками.

Береговая линия Африки по сравнению с другими материками более выровнена. На 1 км береговой линии в Африке приходится более 1 тыс. км2 суши, более 1/5 площади материка удалено от океанов на 1-1,5 тыс. км. Мало полуостровов, заливов, удобных бухт. Есть только один крупный залив -- Гвинейский, и один крупный полуостров -- Сомалийский, который врезается в Индийский океан. Побережье обычно сопровождают крутые обрывы, перед которыми лишь в немногих местах имеется прибрежная низменность. Особенностью конфигурации Африки является неодинаковая площадь суши к северу и к югу от экватора -- северная часть материка более чем в 2 раза шире южной. Поэтому влияние океанов здесь ощущается гораздо сильнее, чем на севере.

На природные условия прибрежных частей Африки сильно влияют океанические течения. На западе вдоль материка поочередно сменяют друг друга с севера на юг холодное Канарское, теплое Гвинейское и холодное Бенгельское течения. В Индийском океане в экваториальных широтах прослеживается холодное Сомалийское течение, которое к югу сменяют теплые Мадагаскарское и течение Мыса Игольного. Морские пути из Африки в западную и южную части Евразии короткие и удобные. От других материков Африка отделена большими океаническими пространствами.

В связи с преобладанием равнинного рельефа и положением большей части материка в широтах между тропиками, в Африке особенно ярко проявляется географическая зональность экваториального, субэкваториального и тропического поясов. Природные зоны постепенно сменяют одна другую, но расположение их к северу и к югу от экватора неодинаково. Имеется много общих черт органической природы между тропическими пустынями Африки и Аравии, между субтропическими ландшафтами Атласских гор и Южной Европы. Это объясняется длительной сухопутной связью между ними, существовавшей до начала четвертичного периода.

2. Климат и основные речные бассейны материка

2.1 Климатические условия Африки

Африка -- единственный из материков земного шара, который, простираясь по обе стороны от экватора, располагается примерно на одинаковом расстоянии в северном и южном полушарии. Такая особенность положения создает в Африке условия для образования одинаковых климатических условий на одних и тех же широтах в обоих полушариях. Почти все климатические пояса повторяются на территории Африки дважды. При относительной простоте строения поверхности материка зональные климатические закономерности сравнительно редко нарушаются рельефом. Поэтому на территории Африки более четко, чем на других материках, выражена широтная климатическая зональность.

Большая часть материка лежит между тропиками и берёт на себя значительную часть солнечного тепла и поверхность её очень сильно нагревается, особенно в Сахарской северной части, так как эта территория более массивна. Это даёт основу для формирования самых высоких температур на планете, что делает этот материк самым жарким на планете. Для Африки свойственно такая особенность, как континентальность климата. Это обусловлено тем, что окраинные части Африки более приподняты и менее расчленены в сравнении с внутренней частью материка. Это делает препятствие для влияния океана.

На территории Африки господствуют экваториальные и тропические воздушные массы. Экваториальный воздух формируется над самим материком из масс тропического воздуха. Он характеризуется высоким влагосодержанием и слабыми температурными амплитудами в течение года. Морской тропический воздух приносится на территорию Африки юго-восточным пассатом со стороны Индийского океана.

Континентальный тропический воздух формируется над материком в тропических широтах и приносится северо-восточным пассатом со стороны евразиатской суши. Он отличается малым влагосодержанием и значительными суточными и годовыми амплитудами колебания температур. На крайнем севере и на крайнем юге Африки наблюдается сезонное воздействие морского воздуха умеренных широт, приносимого западными ветрами зимой каждого полушария.

Условия циркуляции воздушных масс, распределение осадков и температур складываются различно для обоих полушарий в январе и в июле. В январе больше нагревается южное полушарие, а та часть Африки, которая расположена в северном полушарии, относительно охлаждена.

В южном полушарии в это время лето и в связи с сильным нагреванием низкое давление распространяется от экватора почти на всю южную часть материка. Из субтропического пояса высокого давления северного полушария происходит приток воздуха в сторону экватора. Это северо-восточный пассат, несущий горячий и сухой континентальный тропический воздух. Пассатный воздух северного полушария затягивается в южное полушарие. Проносясь над постоянно влажной приэкваториальной областью, он трансформируется, насыщаясь влагой и теряя часть своего тепла.

Субтропический пояс высокого давления южного полушария в январе бывает сильно сдвинут на юг. Он захватывает крайний юг Африки и дает начало юго-восточному пассату, приносящему с Индийского океана обильные осадки на восточные склоны высоких нагорий Восточной Африки.

Из южного полушария в область пониженного давления северного полушария устремляется юго-восточный пассат, преобразующийся к северу от экватора в юго-западный экваториальный муссон, несущий осадки на территорию Судана и Гвинейского побережья. К югу от экватора сказывается воздействие юго-восточного пассата, оставляющего осадки на восточных горных окраинах материка, но являющегося сухим воздушным потоком в его внутренних частях. Температуры в большей части Африки высоки в течение всего года. Это зависит от большого угла зенитального расположения солнца, а также сильной инсоляции как в летние, так и в зимние месяцы. На большей части территории Африки средние годовые температуры превышают 20°. Северные территории Африки более обширны поэтому эта часть нагревается значительнее. Осадки распределяются по территории материка крайне неравномерно. Регулярные и обильные дожди выпадают в приэкваториальной части, примерно между 5° с. ш. и 10° ю. ш. Максимальные осадки в Африке выпадают на склонах массива Камерун, обращенных в сторону господствующих юго-западных ветров.

Одной из главных особенностей климатических условий Африки является, как уже говорилось, хорошо выраженная зональность и близкое к симметричному расположение климатических поясов к северу и к югу от экватора. африка климат речной бассейн

В Северном полушарии этот пояс протягивается от Атлантического до Индийского океана, примерно до 17° с. ш. А вот в южной Африке данный климатический пояс не подходит к Атлантическому океану, а при продвижении на юг занимает территорию до 20° с. ш. Общей закономерностью этого климата является сезонная смена воздушных масс: летом обеих полушарий господствует экваториальный воздух, который приносится экваториальным муссоном, дающий обильные осадки. Количество осадков особенно велико на склонах гор, обращенных в сторону господствующих юго-западных ветров с океана.

Продолжительность влажного сезона здесь составляет около 10 мес., однако при продвижении от экватора к тропикам и при продвижении с запада на восток время влажного периода уменьшается до 2-3 мес.

Тропический пояс Африки занимает очень большие территории, особенно в северной ее части. Для большей части Сахары характерен жаркий засушливый климат тропических пустынь и даже иногда именуется «сахарским». В течение круглого года там господствует континентальный тропический воздух. В летний сезон территория Северной Африки подвержена сильному прогреву, создаются условия для образования барического минимума и сюда накатывает северо-восточный пассат, который приносит воздух с влажностью 20--25%. В этот период часто наблюдается выпадение слепых дождей. Это когда из облаков идёт дождь, но до земли он не долетает, так как испаряется. В зимнее время в связи с относительным охлаждением на территории Северной Африки формируется антициклон, при котором на всей территории Сахары устанавливаются нисходящие токи воздуха и осадков не выпадает вообще. Суточная амплитуда велика и может составлять до 50°. Ночами над Сахарой могут возникать даже заморозки. Побережье Красного моря и территория Аденского залива, также находится в тропических широтах. Но, близость к водному бассейну ещё не означает то, что там выпадают осадки. Осадков там практически нет. Всё потому, что летний, насыщенный влагой муссон, который идёт на область Судана, задерживается на склонах Эфиопского нагорья, отдавая этому району осадки. А вот области Аденского залива и Красного моря этот муссон дует в виде фёна, который по правилам метеорологии осадков никогда не даёт.

К югу от экватора картина климатических областей в тропическом поясе иная, чем в северном полушарии. Осадков здесь больше чем в Северной Африке. Юго-восточный пассат с Индийского океана приносит на восточные окраины материка значительное количество осадков, которые выпадают в течение всего года, с максимумом в летнее время, и на восточной окраине тропического пояса выделяется область влажного пассатного климата влажных наветренных берегов.

Пояс субтропического климата разделяется на несколько областей. Область субтропического климата располагается на юго-западе и северо-западе материка. Для этой области характерно сухое лето. Это вызвано тем, что эти территории попадают под господство тропического максимума, для которой характерен устойчивый режим погоды. А вот зимой сюда накатывают воздушные массы умеренного пояса, для которого характерна западная циркуляция, преобладание низкого давления и выпадают осадки.

Что касается юго-восточной Африки, то там существует определённая закономерность. Зимой западные ветры почти не проникают на юго-восточное побережье, так как этому препятствуют горы и поэтому в зимний период осадков там выпадает сравнительно немного. Летом же юго-восточное побережье овевается ветрами типа муссонов с Индийского океана, оставляющими большое количество осадков на восточных склонах Драконовых гор. Поэтому летом на юго-востоке выпадают обильные осадки и климат там субтропический, муссонного типа.

2.2 Основные речные бассейны материка

В Африке много крупных рек. Распределение речной сети по территории материка неравномерно. Около 1/3 поверхности материка относится к территории внутреннего стока.

Самая длинная река мира -- Нил (6671 км). Он начинается на Восточно-Африканском плоскогорье и протекает через озеро Виктория. В верхнем течении река, устремляясь вниз по ущельям, образует пороги и водопады. Выйдя на равнину, она течет медленно и спокойно и получает название Белый Нил. У города Хартума река сливается с водами крупнейшего притока -- Голубого Нила, стекающего с Эфиопского нагорья. После слияния Белого и Голубого Нила река становится вдвое шире и получает название Нил. В среднем течении Нил прорезает плато, сложенное твердыми породами, поэтому здесь были пороги, которые мешали судоходству. Теперь благодаря построенной у Асуана плотине условия судоходства улучшены. В низовье река течет спокойно. При впадении в Средиземное море она образует большую дельту, на месте которой несколько десятков тысяч лет назад был залив Средиземного моря.

Велико значение Нила в хозяйстве стран, по которым он протекает. С глубокой древности воды реки использовались для орошения плодородных, благодаря приносимому Нилом илу, полей. Для регулирования стока и орошения полей на отдельных участках реки строились плотины, каналы, многие из которых существуют тысячелетия.

Самая полноводная и вторая по длине река Африки -- Конго (Заир) (4320 км). По многоводности и площади бассейна она уступает лишь Амазонке. Река в двух местах пересекает экватор и многоводна круглый год. Конго (Заир) протекает по уступам плоскогорий, поэтому на ней много порогов и водопадов. Судоходство возможно лишь на отдельных участках. Река, в противоположность Нилу, не образует дельты, ее мутные пресные воды широким потоком далеко уходят в Атлантический океан.

Третья по длине и площади бассейна река Африки -- Нигер. В среднем течении это равнинная река, а в верхнем и нижнем течении ее много порогов и водопадов. На значительной части река пересекает засушливые территории, поэтому она имеет большое значение для орошения, с этой целью на реке сооружены плотины и оросительные каналы.

Замбези -- самая крупная из рек Африки, текущих в Индийский океан. Здесь находится один из крупнейших в мире водопадов -- Виктория. Река широким потоком (1800 м) падает с уступа высотой 120 м в узком ущелье, которое пересекает ее русло. Гул и грохот водопада слышны на многие километры. Вода, низвергаясь, поднимает на сотни метров вверх гигантские столбы мельчайших брызг. Отражаясь в них, солнечные лучи образуют разноцветную радугу. Местные жители называют водопад «гремящий дым». Ниже водопада сооружены плотины, гидроэлектростанции и водохранилище.

Озера. Почти все крупные озера Африки находятся в зоне разломов на Восточно-Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Эти озера, как правило, окаймлены высокими и крутыми горами. У них большая глубина и значительная длина. Так, озеро Танганьика при ширине 50--80 км тянется в длину на 650 км. Это самое длинное из всех пресноводных озер мира. По глубине (1435 м) Танганьика уступает лишь Байкалу. Горы, обрамляющие его, поднимаются до 2000 м.

Озеро Виктория -- самое большое в Африке по площади. Его котловина находится не в разломе, а в пологом прогибе платформы. Поэтому озеро неглубокое (средняя глубина 40 м), берега его пологи и изрезаны. Ураганные ветры, которые часто сопровождают грозы, вызывают на озере сильнейшие штормы.

Озеро Чад -- мелководное, глубина 4--7 м. Площадь его в зависимости от осадков и разлива впадающих рек резко изменяется, увеличиваясь в дождливый период иногда почти вдвое. Берега озера сильно заболочены.

Значение рек и озер в жизни населения. В тех местах Африки, где осадков выпадает мало, внутренние воды используются для орошения. Особенно важны в этом отношении реки Нил, Нигер, Замбези. По берегам Нила почти через всю Сахару тянется оазис с плодородными землями, орошаемыми нильской водой. Реки Африки богаты гидроэнергией. Особенно велики их запасы в бассейне реки Конго (Заир). Многие реки и озера служат водными путями. В реках и озерах в изобилии водится рыба, которая имеет важное значение в питании африканцев. По улову рыбы в пресных водах Африка уступает только Азии.

Единственным источником водоснабжения на территориях с тропическим пустынным климатом являются подземные воды.

Подсчеты ученых показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары огромны и достаточны для выращивания сельскохозяйственных культур, разведения садов.

Заключение

Жизнь человека, общества, существование цивилизации на планете неразрывно связано с природными условиями. Очень скоро успехи научно-технической революции привели к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Под влиянием необходимости жить в гармонии с природой человечество вынуждено отказаться от стремления ее покорить. С момента появления на Земле человек привык рассчитывать на природные ресурсы. Не одно тысячелетие он охотился на диких зверей, вырубал лес, использовал чистую пресную воду. Даже богатейшая природа Центральной Африки в настоящее время уже испытывает на себе негативное воздействие беспрерывного потребления человеком ее богатств. Исчезают или становится редкими многие виды животных и птиц. Так, например, крупные попугаи, слоны, львы, человекообразные обезьяны, гепарды в настоящее время находятся под охраной и внесены в Красную Книгу.

Для сохранения существующих экосистем необходимо создание гармоничных отношений между обществом и природой, рациональное использование природных ресурсов. Вопросы экологической этики тесно связаны с проблемами экологического воспитания и образования. Для того чтобы человек выполнял свои социальные обязанности, в том числе следовал правилам охраны природы, он должен не только их признавать и исполнять, но и считать своей личной, духовной потребностью.

Литература

1. Власова Т.В., Аршинова М.А., Ковалёва В. А. Физическая география материков и океанов. М. Академия. 2006.

2. Притула Т.Ю., Ерёмина В. А., Спрялин А. Н. Физическая география материков и океанов. М., Владос. 2003.

3. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл: учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2012. - 383, с

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Географическое положение Африки, черты строения ее поверхности и рельефа. Основные этапы формирования природы, особенности геологического строения материка. Условия климатообразования Африки, типы климата. История географических исследований континента.

    реферат , добавлен 14.04.2010

    Географическое положение Африки, ее рельеф, климатические условия, население. Самое большое озеро Африки – Виктория, его глубина. Многообразие обитающих на материке животных, самая маленькая из птиц на Земле – нектарница. Полезные ископаемые Африки.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Изучение культурных, экономических, политических и социальных проблем Африки. Население Африканского континента. Возникновение эфиопской цивилизации. Рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды и животные Африки. Саванны, пустыни и полупустыни.

    реферат , добавлен 16.02.2011

    Географическое положение Африки. Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гиза. Колонизация и деколонизация Африки. Ее рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды и климат. Языки и религии Африки. Образование, литература и кинематограф на континенте.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Физико-географическая характеристика Африки. Особенности природы Африки. Вклад португальских путешественников в открытие берегов Африки. Исследования Диогу Кана, Бартоломеу Диаш ди Новаиша, Перу да Ковильяна. Вклад Васко да Гамы в изучение природы Африки.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2014

    Физико-географическая характеристика рек Африки. Реки бассейна Атлантического и Индийского океанов. Характеристика озер, болотных массивов и подземных бассейнов Африки. Пути рационального использования и современное проблемы водных ресурсов Африки.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2017

    Роль климатических особенностей в региональной дифференциации зональных типов ландшафтов. Антропогенное воздействие и степень преобразованности ландшафтов Африки. Зональные типы ландшафтов и физико-географическое районирование. Типология стран Африки.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Особенности географического положения и протяженности Африки, сравнительный анализ площадей всех материков. Изучение водного пространства, флоры, фауны, климата Африки. Этапы исследования Африки, древние цивилизации и современные достопримечательности.

    презентация , добавлен 11.05.2010

    Роль климатических особенностей в региональной дифференциации зональных типов ландшафтов, их антропогенное воздействие. Зональные типы ландшафтов и физико-географическое районирование. Типология стран Африки по степени изменённости природных ландшафтов.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2015

    Географическое положение, климат Африки, температурный и водный режимы, природные ресурсы, растительность и животный мир, внутренние и внешние воды. Полезные ископаемые, богатейшие месторождения алмазов и золота. Насущные проблемы африканской экологии.

Разделы: География

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;
  • научить давать характеристику ФГП материка;
  • показать особенности береговой линии материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

План урока

  1. Создание образа материка
  2. Практическая работа
  3. Закрепление

Хорошо, когда изучение материка начинается с небольшого, но яркого и эмоционального рассказа с демонстрацией слайдов, фотографий, опережающих заданий и т. д. и т. п.

Слово учителя

Ребята, все Вы с детства помните стихотворение Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Давайте, вспомним его… Итак, сегодня мы приступаем к изучению Африки. Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Запишите число и тему урока.

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

Слово учителя

“Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров

в какой -– нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (В. Корочанцев).

Какие вы знаете стихотворения об Африке? (примеры)

И снова думать я стал о тебе, моя Африка
Родина, древний очаг фараонов,
Земля пирамид, созданных чьей-то непостижимой волей.
Африка, родина, словно Луна, ты плывешь, развернув свой парус.
Но куда?

Я под звездами неба в раздумье сидел,
И луна над моей головой проплывала
Спокойно и неторопливо
Словно лодка под парусом, тихо плыла
Известным путем, принимая покорно
Начертанный свыше удел,
Не сомневаясь ни в чем,
Не пытаясь что-либо менять
В своей безмятежной судьбе.

Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.

Слово учителя

Для вас отзвучала известная песня.

Она приглашает в добрый и чудесный мир.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” - безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк

А на пути возникают проблемы

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает : самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 130 000 лет. (смотри журнал “Знание сила”. Август 1989г.)

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План Состав приема Ожидаемый ответ
1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37 о с. ш. и 35 о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35 о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20 о в. Д. составляет (32 о +35 о) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17 о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17 о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51 о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43 о – 9 о) Х 111 км = 34 о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20 о с. ш. приблизительно в 2 раза больше,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

2. Устная работа по выполнению второго пункта плана может сочетаться с заполнением контурной карты или контура материка вычерченного в тетради.

3. После того как все описания ФГП материка сделано, следует подвести итог работы.

Открытие и исследование материка.

Перед рассказом об истории исследования материка учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африке они знают, что читали об этом?

1. Изучение этого пункта происходит на основании сообщений заранее подготовленных учащихся, используя дополнительный материал. Например:

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Закрепление.

1. Предлагаю игру: ученики заканчивают предложение.

Африка по середине пересекается …

Нулевой меридиан пересекает Африку с …

Африку омывают океаны, их по количеству …

С севера материк омывается …

Восточной крайней точкой материка считается …

Гвинейский залив расположен с … материка.

Самый большой остров близ берегов Африки…

2. Географические задачи

Как объяснить происхождение географических названий западного побережья Африки?

После успешной экспедиции Бартоломеу Диаша южная оконечность Африки получила название мыс Доброй Надежды. На что надеялись Б. Диаш и его последователи?

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу; задания по к/к: подписать объекты береговой линии.

Литература

  1. О. В. Крылова Уроки географии. М., Пр., 1990.
  2. Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс М., 2005.
  3. О. В. Крылова материки и океаны. М., Пр., 2002.
  4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География материков и океанов 7 класс М., Фрофа 2004.
  5. С. А. Огурцов Географические названия Омск, 1961.