Как святой дух входит в человека. Святой Дух: как и зачем Он пребывает с хриcтианами

Каково действие Святого Духа в жизни и какую роль он играет в спасении человека? Что говорит о Духе Святом и его влиянии на жизнь людей? В этой статье Гордона Фергюсона вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Действие Святого Духа

Иезекииль 36:26-27, в явно мессианском пророчестве, дает замечательное обещание присутствия Святого Духа в наших сердцах и действие в жизнях .

“И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.”

(В отрывке Иезекииль 11:19 используется термин сердце “единое” вместо “новое” сердце.) В люди не имели пребывающего Духа, и в результате не постоянно следовали повелениям и законам Бога. Теперь, однако, у нас есть Дух, чтобы двигать нас в правильном направлении.

Павел очень убедительно описывает действие Святого Духа и его движущую силу в Послании Римлянам 8:1-4. Через Христа закон Духа освобождает нас от закона и смерти. был нашей совершенной жертвой за грех, которая устраняет как вину, так и власть греха в наших жизнях. Праведные требования закона могут быть полностью исполнены в нас, кто живет по Духу, что не является безгрешностью с нашей стороны, но абсолютной верностью и постоянством плюс постоянное прощение Бога, так как мы ходим во свете (1-е Иоанна 1:7) при помощи Духа.

Святой Дух и весть о спасении

Святой Дух и Слово Бога тесно связаны со спасением человечества.

Во-первых, весть была вдохновлена Духом в пророках Ветхого Завета, поскольку они предсказали весть о спасении человека Святым Духом (1-е Петра 1:10-12), и в апостолах и пророках , которым была открыта весть Духом (Послание Ефесянам 3:2-5; 2-е Петра 1:20-21). Так как Дух выражает духовные истины духовными словами (1-е Коринфянам 2:13-14), они могут быть поняты только духовными людьми (см. также Ефесянам 5.17-18). Такой человек с готовностью принимает то, что написано, вместо того, чтобы искать и о “понимании”, которое соответствует его устоявшимся представлениям и желаниям (2-е Тимофею 3:2-4). Отказ принять вдохновленную Духом весть приводит к тому, что Бог посылает тем, кто отказывается, сильное заблуждение, которое приводит к их осуждению (2-е Фессалоникийцам 2:10-12)!

Во-вторых, Благую Весть также послал Святой Дух. Как только Дух сошёл, чтобы возвестить Царство Божие на земле, у апостолов появилась задача свидетельствовать всем народам – Деяния 1:1-8. Дух должен был свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:26); апостолы должны были свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:27); и все другие ученики должны были делать то же самое (от Матфея 28:19-20). Благодаря этой проповедуемой вести Дух предлагает приглашение ко спасению; церковь делает то же самое, и каждый человек, который принимает приглашение, должен передать его (Откровение 22:17). Очевидно, Святой Дух любит проповедовать! Но Он может проповедовать только через тех, в которых Он пребывает. Насколько Он вдохновлен по поводу того, что Он живёт в Вас? Он находит Вас интересным или скучным?

В-третьих, весть была направлена Духом, когда Он открыл двери возможности для евангелизации. Эти двери были к отдельным личностям (Деяния 8:26-40, особенно стих 29) и во все области (2-е Коринфянам 2:12). А поскольку это так, Павел убеждал нас молиться о таких открытых дверях (Послание Колоссянам 4:3). Иногда, Дух направлял к некоторым закрытым дверям, чтобы привести к большему числу открытых дверей (Деяния 16:6-10). Поэтому, мы должны использовать каждую возможность (Послание Колоссянам 4:5-6), поскольку мы доверяем Духу направлять наши пути к более плодотворному служению! Когда Ваша евангелизация не будет казаться успешной, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Продолжайте сеять семя и доверять руководству Духа. Вы принесете плоды!

Святой Дух и начало спасения

Когда мы нашли Бога — это Он сначала нашел нас, ища нас через Святой Дух. В книге Деяний 8:29 Дух послал Филиппа встретить не христианина (который был открыт для Бога). Дух определенно вовлечен в Божий план и до и после того, как мы станем христианами. То, что нас встретили и нам проповедовали, не было случайностью – это план Бога, воплощённый Святым Духом.

Дух ведёт нас к Богу, сначала обличая нас о грехе, правде и суде (от Иоанна 16:7-8). Поскольку мы ослеплены грехом, мы должны сначала иметь дело с этой болезнью, если мы хотим оценить и принять изобилующую благодать Божию. Но как Он приведет к этим убеждением? Во-первых, Он вдохновил Слово Бога (1-е Петра 1:20-21; Ефесянам 3:3-5). Это объясняет, почему Слово Бога называют “мечом Господним” (Послание Ефесянам 6:17), поскольку через него Он приводит людей к убеждениям.

Смотрите на этот процесс обличения в книге Деяний 2:36-41, поскольку люди были обличены в грехе распятия Христа (стихи 36-37), обличены о пути праведности с Богом (стих 38) и затем обличены о суде (стих 40). В книге Деяний 24:25 Павел рассуждает с Феликсом о правде, воздержании (грехе) и будущем суде, что привело этого ожесточённого правителя к осознанию вины (напугало), но не сделало покорным. Таким образом, Дух осуждает мир через Его Слово, которым поделились лично или проповедовали публично, или читали в частном порядке.

Святой Дух и непрекращающееся спасение человека

Когда нас крестят в спасительные отношения с Христом, Святой Дух приходит, чтобы пребывать в нас (Деяния 2:38; 5:32). Согласно Галатам 4:6, Его посылает в наши сердца Бог, потому что мы стали детьми Его, таким образом отмечая эти новые отношения (сравните с Посланием Галатам 3:26-27). Возвращаясь к Евангелию от Иоанна 7:37-39, Иисус обещал это пребывание. Несколько истин связаны с этим пребыванием.

Первая: Святой Дух – это наша печать (2-е Коринфянам 1:21-22; Ефесянам 1:13). Печать была официальным признаком собственности. Когда мы становимся христианами, Бог маркирует нас как Свою собственность! Мир не в состоянии сказать, кто является чадом Бога, просто посмотрев, но духовный мир теперь может.

Вторая: Святой Дух — залог нашего наследия (2-е Коринфянам 5:5; Ефесянам 1:14). Залог здесь несет значение задатка, внесённого для покупки в качестве обязательства, что полная сумма будет оплачена в надлежащее время. Поэтому, Дух – залог Бога нам, гарантирующий наши будущие благословения с Ним (Послание Филиппийцам 3:20-21).

Третья: Еще одно действие Святого Духа в человеке проявляется в том, что Он укрепляет нас (Послание Ефесянам 3:14-21). Причём больше, чем укрепляет Слово, которое, безусловно, тоже укрепляет нас. Он также помогает нам следовать нашим убеждениям. Конечно, Он не вынуждает нас делать правильно против нашего желания, но Он укрепит нас делать то, что мы действительно хотим сделать для Бога. Однажды я пробежал намного более длинное расстояние, чем я когда-либо бегал раньше, и в конце пробега я прибежал к огромному холму. Когда я испытывал желание сдаться, друг, который бежал позади, подтолкнул меня рукой в спину, помогая мне. Если бы я оставил бег, он не мог бы помочь мне, но так как я пытался, он смог помочь мне в завершении пробега. Точно так же Дух помогает нам завершить то, что мы не могли закончить без Его полезного и жизненного “толчка”.

Четвёртая: Святой Дух помогает человеку вести благочестивый образ жизни. Просто осознание, что Он живет во мне, удерживает меня от желания грешить (1-е Коринфянам 6:19-20), поскольку, куда я иду, туда и Он идет! Послание Галатам говорит нам, что мы “живем” по духу многими способами: отказываясь удовлетворять желания греховной природы (стихи 16-17); будучи освобожденными от дел по закону (стих 18); избегая жизни, которая управляется греховной природой (стихи 19-21), развивая плоды Духа (стихи 22-23); распиная греховную природу (стих 24); идя в ногу с Духом (стих 25) и поддерживая любящие отношения с нашими братьями (стих 26).

Римлянам 8 также обещает, что, поскольку мы сосредотачиваем наше мышление на духовной жизни, Дух помогает нам управлять нашим мышлением и жизнью для Бога. У нас есть жизнь и мир (стих 6); наш дух жив (стих 10); жизнь дана нашим смертным телам (стих 11); мы умерщвляем плотские дела (стих 13); мы ведомы Духом (стих 14); у нас есть Дух усыновления, а не страха (стих 15); у нас есть уверенность в спасении (стих 16-17); и Он ходатайствует за нас (стихи 26-27). Святой Дух жизненно заинтересован каждым аспектом нашей жизни и нужд. Он любит нас. Он внимателен к тому, как мы себя чувствуем. Он ходатайствует, потому что он – Вдохновитель (Деяния 9:31), Утешитель и Ходатай наш (от Иоанна 14:16-18). В этом последнем качестве Он присоединяется к Иисусу, говоря в нашу защиту (1-е Иоанна 2:1).

Пятая: Святой Дух действует предусмотрительно в отношении нас, часто ведёт способами, которые восхитительны, поскольку они ведут нас непосредственно в благословения Бога. Однако Он также приводит нас в пустыню испытаний (от Матфея 4:1)! В этом контексте евангелия, Иисуса, таким образом, привели туда прямо после момента великой посвящённости Божьей воле. Не удивляйтесь, когда духовные вершины, кажется, сменяют некоторые довольно интенсивные долины. Такие отрывки, как Плач Иеремии 3:38, сообщают нам, что все, что происходит с нами, либо непосредственно вызвано Богом, либо, по меньшей мере, позволено Им.

Но почему любящий Бог позволяет такие болезненные испытания в наших жизнях? Библия даёт множество ответов на этот вопрос. Это развивает характер (Послание Римлянам 5:1-5; от Иоанна 1:2-4); это ломает нашу самонадеянность (2-е Коринфянам 1:8-9; 12:7-10); это превращает нас в образ Христа (Послание Римлянам 8:28-29; Галатам 4:19; Евреям 5:7-9; 12:4-13). Однако понимание, почему мы страдаем, не снимает боль! Страдание бывает жестким, производя то, что люди называют стрессом (разница между нашим планом для жизни и планом Бога для неё!). Это может привести к сомнениям о Боге, так же, как и у псалмопевца во многих случаях (Псалом 13:1-6). Такая борьба с Богом естественна в начале, но если мы не пройдём через неё, мы можем закончить как Иов, когда он оказался перед Богом, терпение Которого было на исходе!

Будьте уверены, что Бог не сентиментален. Он дает нам то, в чем мы нуждаемся, а не то, что нам нужно, как мы думаем. Мы особенно боремся с принятием испытаний через людей (кто делает ошибки), но следовать за Иисусом по пути креста все еще является единственным ответом (1-е Петра 2:18-25). Ключ – это доверять Богу независимо от того, что происходит (Послание Римлянам 8:31-39) и решить быть благодарным во (не обязательно за) всех обстоятельствах (1-е Фессалоникийцам 5:16-18). Обратите внимание на то, что девять из тех десяти прокаженных, которых очистил , не были благодарны даже за хорошие вещи в их жизнях. Мы, кажется, ожидаем хорошее, и таким образом принимаем это как должное, в то же время потрясены и встревожены по поводу «не очень хорошего». Идея, что мы, так или иначе, — подарок Бога миру, помогла бы нам быть более благодарными и больше принимающими вызовы жизни! Только наполненные Духом ученики могут быть благодарными в течение трудных времен в их жизнях. В итоге Бог позволяет Вам быть испытанными, чтобы стать более духовными и более подготовленными для более глубокого духовного служения в будущем. Доверяйте Ему и доверяйте Духу, Кто ведёт Вас и через штормы, и через свет (и у каждого есть своя опасность!)

Действие Святого Духа и совесть человека

Мы часто говорим о совести человека, но что это? С библейской точки зрения, это — внутренний голос, который судит наше отношение и наши действия (Послание Римлянам 2:15). Она не является непогрешимой, поскольку она лишь настолько хороша, насколько она обучена. Так как все мы получаем мирское обучение как не христиане, совесть должна пройти переподготовку, по Писанию. Нужно иметь в виду два жизненно важных урока, касающиеся совести.

Один из них: мы всегда должны стремиться сохранить нашу совесть чистой перед Богом и людьми (Деяния 24:16; 1-е Тимофею 1:15,19). Однако чистая совесть не гарантирует нашей невиновности (Деяния 26:9; 1-е Коринфянам 4:4). Она может быть слабой (обвиняя нас неточно – 1-е Коринфянам 8:7, 10); ожесточённой (1-е Тимофею 4:2); испорченной (Титу 1:15) и порочной (Послание Евреям 10:22). Второй: в ситуации, где совесть не обучена должным образом, она, тем не менее не должна быть нарушена в процессе переподготовки (Послание Римлянам 14:22-23). Хотя религия, сама по себе, не может очистить совесть (Послание Евреям 9:9), кровь Иисуса Христа, правильно примененная, может (Послание Евреям 9:14).

Однако, как наша совесть и Дух работают вместе? Павел сказал, что его правдивость была засвидетельствована в его совести Святым Духом (Послание Римлянам 9:1). Так как чистая совесть не гарантирует невиновности (Господь судит – 1-е Коринфянам 4:4), быть утвержденным Духом должно означать, что наши действия или мысли основаны на Слове Бога (которое вдохновлено Духом). Реальная опасность возникает, когда мы доверяем нашим эмоциям, приписывая им внутреннее побуждение Святого Духа. Эмоции и совесть – это не одно и то же. Эмоции могут быть очень эгоистично направлены, принудив нас идти против своей совести.

В принятии решений совесть должна побуждать нас оставаться послушными и открытыми и получать много советов. Эмоциональность побуждает нас быть очень независимыми и недоверчивыми к другим. В итоге если Вы испытываете желание принять решение, не желая совета, сатана использует Ваши эмоции. Если Вы хотите совета, чтобы обеспечить угодное Богу решение, Бог использует Вашу совесть. Эта цепь рассуждений не исключает побуждение Духом, но нужно действительно принять соответствующие меры предосторожности. Дух никогда не будет побуждать нас в направлении, которое нарушает библейские принципы, и тогда такое побуждение должно быть подтверждено советом от зрелых духовных людей (Притчи 12: 15; 13: 10; 14: 12; 19:20; 20:18; Римлянам 15:14).

Святой дух, Слово и духовность

Святой Дух работает очень тесно со Словом, которое Он вдохновил. Обратите внимание на следующие параллели и действие Святого Духа:

  • Мы рождены свыше от Духа (от Иоанна 3: 8) и по Слову (1-е Петра 1:23).
  • Мы освящены (рукоположены) Духом (2-е Фессалоникийцам 2:13) и по Слову (от Иоанна 17:17).
  • Мы живем Духом (Послание Галатам 5:25) и Словом (от Матфея 4: 4).
  • Мы укреплены Духом (Послание Ефесянам 3:16) и Словом (Деяния 20:32).
  • Мы исполнены Духа (Послание Ефесянам 5: 18-19) и, в параллельном отрывке, Слово живёт в нас (Послание Колоссянам 3:16).

Быть исполненным Духа (Деяния 6:3, 5; 11:24) это также быть исполненным желания любить и служить Богу и направлять это желание в соответствии со Словом Бога. Можно иметь знания, не будучи духовным. Всегда необходимы дух и истина – чтобы обладать и рвением, и знанием. Когда мы действительно ученики, наполненные и ведомые Духом, мы живем в самой атмосфере Святого Духа! Как Павел выразился в Послании к Римлянам 14:17, Царство Божие — это праведность, мир и радость в Святом Духе. Мы должны молиться в Духе во всех случаях всеми видами молитв (Послание Ефесянам 6:18). Мы любим друг друга в Духе (Послание Колоссянам 1:7). Несмотря на тяжелые страдания, у нас есть радость, данная Святым Духом (1-е Фессалоникийцам 1:6).

- Άγιο Πνεύμα ) - среднего.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Кто такой Святой Дух? Святые отцы

    ✪ Утешитель. Дух Истины. Как ощутить Святого Духа? Пестов Николай

    ✪ Святой Дух - Пестов Николай Евграфович

    ✪ Единое Сердце. Послание света. Доверься зову сердца [Святой дух. Состояние Счастья]

    ✪ Святой Дух - Часть 1 - Святой Дух - сила от Бога - 02.11.2015

    Субтитры

Иудаизм

Выражение «Святой Дух» появляется в Ветхом завете нечасто, например: дважды в Пс. и трижды в Ис. . Выражение «дух» в Еврейских Писаниях со ссылкой на «дух Божий» употребляется множество раз. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух - Одно из Лиц Триединого, то есть Неслитного, Нераздельного, Неизменного и Неразлучного Бога .

В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух - это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-кодеш (ивр. ‏רוח הקודש ‏‎, «Святой Дух» - транслитерация руах ха-кодеш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии . Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-Кодеш». При этом существительное руах (רוח), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу .

Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (רוח) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно .

Христианство

Христианство
Библия
Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаю́т большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух - лицо Троицы , через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете , служение Сына - в период, описанный в Евангелиях , то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа .

Развитие представлений о Святом Духе

Одновременно, в церкви появились и противоположные взгляды на природу Святого Духа. Так, Константинопольский епископ Македоний в IV веке выражал мнение, будто Дух Святой - «слуга и служитель одного уровня с ангелами» и подчинён Богу Отцу и Сыну . Кизикский епископ Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына» . Учения македониан и евномиан о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году, признаны еретическими и преданы анафеме .

В средние века интерес к Духу Святому подогревался спорами о филиокве . В конечном итоге, различные взгляды на природу схождения Духа Святого стали одним из поводов для Великого раскола .

Действия Святого Духа

С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров -

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Подобным же образом, Духом Святым происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа -

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом , плод Святого Духа , дары Святого Духа .

Крещение Святым Духом

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно

Слово «проявление» говорит о явной демонстрации Духа Святого , обитающего в новозаветном верующем . При этом, проявление даров зависит не от человека, но от суверенной воли Святого Духа: «разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Плоды Святого Духа

Плоды Святого Духа - добродетели, которые требуют помимо усилий самого человека содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского , «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом - это зависит от Бога» . Их называет апостол Павел в 5 главе послания к Галатам:

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Видимые явления Святого Духа

В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

  • В виде голубя (Лк. , Мф. , Мк. , Ин. ). Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, который допустим - как изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения голубя, не связанные с сюжетом Крещения Господа, не изображают Духа, но всего лишь голубя.
  • В виде огненных языков (Деян. ).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. ).

Теология Святого Духа

  • В Евангелиях назван очищающей силой (Мф. ) и преемником Иисуса Христа (Ин. ).
  • В православии , католицизме и большинстве протестантских конфессий о Святом Духе говорится как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу Отцу и Богу Сыну , что и было зафиксировано на II Вселенском Соборе
  • В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи - Эры Святого Духа (

I. ПОНЯТИЕ «ДУХ»

Изначально еврейское слово руах , как и греческое пнеума , означало «дыхание» или «ветер», а значение «дух» приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:
1) В основном значении – «ветер» – это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: «Ветер, где хочет веет...» (Ин 3:8 – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана; сравните Евр 1:7 : «делающий ангелов Своих ветрами» – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана);
2) Неоднократно это слово употребляется в значении «человеческая душа»: «Дух бодр...» (Мф 26:41 ). Так, о дочери Иаира сказано: «и возвратился дух ее» (Лк 8:55 ). Дух апостола Павла «возмутился» при виде Афин – «города, полного идолов» (Деян 17:16 ). Божий Дух «свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» (Рим 8:16 ). Нам следует сохранять свой дух без порока (1Фес 5:23 ) и т.д.;
3) Слово пнеумата (множественное число от пнеума ) встречается в контексте «духи праведников, достигших совершенства» (Евр 12:23 ) и «духи, находящиеся в темнице» (1Пет 3:19 );
4) В Библии говорится и о недобрых духах: злых духах (Мф 8:16 ; Деян 19:12 ) называют обычно «нечистыми» духами (Мф 10:1 ; Деян 5:16 и другие), прорицательными духами (Деян 16:16 ), а также «духом немощи» (Лк 13:11 ), дух усыпления (Рим 11:8 ) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово «дух» может использоваться и в иносказательном значении;
5) Обычно слово пнеума употребляется в словосочетании «Святой Дух».

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ

Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первоначального хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2 ). В нем было творческое начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Дух – это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3 ; Иов 33:4 ; Пс 103:29 и следующие). Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» (Иез 37:1-14 ) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11 ). Он подобен «слову» (логос ), бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено (Ин 1:1 и следующие). Это творящее Слово – Сам Христос (1Кор 15:45 ; → ). Тождество Христа и Святого Духа выражено Павлом в словах: «Господь есть Дух» (2Кор 3:17 ). → (IV,В).

Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Святой Дух – это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеческой жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Дух дает человеку разумение (Иов 32:8 ). «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» (Неем 9:20 ). «И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» (Агг 2:5 ). Человеку следует довериться этому Духу (Пс 142:10 ). Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеческие усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6 ). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, например художников (Исх 31:1 и следующие), судей (Суд 3:10 ; Суд 6:34 и другие), пророков (Ис 59:21 ), помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10 ; 1Цар 16:13 и следующие). Часто Дух Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23 ); 70 старейшин получили часть Духа, почившего на Моисее (Чис 11:17 ). На Елисее «опочил» Дух Илии (4Цар 2:15 ). Прежде всего Дух Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и следующие; Ис 42:1 ). На Иисуса Дух Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16 ). Силой этого Духа Он исцелял и благотворил (Деян 10:38 ). Этот Дух, воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: «Примите Духа Святого» (Ин 20:22 ). Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39 – перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7 ).

В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

1) В Своих прощальных речах (Ин 13:31 – 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26 ; Ин 15:26 ; Ин 16:7 ), Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин 14:18 ) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Таким образом христианство не знает другого «представителя Христа на земле» кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что «не видит Его и не знает Его» (Ин 14:17 ). Мир не принимает Святого Духа «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6:3 ; сравните Ис 63:10 ). Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Святому Духу путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Святого Духа ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся «силою свыше» (Лк 24:49 ; Деян 1:4 );
2) СОШЕСТВИЕ Святого Духа (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и «разделяющимися, как бы огненными языками». Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Святого Духа, его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Святым Духом. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47 ; Деян 4:32 – Деян 5:11 );
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Святого Духа: а) вселяясь через Святого Духа в христианина, Христос Сам Себя «прославляет» в нем (Ин 16:14 ). Тогда содеяное «за нас» Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собственном опыте узнаём, что означают слова: «вы во Мне, и Я в вас» (Ин 14:20 ). Христианин обретает новое жизненное пространство, в котором он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутренним миром человека правит уже иной властитель: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20 ). Его «Дух истины» наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13 ). Святой Дух – это истинный учитель, который напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26 ). Он свидетельствует об Иисусе и о Его спасительном подвиге (Ин 15:26 ). Верующий человек познает через Святого Духа совершенное возрождение, обретает состояние, которое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3,5 ). Отныне он – «новая тварь»: «древнее прошло, теперь все новое!» (2Кор 5:17 ). Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8:14 ). Воистину существует «Дух усыновления», который научает взывать: «Авва, Отче!» (Рим 8:15 ); б) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению дары. Так, ученикам, на которых Святой Дух снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидетельствовать людям о Христе. Они «начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:4 ). Святой Дух с самого начала наделяет верующих дарами, которые придают им силы для выполнения возложенной на них миссии. В первых христианских общинах это были самые разнообразные дары Святого Духа, которых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении смотрите 1Кор 12:1 и 1Кор 14:1 (→ , II). Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидетельства, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор 12:8-10 ). Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, которые соответствуют его миссии (1Кор 12:11 ; Еф 4:7 ). Все множество даров дается одним Святым Духом (1Кор 12:4 ). И когда в Откр 1:4 ; Откр 3:1 ; Откр 5:6 говорится о семи Божьих Духах, находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (→ , II,7) Дух во всех его проявлениях; в) верующий человек, принявший в себя Христа через Святого Духа, подчиняется новому закону Духа, освобождающему его в боговдохновенной «жизни во Христе Иисусе» от прежнего «закона греха и смерти» (Рим 8:2 ). Теперь человек живет не «по плоти», определявшей жизнь людей до их спасения, а «по духу» (Рим 8:4 ). Поэтому Павел взывает к галатам: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16 ). Ведомые Духом не подчиняются более никакому закону, они обладают царственной свободой (2Кор 3:17 ; Гал 5:18 ). Святой Дух желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6,13,22 ), обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11 ; 1Кор 14:24 и следующие), подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него «воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26 ). Плоды Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23 ; сравните с Еф 5:9 ). Величайший плод среди них – любовь (1Кор 13). Христианин, «запечатленный» Святым Духом (→ , II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончательного искупления (Рим 15:13 ; 2Кор 1:21 и следующие; Еф 1:13 и следующие);
4) Святой Дух является даром Божьим, который дается только по Его милости (Деян 8:17-20 ). Необходимые условия для получения дара Святого Духа – это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38 ). Упомянутое здесь крещение («...и да крестится каждый из вас...») символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Духом (Еф 5:18 ) и не «угашать духа» (1Фес 5:19 ). Но как сказал Иисус, «кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12 ). → (III,4); → (IV).

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


Дух, Святой Дух

I. ПОНЯТИЕ "ДУХ"
Изначально евр. слово руах, как и греч. пнеума, означало "дыхание" или "ветер", а значение "дух" приобрело позже. В НЗ слово пнеума встречается в пяти значениях:

1) в основном значении - "ветер" - это слово употребляет Иисус в разговоре с Никодимом: "Ветер, где хочет веет..." (Ин 3:8; ср. Евр 1:7 : "делающий ангелов Своих ветрами");
2) неодно-кратно это слово употребляется в значении "человеческая душа": "Дух бодр..." (Мф 26:41) . Так, о дочери Иаира сказано: "и возвратился дух ее" (Лк 8:55) . Д. ап. Павла "возмутился" при виде Афин - "города, полного идолов" (Деян 17:16) . Божий Д. "свидетельствует нашему духу, что мы - дети Божии" (Рим 8:16) . Нам следует сохранять свой Д. без порока (1Фес 5:23) и т.д.;
3) слово пнеумата (мн.ч. от пнеума) встречается в контексте "духи праведников, достигших совершенства" (Евр 12:23) и "духи, находящиеся в темнице" (1Пет 3:19) ;
4) в Библии говорится и о недобрых Д.: злых Д. (Мф 8:16; Деян 19:12) называют обычно "нечистыми" Д. (Мф 10:1; Деян 5:16 и др.) , прорицательными Д. (Деян 16:16) , а также "духом немощи" (Лк 13:11) , Д. усыпления (Рим 11:8) и т.д. В этих случаях речь не обязательно идет о некоей личности, поскольку слово "дух" может использоваться и в иносказат. значении;
5) обычно слово пнеума употребляется в словосочетании "Святой Дух".

II. СВЯТОЙ ДУХ

А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, "Дух Божий носился над водою" (Быт 1:2) . В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. - это дыхание Бога, творящее жизнь (Иов 27:3; 33:4; Пс 103:29 и след.) . Этот "дух жизни" оживил "рассеянные кости Израиля" (Иез 37:1-14) и двух свидетелей Божьих (Откр 11:11) . Он подобен "слову" (логос), бывшему в начале у Бога, через к-рое все было сотворено (Ин 1:1 и след.) . Это творящее Слово - Сам Христос (1Кор 15:45 ; см. Иисус Христос). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: "Господь есть Дух" (2Кор 3:17) . см. Бог (IV,В).
Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Св. Д. - это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение (Иов 32:8) . "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их" (Неем 9:20) . "И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!" (Агг 2:5) . Человеку следует довериться этому Д. (Пс 142:10) . Он вершает великие деяния, рядом с к-рыми человеч. усилия кажутся ничтожными (Зах 4:6) . Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников (Исх 31:1 и след.) , судей (Суд 3:10; 6:34 и др.) , пророков (Ис 59:21) , помазанных царей Израиля (1Цар 10:6,10; 16:13 и след.) . Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества (1Цар 19:20,23) ; 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее (Чис 11:17) . На Елисее "опочил" Д. Илии (4Цар 2:15) . Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии (Ис 11:1 и след.; 42:1) . На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане (Мф 3:16) . Силой этого Д. Он исцелял и благотворил (Деян 10:38) . Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: "Примите Духа Святого" (Ин 20:22) . Когда о земной жизни Иисуса говорится: "Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин 7:39) , то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин 16:7) .
В. ОБИТАНИЕ ХРИСТА В ВЕРУЮЩИХ

1) в Своих прощальных речах (Ин 13:31 - 16:33) Иисус обещал ученикам приход Утешителя (Ин 14:16,26; 15:26; 16:7) , Которого Он пошлет после Своего отшествия. Слова Иисуса: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин 14:18) дают ясно понять, что Сам Иисус явится в обещанном Утешителе Своим ученикам, чтобы вселиться в них. Т.о. христианство не знает другого "представителя Христа на земле" кроме Св. Д., в Котором Иисус приходит к верующим. Но мир не может Его принять, потому что "не видит Его и не знает Его" (Ин 14:17) . Мир не принимает Св. Д. "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт 6:3; ср. Ис 63:10) . Примирение, принесенное Иисусом на Голгофе, открыло Св. Д. путь к сердцам людей, принявших жертву Христа и уверовавших в Него. Первыми восприняли дары Св. Д. ученики Иисуса. Им было поручено оставаться в Иерусалиме и ждать, доколе они не облекутся "силою свыше" (Лк 24:49; Деян 1:4) ;
2) СОШЕСТВИЕ Св. Д. (Деян 2) сопровождалось шумом, сильным ветром и "разделяющимися, как бы огненными языками". Эти знамения явили собой движущую и всеувлекающую мощь Св. Д., его просветляющую и очищающую силу. В этот момент ученики Иисуса исполнились Св. Д. Тем самым вознесенный на небеса Христос взял их в Свое владение. Обретенная учениками сила проявляется уже в проповеди Петра; она способствует рождению Церкви и соединению ее членов в живое сообщество (Деян 2:37-47; 4:32 - 5:11) ;
3) ВОЗДЕЙСТВИЕ сошедшего Св. Д.:

а) вселяясь через Св. Д. в христианина, Христос Сам Себя "прославляет" в нем (Ин 16:14) . Тогда содеяное "за нас" Христом на Голгофе предстает перед нами в ярком свете. Мы на собств. опыте узнаём, что означают слова: "вы во Мне, и Я в вас" (Ин 14:20) . Христианин обретает новое жизненное пространство, в к-ром он с того момента может и должен жить: во Христе. Внутр. миром человека правит уже иной властитель: "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал 2:20) . Его "Дух истины" наставит нас на истину и возвестит нам будущее (Ин 16:13) . Св. Д. - это истинный учитель, к-рый напомнит нам слова Иисуса (Ин 14:26) . Он свидетвует об Иисусе и о Его спасит. подвиге (Ин 15:26) . Верующий человек познает через Св. Д. совершенное возрождение, обретает состояние, к-рое Иисус назвал обязательным для вступления в Царство Божие (Ин 3:3,5) . Отныне он - "новая тварь": "древнее прошло, теперь все новое!" (2Кор 5:17) . Только теперь верующий человек в полной мере является Божьим сыном и обладает связанной с этим свободой, "ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим 8:14) . Воистину существует "Дух усыновления", к-рый научает взывать: "Авва, Отче!" (Рим 8:15) ;
б) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., призывается на служение Господу и получает соответствующие его предназначению да-ры. Так, ученикам, на к-рых Св. Д. снизошел в день Пятидесятницы, были дарованы власть и сила, чтобы они могли свидет-вовать людям о Христе. Они "начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян 2:4) . Св. Д. с самого начала наделяет верующих дарами, к-рые придают им силы для выполнения возлож. на них миссии. В первых христ. общинах это были самые разнообразные дары Св. Д., к-рых позднее христиане отчасти лишились. Об этих дарах и об их надлежащем применении см. 1Кор 12 и 14 (см. Дар, дарование, II). Они предназначались для прославления Господа и созидания Его Церкви. Это были дары знания, свидет-ва, исцеления, пророчества, различения духов и т.д. (1Кор 12:8-10) . Всеми этими дарами обладает Церковь; каждый ее член получает по Божьей воле лишь те дары, к-рые соответствуют его миссии (1Кор 12:11; Еф 4:7) . Все множество даров дается одним Св. Д. (1Кор 12:4) . И когда в Откр 1:4; 3:1; 5:6 говорится о семи Божьих Д., находящихся перед престолом Божьим, то этот образ означает совершенство (см. Число , II,7) Д. во всех его проявлениях;
в) верующий человек, принявший в себя Христа через Св. Д., подчиняется новому закону Д., освобождающему его в бо-говдохновенной "жизни во Христе Иисусе" от прежнего "закона греха и смерти" (Рим 8:2) . Теперь человек живет не "по плоти", определявшей жизнь людей до их спасения, а "по духу" (Рим 8:4) . Поэтому Павел взывает к галатам: "Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал 5:16) . Ведомые Д. не подчиняются более никакому закону, они обладают царств. свободой (2Кор 3:17; Гал 5:18) . Св. Д. желает сохранить Свою власть над христианином, Он наставляет его (Откр 3:6,13,22) , обличает его тайные прегрешения (Деян 5:1-11; 1Кор 14:24 и след.) , подкрепляет его в молитвах, ходатайствует за него "воздыханиями неизреченными" (Рим 8:26) . Плоды Д. - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22,23; ср. Еф 5:9) . Величайший плод среди них - любовь (1Кор 13) . Христианин, "запечатленный" Св. Д. (см. Печать , II,3), верует в свое спасение во Христе и в радостной надежде ожидает окончат. искупления (Рим 15:13; 2Кор 1:21 и след.; Еф 1:13 и след.) ;

4) Св. Д. является даром Божьим, к-рый дается только по Его милости (Деян 8:17-20) . Необходимые условия для получения дара Св. Д. - это покаяние и обращение к Иисусу Христу с верой (Деян 2:38) . Упомянутое здесь крещение ("...и да крестится каждый из вас...") символизирует обращение ко Христу. Христианин должен исполняться Д. (Еф 5:18) и не "угашать духа" (1Фес 5:19) . Но как сказал Иисус, "кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф 13:12) . см. Хула (III,4); см. Священное Писание (IV).

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Дух, Святой Дух" в других словарях:

    Дух - Святой Дух Божий находится в единстве с Богом Отцом и Иисусом Христом (см. Троица). Дух Божий участвовал в сотворении мира. Как Бог, Он вездесущ во всей вселенной нет места, где бы не было Духа Святого. Мы читаем о Духе Божием, дающем людям… … Подробный словарь библейских имен

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Дух\ Святой - Дух Свят’ой Дух Божий, одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт.1:2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Дух святой - Дух Божий, Помощник, Утешитель. В иудейской религии действующая сила божественного вдохновения. В христианстве момент троицы, означающий нисхождение непосредственного знания и благодати. В некоторых языках ветер и дух обозначается одинаково. К.… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    А (у); м. 1. Сознание, мышление, психические способности человека. В здоровом теле здоровый д. Материя и д. Свойства человеческого духа. // В материалистической философии и психологии: мышление, сознание как особое свойство высокоорганизованной… … Энциклопедический словарь

    - [душа человека] сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? духа, чему? духу, (вижу) что? дух, чем? духом, о чём? о духе 1. Духом называют нематериальную часть человека, к которой относят сознание, чувства, характер и т. п. Свойства… … Толковый словарь Дмитриева