Михаил булгаков интересные факты. Краткая биография михаила булгакова творчество самое главное. Практика работы земским врачом

(3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве (ныне Украина) в многодетной семье профессора Киевской духовной академии и учительницы.

В 1901-1909 годах учился в Первой киевской гимназии.

В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета.

В 1916 году Михаил Булгаков работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте Первой мировой войны (1914-1918). Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы в селе Никольском, а с сентября 1917 года — Вяземской городской больницы.

Дом Булгакова, который также называется «Дом Турбины», является одной из главных достопримечательностей знаменитого Андреевского спуска в Киеве. Это единственный музей в мире, посвященный Михаилу Булгакову, автору знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Писатель провел свои молодые годы в этом доме, живя со своей большой семьей, а также работал там как врач. Рассмотрим некоторые интересные факты об этом доме и жизни Михаила Булгакова.

Михаил Булгаков был писателем, драматургом, режиссером театра и актером. Он является автором многочисленных романов, сатирических статей, сценических пьес, шоу, сценариев фильмов, оперного либретто. У Булгакова тоже была медицинская практика. Главные работы Михаила Булгакова включают такие романы, как «Сердце собаки», «Ноутбук для молодых врачей», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Фатальные яйца» и, конечно же, Мастер и Маргарита, который распространил его известность во всем мире. Николай Горденин, архитектор, построил дом в Андриевском спуске 13, в Двухэтажном здании сделан из дерева, покрытого кирпичом, а его крыша покрыта железными листами.

В марте 1918 года Булгаков возвратился в Киев, где работал врачом.

В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием "Грядущие перспективы".

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

Таким образом, здание получило свое второе имя. Согласно сюжету «Белая гвардия», главные герои романа «Турбины» жили в здании 13-го Андреевского спуска. Жизнь Михаила Булгакова в Киеве была полна различных событий. Семья заняла семь комнат. После начала Первой мировой войны Михаил Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Музей посвящен киевскому периоду жизни Булгакова. Внутренний дизайн здания сохраняет атмосферу исторического периода, в которой жил известный писатель. Выставка состоит из множества старых посуды, мебели, музыкальных инструментов и других.

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.

В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналами "Медицинский работник", "Россия" и "Возрождение".

Выставка включает предметы домашнего обихода персонажей «Белой гвардии», а также настоящие вещи семьи Булгакова. Посетители могут различать предметы по цвету: предметы из романа окрашены в белый цвет, а личные вещи Булгакова оставлены в оригинальном состоянии. Читайте: Оперный театр в Киеве. Гид музея рассказывает историю жизни Булгакова в Киеве и показывает, где в доме писатель работает над своими книгами. Посетителям предлагается принять участие в интересных проектах, таких как «Чайная вечеринка на веранде Булгакова», «Уроки дня у Булгаковых» и «Ночь в музее».

В литературном приложении к газете "Накануне" были опубликованы "Записки на манжетах" (1922-1923), а также рассказы писателя "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах "Медицинский работник" и "Красная панорама" были опубликованы рассказы из цикла "Записки юного врача".

Во дворе есть памятник Булгакову. Металлическая фигура писателя сидит на скамейке, скрестив ноги. Многим туристам нравится сидеть возле скульптуры на скамейке, чтобы сфотографировать. Посетите дом Булгакова, чтобы узнать интересные факты о жизни и творчестве знаменитого писателя. Все фотографии принадлежат их законным владельцам.

Через Объектив Карнавала: Идентичность, Сообщество и Страх. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Многие исследователи «Мастера и Маргариты» отмечают, что бахтинское понятие карнавала идеально подходит к роману Булгакова. На самом деле самые причудливые, но одновременно самые запоминающиеся события романа являются карнавальными, и, подобно средневековому карнавалу Бахтина, они издеваются над советскими властями, представленными различными бюрократами, и бросают вызов советским властям. Карнавальный хаос освобождает обычных граждан от цензуры советский идеологический голем, и они рисковали в почти непристойное равенство: бюрократы подвергаются жестокому наказанию, и на какое-то время простые граждане пользуются неограниченной свободой.

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925), объединенные в сборник "Дьяволиада" (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце", более 60 лет пребывавшая в "самиздате".

Берлиоз, «литературный» бюрократ, снимается с должности, околдованный Воландом, он подпадает под трамвай, а бюрократы из Театра эстрады - Лиходеев, Римский и Варенуха - снимаются с должности и наказываются. Директор театра Лиходеев магически передан в Ялту, одетый только в его ночной рубашке. Римский и Варенуха напуганы соратниками Воланда. Голова Джорджа Бенгальского оторвана Бегемотом, который в ярости у хозяина церемоний повторяющихся попыток навязать свою «толкованную»интерпретацию черной магии своим зрителям во время злополучного шоу в Театре эстрады.

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия" (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

Бегемот стал не просто придуманным персонажем

Хотя барочные и изобретательные карнавальные события в «Мастере и Маргарите» являются основным источником развлечений для читателя, карнавал служит гораздо более важной социальной функции: он передает альтернативное видение личности и сообщества в контексте советского общественного монологизма - не конформиста и боязливым, но способным к инакомыслию и преодолению политических опасений.

Михаил Бахтин, изучавший социальные функции карнавала в своей работе «Рабле и его мир», указывает на несколько черт карнавала, которые важны для интерпретации карнавала в «Мастер и Маргарита». Михаил Бахтин объясняет, что во время карнавала обычные граждане были освобождены от цензуры Католической Церкви: все иерархические различия были временно приостановлены, и люди стали метафорически «равными». Кроме того, карнавальные потрясения приостановили страх и обычную мораль в качестве основного инструмента для иерархического угнетения.

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира" (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу "Бег" (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

Пьеса "Багровый остров" (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.

В начале 1930 года его пьеса "Кабала Святош" (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

Несмотря на то, что популярные советские шутки в советском обществе как таковые, они стали все более нелюбезными со стороны властей, которые способствовали их влиянию на жизнь людей через систему информаторов. Часто упоминаемое замечание, приписываемое советскому писателю Исааку Бабелю, захватывает эту атмосферу страха, окружающую выражение своих личных взглядов: «Сегодня мужчина разговаривает только с женой - ночью, с одеялами, натягивающими его голову». В советском литературном контексте карнавал в «Мастере и Маргарите» - шоу «Черная магия» в Театре эстрады и другие хитрости, разработанные преступной изобретательностью Коровева и Бегемота - это попытка принести «нежелательные» частные «истины», о «советских людях» из-под идеологического «одеяла» и в свете общественного внимания.

Пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.

Карнавал «проливает» на запрещенные для смеха зоны - советскую идеологию и частные взгляды советских граждан, таким образом разоблачая официальное лицемерие, подрывая существующие властные отношения и привычный советский морализм и распространяя страх, пронизывающий жизнь простых советских граждан.

Мастер и Маргарита содержат много примеров второстепенных персонажей, которые относятся к их собственной или чьей-то личности. Иван Бездомный обвиняет своего коллегу поэта Рюхина в «типичном кулацком менталитете». 5 Бездомны и Берлиоз предполагают, что странный иностранный профессор Воланд - шпион. Эти и другие примеры подчеркивают осведомленность Булгакова о проблемах идентичности в Советской России. Некоторые беспокоились, потому что им приходилось скрывать определенные факты из своих биографий, чтобы не быть помеченными как принадлежащие к «чуждому» классу. двусмысленный пролетарский фон был охвачен параноидальным страхом перед врагами, скрытыми за коваными пролетарскими тождествами.

Работая во МХАТе, написал инсценировку "Мертвых душ" по Николаю Гоголю.

В феврале 1932 года "Дни Турбиных" во МХАТе были возобновлены.

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", пьеса "Последние дни", роман "Мастер и Маргарита".

Фицпатрик объясняет, что часто класс определялся на основе индивидуального заявления, и иногда эти личности подвергались оспариванию. Чтобы обрести желаемую пролетарскую идентичность, люди могли «обмануть» власти, выбирая другую профессию, отличную от профессии своих родителей, работая в течение нескольких лет на фабрике перед колледжем, будучи принятым другом из «лучшего»социального фона или отказавшись от своих связей с политическим убеждения их родителей. 6.

В основном эти действия, направленные на установление политически безопасных советских идентичностей, не привели к мгновенной идеологической трансформации, но политическое давление, которое постепенно увеличивалось после наступления сталинизма, помогало привить политическое соответствие советским гражданам. Из-за этого соответствия определение лояльности к советской системе стало более сложным. На самом деле, хотя вербальная верность правительству была важна, советские власти стали более подозрительными.

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки "Мольера" Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор Сергей Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Борис Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

Почему Булгаков не хотел детей

Часто люди, публично поддерживающие власти, обвинялись в диссидентстве и контрреволюции деятельность, основанная на простом факте их косвенной связи с инопланетным классом. Интересным примером этой сложной связи языка и самобытности является история Вейта, карьера которого была разрушена нежелательными отношениями.

Файт скрывал тот факт, что он был сыном благородного, бывшего помощника районного полицейского. Более того, публично остракизируя таких людей, как Вейт, власти внушали страх перед возможным идеологическим разоблачением и последующим наказанием в отношении граждан, что привело к усилению недоверия и ослаблению социальных связей внутри разных подсетей. Не случайно, что растущие споры о советской идентичности - беспокойство о том, принадлежат ли некоторые люди к группе, называемой «советские люди», - попадают в беллетристику.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы "Батум" о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.

В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова "Мастер и Маргарита" — последнее произведение Булгакова.

В частности, «Мастер и Маргарита» - средство карнавала - позволяет читателю более подробно рассмотреть советскую формулу идентичности и ее практическую неприменимость к вымышленным персонажам романа. Хотя многие персонажи утверждают, что они, например, такие «советские», как Иван Бездомный, они часто выскакивают из-за своих советских масок, поскольку карнавальные события заставляют их замалчивать сомнения на поверхности. Во время карнавала появляется другая его мрачная двусмысленность, окрашенная религиозной мистикой и сомнением: в погоне за Воландом Иван несет бумажную икону.

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич", последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Также после смерти писателя был опубликован "Театральный роман", в основу которого легли "Записки покойника".

Помимо пробуждения самого себя, карнавал вызывает диалог внутри сообщества: во время карнавала люди говорят и действуют свободно, нагло пренебрегая всеми бюрократическими директивами. Эта открытость друг к другу - потрясающий и подрывный опыт для второстепенных персонажей в «Мастере и Маргарите» - способна к формированию разных идентичностей - не советских, неформальных и полных диалога с внешним миром. В высокопрецизионном советском обществе, изображенном в «Мастере и Маргарите», карнавал предлагает единственную возможность для людей преодолеть идеологический кокон, созданный монологическим авторитарным дискурсом, и соединиться с множеством мнений, присутствующих в сообществе, тем самым продвигаясь к более диалогическому самосознанию, Чтобы проиллюстрировать это, в начале романа Иван Бездомный придерживается крайне негибкого взгляда на мир.

Философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита" до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале "Москва". Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.

Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).

26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", издания большинства пьес.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Биография Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)