Когда возникли первые субботники в ссср. Коммунистические субботники

Современная российская действительность — это удивительная смесь эпох, в которой имперские символы сочетаются с советскими, а в капиталистические отношения вплетаются элементы, присущие исключительно социалистическому обществу.

Традиция другой эпохи

Ярким примером последнего являются субботники. Ежегодно с наступлением весны власти начинают призывать граждан к выходу на работы по благоустройству территории, приведению в порядок парков, скверов, детских площадок и т. д.

Само собой разумеющимся считается то, что работы эти проводятся на безвозмездной основе. Такая особенность, весьма нехарактерная для капиталистической эпохи, вызвана тем, что несколько поколений советских граждан привыкли к участию в субботниках.

Согласно общепринятой терминологии, субботник — это сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные.

В период СССР очень часто использовалось словосочетание «Ленинский коммунистический субботник». Объяснялось это тем, что в масштабах Советского Союза это мероприятие было приурочено к 22 апреля, дню рождения Ленина . Однако в течение года проводилось немало других субботников, рангом поменьше.

Фраза «ленинский субботник» породила ошибочное представление о том, что вождь мирового пролетариата и стал автором самой идеи «праздника освобождённого труда». У многих существует такой стереотип — «Субботники начались после того, как Ленин взялся за бревно». Но на деле всё было не так.

Три паровоза за ночь

Весной 1919 года Советская Россия находилась в тяжёлом военном и экономическом положении. Одной из серьёзных проблем была плохая работа железных дорог, в частности нехватка паровозов.

В ответ на призывы об улучшении работы железнодорожного транспорта группа рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги приняла решение о работе дополнительно, после окончания рабочего дня и бесплатно.

Первое такое мероприятие состоялось в ночь на субботу, 12 апреля 1919 года. К 6 часам утра, после 10-часовой работы, 15 рабочим удалось отремонтировать три паровоза. Было решено, что такие акции будут проходить еженедельно, вплоть до полной победы над Колчаком .

Фотофакт «АиФ»

Имена участников первого субботника известны — 13 коммунистов (Е. Апухтин — слесарь, И. Е. Бураков — слесарь, Я. Ф. Горлупин — слесарь, М. А. Кабанов — слесарь, П. С. Кабанов — слесарь, А. В. Каракчеев — слесарь, Я. М. Кондратьев — машинист, В. И. Напёрстков — слесарь, Ф. И. Павлов — котельщик, П. С. Петров — слесарь, А. А. Сливков — машинист, А. И. Усачёв — слесарь, П. И. Шатков — слесарь) и 2 сочувствующих (А. В. Кабанова — чернорабочая, В. М. Сидельников — слесарь).

Первый субботник был классической «инициативой снизу», искренним порывом неравнодушных людей. И он нашёл отклик и понимание. На аналогичную акцию 10 мая 1919 года вышли уже 205 человек, что привлекло широкое внимание журналистов и политических деятелей.

Именно после субботника 10 мая 1919 года Владимир Ленин написал статью «Великий почин», которая стала идеологическим обоснованием нового движения.

Фотофакт «АиФ»

Субботники Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. Подобный энтузиазм масс в условиях войны и разрухи вождь охарактеризовал как проявление нового, коммунистического отношения к труду.

Движение набирало обороты, и в начале 1920 года было принято решение о проведении 1-го Всероссийского субботника. «Праздник освобождённого труда» был логично назначен на 1 Мая — День международной солидарности трудящихся.

Как Ленин взялся за бревно

Именно субботник 1 мая 1920 года стал легендарным, сохранив для потомков память о скромном бревне, лежавшем на территории Кремля.

Совершенно логично, что на первый в истории Всероссийский субботник вышли и руководители Советского государства, решившие личным примером поддержать новую традицию.

Фотофакт «АиФ»

Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок фактически со времени боёв, происшедших в Москве во время Октябрьской революции. Юнкера, оборонявшие Кремль в октябре 1917 года, использовали для создания завалов и баррикад на его территории брёвна, оставшиеся от существовавших там до революции купеческих рядов. По одной версии, это были элементы конструкции, по другой — не распиленные дрова, приготовленные для отопления.

Обстановка в стране была такова, что до мая 1920 года у советского правительства, переехавшего в Москву, не было ни времени, ни сил на приведение территории Кремля в порядок.

Поэтому благоустройство кремлёвской территории и стало главной задачей работников Совнаркома 1 мая 1920 года.

Понятно, что эти люди не слишком подходили для перетаскивания брёвен, поэтому работали они совместно с базировавшимися в Кремле курсантами Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Именно эти тогда ещё совсем молодые люди и оставили большинство воспоминаний о том историческом субботнике.

По свидетельству очевидцев, Ленин таскал брёвна наравне со всеми. При этом брёвна были настолько массивными и тяжёлыми, что переносили их зачастую вшестером, а то и ввосьмером.

Ленинский вклад в эти работы равнялся вкладу, который мог внести 50-летний человек, меньше чем за два года до этого перенёсший тяжёлое ранение.

Тем не менее Ленин действительно провёл на субботнике несколько часов и покинул его по весьма уважительной причине — для участия в церемонии закладки памятника Карлу Марксу , где присутствие первого лица Советского государства было идеологически необходимым.

Фотофакт «АиФ»

Превращение Ильича в силача

Ничего удивительного в участии первого лица государства в мероприятии, которому придаётся историческое значение, нет. Весь вопрос в том, насколько много брёвен перенёс Владимир Ильич.

В советские годы количество брёвен, их тяжесть и личный вклад Ильича росли вместе с количеством лет, прошедших с мая 1920 года. В итоге со временем Ленин превратился в этакого Терминатора, в одиночку перетаскавшего то ли сосновый бор, то ли дубовую рощу.

Подобное мифотворчество, разумеется, стало вызывать скепсис и иронию, которые вылились в миф о «надувном бревне».

Правда, достать в Москве весны 1920-го надувной муляж бревна было так же легко, как самому Ленину перетаскать все кремлёвские брёвна. Не говоря уже о том, что в 1920 году Ленин был ещё жив, и создание мифа вокруг его имени даже не начиналось. Историческое значение субботнику 1 мая 1920 года придали позднее, а в тот день о пиаре никто и не подумал — достаточно сказать, что Ленин с бревном запечатлён всего лишь на одной фотографии, чего явно мало для создания громкого пропагандистского эффекта.

Кстати, это вот отсутствие фотодокументов и привело к тому, что советские художники создали целую галерею картин на тему «Ленин и бревно», руководствуясь своими представлениями о том, как это могло бы выглядеть. Собранные вместе, они выглядят достаточно забавно, порождая мысль о том, что вождь действительно заткнул за пояс остальных участников мероприятия.

Скептики отмечают, что количество людей, оставивших воспоминания о совместной с Лениным переноске брёвен, исчисляется чуть ли не сотнями. На самом деле ничего удивительного в этом нет — поскольку субботник в Кремле стал историческим событием, многие захотели «приобщиться к истории». Вряд ли тех, кто носил бревно с Лениным, больше, чем самозваных друзей Высоцкого или свидетелей, лично видевших убийство Кеннеди .

Полезное наследство

Что касается самих субботников, то надо признать, что чем дальше, тем больше они из статуса добровольного стали переходить в разряд добровольно-принудительных мероприятий.

Главным месяцем проведения Всесоюзных субботников оставался апрель, поскольку именно в этом месяце родился Ленин, а также состоялся первый субботник в 1919 году.

На предприятиях страны в этот день рабочие трудились бесплатно, а советское ТВ сообщало о небывалых трудовых успехах в «праздник освобождённого труда».

Между тем об энтузиазме масс речь уже не шла — субботник воспринимался без негатива, но не более чем дань традиции.

Советские граждане, не занятые в промышленности, а также советские школьники и студенты в дни субботников занимались делом, которое делало их ближе к Ленину — убирали территорию, прилегающую к учреждениям и школам.

Распад Советского Союза на время прекратил традицию субботников, но ненадолго. Уже в середине 1990-х, в Москве при мэре Юрии Лужкове субботники обрели вторую жизнь. О Ленине и их коммунистической составляющей уже вслух не напоминали, однако об исторических корнях не забывали. Достаточно сказать, что сам Лужков на одном из таких мероприятий появился перед журналистами… с бревном.

Да, традиция дня бесплатного труда не слишком вписывается в капиталистические реалии. Но в ней нет ничего плохого, как и в желании главы государства подать личный пример.

Советская экономика в 1917-1920 гг. Коллектив авторов

3. Первые коммунистические субботники

За три года войны были достигнуты значительные успехи в области социалистического строительства. Неимоверные трудности этого периода и борьба с ними показали, какая неисчерпаемая энергия таится в рабочем классе и как велика, неизмерима сила авторитета большевистской партии.

Отечественная война 1918-1920 гг. ознаменовалась величайшим подъемом советского патриотизма, массовым героизмом трудящихся в защите Родины. Преодолевая трудности военного времени, несмотря на холод и голод, рабочие и крестьяне проявляли трудовой героизм в тылу, в снабжении Красной Армии оружием, боеприпасами, продовольствием.

Героизм рабочих в тылу, указывал Ленин, имел не меньшее значение, чем героизм на фронте 980 . Партия и правительство всемерно поддерживали трудовые подвиги рабочих масс. Особо отмечались выдающиеся успехи передовых предприятий. Десятки и сотни ленинских писем и телеграмм направлялись во все концы страны, призывая и воодушевляя тружеников советского тыла на новые подвиги ради помощи фронту, для победы над врагом. В труднейшие периоды гражданской войны партия большевиков призывала всех сознательных рабочих и крестьян к новым и новым трудовым подвигам, к работе по-революционному. В тяжелых условиях войны не прекращалось строительство социализма: развивалась социалистическая организация производства, зарождались новые ростки социализма, что наиболее ярко проявилось в массовых коммунистических субботниках.

Ленин подчеркивал гигантское значение коммунистических субботников, оценивая их как начало необыкновенно большой важности. «Это - начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это - победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым» 981 .

Коммунистические субботники возникли весной 1919 г. по почину рабочих, в ответ на призыв Центрального Комитета Коммунистической партии ко всем организациям партии и ко всем профессиональным союзам «взяться за работу по-революционному». Коммунистические субботники явились ярким свидетельством величайшей, неизмеримой силы авторитета партии как авангарда рабочего класса, выразителя интересов всех трудящихся. «Цека партии пишет письмо о «работе по-революционному». Мысль подана Центральным Комитетом партии в 100-200 тысяч членов…, - указывал Ленин. - Мысль подхвачена профессионально-организованными рабочими. Их числится у нас, в России и на Украине, до 4-х миллионов человек» 982 . Коммунистические субботники явились новым выражением преданности трудящихся масс Коммунистической партии, Советскому государству.

Первый коммунистический субботник организовали рабочие Московско-Казанской железной дороги. Коммунисты депо Москва-Сортировочная в субботу 12 апреля 1919 г. работали сверхурочно и бесплатно с 8 часов вечера и до 6 часов утра, выпустив из текущего ремонта три паровоза. Железнодорожники-коммунисты и сочувствующие Московско-Казанского подрайона РКП(б) единодушно приняли решение: для обеспечения победы над Колчаком увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов; работы выполнять бесплатно; коммунистические субботники проводить до полной победы над колчаковцами. В коммунистическую субботу 10 мая 1919 г. московские железнодорожники, рабочие Казанской дороги, выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была в общем выше обычной на 270%.

Партия большевиков сделала славный почин московских рабочих-железнодорожников достоянием всей страны. «Правда» в статье «Работа по-революционному (коммунистическая суббота)» 17 мая 1919 г. широко осветила организацию, итоги и значение первого коммунистического субботника. В новой статье 20 мая «Правда» назвала этот почин «примером, достойным подражания», и призвала «все коммунистические ячейки тыла» последовать этому примеру. Рабочие Александровской дороги провели коммунистический субботник 17 мая; производительность труда была выше обычной в 2-3 раза. Сообщения о субботниках все чаще появлялись на страницах центральных и местных газет. В Твери первый коммунистический субботник состоялся 31 мая, было выпущено из ремонта 3 паровоза, погружено и разгружено 14 вагонов; распилено 10 саженей дров и т.д. Производительность труда на субботнике во много раз превосходила производительность в обычные дни. Саратовские железнодорожники также решили «работать по субботам в течение пяти сверхурочных часов бесплатно для поддержания народного хозяйства» 983 .

Ленин посвятил коммунистическим субботникам работу, датированную 28 июня 1919 г., «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»)». Оценивая коммунистические субботники как начало великого переворота, как одну из важнейших сторон коммунистического строительства, Ленин призвал партию, советскую печать уделить больше внимания коммунистическим субботникам и другим росткам социализма, простым, но живым, из жизни взятым, жизнью проверенным фактам социалистического строительства.

«Образцовое производство, образцовые коммунистические субботники, образцовая заботливость и добросовестность при добыче и распределении каждого пуда хлеба, образцовые столовые, образцовая чистота такого-то рабочего дома, такого-то квартала - все это должно составить вдесятеро больше, чем теперь, предмет внимания и заботы как нашей прессы, так и каждой рабочей и крестьянской организации. Все это - ростки коммунизма, и уход за этими ростками наша общая и первейшая обязанность» 984 .

Советское государство, учил Ленин, наряду с подавлением сопротивления эксплуататоров, с победой над ними, должно уделять все большее внимание строительству новых экономических отношений нового общества. Диктатура пролетариата - не только насилие над эксплуататорами и даже не главным образом насилие. Экономической основой этого революционного насилия, указывал Ленин, залогом его жизненности и успеха является то, что пролетариат представляет и осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом. В этом суть, в этом источник силы и залог неизбежной победы коммунизма.

Громадное историческое значение коммунистических субботников Ленин видел в том, что они явились сознательным и добровольным почином рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни. Эти начинания были особенно важны потому, что исходили они от рядовых рабочих. Коммунистические субботники голодных рабочих, которые работали сверхурочно без всякой оплаты и достигали большого повышения производительности труда, были проявлением величайшего трудового героизма.

«Производительность труда, - писал Ленин, - это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда. Это - дело очень трудное и очень долгое, но оно начато , вот в чем самое главное» 985 .

После опубликования ленинского «Великого почина» коммунистические субботники получили широкое распространение во всех районах нашей страны. Центральный Комитет партии в июле 1919 г. призвал всех коммунистов, всех рабочих и крестьян к новому подъему трудовой энергии. «Если голодные, усталые и измученные московские железнодорожники, как специалисты рабочие, так и чернорабочие, могли во имя победы над Колчаком и вплоть до полной над ним победы завести «коммунистические субботники», работать бесплатно по нескольку часов в неделю и развивать при этом невиданную, во много раз более высокую, чем обычно, производительность труда, то это доказывает, что многое и многое еще можно сделать. И мы должны это многое сделать. Тогда мы победим» 986 .

Большой размах субботники приобрели в труднейший период войны - летом и осенью 1919 г. За время с начала мая по 13 сентября 1919 г. в Москве было проведено 18 субботников. «Первые субботники насчитывают сотни работающих, а затем число их начинает быстро возрастать, и теперь в субботниках участвуют уже тысячи товарищей. Работа, понятно, производится не за страх, а за совесть» 987 .

В Петрограде на субботнике 16 августа 1919 г. участвовало 5175 человек, 23 августа работали 7650 человек, 30 августа - 7900 человек, 6 сентября - 10 250 человек, 13 сентября - 10 500 человек, всего в августе - сентябре 1919 г. в субботниках участвовали 41 475 человек 988 .

Пермские железнодорожники с 1 августа 1919 г. по 1 января 1920 г. организовали субботники более чем на 100 пунктах (депо, станциях, разъездах и околотках) и провели за это время 314 субботников, в которых участвовало 33 713 человек.

Горняки челябинских копей в ноябре и декабре 1919 г.. провели 30 субботников и коллективным трудом добыли, погрузили и отправили в центр страны свыше 68 тыс. пуд. угля. На шахтах укрепилась трудовая дисциплина, поднялась производительность труда забойщиков. Так, если в конце года шахтеры давали по 60-70 тыс. пуд. угля в день, то в начале января 1920 г. добыча возросла до 110 тыс. пуд. 989

Ленин в докладе о субботниках на Московской конференции Коммунистической партии (декабрь 1919 г.) отмечал, что коммунистические субботники перестают быть единичным явлением, начинают распространяться и встречают сочувствие широких трудящихся масс, что субботники получают все большее и большее развитие в ряде городов. Ленин указывал в докладе на необходимость собирания и изучения «общих сводок» о коммунистических субботниках по всем районам страны. «Наши субботники за один год сделали громадный шаг вперед» 990 , - писал Ленин 2 мая 1920 г.

Призывая трудящихся Астрахани на борьбу с разрухой, С. М. Киров 22 февраля 1920 г. говорил: «Дальше нельзя терпеть хозяйственную разруху. Вспомним «Великий почин» товарища Ленина, вспомним, как радостно мы шли на первые субботники. Нужно встряхнуться в последний раз, собрать остатки наших рабоче-крестьянских сил и победить разруху» 991 .

Накануне IX съезда партии Ленин выдвинул задачу: все усилия должны быть приложены для организации соревнования. IX съезд РКП(б) дал директиву о всемерном развертывании соревнования, о массовой организации субботников. В резолюции съезда партии подчеркнуто громадное значение социалистического соревнования и его принципиальное отличие от капиталистической конкуренции. Если в капиталистическом обществе соревнование имело характер конкуренции и приводило к эксплуатации человека человеком, то в обществе, где средства производства национализированы, соревнование в труде, не нарушая солидарности, должно повысить общую сумму продуктов труда. Съезд партии дал указание о всемерном развертывании соревнования между заводами, районами, цехами, мастерскими и отдельными рабочими. В решениях съезда говорится о необходимости подкрепления трудового энтузиазма материальной заинтересованностью работников в результатах труда, в развитии производства.

Особое внимание съезд партии уделил массовой организации коммунистических субботников. Для субботников предлагалось выбирать задачи, близкие местному населению, придавать им характер коллективного трудового усилия во имя заранее известных и всем понятных целей, вовлекать в них не только беспартийных рабочих, но и все вообще местное население. Для успеха дела необходим также обдуманный технический план для каждого субботника, целесообразное распределение сил и экономное их использование 992 . Коммунистические субботники стали прочно входить в жизнь, вовлекая все новые массы и оживляя будничную работу новой инициативой и энтузиазмом.

Ленин указывал, что при оценке роли и значения коммунистических субботников нельзя ограничиваться теоретической, принципиальной стороной. Коммунистические субботники имели для нашей страны громадную ценность не только потому, что они являлись практическим началом коммунизма, но и потому, что трудящиеся через участие в субботниках оказывали большую практическую помощь государству. Миллионы участников коммунистических субботников своим героическим трудом внесли большой вклад в дело помощи фронту и народному хозяйству.

По решению IX съезда партии 1 мая 1920 г. состоялся Всероссийский субботник. В Москве в первомайском субботнике участвовало больше 425 тыс. человек. За май 1920 г. москвичи - участники субботников дали государству сверхурочно и бесплатно 4,5 млн. рабочих часов. В Петрограде первомайским субботником было охвачено 165 тыс. человек. За май - август 1920 г. количество участвующих в субботниках в Петрограде составило 600 тыс. человек. В Нижнем Новгороде и других городах Нижегородской губернии только в двух майских субботниках участвовало около 600 тыс. человек. Была проведена огромная работа на фабриках и заводах, в депо и мастерских. В Архангельске и уездах за июль - октябрь 1920 г. состоялось около 200 субботников, где участвовало 85 тыс. человек, отдавших государству свыше 300 тыс. рабочих часов 993 .

Коммунистические субботники сыграли важную роль в усилении снабжения фронта, в борьбе с топливным голодом, в восстановлении транспорта, в благоустройстве городов, в оказании помощи семьям красноармейцев и т.д. В 1920 г. только в Москве участвовало в коммунистических субботниках свыше 2 млн. человек. Эта огромная армия своим героическим трудом в тылу внесла серьезный вклад в дело победы над иностранными интервентами, в борьбе с разрухой. За 20 месяцев (с мая 1919 г. до конца 1920 г.) в Москве было отремонтировано 1826 вагонов, 1121 паровоз, 1268 машин и станков, погружено и разгружено 30 008 вагонов, перенесено 3 810 106 пудов разных грузов, распилено, расколото и уложено 97 505 куб. саженей дров, очищено 194 473 кв. сажени железнодорожных линий и территорий, изготовлено 260 682 пары белья для Красной Армии 994 .

На многих предприятиях, выполнявших фронтовые заказы, рабочие трудились все праздники и выходные дни. Рабочие петроградского завода Лесснер в воскресник 25 января 1920 г. выполнили почти половину месячного задания по изготовлению продукции для армии и флота. Такие работы проводились по всем районам страны.

Широкий размах получили коммунистические субботники по заготовке, погрузке и выгрузке топлива, прежде всего дров. Большое народнохозяйственное значение имели коммунистические субботники по оказанию помощи транспорту; в субботниках участвовали железнодорожники, рабочие и служащие промышленных предприятий и учреждений, красноармейцы и курсанты военных училищ, крестьяне прилежащих к железным дорогам районов. Коммунистические субботники проводились по ремонту подвижного состава, очистке и починке железнодорожных путей и мостов, заготовке, погрузке и выгрузке топлива, продовольствия и других грузов.

Большое хозяйственно-политическое значение имели коммунистические субботники по оказанию помощи деревне. Участники московских субботников в «неделю крестьянина» летом 1920 г. отремонтировали: плугов - 5483, лемехов - 2437, сошников - 3247, борон - 3291, молотилок - 23, сеялок - 11, починено сбруи - 438 комплектов, телег - 5254 и т.д. В порядке субботников рабочие построили для бедняков и семей красноармейцев 54 новых дома, поставили 34 сруба, 6 сараев, отремонтировали 50 построек, очистили 31 пруд, построили 79 мостов, исправили 38 колодцев, обработали поля 153 семьям красноармейцев, отремонтировали 36 общественных зданий (детских домов, столовых, школ, больниц), организовали 13 домов крестьянина и т.д.

Во многих городах, рабочих поселках, в деревнях проводились специальные субботники по благоустройству, дорожному строительству, по оказанию помощи школам и т.д.

Во многих районах страны специальными субботниками был отмечен день пятидесятилетия В. И. Ленина - 22 апреля 1920 г. Армейские коммунисты Юго-Западного фронта в Харькове отметили этот день коммунистическим субботником на железнодорожном узле: было разгружено 403 вагона, погружено 22 вагона; работали до полуночи. В Архангельске рабочие судоремонтных и других заводов отработали в этот день лишних два-три часа. Самарский гарнизон послал В. И. Ленину в качестве подарка трудовую сводку субботника, посвященного юбилею, где участвовало 7 тыс. человек.

Коммунистические субботники сыграли большую роль в развертывании массовой политической и культурно-просветительной работы. Так, во время субботника в «неделю фронта» за февраль - март 1920 г. в Москве было проведено: центральных митингов - 43, по предприятиям - 719, красноармейских - 178; концертов центральных - 33, по предприятиям - 78, красноармейских - 28; спектаклей центральных - 16, по предприятиям - 34, красноармейских - 17 и в госпиталях - 3; кинематографических сеансов - 14; бесед с больными и ранеными красноармейцами - 26. В подмосковных районах в «неделю крестьянина» в августе 1920 г. была открыта 41 изба-читальня.

Вопрос о социалистической организации труда является одним из важнейших вопросов строительства социализма. Коммунистические субботники как одна из первых форм социалистического соревнования представляли собой практическое осуществление социализма. Ленин призывал коммунистов, рабочий класс с величайшей энергией и настойчивостью развивать и укреплять социалистическую организацию труда.

Ленин предвидел, что вслед за коммунистическими субботниками творческая инициатива народных масс выдвинет новые формы борьбы за повышение производительности труда, новые формы социалистического соревнования. И действительно, социалистическое соревнование, сыгравшее огромную роль в обеспечении победы социализма в нашей стране, стало могучей движущей силой строительства коммунизма.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Коммунистические вишисты Искореняя потенциальных соратников Гитлера, маниакальный антикоммунист Черчилль собственной рукой ввел в «коридоры власти» коммунистов. Наверное, Черчилль абсолютно верно рассчитал, что наиболее вероятным союзником Англии в борьбе против

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЦЕНТРЕ Осенью 1922 года на выборах в ландтаги Саксонии и Тюрингии Коммунистическая партия Германии (КПГ) добилась значительного успеха. Многие решили: пора делать революцию!Ультралевых в руководстве КПГ поддержало руководство

автора Кропоткин Петр Алексеевич

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНИЗМ. - КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ Важность вопроса, который мы подняли, слишком очевидна, чтобы ее можно было оспаривать. Многие анархисты, включая сюда и коммунистов, и многие мыслители вообще, вполне признавая все выгоды, которые

Из книги Анархия [антология] автора Кропоткин Петр Алексеевич

III. МАЛЕНЬКИЕ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ. - ПРИЧИНЫ ИХ НЕУСПЕХА По всей вероятности, некоторые читатели заметят, что именно на этом пункте, то есть на работе сообща, коммунисты, наверно, провалятся, так как на нем уже провалились многие общины. Так, по крайней мере, написано

Из книги Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] автора Маслов Алексей Александрович

ПЕРВЫЕ ЗАПРЕТЫ И ПЕРВЫЕ БОЕВЫЕ ТРЕНИРОВКИ Существует традиционная версия, встречающаяся практически в каждой книге по истории каратэ, о том, как впервые окинавцы начали изучать боевые искусства. Стимулом к этому якобы послужили запреты на ношение оружия и притеснения

автора Бартошек Карел

Тюрьмы нацистские и тюрьмы коммунистические И. Ньеште, участник венгерского Сопротивления, после войны - глава одной молодежной организации; отказался вступить в коммунистическую партию. Пройдя через судебный процесс, он отбыл наказание в лагере принудительных работ

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Часть четвертая Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской концентрационной системы. Жан-Луи Марголен - Китай, Вьетнам, Лаос, КамбоджаПьер Ригуло

Из книги Жизнь Иисуса автора Ренан Эрнест Жозеф

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов Из книги Черная книга коммунизма автора Бартошек Карел

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Коммунистические режимы Азии: От перевоспитания к кровавой резне Жан-Луи Марголен - Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа Пьер Ригуло - Северная Корея Посвящается Жану Паскуалини, сконшвшемуся 9 октября 1997 года, поведавшему миру о зверствах китайской

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

§ 22. Коммунистические режимы в Азии Строительство социализма в КитаеСразу после прихода к власти Коммунистическая партия Китая (КПК) приступила к проведению индустриализации и социалистическим преобразованиям. Стала поступать советская помощь – оборудование, сырьё,

Из книги История Советского Союза: Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 - 1964 гг. автора Боффа Джузеппе

Москва и коммунистические партии в послевоенный период Советская Армия, готовая хлынуть внутрь Европы и занять ее вплоть до Атлантического океана, - один из наиболее распространенных мотивов пропаганды времен начала «холодной войны»; этот сюжет, называемый в наши дни в

Из книги Империализм от Ленина до Путина автора Шапинов Виктор Владимирович

Коммунистические партии в 1968–1975 году Экономический бум и рост благосостояния рабочих, основной социальной базы коммунизма в империалистических странах, дал новую почву для оппортунистических и ревизионистских теорий. Еще до кризиса 1968 года почти все

Из книги Кровавый век автора Попович Мирослав Владимирович

Современная российская действительность - это удивительная смесь эпох, в которой имперские символы сочетаются с советскими, а в капиталистические отношения вплетаются элементы, присущие исключительно социалистическому обществу.

Традиция другой эпохи

Источник:

Ярким примером последнего являются субботники. Ежегодно с наступлением весны власти начинают призывать граждан к выходу на работы по благоустройству территории, приведению в порядок парков, скверов, детских площадок и т. д.

Само собой разумеющимся считается то, что работы эти проводятся на безвозмездной основе. Такая особенность, весьма нехарактерная для капиталистической эпохи, вызвана тем, что несколько поколений советских граждан привыкли к участию в субботниках.

Согласно общепринятой терминологии, субботник - это сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные.

В период СССР очень часто использовалось словосочетание «Ленинский коммунистический субботник». Объяснялось это тем, что в масштабах Советского Союза это мероприятие было приурочено к 22 апреля, дню рождения Ленина. Однако в течение года проводилось немало других субботников, рангом поменьше.

Фраза «ленинский субботник» породила ошибочное представление о том, что вождь мирового пролетариата и стал автором самой идеи «праздника освобождённого труда». У многих существует такой стереотип - «Субботники начались после того, как Ленин взялся за бревно». Но на деле всё было не так.

Три паровоза за ночь

Весной 1919 года Советская Россия находилась в тяжёлом военном и экономическом положении. Одной из серьёзных проблем была плохая работа железных дорог, в частности нехватка паровозов.

В ответ на призывы об улучшении работы железнодорожного транспорта группа рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги приняла решение о работе дополнительно, после окончания рабочего дня и бесплатно.

Первое такое мероприятие состоялось в ночь на субботу, 12 апреля 1919 года. К 6 часам утра, после 10-часовой работы, 15 рабочим удалось отремонтировать три паровоза. Было решено, что такие акции будут проходить еженедельно, вплоть до полной победы над Колчаком.

Первый субботник был классической «инициативой снизу», искренним порывом неравнодушных людей. И он нашёл отклик и понимание. На аналогичную акцию 10 мая 1919 года вышли уже 205 человек, что привлекло широкое внимание журналистов и политических деятелей.

Именно после субботника 10 мая 1919 года Владимир Ленин написал статью «Великий почин», которая стала идеологическим обоснованием нового движения.

Субботники Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. Подобный энтузиазм масс в условиях войны и разрухи вождь охарактеризовал как проявление нового, коммунистического отношения к труду.

Движение набирало обороты, и в начале 1920 года было принято решение о проведении 1-го Всероссийского субботника. «Праздник освобождённого труда» был логично назначен на 1 Мая - День международной солидарности трудящихся.

Как Ленин взялся за бревно

Именно субботник 1 мая 1920 года стал легендарным, сохранив для потомков память о скромном бревне, лежавшем на территории Кремля.

Совершенно логично, что на первый в истории Всероссийский субботник вышли и руководители Советского государства, решившие личным примером поддержать новую традицию.

Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок фактически со времени боёв, происшедших в Москве во время Октябрьской революции. Юнкера, оборонявшие Кремль в октябре 1917 года, использовали для создания завалов и баррикад на его территории брёвна, оставшиеся от существовавших там до революции купеческих рядов. По одной версии, это были элементы конструкции, по другой - не распиленные дрова, приготовленные для отопления.

Обстановка в стране была такова, что до мая 1920 года у советского правительства, переехавшего в Москву, не было ни времени, ни сил на приведение территории Кремля в порядок.

Поэтому благоустройство кремлёвской территории и стало главной задачей работников Совнаркома 1 мая 1920 года.

Понятно, что эти люди не слишком подходили для перетаскивания брёвен, поэтому работали они совместно с базировавшимися в Кремле курсантами Первых Кремлёвских пулемётных курсов. Именно эти тогда ещё совсем молодые люди и оставили большинство воспоминаний о том историческом субботнике.

По свидетельству очевидцев, Ленин таскал брёвна наравне со всеми. При этом брёвна были настолько массивными и тяжёлыми, что переносили их зачастую вшестером, а то и ввосьмером.

Ленинский вклад в эти работы равнялся вкладу, который мог внести 50-летний человек, меньше чем за два года до этого перенёсший тяжёлое ранение.

Тем не менее Ленин действительно провёл на субботнике несколько часов и покинул его по весьма уважительной причине - для участия в церемонии закладки памятника Карлу Марксу, где присутствие первого лица Советского государства было идеологически необходимым.

Превращение Ильича в силача

Ничего удивительного в участии первого лица государства в мероприятии, которому придаётся историческое значение, нет. Весь вопрос в том, насколько много брёвен перенёс Владимир Ильич.

В советские годы количество брёвен, их тяжесть и личный вклад Ильича росли вместе с количеством лет, прошедших с мая 1920 года. В итоге со временем Ленин превратился в этакого Терминатора, в одиночку перетаскавшего то ли сосновый бор, то ли дубовую рощу.

Подобное мифотворчество, разумеется, стало вызывать скепсис и иронию, которые вылились в миф о «надувном бревне».

Правда, достать в Москве весны 1920-го надувной муляж бревна было так же легко, как самому Ленину перетаскать все кремлёвские брёвна. Не говоря уже о том, что в 1920 году Ленин был ещё жив, и создание мифа вокруг его имени даже не начиналось. Историческое значение субботнику 1 мая 1920 года придали позднее, а в тот день о пиаре никто и не подумал - достаточно сказать, что Ленин с бревном запечатлён всего лишь на одной фотографии, чего явно мало для создания громкого пропагандистского эффекта.

Кстати, это вот отсутствие фотодокументов и привело к тому, что советские художники создали целую галерею картин на тему «Ленин и бревно», руководствуясь своими представлениями о том, как это могло бы выглядеть. Собранные вместе, они выглядят достаточно забавно, порождая мысль о том, что вождь действительно заткнул за пояс остальных участников мероприятия.

Скептики отмечают, что количество людей, оставивших воспоминания о совместной с Лениным переноске брёвен, исчисляется чуть ли не сотнями. На самом деле ничего удивительного в этом нет - поскольку субботник в Кремле стал историческим событием, многие захотели «приобщиться к истории». Вряд ли тех, кто носил бревно с Лениным, больше, чем самозваных друзей Высоцкого или свидетелей, лично видевших убийство Кеннеди.

Полезное наследство

Что касается самих субботников, то надо признать, что чем дальше, тем больше они из статуса добровольного стали переходить в разряд добровольно-принудительных мероприятий.

Главным месяцем проведения Всесоюзных субботников оставался апрель, поскольку именно в этом месяце родился Ленин, а также состоялся первый субботник в 1919 году.

На предприятиях страны в этот день рабочие трудились бесплатно, а советское ТВ сообщало о небывалых трудовых успехах в «праздник освобождённого труда».

Между тем об энтузиазме масс речь уже не шла - субботник воспринимался без негатива, но не более чем дань традиции.

Советские граждане, не занятые в промышленности, а также советские школьники и студенты в дни субботников занимались делом, которое делало их ближе к Ленину - убирали территорию, прилегающую к учреждениям и школам.

Распад Советского Союза на время прекратил традицию субботников, но ненадолго. Уже в середине 1990-х, в Москве при мэре Юрии Лужкове субботники обрели вторую жизнь. О Ленине и их коммунистической составляющей уже вслух не напоминали, однако об исторических корнях не забывали. Достаточно сказать, что сам Лужков на одном из таких мероприятий появился перед журналистами… с бревном.

Да, традиция дня бесплатного труда не слишком вписывается в капиталистические реалии. Но в ней нет ничего плохого, как и в желании главы государства подать личный пример.

Добровольное и бесплатное коллективное выполнение в сверхурочное время общественно-полезного трудового задания, происходившее первоначально по субботам (откуда и происходит название).

Официально считается, что субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, в ответ на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог. Инициатором первого субботника выступила партийная ячейка депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года 15 коммунистов депо, проработав безвозмездно 10 часов, отремонтировали 3 паровоза.

10 мая 1919 года состоялся первый массовый (205 человек) коммунистический субботник на Московско-Казанской железной дороге. В этот день рабочие выпустили из ремонта 4 паровоза и 16 вагонов, произвели большую работу по погрузке и разгрузке вагонов. Производительность труда была выше обычной на 270%. В мае субботники прошли на Александровской, Николаевской, Рязано-Уральской, Московско-Виндавской, Курской железных дорогах. Вслед за железнодорожниками субботники провели рабочие фабрик и заводов Москвы и других городов.

1 мая 1920 года был проведен всероссийский субботник-маевка, в котором только в Москве приняли участие 425 тысяч человек. В Кремле в субботнике принял участие Ленин. С тех пор субботник стал традицией.

Коммунистические субботники и воскресники проводились в годы восстановления народного хозяйства, индустриализации СССР, в период Великой Отечественной войны 1941‑1945 годов. После войны субботники проводились до 1990‑х годов. Субботник проводили либо по месту работы, и тогда во время субботника люди выполняли свою обычную, повседневную работу, либо для ускорения строительства хозяйственных объектов, клубов, школ, озеленения городов и т.п. Субботники также проводились по месту жительства, по инициативе местных органов самоуправления, и тогда люди трудились над облагораживанием родной местности, выполняя различные строительные работы: строительство и покраска заборов, высаживание газонов, создание и обустройство клумб, парков, детских площадок.

Частота проведения субботников была непостоянной. Иногда субботники могли проводиться каждую неделю, иногда - только несколько раз в год. Всесоюзные Ленинские коммунистические субботники, приуроченные к дню рождения В.И. Ленина (22 апреля), проводились ежегодно. Они как бы знаменовали собой окончательный приход весны и использовались для подготовки к празднованию Первомая.

Вначале субботники были добровольными, и участвовали в них в основном коммунисты, комсомольцы и так называемые "сочувствующие".

Субботники рассматривались как одно из средств коммунистического воспитания масс. В комсомольских и партийных организациях участием в субботниках измеряли общественную активность человека, а к немногочисленным уклонившимся могли применяться меры общественного порицания или даже административного воздействия. Впоследствии субботники превратились из добровольных в добровольно-принудительные.

Само понятие "субботник" было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.

В современной России и других странах СНГ субботником называют любую работу по благоустройству территории, если она проводится не специализированными организациями. Так, многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Эти мероприятия уже далеко не всегда приурочены к субботе или тем более к неделе около дня рождения Ленина.

Субботник – это сознательный организованный не оплачиваемый труд на благо общества. Проводится в выходные и в свободное от работы время.
На заре становления Советской России субботники были на самом деле добровольными и участвовали в них только коммунисты и так называемые в то время «сочувствующие».

Позднее энтузиазм народа начал уменьшаться и субботники стали приурочивать к различным праздникам. Руководители предприятий пользовались добровольным трудом своих сотрудников в интересах своего ведомства, экономя при этом на заработной плате.
Субботники были одним из средств коммунистического воспитания толпы. Зачастую участие в таких мероприятиях становилось мерилом общественной активности комсомольцев и партийцев, к тем, кто уклонялся, применяли меры общественного порицания и иногда административное воздействие.
Субботники появились весной 1919 года во время Гражданской войны, и были ответом рабочих на призыв Владимира Ильича Ленина улучшить работу железных дорог.

Самый первый субботник провели рабочие-коммунисты из депо Москва-Сортировочная на Московко-Казанской железной дороге.
12 апреля 1919 года, ночью после работы, в депо вернулись пятнадцать человек. В течение 10 часов до 6 утра, отремонтировав три паровоза, рабочие решили продолжать ночные смены до полной победы над Колчаком.


Первый коммунистический субботник в депо Москва-Сортировочная


Через месяц 10го мая, на той же Московско-Казанской железной дороге, был проведен первый массовый субботник, в котором участвовало 205 человек, ставший поводом для статьи В.И. Ленина «Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу „коммунистических субботников“)», которую напечатали в виде отдельной брошюры в июле 1919 года.
Дальше субботники стали проводить и на промышленных предприятиях. Ленин воспринял это как выражение нового отношения народа к труду и назвал проявлением героизма трудящихся, которые на практике начали строительство социализма.
(линин с бревном)
В январе 1920 года, на субботниках, помогая фронту, трудились уже тысячи людей. Решением девятого съезда РКП(б) 1 мая был проведен первый Всероссийский субботник. В.И. Ленин тоже принимал в нем участие, что впоследствии массово использовалось коммунистической пропагандой.

В 30-ые годы мероприятие получило широкое распространение, и в те же года из добровольного стало принудительно-добровольным. Традиция сохранилась до падения социалистического строя. На субботниках чаще всего производились работы связанные с облагораживанием территорий: красили заборы, собирался мусор, обустраивали детские площадки. Школы могли собрать родителей учащихся для ремонта школы. На некоторых предприятиях это был просто обычный или сокращенный рабочий день. Мероприятие небыло постоянным и могла проводится хоть каждую неделю или только несколько раз в году. Единственным исключением были Всесоюзные Ленинские Коммунистические субботники, приуроченные 22 апреля – день рождения В.И. Ленина.

Само понятие «субботник» было распространено только в Советском Союзе и ныне известно только в странах, возникших после его распада.
В настоящее время так называют любую работу по благоустройству при условии, что ее проводят не специализированные организации. Теперь мероприятие не всегда приурочивают к субботе и тем более ко дню рождения В.И. Ленина. Довольно часто работу записывают в счет рабочего времени.
Весной, жителями домов, проводятся добровольные субботники, на которых высаживаются деревья и убирается прилегающая территория.

Также до сих пор продолжаются субботники в школах и ВУЗах, на которых учащиеся в принудительной форме выводят на уборку территории два раза в год, при этом нет обеспечения инвентарем на должном уровне, и приходится работать голыми руками и в школьной одежде.