Крестьянские фермерские хозяйства ответственность по обязательствам. Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом

Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам

Неопределенность правового статуса крестьянского хозяйства порождает различные точки зрения и по доводу того, каким имуществом крестьянское хозяйство отвечает по своим обязательствам. Так, Ю. Вольдман пишет, что в случае признания главы крестьянского хозяйства банкротом, согласно п.3 ст.25 ГК РФ, требования кредиторов "удовлетворяются не за счет имущества крестьянского хозяйства, то есть всех его членов, а только за счет имущества, принадлежащего главе крестьянского хозяйства - индивидуальному предпринимателю" Вольдман Ю. Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве.//Хозяйство и право.-2002.-№4.-С.40..

О.А. Макарова занимает по данному вопросу во многом сходную, но довольно противоречивую позицию. С одной стороны, она признает, то "крестьянское хозяйство - это гражданин, семья или группа граждан, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в предпринимательских целях и за регистрированных в порядке, определенном законами Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяй-ства//Кодекс-info.-2000. -№ 1.- С. 10., и неоднократно называет его то "специфической формой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве", то "особым хозяйствующим субъектом". По ее мнению, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не учитывает специфику крестьянского хозяйства. Однако тут же О.А. Макарова указывает, что речь должна идти о признании банкротом не крестьянского хозяйства, а его главы, и, стало быть, отвечать он должен всем своим имуществом в соответствии со ст.24 ГК РФ (т.е. она не учитывает специфику, о которой сама говорила выше) Там же. - С 10..

Все обстоит как раз наоборот: Закон о банкротстве гораздо лучше, чем ГК РФ, отражает специфику крестьянского хозяйства как особого субъекта предпринимательской деятельности, хотя следует согласиться с Е.П. Горбуновой в том, что в данном Законе не следовало бы так упорно называть главу крестьянского хозяйства индивидуальным предпринимателем Горбунова Е.П. Особенности правового положения и государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств // Кодекс-info. -2000.- № 1.- С. 7..

Если рассматривать главу хозяйства как индивидуального предпринимателя, то, вероятно, действительно должны применяться нормы ст.24,25 ГК РФ. Однако представляется, что в самом ГК заложены внутренние противоречия, поскольку специальное выделение в нем норм о регистрации крестьянского хозяйства как хозяйствующего субъекта (п.2 ст.23) и об общей собственности членов крестьянского хозяйства (ст.257, 258) должно влечь за собой и закрепление в Кодексе правила о том, что взыскание кредиторов по обязательствам такого субъекта обращается в первую очередь на это общее имущество.

В противном случае получается абсурдная ситуация: крестьянское хозяйство сообща ведут все его члены, но когда дело доходит до ответственности, то в соответствии со ст.255 ГК РФ взыскание обращается на личное имущество главы хозяйства и лишь при его недостаточности оно может быть обращено на долю главы в праве общей собственности крестьянского хозяйства. Члены же крестьянского хозяйства остаются в стороне.

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" вопросы ответственности крестьянского хозяйства решены в основном правильно. В ст.171 данного Закона сказано, что по обязательствам крестьянского хозяйства отвечают все его члены имуществом, находящимся в их общей собственности или приобретенным для хозяйства на общие средства его членов. Некорректным представляется лишь употребление союза "или". Ведь если имущество приобретено членами хозяйства на их общие средства, то оно уже является их общей собственностью; в приведенной же редакции это имущество противопоставляется общей собственности, что неверно. Ключевыми же в данной статье следует считать указание на то, что члены хозяйства отвечают имуществом, "приобретенным для хозяйства", т.е. имуществом производственно-хозяйственного назначения, перечисленным в ст.257 ГК РФ. Это означает, что крестьянское хозяйство несет по своим обязательствам ограниченную ответственность.

Важно подчеркнуть, что сказанное должно относиться и к крестьянским хозяйствам, состоящим из одного члена (главы). Возлагать в этом случае на главу хозяйства полную ответственность всем имуществом только на том основании, что он - единственный член хозяйства, было бы нелогично. Действительно, если супруги - члены крестьянского хозяйства не отвечают по обязательствам хозяйства имуществом культурно-бытового назначения (поскольку оно приобретено не для хозяйства, а для обеспечения потребительских нужд семьи), для единственного члена крестьянского хозяйства другого подхода быть не может. Отношения ответственности крестьянского хозяйства как особой формы предпринимательства граждан включаются в его правосубьектность, и в данном случае количественный состав хозяйства не может иметь существенного значения.

В п.3 ст.171 Закона о банкротстве специально подчеркивается, что имущество, принадлежащее главе или членам хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского хозяйства, не включается в конкурсную массу. Применительно к земельному участку крестьянского хозяйства, признанного банкротом, в Законе повторена формула ст.129 ГК РФ о том, что он может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством. Однако здесь должно приниматься во внимание не только земельное, но и гражданско-процессуальное законодательство.

Договорные обязательства хозяйство принимает на себя через главу КФХ или через представителей по выданными им доверенностям (ст.17 комментируемого Закона). И он должен, во-первых, соизмерять возможности хозяйства с принимаемыми обязательствами и, во-вторых, после принятия таких обязательств обязан принять все меры к тому, чтобы они были исполнены и притом надлежащим образом.

Двухгодичный срок, видимо, "подогнан" законодателем под общий трехгодичный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), с учетом того, что обычный срок исполнения сделок, как правило, не превышает одного года с момента их заключения.

Вышедший из КФХ гражданин отвечает субсидиарно по отношению к ответственности главы КФХ, действующего на момент обращения кредитора с соответствующим иском.

Законодатель не случайно говорит фактически не только о сделках (обязательства из сделок подразумеваются), совершенных до момента выхода его из КФХ, но и об обязательствах вообще (включая обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения). Это сделано в целях обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов КФХ.

Размер субсидиарной ответственности определен в пределах рыночной стоимости доли в имуществе КФХ, имевшейся у вышедшего из состава членов хозяйства гражданина на момент его выхода. Истец не лишен права доказывать, что сторонами (КФХ и вышедшим членом) эта стоимость была при выходе указанного лица из хозяйства занижена или завышена. Суд может назначить оценочную экспертизу.

Если вышедший из КФХ член получил при выходе денежную компенсацию, его ответственность по п.3 комментируемой статьи не может превышать суммы этой компенсации.

Но вернемся к норме, согласно которой соответствующую субсидиарную ответственность несет не только бывший глава КФХ, вышедший из хозяйства, но и всякий гражданин, вышедший из КФХ. Можно рассуждать о справедливости или несправедливости этой нормы, но определенная логика в ней, безусловно, есть.

Видя, как в результате чересчур рискованной договорной политики главы КФХ нарастают долги, любой член хозяйства мог выйти из него, и если он этого не сделал, то справедливо, что он несет ответственность за последствия такой политики.

Логично то, что ответственность на выходящих из КФХ членов ложится только по тем обязательствам, которые возникли до их выхода из хозяйства. Однако срок исполнения рассматриваемых обязательств, возникших до момента выхода соответствующего члена из КФХ, можно было бы ограничить одним годом с момента выхода такого члена из КФХ (имеется в виду один сельскохозяйственный цикл).

Отметим, что вышедшие из КФХ члены не несут ответственности:

а) по дополнительным соглашениям, заключенным после их выхода из КФХ, к сделкам, совершенным до их выхода из КФХ, даже если заключение таких дополнительных соглашений в будущем предусматривалось условиями указанных сделок;

б) по договорам, заключенным после их выхода из КФХ, если предварительные по отношению к ним договоры (ст.429 ГК РФ) были заключены до их выхода из КФХ, что не исключает ответственности по самим предварительным договорам, если их условиями за нарушение (отказ или уклонение от заключения основного договора) была предусмотрена неустойка.

Государство оказывает различные виды поддержки агропромышленному комплексу, в том числе и фермерским хозяйствам, содействует их созданию и осуществлению указанными субъектами своей деятельности.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом №74-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Напомним, читателю, что ранее (до вступления в силу Федерального закона №74-ФЗ) правовые основы создания КФК устанавливались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица. Однако с вступлением в силу Федерального закона №74-ФЗ положения Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 утратили силу, и теперь крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица (пункт 3 статьи 1 Федерального закона №74-ФЗ).

При этом пунктом 3 статьи 23 указанного закона установлено, что:

«Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года».

Налоговое ведомство разъяснило порядок приведения правового статуса крестьянского фермерского хозяйства в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) на основании статьи 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». По сути дела, процедура приведения правового статуса КФК в соответствие с ГК РФ заключается в смене фермерским хозяйством статуса юридического лица на физическое, то есть последнему следует стать предпринимателем без образования юридического лица. Для такого перехода фермеру необходимо подать заявление по форме №Р27002 (Форма №Р27002 утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 3 декабря 2003 года №БГ-3-09/664 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств»)) в инспекцию по месту жительства и приложить к нему копию паспорта с записью о месте регистрации. На основании этого представители налоговых органов внесут сведения о вашем фермерском хозяйстве в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и одновременно исключат их из государственного реестра юридических лиц. По мнению налоговых органов, смена правового статуса не освобождает от налоговых долгов, если таковые имеются. Об этом сообщается в Письме МНС Российской Федерации от 9 июля 2004 года №09-0-10/2841 «О приведении правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с нормами части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 года №630 «О Едином Государственном Реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых Государственных Реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №438 и №439» установлено, что государственная регистрация фермерских хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона №74-ФЗ к деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством Российской Федерации.

Таким образом, фермерское хозяйство не является юридическим лицом, но на него распространяются законодательные нормы, обязательные для юридического лица.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона №74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Соглашение о создании фермерского хозяйства подписывается всеми членами фермерского хозяйства и должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона №74-ФЗ членами фермерского хозяйства могут быть:

а) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При этом указано, что лишь по достижении возраста шестнадцати лет дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства;

б) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. При этом установлено ограничение: максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства и порядке управления фермерским хозяйством;

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона №74-ФЗ один из членов фермерского хозяйства признается главой по взаимному согласию членов фермерского хозяйства.

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

Кроме того, фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином (пункт 2 статьи 1 Федерального закона №74-ФЗ). В этом случае заключение соглашения не требуется (пункт 1 статьи 4 Федерального закона №74-ФЗ) и этот гражданин является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Федерального закона №74-ФЗ).

По взаимному согласию членов фермерского хозяйства в фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены на основании их заявления в письменной форме (статья 14 Федерального закона №74-ФЗ).

Поскольку фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, сохраняют статус юридического лица на период до 1 января 2010 года, то следует сказать о формах бухгалтерской отчетности, которую представляют указанные субъекты хозяйственной деятельности. Специализированные формы бухгалтерской отчетности для фермерских хозяйств (юридических лиц) до настоящего времени не разработаны и не утверждены. Отметим, что Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 января 2005 года №6 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах» было решено в целях совершенствования бухгалтерского учета в агропромышленном комплексе утвердить Методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах, однако до настоящего времени указанные Методические рекомендации не утверждены.

В Приказе Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (далее Приказ №34н)) также отсутствуют какие-либо особенности по составлению бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Поэтому фермерские хозяйства, являющиеся юридическими лицами, бухгалтерскую отчетность представляют в общеустановленном порядке.

Так, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон №129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется . К учету принимаются первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации либо документы, составленные по произвольной форме, но содержащие обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона №129-ФЗ.

В связи с изложенным, фермерские хозяйства, созданные как юридические лица, обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, предусмотренную статьей 13 Федерального закона №129-ФЗ и Приказом №34н.

В то же время организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, могут переходить на упрощенную систему налогообложения, а в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона №129-ФЗ при переходе на упрощенную систему организации освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

Кроме того, крестьянские (фермерские) хозяйства, плательщики единого сельскохозяйственного налога, согласно НК РФ обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений главы 26.1 НК РФ. Таким образом, организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие разъяснения Минфина Российской Федерации приведены в Письме от 13 июля 2005 года №03-11-04/1/9.

Ведение бухгалтерского учета крестьянским (фермерским) хозяйством, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации и МНС Российской Федерации от 13 августа 2002 года №86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут также в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» зарегистрироваться в качестве субъекта малого предпринимательства, и представлять бухгалтерскую отчетность в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности.

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов утвержден Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 года №64н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (далее Типовые рекомендации). Утвержденные Приказом №64н Типовые рекомендации предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, независимо от предмета и целей осуществляемой деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением кредитных организаций.

Члены фермерского хозяйства исходя из собственных интересов самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона №74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. При этом в пункте 3 статьи 19 Федерального закона №74-ФЗ подробно указано, что следует понимать под перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд - это перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных, используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства, грузов.

Отметим, что в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов согласно статье 20 Федерального закона №74-ФЗ фермерские хозяйства могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

В пункте 2 статьи 16 Федерального закона №74-ФЗ указано, что глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

ü организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

ü осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Члены фермерского хозяйства по взаимному согласию признают главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства в случае:

1) невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев;

2) добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий;

3) смерти главы фермерского хозяйства.

Смена главы фермерского хозяйства в первых двух перечисленных случаях не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве. Это установлено пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №74-ФЗ.

Факт смены главы фермерского хозяйства должен быть зафиксирован в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 14 Федерального закона №74-ФЗ членство в фермерском хозяйстве прекращается в случае:

Выхода из членов фермерского хозяйства;

Смерти члена фермерского хозяйства.

Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

В соответствии с порядком, изложенным в статье 22 Федерального закона №74-ФЗ, прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Фермерское хозяйство согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона №74-ФЗ прекращается по следующим основаниям:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

В состав имущества фермерского хозяйства мо гут входить:

· земельный участок;

· насаждения;

· хозяйственные и иные постройки;

· мелиоративные и другие сооружения;

· продуктивный и рабочий скот;

· сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;

· транспортные средства;

· инвентарь;

· иное имущество, необходимое для осуществления деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона №74-ФЗ членами фермерского хозяйства по взаимному согласию устанавливаются перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства и порядок формирования имущества фермерского хозяйства.

Общим имуществом членов фермерского хозяйства являются плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства.

При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. В этом случае гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке. Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона №74-ФЗ установлено, что срок выплаты указанной компенсации не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона №74-ФЗ фермерское хозяйство отвечает своим имуществом по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из фермерского хозяйства (пункт 3 статьи 9 Федерального закона №74-ФЗ).

И в заключении отметим, что фермерские хозяйства, как и другие сельскохозяйственные предприятия, вправе платить налоги в обычном порядке либо применять специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей, поскольку в НК РФ указано, что правила, предусмотренные главой 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Предприятия агропромышленного комплекса ».

Ко мне недавно обратились с вопросом о том, какова природа крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица (в дальнейшем - КФХ), причём с непраздной целью - этот вопрос обсуждался при разрешении конкретного судебного дела. Дело в том, что нормы о КФХ размещены в подпараграфе 3.1 параграфа 2 главы 4 ГК РФ. Как известно, в подпараграфе 3 того же параграфа размещены нормы о товариществе на вере. И вопрос состоял в том, не является ли КФХ разновидностью товарищества на вере с учётом норм в Законах о КФХ 1990 и 2003 года.

Вопрос о том, к какому типу юридических лиц может быть отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, в теории гражданского права имеет только один правильный ответ - ни к какому! КФХ - семейно-трудовое сообщество физических лиц, ведущих сельское хозяйство и основанное на общей собственности. В таком виде оно существовало сотни лет и никаких проблем не вызывало. И только когда в 90-е годы XX века в России простую конструкцию, в которой личный элемент всегда имел превалирующее значение, решили перестроить на корпоративный лад, начались проблемы.

Мотивы, которые лежали в основе такой трансформации, понятны. Участники КФХ, с одной стороны, хотели спрятаться от ответственности по долгам за маской юридического лица, а с другой стороны, получить определённые налоговые и учетно-бухгалтерские преимущества, которых не было у КФХ, не имеющего прав юридического лица. И законодатель пошёл им навстречу, вместо того чтобы создать для КФХ, не являющихся юридическими лицами, особый режим, что способствовало бы их сохранению наряду с иными формами хозяйственной деятельности. Просто так было проще…

При этом хотелось, что КФХ как юридическое лицо обладало какими-либо особенностями, позволявшими обосновать необходимость признания самостоятельности такой организационно-правовой форме. Во все времена достаточно было задать вопрос: зачем нужна особая форма юридического лица и чем она будет отличаться от общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем - ООО), - и авторы соответствующих идей начинали «путаться в показаниях». И сразу же в качестве квалифицирующего признака КФХ предлагалось отсутствие ограниченной ответственности по долгам, которая есть в ООО.

В Законе о КФХ 1990 года оно признавалось юридическим лицом, основанным на долевой собственности участников. Подобное совмещение было явно нелогичным, хотя и присутствовало в других законодательных актах тех лет, но на основании него можно было сделать вывод о том, что это корпорация, по долгам которой участники несут неограниченную ответственность по долгам в долевом порядке. От имени КФХ в обороте выступал его глава. В Законе о КФХ 2003 г. оно трактовалось в традиционном ключе как семейно-трудовое объединение граждан, а не как юридическое лицо. Значит, члены хозяйства тоже несли по его долгам ответственность (хотя можно было спорить, в долевом или в солидарном порядке). От имени КФХ в обороте также выступал его глава.

Теперь же в ГК есть такая организационно-правовая форма юридического лица как КФХ. Оно представляет собой корпорацию, основанную на личном участии граждан, которые также вносят имущественные вклады. По долгам КФХ отвечают в субсидиарном порядке его участники, которые не должны быть индивидуальными предпринимателями. При этом не решен вопрос о том, кто управляет КФХ как юридическим лицом и, даже, кто может действовать от его имени. Одновременно прямо не сказано, является ответственность участников долевой или солидарной. Как решить эти вопросы?

КФХ помещено в параграф 2, где помимо него урегулированы полные товарищества и товарищества на вере, однако в п. 3 ст. 66 ГК указаны только два вида товарищества - полные и на вере. КФХ среди них нет. Значит, систематическое толкование ГК помочь в решении возникших вопросов не может. Применение к КФХ по аналогии норм о полных товариществах или о товариществах на вере нуждается в дополнительном обосновании. Вроде бы, КФХ с товариществами роднит то, что все они являются так называемыми договорными юридическими лицами, т.е. действуют на основании учредительных договоров. Однако одного этого мало. Нужны более весомые аргументы.

Конечно, можно ограничиться высказыванием о том, что лицо, которое должно действовать от имени КФХ как юридического лица, должно быть указано в соглашении о создании КФХ и, скорее всего, это будет его глава. Тем более что действует Закон о КФХ 2003 г. и нормы о совместной собственности КФХ, не являющегося юридическим лицом. Но как быть, если этот вопрос в соглашении не решен или сказано, что от имени КФХ как юридического лица могут действовать все его члены или некоторые из них? Каким будет статус остальных членов, и как в связи с этим будет строиться их ответственность по долгам юридического лица?

Формально все члены КФХ несут ответственность по долгам этого юридического лица в субсидиарном порядке. Поскольку четко не сказано, что эта их ответственность - солидарная, гипотетически можно истолковать её и как долевую. В пользу данного толкования, как ни странно, - нормы ст. 322 ГК. Солидарная ответственность должна быть предусмотрена законом или договором. Несколько должников в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, несут ответственность ipso iure . Однако поскольку КФХ - юридическое лицо, именно оно участвует в подобных обязательствах, а не участники, которые связаны корпоративными отношениями. А корпоративные отношения - не всегда предпринимательские.

Но даже если ответственность будет не солидарной, а долевой, справедливо ли возлагать её на участников КФХ, которые, допустим, не принимают участие в управлении хозяйством и не действуют в обороте от своего имени? Логика норм о товариществах предполагает, что ответственность по долгам юридического лица, как правило, несёт тот, кто действует в обороте от его имени или, по крайней мере, управляет им. Поэтому вкладчики в товариществе на вере такую ответственность не несут. Полную ответственность несут лишь те, кто вступил в товарищество в качестве предпринимателя (полные товарищи): они знали или должны были знать, что делают.

Возьмём теперь ситуацию в КФХ, где глава его управляет юридическим лицом и действует в обороте от его имени, а остальные, скажем, работают на земле. Они не являются предпринимателями, да теперь, пожалуй, и глава КФХ как юридического лица не должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, однако никакого ограничения ответственности для членов нет. Несправедливость такого положения будет постоянно подталкивать суды к тому, чтобы освобождать от ответственности тех, кто не управляет КФХ. Поэтому лучше было бы вопросы о солидарном или долевом характере ответственности участников по долгам КФХ, и о том, должны ли они отвечать одинаково, решить в законе.

К сожалению, многие поправки, вносимые в ГК в последние годы, не обладают должной системностью, а порой и вовсе не продуманы. Один из ярчайших примеров - нормы о КФХ как юридическом лице. Достаточно было провести две-три логические операции, чтобы понять, какие проблемы в правоприменении возникнут после принятия данных норм. Однако никто палец о палец не ударил… Я уже не говорю о том, что КФХ не вписывается в сложившуюся систему организационно-правовых форм юридических лиц, в ГК его регулирование находится явно не на своём месте, а также не решен вопрос о том, как соотносится КФХ как юридическое лицо и как сообщество граждан, основанное на общей собственности.

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

Сегодня мы поговорим про отличия, существующие между двумя организационно-правовыми формами: и крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ).

Организационно-правовая форма

Индивидуальный предприниматель (ИП)

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ)

Физическое лицо, которое законно занимается коммерческой деятельностью.

Объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Может заниматься коммерческой деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Не является юридическим лицом.

Может быть создано как без образования юридического лица (п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса), так и в форме юридического лица (ст. 86.1 Гражданского кодекса).
данный момент регистрация КФХ в форме юридического лица на практике невозможна).

Регистрация ИП и КФХ

Регистрация ИП

Регистрация КФХ без образования юридического лица

Регистрация КФХ - юридического лица (на данный момент невозможна)

ИП регистрируется по месту своей постоянной регистрации (прописки). Если нет постоянной регистрации (прописки), то можно зарегистрироваться в налоговой по месту временной регистрации (п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).

Регистрируется по месту постоянной регистрации (прописки) главы хозяйства. Если нет постоянной регистрации (прописки), то можно зарегистрироваться в налоговой по месту временной регистрации главы КФХ.

При регистрации применяются те же правила, что и при регистрации ИП (Постановление Правительства РФ №630 от 16.10.2003 г.).

Регистрируется по месту нахождения главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Под местом нахождения может пониматься как адрес прописки, так и нежилое помещение, в котором работает глава КФХ.

При регистрации применяются те же правила, которые применяются при регистрации юридических лиц.

Для регистрации предоставляется заявление о гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001) и копия паспорта.

Для регистрации предоставляется заявление о гос. регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (форма Р21002) и копия паспорта.

Соглашение между членами представлять не требуется.

Сколько бы ни было членов хозяйства, в налоговой регистрируется только глава КФХ.

Для регистрации предоставляется заявление о гос. регистрации юридического лица при создании (форма Р11001), соглашение о создании КФХ.

К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство / документов, подтверждающих право общей собственности на имущество.

О гос. регистрации вносится запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

О гос. регистрации вносится запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

О гос. регистрации вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)

Срок регистрации - 5 рабочих дней

Срок регистрации - 5 рабочих дней

Один человек может только один раз зарегистрироваться в качестве ИП п. 4 ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Один человек может только один раз зарегистрироваться в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) п. 4 ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», так как при регистрации применяются те же правила, что и при регистрации ИП (Постановление Правительства РФ №630 от 16.10.2003 г.).

Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 3 ст 86.1 Гражданского кодекса).

Членство

Индивидуальный предприниматель (ИП)

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) без образования юридического лица

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) - юридическое лицо (на данный момент не регистрируется)

Только один человек может быть зарегистрирован индивидуальным предпринимателем.

Открыть ИП на двоих нельзя.


Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Ответственность

Открытые вопросы

Невыясненные вопросы остаются вокруг самой неопределенной организационно-правовой формы - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Вопрос 1.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса РФ главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом налоговые инспекции направо и налево раздают отказы в гос. регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в случае, если его глава уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. И они по-своему правы, так как Постановление Правительства РФ №630 от 16.10.2003 г. устанавливает, что при регистрации КФХ должны применяться те же правила, что и при регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП), а в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) человек не может зарегистрироваться, если не утратила силу его предыдущая регистрация.

Вопрос 2.

В соответствии с п. 3 ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве)» к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Но на практике налоговые инспекции предъявляют вообще какие-то промежуточные требования.

И ни как к предпринимателям, и ни как к юридическим лицам.

Будем надеяться, что рано или поздно наше Правительство разрешит эти пробелы в законодательстве.