Бывший министр финансов выступил с критикой финансовой политики, вместо него назначен антон силуанов. Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов

14:46 — REGNUM Поступками человека управляет его прошлое.

Какой жизненный опыт аккумулирован в личности Антона Силуанова, будущего первого заместителя председателя правительства?

Став министром финансов России, защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук в 2012 году, применив и служебные знания.

Тема диссертации — «Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России».

Кажется, масло масляное. Развитие федерализма в диссертации рассматривается как развитие бюджетного федерализма, а это и есть отношения между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Вот, и получается: межбюджетные отношения в условиях развития межбюджетных отношений. Масло масляное. И в чём, спрашивается, проблема?

Но не всё так просто.

В мире немало государств-федераций с вертикально-территориальным разделением властей со своими бюджетами. Понятие бюджетный федерализм было придумано для констатации и обобщения именно этого факта и в надежде на то, что реальный бюджетный федерализм когда-нибудь перестанет быть средоточием внутренних конфликтов и скрытых противоречий.

Пока это мечта. На деле даже на бумаге не получается так распределить полномочия и обеспечить их деньгами (доходными источниками), чтобы общефедеральные обещания человеческих благ овеществились в каждом российском муниципалитете, а деньги не растерялись по дороге к местному бюджету.

Поэтому можно записать в актив А. Силуанова как ученого министра его попытку лично проанализировать опыт зарубежного бюджетного федерализма и лично сформулировать «направления совершенствования российских межбюджетных отношений с учетом развития отечественной модели бюджетного федерализма и циклических колебаний экономической конъюнктуры».

Такова цель докторской работы.

Совершенствование межбюджетных отношений, оказывается, это нечто, не влияющее на развитие бюджетного федерализма, а лишь учитывающее его российскую модификацию.

По идее, надо бы так разрабатывать проблему, чтобы научно обоснованные изменения в межбюджетных отношениях укрепляли бы бюджетный федерализм в России, усиливали и расширяли возможности его участников на всех уровнях власти и управления. В интересах роста благосостояния граждан.

Иначе получается совершенствование межбюджетных отношений ради их усовершенствования, с потерей мыслимого результата уже на старте.

В итоге цель смещается с результата на процесс.

Ничего удивительного в таком концептуальном разрыве нет. Многие российские государственные документы и федеральные законы структурно верные, но концептуально разорванные. Есть цели, есть задачи, есть показатели их достижения, но между собой все они весьма слабо связаны или не связаны вовсе.

Можно взять любую государственную программу Российской Федерации и обнаружить в ней не одну-единственную цель, соответствующую названию программы, а множество целей. Куда же бьет такая многоцелевая установка: по цели или по квадрату? Ответ ясен — по пространству, а не по месту.

Министерство финансов является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Цель программы изложена в одном предложении, что создает внешнее впечатление о том, что она — единственная. Однако внутри формулы зашито сразу несколько целей:

— обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы;

— обеспечение ее устойчивости во времени и пространстве;

— повышение качества управления государственными финансами;

— повышение качества правового регулирования финансового рынка.

А. Силуанов соединил все это в один абзац: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение качества управления государственными финансами и правового регулирования финансового рынка, и назвал целью государственной программы.

Минфин и его подведомственные структуры являются единственными участниками этой программы. Спрашивается — а зачем вообще правительству России эта программа, которая носит узковедомственный и методический характер, а цели — с таким ускользающим горизонтом? Что ни сделаешь, еще больше предстоит сделать.

Гипотетический ответ таков: программа нужна для того, что завести под нее пока излишние бюджетные средства, которые в случае необходимости могли бы быть использованы на самые различные вневедомственные цели. Потому что эта госпрограмма — по определению самого Минфина — носит обеспечивающий характер. Что обеспечивающий? Саму себя, поскольку под другие госпрограммы, направления, проекты деньги тоже выделяются.

В диссертации А. Силуанова смущает также то, что из 222 пунктов библиографии шестьдесят восемь — это ссылки на федеральные законы, приказы и письма министерства финансов России, что к научным доказательствам не имеет никакого отношения.

Такой вот парадокс: деньги счет любят, а слова уплывают в бесконечность смыслов. Перенос фактического, а не заявленного в автореферате методологического подхода к разработке проблемы на управление правительством может оказаться непродуктивным в деятельности первого заместителя премьера.

Научная модель не прогностична для самого министра.

Для него и для вновь назначенных в 2017 году губернаторов оказалось новостью и загадкой — откуда взялись скелеты в бюджетном шкафу субъектов Российской Федерации в виде объемных коммерческих кредитов. В то время, когда правительство всё сделало для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2 триллиона 300 миллиардов рублей — таков долг субъектов Российской Федерации. Это и коммерческие долги, и просроченная задолженность бюджетных организаций (школ, больниц, высших учебных заведений). У полутора десятков регионов сумма долга составляет до ста процентов от величины годовых доходов, у тридцати — до восьмидесяти процентов. Еще у тридцати — менее 50% от доходов.

Министр финансов теперь надеется снизить долю коммерческого долга до 50 процентов от объёма налоговых и неналоговых доходов хотя бы к 2020 году. Нужна инвентаризация, после которой состоится перераспределение — «более адресное» — объёма межбюджетных трансфертов.

Таков опосредованный (или непосредственный?) результат реализации государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Как первому вице-премьеру Силуанову уже нельзя будет наступать на грабли бюджетной необеспеченности региональных и муниципальных полномочий, которые уже переданы по вертикали вниз, но не подкреплены ресурсами. Придется либо нарастить бюджетно-трансфертную подпитку, либо изъять не обеспеченные ресурсами полномочия. В худшем случае — проблемы будут нарастать, как снежный ком. И никакого прорывного развития на уровне субъектов Российской Федерации не случится.

Справедливости ради следует сказать, что ситуация в регионах гораздо лучше, чем раньше. В 2013 году дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации составлял десять процентов от их собственных доходных источников. А в прошлом году он оказался минимальным.

Минфин озаботился также тем, чтобы миграция налоговой базы не приводила к потере региональной самодостаточности, а регионы имели устойчивую доходную базу и были стимулированы на развитие экономического потенциала. О мерах, обеспечивающих лучшую ситуацию, мы узнаем вскоре после формирования нового кабинета министров.

Всякая система хороша, если Минфин знает, чем она плоха

А. Силуанов считает, что министерство всегда находится на острие экономики, а его специалисты очень высоко квалифицированы и справедливо экипированы и во многом лучше разбираются в тех или иных отраслях, чем отраслевые ведомства. С его коллегами из Минфина считаются все отраслевые ведомства.

Сам министр в среднем ежемесячно получает зарплату, в три раза превышающую премьерскую. Примерно 1,7 миллиона рублей.

Дарья Антонова © ИА REGNUM

В силу привычки или речевой фигуральности министр использует ленинское выражение о том, что политика есть концентрированное выражение экономики.

На самом деле в правительстве Силуанова-Медведева не экономика будет определять политику и не политика определит экономику. И экономику, и политику отцентрирует бюджет.

Так сложилось или так сложили?

Председатель думского бюджетного комитета А. Макаров с трибуны Госдумы уже доказал, что нас спасет только бюджетная стратегия, потому что качество экономического прогноза у нас никакое. Прогноз социально-экономического развития может пять раз меняться в течение года. Даже в тот момент, когда закон о федеральном бюджете уже находится в Государственной думе.

Он прав, когда говорит, что у нас очень много стратегий, и очень многие уже научились стратегии писать и даже потом отчитываться о том, как их хорошо написали, а в общем-то, эффективность этих стратегий мала.

Это касается государственного программирования в целом. Поэтому функцию главного арбитра в процессе интеграции стратегических замыслов, бюджетирования и управления в стратегическом документальном хаосе вынужденно продолжает исполнять Минфин.

Раньше проектированию федерального бюджета предшествовало Бюджетное послание президента Российской Федерации. После прошлогодних очередных исправлений Бюджетного кодекса основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации разрабатывает и представляет в правительство исключительно Минфин.

Минфин ежегодно получает бюджетные запросы на следующий год и последующий плановый двухлетний период из министерств и ведомств и затем рассылает министерствам «возвратное» распределение бюджетных ассигнований по государственным программам. Что это такое?

Это означает, что в Минфине проанализировали бюджетные запросы ведомств, переоценили их и «возвратили» в виде предельных цифр на согласование министрам. Если министерство не согласно, то далее составляется перечень несогласованных вопросов и направляется в Минфин.

Арбитром — в случае несогласия министерств и ведомств с корректировкой Минфина — является правительство. Но такие случаи, когда разногласия с минфиновскими чиновниками выносились бы на уровень премьера, если и бывают, то очень редко.

Получается, что цели, задачи отраслевой деятельности и необходимый ресурс для их достижения рецензируются и оппонируются в финансовом ведомстве, как будто именно там определяются приоритеты в социально-экономическом развитии страны. По закону — так быть не должно. На практике — получается так, как получается.

Минфин не корректирует цели и задачи министерств, оставляя их на усмотрение ведомства. Может, даже не вчитывается в них. Просто по своему (методическому?) усмотрению применяет два из четырех действия из таблицы умножения.

Поэтому будущее назначение А. Силуанова первым заместителем председателя правительства — скорее формализация его фактического места в правительственной системе управления планирования, прогнозирования и управления. Возможно, на этом этапе истории российского государства это правильно.

Если синтезировать мысли из публичных выступлений А. Силуанова самого последнего времени, то получится следующая программа действий первого экономического вице-премьера.

Сохранится бюджетное правило, суть которого в сохранении расчетной величины цены на нефть и сдерживании инфляции. По мнению министра, это не только мера для сохранения резервов и формирования подушки безопасности для бюджета, но и прогнозируемость того, что у нас не будет рисков повторения кризисов, которые были в последние годы. Потому что кризисы в основном были связаны с бюджетом. Снижались цены на нефть, соответственно снижались и доходы, расходы не финансировались, всё «резали», дефицит увеличивался, высокая инфляция, дестабилизация курса и так далее. Собственно, так всегда шло развитие кризисов. И в этом году мы оцениваем до 3% ВВП дополнительные валютные поступления с нефтегазовых доходов в резервы.

У нас сократилась доля расходов на оборону. Доля расходов на здравоохранение, на человеческий капитал, наоборот, увеличилась. Силуанов считает, что одна из ключевых задач — это улучшение инфраструктуры. Очевидно, что без этого роста экономики не будет. Это и дороги, и авиасообщение. Особенно в восточной части нашей страны, на Дальнем Востоке. Из Владивостока в Хабаровск только через Москву можно добраться. Это же совершенно недопустимо. Поэтому вопрос инфраструктуры, очевидно, будет являться одним из приоритетов следующих бюджетных планах.

То же самое — вложение в человеческий капитал. Нам нужно вовлекать больше населения (особенно уязвимые группы) в активные производственные процессы. С другой стороны — населению должно быть доступно лучшее качество услуг независимо от того, в Москве вы находитесь или в любой другой точке нашей страны. И здесь есть отставание. Нам эти вопросы нужно подтягивать.

Какие могут быть источники? В первую очередь, конечно, это налоги. И совершенствование администрирования, что сокращает и теневой сектор. Оттуда будут браться деньги для приоритетов. Таким образом, изменения налоговой системы и улучшение администрирования — основные доходные источники для манёвра.

Мы должны создать у себя такой климат, который был бы более либеральным, более привлекательным, чтобы нивелировать влияние тех ограничений, которые вводятся в отношении России. Здесь и налоги, валютная либерализация, улучшение конкуренции, в том числе уменьшение доли госсектора и улучшение положения компаний (не госкомпаний, которые сегодня во многом доминируют в тех или иных секторах). Поэтому вопрос валютного контроля и валютного регулирования — один из важных в повестке дня.

По таможне: к 2020 году будет создано несколько центров электронного декларирования, которые позволят без контактов с работником таможенной службы оформлять таможенные грузы, оформлять экспорт и импорт участников внешней экономической деятельности. Такое дистанционное взаимодействие с таможней снизит и административные издержки, и коррупционные риски. Это, в конечном счете, улучшит администрирование. Все это делается для того, чтобы нормальные добросовестные компании могли работать с меньшими издержками и приносить больше доходов.

Как будет на самом деле — увидим.

О новом министре финансов Антоне Силуанове почти ничего не известно. «Собеседник» решил восполнить пробел.

Финансы по наследству

Антон Силуанов – потомственный финансист. В Минфине трудились его родители и даже, как говорят, еще дед. В это же ведомство сразу после получения диплома Московского финансового института (сейчас это университет) пришел и сам будущий министр.

Антон Силуанов никогда не был заводилой на курсе, но общественной жизни тоже не сторонился, от коллектива не отрывался: и на картошку ездил, и на собрания ходил, – вспомнил бывший декан факультета «Финансы и кредит» Борис Супрунович. – Учился он отлично. Было заметно, что в мире цифр он себя ощущает, как в своей стихии. Дисциплины у нас сложные, но он учился без проблем. Больше всего Антон Силуанов меня удивил, когда на 5-м курсе сам попросился, чтобы его распределили на работу в Минфин РСФСР, куда наши выпускники вообще-то не стремились: зарплата там была невысокая, работа скучная, да и само ведомство тогда мало что решало. Но Антон Силуанов, несмотря на все это, решил пойти по стопам своих родителей. Начал с самой низшей ступени – рядового экономиста. И, как показало время, не прогадал: прошел всю карьерную лестницу, вплоть до самой верхней ступеньки…

В институте вспоминают, что Антон Силуанов , несмотря на то, что был москвичом и сыном чиновников, уже после 1-го курса записался в стройотряд и даже участвовал в строительстве здания Внеш­эконом­банка на проспекте академика Сахарова в Москве. Сам Антон Силуанов позже рассказывал в интервью, что заработал тогда 47 рублей, на которые купил первые в своей жизни серьезные часы. На старших курсах Антон Силуанов летом ездил на БАМ, где получил уже более крупную сумму – больше 800 рублей. Но, как позже говорил сам будущий главный финансист, его «магистральным» мотивом были не деньги, а приключение.

Антон Силуанов до сих пор каждый год приезжает в финансовый институт и встречается со своими однокурсниками, где непременно всплывают бамовские истории. Например, о том, как городскому студенту Антону Силуанову , как самому ответственному из группы, однажды доверили лошадь и отправили пасти коров… И тогда все прошло гладко, и позже Антону Силуанову нередко приходилось решать задачи, чтобы и волки были сыты, и коровы целы.

Опыт и дотошность

Возможно, на первых этапах карьеры Антона Силуанова поддержка его родителей – сотрудников Минфина – и играла какую-то роль (отец Антона Силуанова возглавлял один из департаментов в Минфине), но к самой вершине будущий министр пришел самостоятельно. Впрочем, если бы не молниеносная отставка Алексея Кудрина, Антон Силуанов мог бы так и остаться «вечно вторым» за спиной министра финансов.

Антон Силуанов – один из самых опытных, но совершенно не публичных и, как казалось, не амбициозных замов министров в нынешнем правительстве. И когда обсуждались кандидатуры на министерское кресло, фамилия Антона Силуанова никогда даже не звучала, – рассказал источник в правительстве.

Вероятно, главную рекомендацию Антону Силуанову дал все-таки его экс-шеф Алексей Кудрин. Говорят, бывший министр ценил Антона Силуанова за опыт и дотошность. Уже после увольнения Алексей Кудрин рассказал в одном из интервью, что до сих пор приходит в министерство завершать свои дела, для чего бывший заместитель даже выделил ему отдельный просторный кабинет, не побоявшись приютить опального чиновника.

– У Антона Силуанова очень крепкая репутация в финансовых кругах, – подтвердил «Собеседнику» директор департамента стратегического анализа компании «Финансы.Бизнес.Консалтинг» Игорь Николаев. – В его профессионализме никто не сомневается.

Именно такой – профи до мозга костей, который не будет вести собственные подковерные игры, и нужен в предвыборный период : он поможет сохранить видимость благополучия в финансах страны и не будет тянуть одеяло на себя.

Личный бюджет

Неизвестно, как о федеральном, но о своем семейном бюджете Антон Силуанов уже позаботился. Он два года подряд, в 2009-м и 2010-м, умудрялся заработать больше своего, тоже небедного, шефа Алексея Кудрина . Кроме того, Антон Силуанов стал рекордсменом по количеству квадратных метров – у семьи Силуановых несколько квартир в разных концах Москвы. Часть из них были получены в наследство от предков-москвичей, а часть – приобретены: зарплата замминистра позволяла. Например, в 2009 году доход Антона Силуанова составил 9,3 млн рублей.

Не дал денег Путину

Говорят, у Антона Силуанова та же профессиональная болезнь, что и у другого старожила Минфина Татьяны Голиковой , про которую известно, что она держит в памяти все основные цифры бюджета. Только Антон Силуанов их вроде как не просто держит, он их еще и сопоставляет на ходу.

Говорит мало, но его слово дорого стоит. В буквальном смысле. Администрации Мордовии, например, слово Антона Силуанова стоило 5 с лишним миллиардов рублей. Дело было так. В июне 2011 года Антон Силуанов участвовал в выездном совещании под руководством премьер-министра Владимира Путина, на котором мордовские власти попросили к полученным уже 28 млрд еще 5,5 – на празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. По своему обыкновению Антон Силуанов тихо слушал всех докладчиков, пока Владимир Путин не обратился к нему прямо: «А что скажет Минфин?» «По нашим подсчетам, это уже самый дорогой проект в России, дороже 1000-летия Казани», – ответил Антон Силуанов и тем самым обесценил российско-мордовскую дружбу на 5 миллиардов.

А на январском селекторном совещании, том самом, во время которого Владимир Путин накинулся на губернатора Кировской области Никиту Белых , возник другой, не замеченный прессой скандал, и вызвал его снова «тихий» Антон Силуанов. Он привел убийственный анализ региональных бюджетов, после которого, как говорят, губернаторы нескольких областей стали на всякий случай паковать чемоданы. Но на Антона Силуанова лично при этом никто не может обижаться: он бьет не словами, а цифрами.

Говорят, новый министр финансов, как и его предшественник, тоже противник расширения военного бюджета, на чем и погорел Алексей Кудрин . Правда, он не столь категоричен в высказываниях. Антон Силуанов уже выступил против увеличения налогов в ближайшей перспективе и продолжил гнуть линию Кудрина: не увеличивать расходы бюджета без увеличения доходов. Оба пункта выполнить будет непросто: перед выборами власти особенно трудно устоять перед соблазном «задарить» избирателей.

Антон Силуанов долго не мог избавиться от приставки «и.о.», благодаря чему эксперты стали говорить, что министру-новичку пока не хватает политического веса. Но в современных условиях ему это вряд ли помешает: в правительстве очень нужен человек, который хорошо умеет считать.

Антон Силуанов – один из самых значимых чиновников в правительстве России, возглавляет министерство финансов. «Финансовый карьерист», как его называют коллеги, в столь трудное для страны время уверенно управляет бюджетом РФ и профессионально ведет деятельность по распределению финансовых средств государства в рамках возможного.

Министра финансов РФ считают человеком аналитического склада ума и жестким экономистом, который чувствует себя как рыба в воде в стихии цифр и расчетов. Способности чиновника высоко ценит и руководство РФ, неоднократно награждавшее главу Минфина высшими государственными наградами.

Родился Силуанов Антон Германович 12 апреля 1963 года в Москве в семье финансистов. По национальности русский. Герман Михайлович, отец будущего главы Минфина, был сотрудником министерства финансов СССР. Янина Николаевна, мать Антона Германовича, работала в экономическом издательстве и сегодня продолжает осуществлять деятельность в госуниверситете финансового ведомства РФ.

Тягу к финансам будущий министр приобрел еще в раннем детстве – в его доме постоянно обсуждались экономические темы разного плана, поэтому уже в школьные годы Антон Германович твердо решил, что будет финансистом. По окончании средней школы юноша без труда поступил в Московский финансовый институт, откуда и вышел дипломированным финансистом-экономистом. В это время на практике попробовал себя в роли сотрудника министерства финансов.

В студенческие годы Силуанов старательно изучал экономические науки и с полной отдачей выполнял общественные поручения. Ему не чужды и поездки на картошку, и работа на БАМе, куда будущий чиновник отправился за приключениями, а не за деньгами.


В 1987 году Антон Германович призван в ряды Советской армии, где также исполнял обязанности начфина, занимаясь контролем кассы и начислением зарплат сослуживцам. После армейской службы, получив звание старшего лейтенанта, Силуанов пошел работать в Минфин, несмотря на то что работа в финансовом ведомстве не приносила дохода. Тем не менее это поворотный момент в биографии будущего главы российского Минфина.

Политика

Карьера будущего министра финансов РФ началась, когда его взяли на госслужбу рядовым экономистом, но через несколько лет молодой чиновник сумел стать ведущим сотрудником и дослужиться до должности заместителя начальника финансового отдела. В министерстве финансов и экономики Силуанов продержался и в период распада СССР, когда финансовое ведомство разделилось на две части.


С 1994 по 2011 профессиональный экономист уверенно продвигался по карьерной лестнице – руководил департаментом макроэкономической политики Минфина, а также занимал должность заместителя министра финансов . Став одним из заместителей, Силуанов курировал вопросы, касающиеся отношений между бюджетами разных субъектов федерации, в результате чего возглавил департамент межбюджетных отношений.

За время работы в Министерстве финансов Силуанов участвовал в создании банковской сферы страны. Антон Германович являлся членом советов директоров нескольких банков и госкорпораций. При этом в 2007 году чиновник вошел в состав наблюдательного совета «Фонда содействия развитию ЖКХ» и выступал участником программы по развитию моногородов.


В тот период Антон Германович был малоизвестным специалистом, что обуславливалось узконаправленностью его деятельности. Но ему все же удалось быть замеченным высшим руководством страны, которое после разногласий с экс-министром финансов Алексеем Кудриным доверило Силуанову бюджет РФ. Тогда же вошел в антикризисный совет Евразийского экономического сообщества, был назначен управляющим от РФ в МВФ и во Всемирном банке, а также стал членом Совета безопасности.

Должность главы Минфина РФ досталась Антону Силуанову в нелегкие для России времена, из-за чего на нового министра были возложены большие надежды как простых граждан, так и государства в целом. Люди верят, что Силуанов сможет решить животрепещущие вопросы бюджета.


Главная цель в работе Силуанова – соблюдение и исполнение бюджета, что заставляет придерживаться жесткой денежной политики, направленной на ограничение бюджетных расходов. При этом министр финансов стойко выступает против повышения налогов и увеличения внешних заимствований, умея отстоять такую точку зрения в кабинете министров.

Личная жизнь

Статный (рост Силуанова - 178 см) финансист всегда находился в центре внимания, но личная жизнь чиновника тщательно скрыта от общественности. Известно, что министр финансов женат и воспитывает единственного сына Глеба, рожденного в 1999 году. Жена Антона Силуанова занимается финансовой деятельностью.

Супруги Силуановы воспитывают сына в строгости, требуя от него не выделяться среди сверстников и придерживаться скромности. По мнению министра финансов, выставлять напоказ благосостояние семьи – признак глупости и невежества, поэтому Антон Германович учит Глеба завоевывать место в обществе личными достижениями.


Силуанов называет себя примерным семьянином, который, несмотря на постоянную занятость, находит время для общения с семьей. Ввиду плотного графика мужчина организовал с близкими своеобразную традицию по выходным выбираться в ресторан, обсуждать семейные дела, наслаждаясь средиземноморской кухней.

Помимо экономической работы, министр финансов участвует в политической жизни страны, находясь в составе партии «Единая Россия», а также ведет научную деятельность в финансовом университете при правительстве РФ в должности декана. За свои достижения глава Минфина неоднократно награждался почетными орденами и благодарностями высшего руководства России.

Доходы

Согласно декларации за 2014 год, семья Силуанова – одна из богатейших в России. Совместный доход с супругой на тот момент составил 40 млн рублей. При этом министр финансов владеет несколькими квартирами в российской столице общей площадью порядка 500 кв.м, земельными участками для индивидуальной жилой застройки общей площадью почти 13000 кв.м, а также двумя жилыми домами площадью 152 и 204,5 кв.м.

По состоянию на 2014 в собственности Силуанова числились 3 автомобиля ГАЗ 69, ВАЗ 21011, BMW X6 и 3 мотоцикла BMW R 1200 GS, K 1600 GTL и Harley-Davidson FLSTC 103 ANV. Жена министра финансов владеет одним легковым авто марки BMW X5.


В 2016 году Антон Силуанов заработал 95,44 млн рублей. Об этом свидетельствует декларация о доходах членов правительства, опубликованная на сайте российского кабмина.

Из декларации 2016 года уже следует, что сегодня руководитель финансового ведомства владеет домом и квартирой, четырьмя гаражами, тремя земельными участками, а также двумя нежилыми зданиями. Кроме того, в собственности Силуанова находятся 5 транспортных средств. В 2015 году чиновник заработал 34,4 млн рублей. Таким образом, доходы Силуанова увеличились в 2,8 раза.

Антон Силуанов сейчас

«Мы не должны обращать внимания на санкции, но обязаны смотреть котировки цен на биржах», - добавил Силуанов.

В июле 2017 глава Минфина заявил об оптимистичных прогнозах относительно экономического роста страны. В кулуарах саммита G20 в Гамбурге Антон Силуанов заверил представителей СМИ, что Россия способна догнать страны еврозоны по темпу экономического роста к концу 2017 года.


«Идем поэтапно в реализации задачи президента в достижении мировых темпов экономического роста. Напомню, что темпы мировой экономики в текущем году планируются в 3,6%. В Европе и еврозоне 2%», –– отметил Силуанов.

18 марта 2018 года состоялись , на которых победу вновь одержал Владимир Путин. Сразу после избранного президента РФ правительство во главе председателем ушло в отставку.

После вступления в должность Владимир Путин вновь предложил место премьера Дмитрию Медведеву. 18 мая был озвучен перед журналистами. Антон Силуанов сохранил за собой должность министра финансов РФ. также политик стал и первым вице-премьером РФ.

Представитель Силуанова отказался от комментариев.​

Чем известен Силуанов

Как говорил в 2017 году Дмитрий Медведев, Минфин превратился в «суперведомство»: в его ведение были переданы ФНС и ФТС, Росалкогольрегулирование, а полномочия ликвидированного Росфиннадзора переданы Казначейству. Кроме этого, ведомство администрирует страховые взносы во внебюджетные фонды и курирует госзакупки. «Эти решения позволили улучшить контроль над поступлением доходов в бюджет, переместить координацию работы в этой сфере в одни руки», — Медведев.​

Антон Силуанов работает в Минфине с 1989 года, с 2005 года он был заместителем Алексея Кудрина, возглавлявшего тогда ведомство. В 2011 году, после того, как президент Дмитрий Медведев отправил в отставку Кудрина, Силуанов возглавил ведомство. При этом Силуанов остался верен экономической политике Алексея Кудрина: он является сторонником жесткой бюджетной политики и последовательно отстаивал введение нового бюджетного правила, причем в более консервативном варианте.

В период, когда Силуанов возглавил Минфин, российская экономика пережила резкое падение цен на нефть, введение санкций и девальвацию рубля. При этом ведомству удалось удержать дефицит бюджета в пределах 3,5% ВВП и сохранить низкий уровень госдолга, а также сохранить часть средств ФНБ и Резервного фонда.​

Экономические взгляды Силуанова скорее средневзвешенные, чем консервативные, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. «За то время, что он возглавлял Минфин, в его словах и действиях я не заметила жажды реформ ради реформ, но при этом какие-то совершенно новые инициативы предлагались Минфином под его руководством. Например, налоговый маневр «22/22» предлагало именно Министерство финансов. Это довольно нетрадиционная, неожиданная инициатива», — приводит пример Суслина. Реформы — это не всегда новые расходы, замечает она.

Повышение Силуанова можно понимать так, что руководство страны устраивает Министерство финансов в нынешнем виде, предполагает Суслина​, а безусловная заслуга Силуанова в том, что он «удерживал маленький бюджет от больших аппетитов». «В принципе, бюджет — это важнейший элемент экономической политики. Не думаю, что на новой должности он резко начнет наращивать неэффективные расходы. Потому что у него, как ни у кого, есть понимание, что расходы у нас неэффективные», — рассуждает Суслина.

Что будет с Минэкономразвития?

Шувалов в ранге первого вице-премьера курировал широкий круг финансово-экономических проблем: производительность труда и поддержка занятости, государственные инвестиции, развитие конкуренции, денежно-кредитная политика, рынок жилья и недвижимость, корпоративное управление, налоги, торговые отношения с другими странами и т.д. Часть из них находилась в ведении министра экономического развития Максима Орешкина. Представитель Минэкономразвития отказался прокомментировать, сохранится ли ведомство в его нынешнем виде после назначения Силуанова, будет ли перераспределение задач с другими ведомствами, включая Минфин.

По словам руководителя аналитического департамента Московского центра Карнеги Татьяны Становой, ослаблять и без того неустойчивое ведомство дальше некуда. «Может, будет проведена какая-то административная реформа, мы не знаем, сохранится ли вообще это министерство. Но сам факт усиления финансовых властей и расширение их места внутри правительства — это, безусловно, сужает коридор возможностей для будущего министра экономики», — говорит политолог.

Ранее СМИ неоднократно писали , что в правительстве обсуждается идея объединить Минфин и Минэкономразвития (МЭР). По словам Становой, объединение ведомств — большой и амбициозный проект Минфина, но тогда встает вопрос, кто будет заниматься экономическим развитием страны. «Важно и то, какую позицию в этом вопросе займет Андрей Белоусов (помощник президента, а ранее глава МЭР. — РБК )», — добавила она.

Министерство финансов является важнейшим правительственным институтом. Без преувеличений на этом органе держится почти вся экономика страны. Было бы интересно узнать о том, кто же руководит столь важной инстанцией. Биография и личная жизнь Антона Силуанова, председателя Минфина с 2011 года, будет подробно рассмотрена в нашей статье.

Юные годы Силуанова

Биография Антона Силуанова берет свое начало в Москве, где в 1963 году был рожден герой нашей статьи. Отец Антона, Герман Силуанов, служил в Минфине СССР. Можно сказать, что Антон Германович - потомственный финансист.

Детские и юношеские годы Силуанова особенно ничем не выделяются. Будущий политик, по убеждениям его современников, вел себя довольно тихо и в целом старался казаться непубличной фигурой. После школы Антон поступает в МФИ - московский финансовый институт на специальность "Кредиты и финансы". Возможно, сказалось влияние отца-финансиста. Диплом о высшем образовании Антон Германович получил в 1985 году.

Начало карьеры

По окончании института Антон Германович пошел по стопам отца. Он устроился в советское Министерство финансов, где до 1987 года работал экономистом. Прервать свою профессиональную деятельность Антону пришлось из-за призыва в армию. Два года Силуанов служил в войсках КГБ, где в одной из частей занимал должность начальника финансов.

Почему столь высокопоставленного чиновника забрали на армейскую службу? В 80-е разворачивались боевые действия в Афганистане. В рядах военнослужащих требовались грамотные специалисты в самых разных областях. Антон Германович, имея возможность "отмазаться" от службы, все же решился помочь своей стране.

Армия незначительно повлияла на биографию Антона Силуанова. Возвратившись в 1989 году в гражданскую сферу, герой нашей статьи вновь приступил к работе финансиста. Всего за три года Антон Германович поднялся от старшего экономиста до заместителя руководителя подотдела Минфина.

Как уже можно заметить, биография Антона Силуанова не блещет чем-то удивительным или оригинальным. Во время учебы будущий политик склонялся к точным наукам, а потому решил пойти по стопам своего отца. Вот уже больше тридцати лет Силуанов трудится в Министерстве финансов. Но как он смог стать председателем государственного органа? Попробуем разобраться далее.

Во времена перестройки

Распад Советского Союза ознаменовался проведением множества различных реформ. В 1991 году Министерство финансов СССР ликвидируется. Вместо него появляется Минэкономфин РФ. В новом государственном органе Антон Силуанов становится заместителем руководителя одного из отделов.

В 1992 году главный экономический орган страны вновь распадается. Появляются два отдельных министерства, ранее соединенные в одно. Биография Антона Германовича Силуанова уже тогда была неразрывно связана с Минфином, а потому герой нашей статьи решает остаться в этой структуре. По 1997 год Силуанов работает зам. начальника и начальником бюджетного департамента.

Научная деятельность

Биография Антона Силуанова связана не только с политической, но и научной деятельностью. В отличие от большинства российских политиков, Антон Германович не стал продолжать учебу после получения статуса бакалавра. Окончив институт, Силуанов сразу приступил к работе. Лишь в 1994 году, находясь на посту заместителя руководителя бюджетного отдела в Минфине, Антон решается на защиту кандидатской диссертации.

Тема, выбранная Силуановым, была связана с бюджетной политикой России в условиях постепенного перехода к отношениям рыночного типа. Диссертация была успешно защищена. По итогу Антон Германович получил статус кандидата наук.

В январе 2013 года Силуанов становится деканом финансово-экономического факультета при Правительственном финансовом университете. Заслужить подобный статус помогла политику докторская степень, которая была ему присвоена совсем недавно.

Министерство финансов

Для того чтобы лучше понять профессиональную деятельность и биографию Антона Германовича Силуанова, следует чуть подробнее разобрать устройство российского Министерства финансов. В компетенцию представленного органа входит настолько большое количество полномочий и функций, что перечислить их все вряд ли будет возможным. Поэтому следует обозначить лишь самые важные профессиональные области министерства.

Все функции, реализуемые Минфином, составляют так называемую финансовую политику. Работа банков, страховых компаний, налоговых и бюджетных органов - все это входит в область реализации финансовой политики. Минфин обязан контролировать отношения между регионами (межбюджетные отношения), осуществлять микрофинансовую и аудиторскую деятельность, следить за рынком ценных бумаг и т. д.

Минфин способен инвестировать накопления в некоторые общественные сферы, например в военную или пенсионную область, строительство, таможню и многие другие. Специально для этого в рассматриваемом органе есть ряд департаментов, каждый из которых нужен для обеспечения определенных социальных областей. Так, в биографии министра финансов Антона Силуанова есть один интересный момент: в 90-е годы политик работал вместе со своим отцом, Германом Силуановым. Долгое время Герман был заместителем руководителя департамента денежного и кредитного обращения.

Политическая деятельность

Когда об Антоне Германовиче стало известно как о серьезном политике? Точной даты назвать здесь не получится, однако легко определить, что пиком карьеры для Силуанова стала середина 90-х годов. Именно тогда герой нашей статьи возглавил департамент банков и макроэкономики - важнейший институт в отечественном Минфине.

В 90-е годы страна терпела политические и общественные кризисы, дефолты, забастовки и даже войны. Все это определенно добавляло трудностей российским экономистам. Во всем министерстве Антон Силуанов (фото и биография представлены в данном материале) играл далеко не последнюю роль. Об этом свидетельствует и его биография.

Сегодняшний глава Минфина в 90-е обладал немалым влиянием среди своих коллег. Антон Германович хорошо ладил с председателем правительства Егором Гайдаром, а позже - с Михаилом Касьяновым. Поддерживались отношения с Анатолием Чубайсом, который в 90-е был главой Минфина. Большое количество крупных банкиров также лестно отзываются о Силуанове.

Силуанов в начале 2000-х

Как Антон Германович занял должность главы Минфина? Путь к столь важному и ответственному посту не был у Силуанова отнюдь легким и быстрым. Так, в министерскую коллегию герой нашей статьи вошел лишь в 2001 году. С 2003 по 2004 годы политик выступал в качестве заместителя Алексея Кудрина - на тот момент главы Минфина. Долгое время Антон Германович курировал отношения между региональными бюджетами. По его инициативе в мае 2004 года был создан специальный правительственный департамент, занимающийся межбюджетными отношениями.

Надо сказать, что курирование региональных бюджетов - дело довольно специфическое и сложное. Однако Силуанов отлично справился со всеми возложенными на него задачами. Многие депутаты отзываются о нем как о человеке очень честном и правильном, ни разу не замеченном в лоббировании чьих-то интересов.

Назначение на должность министра финансов

Алексей Кудрин, занимавший должность руководителя Минфина с 2004 года, был отправлен в отставку спустя семь лет после своего назначения. Произошло это вскоре после того, как Дмитрий Медведев заявил о своем намерении занять пост премьера. Сам Кудрин пытался выставить свое увольнение как следствие непримиримых разногласий с действующей властью. Якобы Минфин слишком сильно настаивал на увеличении военных доходов. Так или иначе, в конце сентября 2011 года Алексей Кудрин покинул свой пост.

Исполняющим обязанности министра финансов становится Антон Силуанов. От Кудрина ему достались также посты во Всемирном банке, антикризисном институте ЕврАзЭс и совете Международного валютного фонда. Каких-то крупных изменений с назначением нового человека на должность руководителя Минфина не последовало.

Деятельность на посту министра финансов

Цены на газ и нефть сводили бюджетную составляющую к отсутствию элементов дефицита, кризисных явлений зафиксировано не было. Об отрицательных фактах в период министерства Силуанова говорить не приходится. Так же как и о положительных. Известно, что в мае 2012 года президент РФ Путин подписал серию указов, направленных на повышение уровня жизни работников из бюджетной сферы. Учителя, врачи, работники производства и многие другие "бюджетники" обрели долгожданную возможность получать нормальные зарплаты. Однако эта возможность была утрачена.

Силуанов несколько раз переносил работы по увеличению расходов на социальные нужды, чем сильно возмущал президента. Как итог - за шесть лет президентства Путина самые важные указы так и не были реализованы. Немалую роль в этом провале сыграл герой нашей статьи.

В 2014 году разразилась война на востоке Украины. Обвиняя Россию в непосредственном разжигании боевых действий, западные государства приняли решение о возложении санкций. Бюджет становится дефицитным, вследствие чего был опустошен резервный фонд. Встал вопрос о сокращении социальных выплат. Силуанов до сих пор бьет тревогу, заявляя по федеральным каналам о кризисе в стране. Тем не менее вопрос о снятии знаменитого политика со своего поста пока что не стоит.

Что известно о национальности Антона Силуанова? Биография знаменитого политика не содержит никаких сведений о его происхождении. Сам Антон Германович, как и большинство других отечественных политиков, не раз указывал на свою принадлежность к русскому народу.

Немало слухов ходит об имуществе героя нашего статьи. Согласно последней декларации, доход политика составляет порядка 40 млн. рублей. Причем эта же сумма указана в декларации жены Антона Силуанова. Сам министр владеет жилплощадью в Москве на 500 кв. м., несколькими земельными участками и тремя автомобилями.

Личная жизнь Антона Силуанова

Биография министра финансов открыта для всех российских граждан, а потому имеется немало информации о его жене и детях. Известно, что супруга Силуанова занимается экономической деятельностью.

У политика есть сын Глеб, которого Антон Германович старается воспитывать в строгости и скромности. В одном из интервью политик заявлял, что выставление напоказ семейного благополучия - это признак глупости и невежества. Тем не менее фото, биография, личная жизнь Антона Силуанова - все это есть в открытом доступе. Причиной тому является политическая деятельность героя нашей статьи, вынуждающая держать свою жизнь на виду у всех граждан.