Рабочая программа дошкольной подготовки по программе " преемственность". Программа предшкольной подготовки «Преемственность Программа федосовой преемственность
ПРОГРАММА
предшкольной подготовки
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
Состояние проблемы преемственности
дошкольного и начального образования
Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет.
Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
От репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;
От механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
От статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
От ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения ;
От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
Общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
Развития творческих способностей у детей;
Развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
Развития и укрепления здоровья личности;
Развития духовно-нравственных убеждений личности;
Развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
Преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
Ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
Создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;
Организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности ;
Подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;
Обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Организация перехода от дошкольного образования
к обучению в начальной школе
В предлагаемой концепции программы «Преемственность» ведется подготовка детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, но, как показывает практика, предложенные технологии и содержание могут быть успешно использованы в дошкольном образовательном учреждении для занятий при подготовке детей к школе.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа - детский сад».
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие коммуникативных навыков;
Формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
Сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
Единство развития, обучения и воспитания;
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Комплексный подход;
Систематичность и последовательность;
Воспитать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
Создать условия для успешного перехода в основную общеобразовательную школу;
Создать условия для развития у обучаемых независимого творческого мышления;
Создать условия для развития учеников, обладающих разными способностями и возможностями.
Литература
Абрамова психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - С. 624.
И др. Готовность детей к школе. - М., 1992. - С. 127.
Солнцева ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2005.
Выготский психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-387.
Выготский по психологии: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1984. - С. 362-465.
Выготский детской психологии. - СПб.: Союз, 1999.
11. волосы
12. пальцы рук.
13. дополнительные баллы: за оригинальность +3; за гармоничность +5.
Максимальное количество баллов - 20.
Стандартизированная шкала оценки возрастных норм детализированности в изображении человека разработана в тесте Йирасека.
Высший уровень: синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем, не больше туловища. На голове волосы или головной убор, уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги загнуты. Приведены детали одежды.
Высокий уровень отличается от высшего отсутствием синтетичности изображения либо отсутствием трех деталей (шея, волосы, один палец, но не части лица).
Средний уровень: в изображении есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. Но могут отсутствовать шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни.
Низкий уровень: примитивный рисунок с туловищем. Конечности нарисованы одной линией.
Низший уровень: «головоног», нет ясного изображения туловища и конечностей.
Необходимо учитывать, что отсутствие какой-либо важной детали может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка (тревогой, напряженностью).
Поэтому, когда ребенок закончит рисовать, следует его спросить, все ли он нарисовал: «Посмотри, у твоего человека есть все части тела?».
9. Корректурная проба - для диагностики волевой готовности, уровня развития произвольного внимания и работоспособности. Раздаточный материал: фигурные таблицы.
Инструкция: «Посмотри внимательно на фигурки, отыщи среди них только три - треугольник, круг и флажок, в треугольнике поставь черточку (–); в кружочке - крестик (+); во флажках - точку (.).
Задание состоит из двух этапов: обучающего (без учета времени) и контрольного (2 минуты).
Оценка: количественный показатель складывается из количества правильно отмеченных фигур минус количество ошибок.
Качественная оценка волевой готовности отмечается во время выполнения ребенком задания в ходе наблюдения за его поведением (успешно, среднеуспешно, неуспешно; адекватно поведение ситуации или нет).
10. Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности (умения внимательно и точно выполнять последовательные указания, самостоятельно действовать по заданию взрослого, ориентироваться на систему условий задания) применяется методика «Графический диктант» (разработанная).
Ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем точками.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону ты должен провести линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Ты помнишь, где правая рука? Вытяни правую руку в сторону». Дается реальный ориентир, имеющийся в помещении. «Когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проводишь ее к двери (на доске проводится линия слева направо). Это я провела линию на одну клетку направо». Теперь вытяните левую руку в сторону. «Видишь, она показывает на окно. Сейчас я провожу, не отрывая руки, три клетки влево. Понял, как надо рисовать?»
После этого переходим к рисованию тренировочного узора. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты.
Оценка результатов: результаты тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих порознь оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.
Оценка производится по следующей шкале:
Точное воспроизведение узора - 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» не учитываются, и не снижается оценка);
Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла;
Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;
Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов, - 1 балл;
Отсутствие сходства - 0 баллов.
За самостоятельное выполнение оценка выставляется по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает две оценки: одну за выполнение диктанта, вторую за самостоятельное выполнение узора. Обе оценки колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка под диктовку из трех соответствующих оценок за отдельные узоры, путем суммирования. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе итоговые суммируются, давая суммарный балл (СМ), который может колебаться в пределах от 0 до 16.
Значения суммарного балла, соответствующие уровню выполнения задания:
Низкий - 0-1;
Ниже среднего - 2-4;
Средний - 5-10;
Выше среднего - 11-13;
Высокий - 13-16.
Обследование детей целесообразно строить как сочетание индивидуальных и групповых методов. Индивидуальное обследование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое - определить готовность ребенка принять нормы и правила школьной жизни. В качестве групповых приемов обследования рекомендуется применение следующих методик:
- «Корректурная проба»;
- «Лабиринт»;
- «Графический диктант»;
- «Рисунок человека».
Во время обследования на каждого ребенка заполняется протокол обследования, который включает в себя также итоговое заключение.
В протоколе отмечается умение читать (плавное чтение, чтение словами, слоговое чтение, знание букв); мотивационная готовность, которая определяется по рисунку поведения и общения (понимание неигрового характера ситуации, наличие желания выполнять задания, умение сотрудничать).
Протокол обследования уровня психолого-педагогической готовности к школе
Фамилия, имя ребенка ___________
Дата рождения _________________
Дата обследования ______________
1. Тестовая беседа (запись ответов).
Оценка (количество баллов и уровень зрелости) ____________.
2. Исключение 4-го лишнего (ответы записываются).
3. Рассказ по картинке (ведется запись).
Оценка: ___________________.
4. Синтез слов из звуков.
5. «Антонимы» (ответы записываются).
Оценка (балл и уровень) ________.
«Аналогии» (ответы записываются).
Оценка: балл и уровень _______.
«Закончи предложение» (ответы записываются).
Оценка: ___________.
6. Пробы руки.
Оценка ____________.№ задания
Суммарный балл и уровень ______________.
8. Графический диктант.
диктовка
самостоятельно
итоговая оценка
Суммарный балл и уровень _______________.
9. Корректурная проба.
количество знаков
количество ошибок
волевая готовность
10. Рисунок человека.
дополнительные баллы
11. Чтение (отметить): плавное чтение, словами, слоговое, знание букв.
12. Мотивационная готовность: есть - нет (отметить).
Общий вывод о готовности к школьному обучению и рекомендации: _______________.
Дополнительные замечания (яркие индивидуальные особенности развития и поведения) ________________.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Пояснительная записка
Программа «Преемственность» имеет раздел «Психологическое сопровождение». Важнейшей частью такого сопровождения является изучение динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:
Возбуждению ума ребенка к активной творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;
Учету характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий для формирования нужных психических черт и качеств личности;
Созданию необходимого уровня организации познавательной деятельности , что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;
Созданию вокруг ребенка 5-6 лет положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;
10. Телефон
11. Кассовый аппарат
Игровые строительные наборы
2. Геометрические фигуры
3. Детское домино
4. Детское лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»
5. Лего по темам: «Игрушки», «Сюжеты из мультфильмов и сказок», «Времена года», «Растения и животные».
Сборка машин № 000, № 000, № 000;
Слот и его друзья № 000;
Дом Тины № 000;
Отправляемся на поиски приключений № 000;
Гонки года № 000.
7. Строительные материалы по темам: «Машины», «Железная дорога».
Дидактические игрушки
1. Пирамидки.
2. Матрешки 4-5-местные (герои сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя»).
Книжки с наклейками
1. Книжки для малышей с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.
2. Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.
3. Книжки-раскраски с наклейками.
4. Книжки-раскраски.
5. Книжки с выдвижными деталями.
Настольно-печатные игры
1. Разрезные картинки типа «Логический квадрат», которые содержат парные пазлы
2. Кубики с предметными и сюжетными картинками
3. Мозаика
4. Шашки, шахматы
5. Пособия с пальчиковыми играми
1 Выготский детской психологии. - СПб.: «Союз», 1999.
адаптирована
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кратковременного курса
Предшкольной подготовки
«Преемственность»
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план предшкольной подготовки.
Пояснительная записка.
Данная Программа кратковременного курса по подготовке детей к школе
-предназначена для организации подготовки детей 6,6 - 7 лет к обучению в школе и составлена на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2012г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и
адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Программа «Преемственность» готовит детей к обучению в школе, осуществляется преемственность между дошкольным и начальным общим образованием,
целью
которой становится
успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
-развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Преемственность» не только ставит своей целью подготовить ребёнка к обучению к школе, но и решает задачи
общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Программа «Преемственность» начинает формировать предпосылки УУД:
-познавательные
: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
-регулятивные
: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
-
коммуникативные:
овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
-личностные:
мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовки к обучению в школе, положительное отношение к обучению в школе.
Программа не предусматривает диагностику формирования предпосылок УУД. Подготовка к школе носит развивающий характер, не допускает дублирования программ первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка,
на зону его ближайшего развития.
Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа.
Учебный план предшкольной подготовки
Учебный план устанавливает общее количество часов - 60, из расчёта 3 часа учебной нагрузки в день. Занятия проводятся ежедневно в течение одного месяца. Продолжительность занятий – 30 мин с перерывами не менее 10 минут.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1.Обучение грамоте и развитие речи. (Н.А. Федосова).
2. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
3. Письмо. (Н.А. Федосова).
4.Готов ли я к школе (В.А.Солнцева, Т.В. Белова).
Вид занятий | Число учебных занятий в неделю. |
Письмо. | |
Математика. | |
Индивидуальные занятия с психологом. | |
Математические ступеньки.
С.И. Волкова
Пояснительная записка.
Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования.
Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру.
Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.
Цифры и числа от 1 до 10.
Счёт предметов. Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10.
Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.
Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.
Простейшие геометрические фигуры:
отрезок, круг, многоугольник.
Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления:
игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.
Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
Знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
Проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий.
По курсу «Математические ступеньки».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. | Дата проведения |
Признаки предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. | 3.06 |
||
Взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) | 4.06 |
||
Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. | 5.06 |
||
Сравнение по количеству (больше, меньше, столько же). | 6.06 |
||
Устная нумерация: числа от 0 до 10.Счёт в прямом и обратном порядке. | 7.06 |
||
Порядковый счёт, отличие от счета количественного. | 10.06 |
||
Цифра и число: 1. | 11.06 |
||
Цифра и число: 2. | 13.06 |
||
Цифра и число: 3. | 17.06 |
||
Цифра и число: 4. | 18.06 |
||
Цифра и число: 5. | 19.06 |
||
Цифра и число: 6. | 20.06 |
||
Цифра и число: 7. | 24.06 |
||
Цифра и число: 8. | 25.06 |
||
Цифра и число: 9. | 26.06 |
||
Число 10. | 27.06 |
||
Итого: |
Обучение грамоте и развитие речи.
Н.А.Федосова
Пояснительная записка.
Курс «Развитие речи» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтению», «Подготовка к письму».
Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.
Речевое общение.
Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.
Подготовка к чтению.
Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Членение устных текстов на предложения, предложений на слова.
Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Слого - звуковой анализ слов. Буквы как значки звуков.
Подготовка к письму. Рисование декоративных узоров разных форм. Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, в развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.
Планируемые результаты:
Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
Знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
Артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
Обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
Следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
Сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
Соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
Правильно произносить все звуки;
Отчетливо и ясно произносить слова;
Выделять из слов звуки;
Находить слова с определенным звуком;
Определять место звука в слове;
Соблюдать орфоэпические нормы произношения;
Составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
Пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
Соблюдать элементарные гигиенические правила;
Ориентироваться на странице тетради.
Примерное календарно-тематическое планирование
По курсу «Обучение грамоте и развитие речи».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. | Дата проведения |
Понятие об устной и письменной речи. | 3.06 |
||
Жесты, мимика. | 4.06 |
||
Громкость, тон, темп устной речи. | 5.06 |
||
Текст, предложение, слово. | 6.06 |
||
Текст, предложение, слово. | 7.06 |
||
Слово, слог. Ударение. | 10.06 |
||
Деление слов на слоги. | 11.06 |
||
Деление слов на слоги. | 13.06 |
||
Звуки и буквы. | 14.06 |
||
Гласные и согласные звуки. | 17.06 |
||
Твёрдые и мягкие звуки. | 18.06 |
||
Ударные и безударные слоги. | 19.06 |
||
Правильное употребление слов - названий предметов, объяснение их значений. | 20.06 |
||
Правильное употребление слов - признак предмета, объяснение их значений. | 21.06 |
||
Правильное употребление слов - действия предмета, объяснение их значений. | 24.06 |
||
Пересказ знакомой сказки. | 25.06 |
||
Составление рассказа по картинке. | 26.06 |
||
Сюжетный рассказ по серии картинок. | 27.06 |
||
Свободный рассказ на заданную тему. | 28.06 |
||
Итого: |
Примерное календарно-тематическое планирование
По курсу «Письмо».
№ п/п | Тема программного материала. | Количество часов. | Дата проведения |
Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. | 3.06 |
||
Рисование декоративных узоров разных форм. | 4.06 |
||
Штриховка. | 5.06 |
||
Строка и междустрочное пространство. | 6.06 |
||
Рисование бордюров в ограниченном пространстве (рабочая строка). | 7.06 |
||
Продолжи узор. | 10.06 |
||
Письмо прямых наклонных линий (сверху вниз и слева направо). | 11.06 |
||
Прямая наклонная линия (короткая и длинная). | 13.06 |
||
Прямые линии с закруглением внизу. | 17.06 |
||
Прямые линии с закруглением вверху. | 18.06 |
||
Гласные и согласные звуки. Письмо длинной линии с петлёй вверху. | 19.06 |
||
Звуковая структура. Письмо длинной линии с петлёй внизу. | 20.06 |
||
Письмо овалов и полуовалов. | 24.06 |
||
Письмо овалов и полуовалов. | 25.06 |
||
Повторение изученных элементов. | 26.06 |
||
Элементы букв. | 27.06 |
||
Итого: |
Психолого-педагогическое сопровождение программы.
Данный раздел является обязательной частью программы «Преемственность». В соответствии с приложением к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23 ноября 2009 года необходимо обеспечить возможность диагностики степени физического, социального и психического развития ребёнка и его готовности к школе. Для проведения диагностики используется метод наблюдения и задания, представленные в пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» (Москва. Просвещение, 2012г)
№ п/п | Темы программного материала | Количество часов. |
Ориентация в окружающем мире. | ||
Развитие графического навыка. | ||
Пространственная ориентация. | ||
Определение уровня сформированности восприятия предметов. | ||
Развитие памяти. | ||
Развитие внимания. | ||
Развитие мышления. Развитие речи. | ||
Развитие эмоций и коммуникации. Мотивация к обучению. | ||
Итого: |
Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.
Социальная среда - явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.
Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.
В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.
Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди - взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.
В целом взаимодействие - диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью - обеспечить детям счастливое детство.
Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка - это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
Изучение образа жизни семьи, которое проявляется в ровных, «союзнических» отношениях воспитателей с родителями, основанных на взаимной выгоде, характеризующихся желанием добиться большего;
Выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и детского сада, конкретные формы, в которые оно выливается;
Расширение представлений о содержании и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней;
Необходимость специального разъяснения роли семьи в воспитании детей, в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку и важности объединения усилий детского сада и семьи по этому вопросу;
Владение техникой и культурой общения с родителями;
Преодоление практики эпизодического взаимодействия воспитателей с родителями как недостаточно эффективного;
Переход к планируемому и постоянному индивидуально-дифференцированному взаимодействию с каждой конкретной семьей.
Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи:
Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, круглые столы, тематические практикумы, конференции, почтовые ящики.
Родительские собрания
1.Возрастные особенности младшего школьника. Режим дня.
2. Психологическая готовность к школьному обучению.
Федосова Н.А., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией интеграции общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ. Нина Алексеевна - автор прописей по русскому языку для начальной школы, составленных в соавторстве с Всеславом Гавриловичем Горецким. Прописи Федосовой и Горецкого вошли в серию "Обучение грамоте в начальной школе", выпущенной издательством "Просвещение". Нина Федосова также автор программы "Преемственность". Программа Федосовой основана на духовно-нравственных традициях воспитания в школе.
Плешаков А.А., кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования, один из постоянных авторов журнала «Начальная школа», член редколлегии и редакционного совета журнала.
Новицкая М.Ю., заведующая лабораторией содержания и стандартов начального общего образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ, специалист по вопросам народной культуры в обучении, воспитании и развитии детей.
Шпикалова Т.Я., доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительных искусств и методики преподавания НовГУ.
«Преемственность» - программа, предназначенная для подготовки дошкольников 5-7 лет к школе, может быть использована учителями начальных классов, воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, работающими в группах кратковременного пребывания детей 5-7 лет.
В программе «Преемственность» дошкольное и начальное образование рассматриваются в системе непрерывного образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.
Материал, представленный в пособиях, не допускает дублирования материала 1 класса.
Концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием. Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:непрерывности развития ребенка;общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;развития творческих способностей у детей;развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;развития и укрепления здоровья личности;развития духовно-нравственных убеждений личности;развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.
Григорьева Г.Г., научный руководитель и один из ведущих авторов, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования ГОУ ДПО НИРО.
Кочетова Н.П., старейший специалист факультета дошкольного образования, автор многих пособий и книг по проблеме физического воспитания ребенка-дошкольника.
Груба Г.В., канд. пед. наук, доцент.
В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Именно поэтому взрослым так важно правильно общаться с малышами, воспитывать и развивать их грамотно.
Программа и комплект пособий «Кроха» созданы для родителей и педагогов, воспитывающих детей раннего возраста, и ставят своей целью популяризацию идей отечественной педагогики раннего детства. Комплект пособий подготовлен на основе анализа, отбора, систематизации и обобщения материалов в первую очередь отечественной и зарубежной науки по проблемам психологии и педагогики раннего возраста.
Пособие с программой для родителей является первой попыткой создать систему личностно-ориентированного воспитания малышей в условиях семьи. Оно ставит своей целью помочь родителям осознать самоценннность и особую значимость раннего периода в жизни человека, необходимость воспитывать ребенка с учетом общих закономерностей и индивидуальности ребенка, оказать помощь в выборе адекватных путей, средств и методов воспитания малыша.
При всей приоритетности семейного воспитания детей раннего возраста в последние годы повысился приток этих детей в дошкольные образовательные учреждения, и пособие с программой для родителей «Кроха» оказалось востребовано педагогами. Это повлекло за собой подготовку серии методических пособий. В 2007 году вышли в свет «Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» и «Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений». Для педагогов программа уникальна тем, что ее можно использовать в дошкольных образовательных учреждений независимо от того, по какой программе с детьми занимаются в старших группах.
Программа и пособия разработаны в лаборатории проблем дошкольного образования Нижегородского института развития образования. Руководитель и научный редактор Галина Григорьевна Григорьева.
Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Федосова Н.А., Коваленко Е.В. и др.
4-е изд. - М.: 2016 - 160 с.
Программа «Преемственность» позволяет организовать системную подготовку детей 5-7 лет к обучению в школе. Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа доработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальной школы, а также родителям.
Формат: pdf
Размер: 37 Мб
Смотреть, скачать: drive.google
Содержание
Пояснительная записка 3
Возрастные особенности детей 5-7 лет
(Е. В. Коваленко) 25
Взаимодействие с семьёй в период подготовки к обучению в школе
(И. А.
Дядюнова, Е. В. Коваленко) 36
Психолого-педагогическое сопровождение программы
(Т. В. Белова, В. А.
Солнцева) 41
Содержание психолого-педагогической работы по усвоению образовательных
областей 50
Физическое развитие -
Модуль «Физическая культура»
(М. В. Малыхина) -
Социально-коммуникативное развитие 61
Модуль «Родной дом»
(М. Ю. Новицкая) -
Модуль «Трудовая деятельность»
(С. Г. Чигрина) 65
Познавательное развитие 75
Модуль «Зелёная тропинка»
(А. А. Плешаков) -
Модуль «Математические ступеньки»
(С. И. Волкова) 79
Модуль «Конструирование»
(О. В. Шмыгова) 87
Речевое развитие 96
Модуль «От слова к букве»
(Н. А. Федосова) -
Модуль «Развитие речи»
(Н. А. Федосова) 102
Модуль «Речевое общение»
(Р. И. Никольская, О. С. Сорокко) 105
Художественно-эстетическое развитие 109
Модуль «Волшебная красота окружающего мира»
(Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комарова, Л. В. Косо-
горова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина) -
Модуль «Музыка»
(Г. П. Сергеева) 112
Коррекционная работа 130
Комплексная программа по развитию речи детей 6 лет с нарушением
эмоционально-волевой сферы (Е. В. Вавинова, Л. В. Копеёл, Т. В. Криворучко, В.
Д. Михайлова, Н. И. Саутенко)
Дополнительные модули (по выбору) 148
Модуль «Игра на свирели»
(Ю. И. Хлад) -
Модуль «Театральное искусство»
(Е. В. Ермоленко) 152
Модуль «Тонизирующая гимнастика»
(Е. В. Емельянова) 154
Программа «Преемственность» представляет личностно ориентированную модель
подготовки детей дошкольного возраста к обучению.
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование
направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования
направлены, в том числе, на достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образова¬ния1. На решение указанных целей и
направлена программа «Преемственность».