Этапы урока закрепления изученного амо. Активные методы обучения для разных этапов урока

Конспект урока по физической культуре с использованием технологии АМО «Путешествие в страну мяча» 3 класс

Автор-составитель: Зангиева Татьяна Николаевна, учитель физической культуры в начальных классах. МАОУ «Курманаевская СОШ»
Данная разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста и предназначена для учителей по физической культуре в школе, инструкторам по физической культуре, студентам, и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Представленная технология АМО (активные методы обучения) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, которая позволяет ненавязчиво узнать новое и применить, как новые, так и имеющиеся знания, способствует раскрепощению учащихся.
При разработки урока использовала методическое пособие Лазарева Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов».
Цель: безошибочное владение мячом
Задачи: совершенствование броска и ловли мяча.
Закрепить броски и ловлю мяча в эстафетах.
Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы ног, рук.
Воспитать чувство сплоченности, настойчивости, смелости.
Формирование УУД:
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель.
Познавательные: выполнять упражнения с мячом.
Личностные: проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Оборудование: мячи волейбольные, фишки, обручи, карточки с заданиями, скакалки, листы бумаги по 2 на каждого ученика, жетоны красного, желтого, зеленого цвета.
Ход урока:
I. Подготовительная часть. Приветствие.
АМО «Поздоровайся локтями»
Цель: создать позитивный настрой на урок.
Задачи:
1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
2. создать благоприятную атмосферу.
Технология проведения: сегодня ребята вы будете приветствовать друг друга локтями для этого ребята встаньте в круг. На первый-второй-третий рассчитайсь. И нужно вам сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Ребята, на выполнение задания вам дается только три минуты. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.
Через три минуты вы соберётесь в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. А теперь приветствуете друг друга внутри своей группы.
Погружение в тему
АМО «Отгадай загадку» (переработанный)
Цель: сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока.
Задачи:
1. нацелить учащихся на осознание предстоящей темы урока;
2. мотивировать учащихся на изучение данной темы;
Необходимый инвентарь: мяч
Технология проведения: ребята, отгадайте загадку и догадайтесь, о чем же сегодня на уроке пойдет речь.
Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает-
Ну, конечно, это...(мяч)
Вопрос. Ребята, какие качества развивают упражнения с мячом? Назовите, какие вы знаете подвижные игры с мячом?
-Молодцы ребята.
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, но не совсем обычное. Мы отправляемся в страну, которой нет ни на одной карте мира! В страну мяча! На нашем пути встретятся задания, которые вы должны выполнить, если задание будет выполнено, то можно будет двигать дальше. Счастливого вам пути!
Краткий инструктаж по технике безопасности.
* класс «Равняйся!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь!»
* выполнение строевых упражнений, повороты налево, направо, кругом на месте
* направо, ходьба по залу с дистанцией 1шага на носках
(руки на пояс, спина прямая).
* бег в равномерном темпе
Выполнение команд.

Построение и перестроение. Даёт команды: «На первый – второй рассчитайсь!», «Первые – один шаг, вторые – три шага вперед шагом марш!», «На руки в стороны разомкнись!». Ребята возьмите в руки мячи. Первое задание нужно выполнить комплекс ОРУ с мячом:
1. И. п. – ноги врозь, мяч впереди в опущенных руках. 1 – 2. – Поднять мяч вперед – вверх. Прогнуться, отвести левую ногу назад на носок. 3 – 4. – и. п. Повторить 4 – 5 раз.
2. И. п. – основная стойка, мяч у груди в обеих руках. 1. – Руки вверх, подняться на носки, прогнуться. 2. – Руки на грудь. 3. – Наклониться вперед, руки внизу, коснуться мячом пола. 4. – И. п. Повторить 6 – 8 раз.
3.И. п. – стойка ноги врозь, мяч лежит слева. 1-Наклон вперёд – влево, взять мяч. 2- Выпрямиться, мяч в опущенных руках. 3- Опустить мяч справа. 4-И. п. 5 – 8. Проделать то же, но в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
4. И. п. – ноги врозь, руки в стороны, мяч в левой руке, повернутой ладонью вниз. 1 – 2. – Выпустить мяч из руки и после отскока, поворачивая туловище налево, поймать мяч правой рукой. То же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
5. И. п. – сидя ноги врозь мяч у груди. 1. – Повернуть туловище налево с одновременным выпрямлением рук вперед. 2. – И. п. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз.
6. И. п. – сидя, ноги прямые, руки в стороны, мяч в левой руке. 1. – Поднять прямые ноги и, опуская руки, переложить мяч под коленями из левой руки в правую. 2. – Опустить ноги, руки в стороны (мяч в правой руке). 3 – 4. – То же, перекладывая мяч из правой руки в левую. Повторить 6 – 8 раз.
7.И. п. – лёжа на животе; мяч в выпрямленных вперёд руках. 1- Прогнуться, сгибая руки в локтях, завести мяч за голову, локти оторвать от пола. 2 - Вернуться в И. п. 3-4. - то же. Повторить 6 – 8 раз.
8. И. п. – основная стойка, мяч лежит у носков стоп. 1. – Прыгнуть через мяч вперед. 2. – Прыгнуть через мяч назад. 3. – Прыгнуть через мяч влево. 4. – Прыгнуть через мяч вправо. Повторить 4 – 5 раз.
А дальше вы будете передвигаться на автобусе от одной остановки к другой но, не забывайте выполнить задание.
II. Основная часть. «Работа над темой».
Закрепление изученного (домашнее задание)

АМО «Автобусная остановка» (переработанный)
Цель: научиться выполнять упражнения в малых группах, и анализировать заданную тему (практический материал)
Задачи:
1.проверить знания и умения учащихся по пройденному материалу.
2. обеспечить развитие навыков сотрудничества в малых группах.
Необходимые материалы: скакалки, обручи, фишки, карточка большого формата с записанным на нем заданием по теме.
Предварительная подготовка: организовать автобусные остановки (фишки на них прикрепить листы с заданиями) в разных углах спортивного зала, чтобы в процессе выполнение упражнений группы не мешали друг другу.
Проведение: ребята, сейчас я вас разделю на 4 группы по 4 человека. Каждой группе нужно распределиться на одной из автобусной остановки. На каждой остановке (на фишке расположена карточка большого формата с записанным на нем заданием по теме). Вашей группе нужно внимательно прочитать задание – выполнить данное задание в течение 1 минуты. Затем по сигналу, группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и выполняют задание в течение 1 минуты. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 1 минута на знакомство, и выполнение упражнений. Когда группа вернётся к своей первой остановке, она определит участника группы, который будет представлять результаты работы на каждой остановки. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
1 остановка – броски мяча двумя руками от груди в парах
2остановка – прыжки со скакалкой
3остановка - броски мяча одной рукой ловля двумя руками
4остановка – вращение обруча.
-А сейчас послушаем ваших капитанов, как вы справились с заданием?
- Молодцы ребята, все справились с заданием нужно двигаться дальше.
- Ребята посмотрите мы вышли с вами на поляну, нужно построиться в две шеренги и выполнить следующее задание.
Представление нового материала
АМО «По порядку становись!» (переработанный)
Цель:
1. сформировать первичное представление об основных понятиях темы.
2. обеспечить развитие навыков сотрудничества
Задачи:
1обеспечить первичное усвоение основных понятий учащимся.
2. организовать работу в парах
Необходимые материалы: 2 комплекта карточек по 6-8 упражнений
Технология проведения: ребята, в две шеренги становись. Сейчас вам раздам карточки с названием упражнений. Вам необходимо выбрать те карточки с упражнениями, которые необходимы для изучения на этом уроке, и их необходимо разложить по порядку и выполнить их.
Проводит подготовительные упражнения:
Объясняет технику выполнения. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль.
Работа в парах:
-броски мяча двумя руками из- за головы,
- 3 беговых шага с мячом в руках, передача двумя руками от груди.
Работа по группам:
1 группа: бросить мяч о стенку, дать ему упасть на пол, в это время пе-ревернуться кругом и поймать мяч.
2 группа: приседает 20 раз.
1 группа: бросить мяч через голову о стенку, стоя спиной к стенке, после чего, поймать его с лета.
2 группа: отжимание 20 раз мальчики,15 раз девочки.
- Наше путешествие продолжается.
Проработка темы
АМО « На линии мяча» (переработанный)
Цель: усвоение нового материала,
Задачи:
1.организовать работу в группах
2.обеспечить развитие коммуникативных навыков
Необходимые материалы: жетоны красного, зеленого, желтого цвета
Предварительная подготовка: участники делятся на 2 группы
Технология проведения: ребята, а сейчас вам предстоит выполнить несколько заданий: поработать в группах. Вы будете выполнять задание с мячом. А оценивать вас будут освобожденные от занятий дети (жюри), они оценят технику выполнения упражнений с мячом, каждую группу. Оценивать вы будете жетонами.
Варианты оценивания:
Красный жетон – правильно выполненное задание.
Зеленый жетон – задание выполнено с недочетом.
Желтый жетон – задание выполнено с ошибкой. В конце мы подведем итог, какая группа сегодня справилась с заданием.
Работа в группах:
Эстафеты:
1. “Гонка мячей в колоннах”
Объяснение: По сигналу направляющие передают мяч из рук в руки над головой в конец колонны. Последний, зажав мяч в коленях, прыгает до обруча, обратно – бегом мяч в руках, встает в начало колонны и т. д. Команда победила в том случае, если не было ошибок и первой закончила игру.
2. “Передал – садись”
Объяснение: Капитаны становятся напротив своих команд. По сигналу капитаны бросают мяч первому игроку своей команды. Тот, получив мяч, бросает его обратно капитану и садится и т.д. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнили задание.
3. “Мяч среднему”
Объяснение: Команды образуют круги. Капитаны становятся в центре круга. По сигналу передают мяч партнеру, тот, получив мяч, передает обратно. Капитан передает следующему игроку и так последовательно каждому по кругу. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнили задание.
- Сейчас мы подведем итог, какая группа справилась с заданием, и были ли ошибки при выполнении заданий?
- Молодцы ребята, все справились с заданием нужно двигаться дальше.
- А сейчас, немного отдохнем и немного поиграем.
III. Заключительная часть. Разминка
АМО «Снежки» (переработанный)
Цель: создать условия для физической, эмоциональной и психологической разгрузки.
Задачи:
1. создать у обучающихся позитивный настрой
2. обеспечить двигательную активность обучающихся.
3. закрепить изученный материал
Необходимые материалы: по 2 листа бумаги на каждого ученика в классе
Предварительная подготовка: музыкальное сопровождение
Технология проведения: ребята постройтесь в две шеренги. Сейчас я вам раздам по 2 листа бумаги, вам нужно слепить снежки (бумага плотно скатывается в комок). Я включу музыку, а вы должны забросать команду соперников снежками. Выключив музыку все должны остановиться. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. Можно повторить несколько раз.
Подведение итогов. Рефлексия
АМО «Бросаем мяч» (авторский)
Цель: проанализировать и оценить результаты работы на уроке.
Задачи: предложить правило перевода полученного результата в оценку за урок.
Необходимый инвентарь: мяч, жетоны зеленого, красного, желтого цвета.
Проведение: ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми Вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.
Ребята я вам буду по очереди бросать мяч со словами, продолжи фразу:
1. Я узнал…
2. Я научился…
3. Я проявил себя …
4. Я смогу применить …
А теперь ответьте на вопросы:
Какое задание было самым интересным?
А какое самым трудным?
Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке?
Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?
А теперь на лавке возьмите соответствующего цвета жетоны, и выполните самооценку
Зеленый жетон – у меня все получалось «Можно двигаться дальше».
Желтый жетон – не все получа¬лось, «Нужна небольшая помощь»
Красный жетон - многое не получалось «Стоп! Мне нужна помощь!»
Домашнее задание
Цель:

Закрепить выполнение упражнений с мячом.
Задачи:
составить комплекс ОРУ с мячом
Технология проведения: ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо будет выполнить упражнения с мячом и составить комплекс ОРУ с мячом и провести на следующем уроке.
А теперь мы возвращаемся домой. (Закрываем глаза, звучит музыка). На этом наше путешествие заканчивается.
- До свидание, друзья!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

Активные методы обучения

(сборник)

Май 2014

Цель данного пособия – показать логику и смысл использования АМО на уроках или во внеклассных мероприятиях. Данный материал показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного процесса, приводя к полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.


Активные методы обучения это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.


АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Поздоровайся локтями» Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность - весь класс.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад» Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – весь класс.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание : Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Что у меня на сердце» Подготовка : ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

Соответствует ли оно моим жизненным целям?

Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:
Метод «Инфо-угадайка» Цели : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы : все участники.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.
Метод «Мозговой штурм» «Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить. Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Метод «Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Метод «Пометки на полях» или «Инсерт». Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило. Данный прием требует от ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция. Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ» Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). Маркировочная таблица ЗУХ

Знаю


В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения. Метод «Написание синквейна» В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной. Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Метод «Верные – неверные утверждения » Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии. Тема «Местоимение».
    Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. В предложении местоимения бывают только подлежащим. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. Местоимения изменяются по падежам и числам. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.
Метод «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. Метод «Лекция со стопами» Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод. Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Метод «Ковёр идей». «Ковёр идей один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы. Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги. Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию. Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
АМ организации самостоятельной работы над темой Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка». Метод «Автобусная остановка» Цель : научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы : 5-7 человек
Численность : весь класс
Время : 20-25 мин.
Материал : листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение :
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание : Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок Метод «Инфо-карусель» На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
АМ презентации результатов практической работы Метод «На линии огня» Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.
АМ подведение итогов занятия. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Метод «Ресторан» Цель : Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время : 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность : Все ученики
Материал : лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение :
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
Примечание : Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Упражнение «Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов. » Упражнение проводится в завершающей части урока или внеклассного занятия и позволяет каждому ученику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни.
Материалы: Листы бумаги формата А4.
Описание:
Учитель даёт следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути и т.д.»
Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.
После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

Учитель собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. АМ релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса. Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Упражнение «Постройся по росту». Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.

Упражнение «Пантомима»

Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Активные методы обучения для разных этапов урока

I фаза

Этап

Инициация

Погружение в тему

Определение ожиданий и опасений

Назначение

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки

Примеры АМО (из сборника)

«Письмо другу»

Модератор раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Участникам необходимо сложить листочек пополам ин одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишет свои недостатки и подписывается - с уважением, Ф.И.. После этого письма торжественно вручаются адресату.

«Транспорт»

Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны АМОзонии.

1. Теплоход

2. Автобус

4. Самолет

В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве.

«Билет»

Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат.

«Поздороваемся ладошками»

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями или, например: для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы.

«Путешествие на машине времени»

Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху.Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Метод «Фруктовый сад»

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).

II фаза

Этап

Закрепление изученного (домашнее задание)

Инпут

Проработка содержания темы

Назначение

Контроль и коррекция ЗУН

Сообщение нового материала

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК

Примеры АМО (из сборника)

«Шахматы»

Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной.

«Восстанови рассказ»

Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ (см. приложение текст об ожиданиях и опасениях).

«По порядку становись!»

Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке.

Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация.

Примеры АМО (предложенные участником семинара)

«Шесть шляп»

(индивидуальная работа)

Каждому участнику мастер-класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту «Сингапур», исходя из цвета шляпы .

Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа - статистическая (событие оценива­ется на основе данных статистики).

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оцен­ка события).

Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оцен­ка события).

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).

5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

Игра «Чистая доска»

Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.
Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой».

Метод «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

III фаза

Этап

Эмоциональная разрядка

(разминка)

Рефлексия

Назначение

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

Примеры АМО (из сборника)

«Снежки»

Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.

«Четыре Я»

Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

    Я узнал…

    Я научился…

    Я проявил себя …

    Я смогу применить …

Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект!

Примеры АМО (предложенные участником семинара)

«Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Метод «Ресторан»

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

I фаза Этап Назначение Примеры АМО (из сборника) Активные методы обучения для разных этапов урока Инициация Погружение в тему Определение ожиданий и опасений Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически­комфортной обстановки «Письмо другу» «Транспорт» «Билет» Модератор раздает участникам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Участникам необходимо сложить листочек пополам ин одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишет свои недостатки и подписывается ­ с уважением, Ф.И.. После этого письма торжественно вручаются адресату. Членам экспедиции предлагается на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого можно добраться до страны АМОзонии. 1. Теплоход 2. Автобус 3. Поезд 4. Самолет В пути, чтобы не заскучать, можно спеть песню. Группам предлагается спеть фрагмент песни о своем транспортном средстве. Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат. Примеры АМО (предложенные участником семинара) «Поздороваемся ладошками» «Путешествие на машине времени» Метод «Фруктовый сад» Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями или, например: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении

в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию. Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени. Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели. уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию). для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!» ­Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью). ­ А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Ученики выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе). Этим упражнением мы убили двух зайцев: получили положительный настрой на работу и разбились на группы. II фаза

Этап Закрепление изученного (домашнее задание) Инпут Проработка содержания темы Назначение Контроль и коррекция ЗУН Сообщение нового материала Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК Примеры АМО (из сборника) Примеры АМО (предложенные участником семинара) «Шахматы» «Восстанови рассказ» «По порядку становись!» Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ (см. приложение текст об ожиданиях и опасениях). Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке. Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация. Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной. «Шесть шляп» Игра «Чистая доска» Метод «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка. Для организации игры «Чистая доска» перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы (для удобства игры необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.

(индивидуальная работа) Каждому участнику мастер­класса вверяется одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли по изученному тексту Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой­нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой». «Сингапур», исходя из цвета шляпы. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе. ­ Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет

шестью разными способами. 1. Белая шляпа ­ статистическая (событие оценивается на основе данных статистики). 2. Жёлтая шляпа ­ позитивная (положительная оценка события). . Чёрная шляпа ­ негативная (отрицательная оценка события). 4. Зелёная шляпа ­ творческая (самые невероятные, необычные идеи). 5. Красная шляпа ­ эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). 6. Синяя шляпа ­ аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников. III фаза Этап Эмоциональная разрядка Рефлексия (разминка) Назначение Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Примеры АМО (из сборника) «Снежки» «Четыре Я» Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:

Примеры АМО (предложенные участником семинара) напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию. 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … Чем ближе к центру размещаются стикеры с надписями, тем сильнее эффект! «Земля, воздух, огонь и вода» Метод «Ресторан» Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: ­ Я съел бы еще этого… ­ Больше всего мне понравилось… ­ Я почти переварил… ­ Я переел… ­ Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип­ чарта, комментируя. Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ

компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по­ другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по­новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную

комбинацию элементов.

1. Вступление.

Вспоминая свои школьные годы, мне нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники, решать задачи и выполнять упражнения, и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы. Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Если привычной и самой желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Все этапы урока должны включать активные методы обучения. Игра должна служить для повышения мотивации обучающихся.Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

2. Применение активных методов.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет ( ).

Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в образовательном процессе. Конечно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.

Я хотела бы рассказать, какие активные методы обучения использую для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа.
Применение элементов кинезиологии – психологического настроя на начало урока, различные игры, такая как “Поздоровайся локтями” и другие, эффективно и динамично помогают мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод “Поздоровайся локтями”.

Цель: – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Численность: – весь класс.

Время: – 3–5 минут.

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Можно использовать только первую часть метода.

Психологический настрой – кинезиология – УПРАЖНЕНИЕ , которое провожу в начале каждого урока с использованием простой питьевой воды – это коррекция организма с помощью воды. Дело в том, что когда мы волнуемся, усиленно думаем о чем-то неприятном или находимся в подавленном, депрессивном состоянии, вообще от любого нервного возбуждения наша кровь как бы электризуется. В ней повышается количество электролитов, что в принципе для организма не естественно и через некоторое время может привести к заболеванию всей системы.
Как мы знаем, ЛЮБАЯ ПРОБЛЕМА ЛУЧШЕ РЕШАЕТСЯ В СПОКОЙНОМ ПОЗИТИВНОМ СОСТОЯНИИ . Поэтому первое, что мы сделаем – это вернем организм в состояние покоя и гармонии и это помогает настроиться на урок. Для этого перед началом урока все дети пьют чистую питьевую воду, затем выполняют комплекс уже разученных ранее упражнений. Комплекс включает несколько этапов. И первый из них – ритмирование. Ритмирование включает в себя:

1. Обязательное питье чистой воды , позволяющее повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.

2. Упражнение “Кнопки мозга”, позволяющее привести в готовность вестибулярный аппарат, активизирующий работу мозга и подготавливающий его к восприятию сенсорной информации. Для выполнения процедуры необходимо:

  • одновременное массирование большим и средним пальцами левой руки парных точек в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок;
  • провести стимулирование точек 10 раз;
  • поменять положение и провести стимулирование точек еще 10 раз.

3. Упражнение “Перекрестные шаги” , способствует развитию интегрированных связей обоих полушарий и формированию причинно – обусловленного уровня мышления. Каждый ребенок попеременно касается правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения “локоть – колено”. Упражнение может быть модифицировано: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет ведущего.

4. Упражнение “Крюки” , оказывает влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга:

  • скрестить ноги;
  • скрестить выпрямленные вперед руки ладонями друг к другу;
  • соединить пальцы в замок;
  • вывернуть соединенные в замок руки к груди;
  • положение головы прямое, взгляд устремлен вверх;
  • фиксировать положение головы, рук и глаз под счет ведущего до 20.
  • скрестить ноги;
  • соединить кончики пальцев широко раскрытых ладоней (от больших к мизинцам), образовав тем самым “корзиночку” и развернув при этом кисти рук так, чтобы сомкнутые большие пальцы – “ручка корзиночки” были направлены к груди;
  • развести локти в стороны, плечи расправить;
  • держать голову прямо, взгляд опустить на “корзиночку”;
  • фиксировать положение под счет ведущего до 20.
  • соединить стопы и колени;
  • выпрямить руки над головой, плотно соединив ладони (пальцы ладоней прижаты друг к другу и направлены вверх); взгляд обращен вперед;
  • медленно опускать руки до тех пор, пока предплечья не образуют горизонтальную линию; взгляд обращен вперед;
  • зафиксировать положение рук и глаз под счет ведущего до 20 .

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Работая по УМК “Перспектива”, в учебниках комплекта помогают герои Аня и Ваня. :

– Однажды Аня и Ваня оказались в лесной школе. Ученики лесной школы Ежик, Волчонок, Зайчонок, Лисичка и Медвежонок писали предложение: “Мы ели земляничное варенье”. Слово “земляничное” не помещалось на строке и тогда Волчонок предложил приклеить еще листок, чтобы продлить страничку.
– А вам, ребята, такое предложение нравится?
– Почему? – Вот и Мудрый Филин предложил часть слова перенести на другую строку. Мудрый Филин спросил: “Как вы перенесете это слово?”
– Я самая хитрая, поэтому возьму лишь последнюю букву “е” и перенесу ее, – сказала Лисичка.
– Нет, так нельзя, – сказал Волчонок. – Надо перенести часть слова “ное”.
– Это неправильно, – сказал Зайчонок. – Надо перенести часть слова “ничное”.
– А я самый сильный, – сказал Медвежонок. – Я перенесу сразу “мляничное”.

Мудрый Филин от изумления развел крыльями.

– Давайте разберемся. Кто из них прав.
– Вот так проблема – как правильно перенести слова.
– Догадались чем мы будем сегодня заниматься?
– Вывод: Чтобы правильно переносить слова, надо знать правила переноса.
– Чему же мы должны научиться на уроке?

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод “Фруктовый сад”.

Цель: – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность: – весь класс.

Время: – 10 минут.

Подготовка : Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Когда я вы чувствую, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделаю паузу, вспомню о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 минут веселой и активной разминки.

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.

Цель: – повысить уровень энергии в классе.

Численность: – весь класс.

Время: – 5 минут.

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух . Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).
Земля . Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь . Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода . Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Когда устали пальчики – упражнения для разминки:

– Красиво написали слова? – Почему плохо получилось?
– Пальчики устали, отдохнем. “Друг от друга деревья росли далеко. Человеку пройти этот путь нелегко. Только корни деревьев однажды сплелись, будто дерева два навсегда обнялись.”

Дети выполняют упражнения пальчиками.

Если нужны движения, вытягиваем левую, затем правую руку и рисуем в воздухе левой и правой рукой восьмерку

3. Технология модерации.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется.

Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из “контролирующего органа” учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Методы модерации отличаются от дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Ученик с большим удовольствием участвует в образовательном процессе, понимая свою значимость.

4. Заключение.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

(http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11 ). обучения.”

Международный Институт Развития “ЭкоПро”

Образовательный портал Мой университет

http://www.moi-universitet.ru/

Факультет “Реформа образования”

http://www.edu-reforma.ru/

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой . – М., 2001.
  2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. – М., “Восхождение”, 1997.