Презентация к уроку истории "Древний Восток". презентация к уроку по истории (10 класс) на тему


Буддизм по праву считается первой из мировых религий и в то же время одной из самых распространённых в мире. Количество последователей буддизма превышает 800 млн. человек. Буддисты различных направлений, школ, сект представлены практически во всех странах мира.


Основным районом распространения религии являются Шри-Ланка, страны Юго-Восточной и Центральной Азии, а также на Дальнем Востоке. Основным районом распространения религии являются Шри-Ланка, страны Юго-Восточной и Центральной Азии, а также на Дальнем Востоке.


Буддизм зарождается в IV в. до н.э. Основным литературным источником является сборник «Типитака». Согласно ему, основателем религии является принц Сиддхартха (также известен под родовым именем Гаутама и Шакьямуни – «мудрец из племени шакья»). Впоследствии, после бегства из дворца, нескольких лет скитаний и бедствий, он получил имя Будда – «Просветлённый».


САНСАРА – неизбежное страдание при всяком существовании в видимом и ощущаемом мире. КАРМА (воздаяние) – возрождение человека в новой жизни, в виде, определённом поступками и мыслями предшествующих жизней АСКЕТИЗМ – добровольный отказ от земных благ. НИРВАНА – состояние счастья при достижении идеала, прекращения перерождений, общения с Буддой в процессе медитации.








Сторонники махаяны считают, что простой человек не может сам достичь нирваны, ему нужны помощники. Поэтому Будда превращается в бога, создаётся целый пантеон богов. Появляется понятие ада и рая. В аду мучаются души перед возрождением, в раю находятся души праведников перед последним рождением, прежде чем достичь нирваны.






К IX веку махаяна окончательно укрепляется на Тибете, но с XI века там возникает тантризм – мистическое течение, сильно отличающееся от первоначального буддизма. В тантризме большое значение придают магическим заклинаниям (Дарани), которые ускоряют перерождение и достижение нирваны.

1 слайд

2 слайд

Цель: Сформулировать особенности цивилизаций Древнего Востока, основные этапы их развития, показать политическую, духовную, хозяйственную, общественную жизнь.

3 слайд

Задачи: Причины появления первых цивилизаций Государства - деспотии Социальная структура Право или бесправие? Цари – боги. Рождение идеологии Пределы мира и пространство свободы От мифа к религии спасения

4 слайд

Древнейшие цивилизации возникшие в 6 - 5 тыс. до н.э. называют первичными. Это подчеркивает тот факт, что они выросли непосредственно из первобытности, им не предшествовала цивилизационная традиция. Они создавали традицию сами, преодолевая первобытность. В этом – главная особенность цивилизаций древнего мира.

5 слайд

Цивилизации Древнего Востока возникали в долинах крупных рек, окруженные степями и пустынями: Шумер –Аккад -3300г до н.э., междуречье р.Тигр и р. Евфрат Египет -3000 г. до н.э.- долина р. Нил Китай – 2000 г.до н.э. долина р. Хуанхэ Особенность: неравномерность развития, «закрытость», самодостаточность

6 слайд

Реки играли такую огромную роль в жизни цивилизаций старого света, что их называют еще и речными. Практически везде переход к цивилизации сопровождались строительством ирригационных сооружений, благодаря чему урожайность так резко повысилась, что ученые называют это аграрной революцией. Особенность: цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием природной среды.

7 слайд

Причины появления первых государств Увеличение численности населения Усложнение социальных отношений Необходимость защиты и регулирования зарождающейся частной собственности. Строительство храмов, поддержка ирригационных работ, водопроводов Защита интересов привилегированных слоев населения. Необходимость содержания постоянной армии Государство – институт разработки правовых норм

8 слайд

Сложилась такая структура власти Верховная власть(фараон, царь) Судебная власть (судьи, тюремщики) Военная власть (защита от набегов, нападений, подавление восстаний)

9 слайд

Цивилизации древнего мира имеют ряд общих черт, однако уже в это время выделяются два больших региона: Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.

10 слайд

Государства - деспотии «Вызов природы» Ирригация Коллективный труд Сильна центральная власть (государство - деспотия) Статуя Гудеа, правителя Лагаша XXIIв. до н.э.

11 слайд

ДЕСПОТИЯ: черты Во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти. Он считался собственником всей земли. Этот авторитарный тип власти реализовывался за счет разветвленной административной системы, многочисленного чиновничьего аппарата. Постоянные войны во имя расширения территории. Такое государство очень долговечно и устойчиво. Если оно распадалось на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре. Фараон Нармер, в IVтыс. до н.э.. объединивший верхний и нижний Египет

12 слайд

Структура общества Особенности: Социальная неоднородность, порожденная разделением труда, возникновением, государства, имущественным расслоением. Строгая иерархичность: у каждого социального слоя свое, четко определенное место, свои обязанности и свои привилегии.

13 слайд

царь Родовая знать жречество воины купцы чиновники Горожане, ремесленники Свободные крестьяне общинники рабы Общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды

14 слайд

Право или бесправие? Базальтовый столб с текстом законов царя Хаммурапи: царь получает текст законов от бога Солнца Обычай традиция устное (обычное) право Письменные законы Древний Египет: маат – справедливость, порядок, истина для всех. Древняя Индия: если бы не были введены законы, «то более сильные изжарили бы более слабых, как рыбу на вертеле».

15 слайд

Общие черты древних законодательств Разница в наказании зависела от социального положения преступника. Государство охраняло интересы высших слоев общества: самые жестокие наказания тем, кто совершил преступления против жрецов, храмов. Неравноправие, царившее в обществе, распространялось на семью. Закон оберегал частную собственность, сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Законы охраняли ценность и целостность семьи. Даже рабы, при всей тяжести положения, имели ряд прав. Т.о. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и в неравной мере, определенными гарантиями.

16 слайд

Цари - боги Во всех древних цивилизациях цари почитались наравне с богами. Сохранялась убежденность, что царь обладает магической силой. Культ царей превращается в официальную идеологию. Официальны культ поддерживал саму деспотию. Официальные титулы царей: Египет – живое воплощение бога Гора Китай – сын Неба Индия, Веды: царь создан из частиц разных богов и поэтому «он блеском превосходит все созданные существа, он – Варуна, он – великое божество в человеческом обществе »

17 слайд

Пределы власти и пространство свободы. Была ли власть царей столь абсолютной, как это представляла идеология? НЕТ! Были силы, претендовавшие на власть и пытавшиеся влиять на царей: жречество знать

18 слайд

Древний Египет 1419 г. – 1402 г. до н.э. – противостояние фараона и жречества Религиозная реформа Аменхотепа IV – Эхнатона: Попытка заменить многобожие одним богом, солнечным диском Атоном, перенос столицы в Ахетатон (небосклон Атона, Тель – Амарну), выдвижение во власть незнатных мелких рабовладельцев и служилую знать, революция в искусстве.

19 слайд

Ситуация, сложившаяся в Египте, была достаточно типична для всех восточных цивилизаций. Борьба за власть велась привилегированными слоями, в то время как основная масса населения не имела доступа к административным. функциям. На Востоке не было создано специальных политических институтов, через которые общество могло бы оказывать воздействие на власть. Самоуправление существовало на уровне общины.

20 слайд

Большим своеобразием отличались отношения между государством и обществом в древней Индии. Период централизации был очень непродолжительным. Власть царя была ограничена жречеством (брахманами) и родовой знатью через высший орган управления – паришад. Эта рыхлая структура власти соединялась с жестким делением общества на касты.

21 слайд

Жрецы- брахманы воины - кшатрии Свободные общинники и торговцы- вайшья Слуги, крестьяне, лишенные земли -шудры Варны – касты, в которых рождались, проживали жизнь и умирали индусы, не имея возможности покинуть свою касту. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозное неравноправие создавали большие препятствия для его развития.

22 слайд

В древнем Китае проблема отношений между обществом и государством была решена самым необычным для Востока образом. Власть в борьбе со знатью, попыталась опереться на общество, призвав во власть незнатных (го жэнь – людей страны). За службу им платили натурой (зерном). После централизации влияние го жэнь исчезло, но сотрудничество государства и общества сохранилось

23 слайд

Сер. IV в. до н.э., реформы Шан Яна: Отмена наследственных титулов Новые ранги жаловали только за личные заслуги. Вводилась система государственных экзаменов на ученые степени. Получившие степень становились чиновниками. Эксплуатация и иерархичность в Китае сочетались с установкой на личную активность низов. Идеология отразила этот факт в идее: Китай – большая патриархальная семья

24 слайд

Я, Ашшурбанипал, постиг… все искусство писцов, усвоил знание всех мастеров,сколько их есть, научился стрелять из лука, держать вожжи, постиг скрытые тайны искусства письма. Я наблюдал за предзнаменованиями Я изучил и то, что полагается господину, и пошел по своему царскому пути.… При всех различиях древних цивилизаций пространство свободы в них весьма ограничено для основной массы людей Между государством и обществом лежит огромная пропасть: общество немо, оно почти не имеет возможности участвовать в управлении и влиять на решения государства. Недовольство общества выражается в восстаниях и бунтах. Однако без государства уже невозможно существование общества.

25 слайд

От мифа к религиям спасения Сознание человека эпохи первичных цивилизаций было мифологическим. Корни этого явления уходят в первобытность, когда человек не отделял себя от природы, наделяя природу человеческими чертами, обожествлял ее. Появилась магия, затем - представления о богах. В каждой цивилизации пантеон имел свои особенности, но было и нечто общее: боги были тесно связаны с природой и персонифицировали ее силы. Наиболее архаичные культы: культы полуживотных- полулюдей: Гор – сокол, Себек – крокодил, Сохмет – львица.

26 слайд

Каждая область имела своих богов – покровителей, ведущих, очевидно, свое происхождение от первобытных тотемов. Древний Египет: Анубис – шакал – подземное царство Хатор – корова –богиня неба Себек – крокодил – культ солнца Сохмет –львица – война Гор – сокол – верховная власть, Солнце Вавилон: Эа –полурыба- получеловек – бог воды Индия: Агни –бог огня Индра – бог грома Сурья – бог солнца

27 слайд

Смерть воспринималась всеми религиями как переход к иной жизни, в потусторонний мир. Постепенно формируется реалистический взгляд на мир. Причины: Изобретение письменности логическое мышление накопление опыта, знаний прогресс знаний. По мере накопления опыта появляются первые естественно – научные знания. Центры рационалистических знаний: города и храмы Потребность государства в грамотных чиновниках способствовала формированию интеллектуальной элиты.

29 слайд

«…в Китае тогда жили Конфуций и Лао-цзы, в Индии –Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом; в Палестине выступали пророки Исайя, Илия, Иеремия; в Греции это время Гомера, Парменида, Гераклита, Платона,Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течении немногих столетий на Востоке и на Западе независимо друг от друга». Примерно с 500 г. до н.э. По 1 век н.э. В мире произошли изменения, которые позволили немецкому социологу К.Ясперсу (1883 -1969) назвать это время «осевым», когда «происходит много необычайного». В осевое время «произошел самый резкий поворот в истории», «появился человек такого типа, который сохранился и по сегодняшний день», когда были « заложены основы мировых религий», «разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день». Главным достижением осевого времени было возникновение религий, в том числе и мировых, современной морали, религиозных и культурных традиций. Возникновение осевых культур и цивилизаций стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества.

32 слайд

Домашнее задание: Для подготовки материал: Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс, п. 6, п.7, вопросы; Конспект Вопросы к параграфам: с. 66,78-70, 1-5, устно С. 78, 6- письменно


Подписи к слайдам:

Особенности Древней Индии
Пока
ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних
индийцев
. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и
Мохенджо-Даро
на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию.
ПОНЯТИЕ- ДРЕВНИЙ
ВОСТОК
Древний Восток - историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству.
Социальная структура Месопотамия
Социальная структура Вавилонии была сложной из-за многоукладности экономики. В отличие от Египта наблюдался более высокий уровень развития товарно-денежных отношений. В праве существовала четкая граница между рабами и рабовладельцами, хотя рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства. Право оговаривает не столько бесправие раба, сколько ограничение его прав (например, мог взять в жены свободную женщину и дети признавались свободными). Наряду с рабами имелись другие подневольные лица, лишенные собственности на средства производства. В период Ново-Вавилонского царства рабам начинают предоставлять хозяйственную самостоятельность. За рабами признается право выступать в суде в качестве истцов и ответчиков.
Презентацию подготовил ученик 10 класса ГБОУ СОШ с.Преполовенка Мананников Алексей.
Учитель:
Шашкова
А.Г.
Особенности государств Древнего Востока.
Особенности Месопотамии
Первые государства возникли в Двуречье в начале III тыс. до н. э. в виде небольших городов-государств с пережитками родоплеменных отношений (Ур, Лагаш и др.). Древнейшее население - шумеры – создало государство Шумер, которое существовало в течение 7 веков.
Особенности Древнего Египта
Социальная структура оформилась ко времени Среднего царства, в период Нового царства произошло ее усложнение. Эта структура подобна египетской пирамиде, на вершине которой находился фараон, на ступеньку ниже – высшее чиновничество и жречество, высшие военачальники, далее –
домовая
знать, среднее чиновничество и жречество – общинники – царские люди – рабы. Благосостояние господствующего класса зависело от положения в должностной иерархии. Расширение господствующего класса происходило за счет зажиточного
крестьянства
в связи с усложнением объема и функций государственной власти. Существовала система общегосударственного перераспределения рабочей силы, особенно царских людей.
Древний Восток
К древнему Востоку относят страны: Египет, Месопотамия, Китай, Индия.
Информационные источники
http://
mmkaz.narod.ru/vigp1/lectures/l02_egypt_bab_india.htm
http://
drevnijmir.ru/fo/civ/14/17.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/%
D0%9A%D0%B
Древний Египет.
Энциклопедия.
http://
www.domlin.ru/gallery/karta_mehzdurechiya.jpg
http://
arthicto.ru/ind/ris/image004.jpg
http://raeeka.files.wordpress.com/2009/05/hammurabi

«Культура Древнего Востока» - Письменность Древнего Египта. Памятники литературы Древнего Востока. Культура Древней Месопотамии. Карта Древнего Востока. Памятники литературы Египта. Эпос о Гильгамеше. К концу 4 тысячелетия до н.э. в долине Нила сложилась новая цивилизация. Иероглифы. На примере Древнего Египта и Месопотамии. Свою страну древние египтяне называли «Кемет».

«История Востока» - Каковы исторические «следы» переселенцев? Результаты исследований: Информационные ресурсы: В ходе исследовательской деятельности учащимися собираются экспонаты для школьного музея. Заселение Дальнего Востока в конце XIX - начале XX вв. Атлас народов России. Учебный предмет: Презентации; Буклеты; Каталог; Фотоальбом; Дидактические материалы; Экспонаты для музея.

«Нашествие с востока» - Битва на Калке. Русь в середине XIII века. Поход на Новгород. 21 декабря-Рязань взята монголами. Штурм Рязани. Март 1238- битва на реке Сить. Последствия монголо-татарского ига. Предания о Евпатии Коловрате. Нашествие с Востока. Держава Чингисхана. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества.

«Древний Восток» - «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Я не наносил ущерба скоту. Когда разговариваешь, не будь торопливым. Оазес Папирас Глинопись Сатрапеи Иероглефы Мумея Диржава Заповиди. Позови на помощь истории географию! Я не творил дурного… Зикурата Калонии Саркафаг Талеон Делта Свинкс Хамурапи Фораон.

«Страны Востока» - Особенности стран Востока. Ремесленники. Заниматься только военным делом. Буддизм. Земля принадлежала государству. Участвовать в азартных играх. Конфуцианство. Мировая религия, в основе которой лежит учение Будды. Индия Китай Япония. Принцип круговой поруки. Страны Востока. Напишите, какое религиозное учение в нем отражено.

«Древний Восток 5 класс» - В каком веке началось широкое использование железа? Как называются предания о героях, царях? мифы. Как древние индийцы объясняли существование каст? К какой касте принадлежали цари Древней Индии? Кого называют брахманами в Индии? Как называлась дорога, соединившая крупнейшие города Персидской державы? «Царская».

История. Атака ассирийских колесниц. Крылатый джин. Расцвет культуры народов. Южное Междуречье. Старые письменные документы. Особенности архитектуры Ассирии. Шумеро-аккадский космогонический эпос. Центральное божество. Архитектура. Культура. Сборник ассирийских законов. История Ассирии. Карта городов. Падение Шумера. Религиозные представления. Наука. Шумерские города. Клинописная табличка. Город, построенный ассирийцами.

«Особенности государств Древнего Востока» - Железный век. Персидский залив. Река Евфрат. Конфуций. Исторический диктант. Уважение к старшим. Клинопись. Живой товар. Индийцы. Геродот. Высшая добродетель. Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру. Индия. Чем угощали змей древние жители Индии. Малая Азия. Пленники. Индостан. Урук. Письменность стран Древнего Востока. Междуречье. Государства Древнего Востока. Брахманам соответствует белый.

«Древняя восточная цивилизация» - Рагини. Школа миниатюры. Средневековый Восток. Особенности цивилизации Востока. Культура Индии. Раджпутская школа. Стены. Сари. Художественные ремёсла. Ремесло. Буддизм. Индийская книжная миниатюра. Восточная цивилизация. Цивилизации Индии и Китая. Изделия из слоновой кости. Декоративно-прикладное искусство. Храм Солнца в Конараке. Искусство. Цоколь. Путь освобождения от страдания. Ступа в Санчи Ворота.

«Индия и Китай в древности» - Черты исторического развития Древнего Востока. Индра. Арии. Возникновение буддизма. Осевое время. Интерес к обсуждению религиозных и идейных основ. Государство Шан. Империя Маурьев. Конфуцианство и даосизм. Эпоха «борющихся царств». Древний Китай. Проникновение в Индию арийских племен. Индия и Китай. Государство Чжоу. Ведизм. Исход из мифологической эпохи. Жизнь есть зло. Жестокая системе варн. Возможности философского постижения действительности.

«Древнее Двуречье» - Основой жизни здесь была вода. В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья. Письменность. Торговля. Клинопись. Словарь. Древнее Двуречье. Вопрос урока. Природа и географическое положение. О каком занятии идет речь.

«Ассирия» - Взгляд. Мемфис. Страны и народы. События. Необходимый уровень. Событие из истории Ассирийской державы. Недостающее понятие. Направления завоевательных походов ассирийцев. Ассирийская мировая держава. «Железное» царство Ассирии. Что позволило ассирийцам создать мировую державу. Ассирия. Определяем проблему. Логовище львов. Начало железного века. Применяем новые знания. Повышенный уровень. Какие достижения и уроки нам оставила в наследство Ассирийская держава.