Что такое трансферы в экономике. Виды трансфертов
Трансферт - что это такое? Экономическая система – явление сложное и многокомпонентное.
Она живет по своим законам, которые государство пытается контролировать, применяя различные механизмы.
Они могут проявляться как непосредственное вмешательство или быть косвенными, выбор средства зависит от каждой конкретной ситуации.
Не всегда процесс регулирования получается удачным, но некоторые средства вполне эффективны. Это относится и к трансфертам.
Что такое трансферт
Википедия дает довольно обширное понятие трансфера, в преломлении с точки зрения экономической, банковской, туристической, спортивной, психологической и других сфер.
В переводе это слово обозначает перемещение какого-то объекта.
Причем это может касаться как материальных ценностей, так и права на них, социальных пособий, законодательных норм, переселения людей и многого другого.
Так же они могут применяться в отношении одного человека, юридической организации или государства. Причем последнее регулируется нормами международного законодательства.
Трансферты в экономике
В экономике трансферт определяется как операция, в которой один субъект предоставляет другому товары, услуги или другие активы на безвозмездной основе.
Говоря простыми словами, ценности передаются во владение другому лицу без какого-либо возмещения, аналогично дарению.
Среди экономических трансфертов выделяют текущие и капитальные. Первые содержат:
- материальные ценности;
- текущие подоходные налоги;
- социальные выплаты;
- штрафы;
- отчисления социальных налогов;
- внесение добровольных взносов и подарков и другое.
Капитальные трансферты производятся в больших объемах и, как правило, производятся один раз.
Государственные трансферты
Государственные трансферты – это безвозмездное направление бюджетных средств, находящихся в собственности одной из структур государственного управления, в форме дотации, дарения или субвенции.
Как правило, подобные средства финансирования имеют конкретное направление, потому и называются целевыми.
Под такие виды перечислений разрабатывается определенная программа, в соответствии с которой они и должны расходоваться. Таковы, к примеру, поступления на реализацию программы развития малых городов.
Предоставляются трансферты, если их объект:
- соблюдает бюджет и налоговую базу;
- не имеет долговых обязательств по отношению к федеральной казне;
- не выдает государственные кредиты юридическим лицам.
Заключение
Термин трансферт прочно вошел в словарь современного человека, он активно применяется в различных сферах деловых отношений:
- экономике;
- праве;
- психологии;
- швейном деле и многих других.
Наиболее часто он используется как экономическая категория, особенно связанная с различными видами безвозмездных поступлений из бюджета. Будь то выплата социальных пособий отдельным категориям граждан или пополнение казны региона, испытывающего нехватку собственных налоговых поступлений.
Цель подобных перечислений – выровнять доходы в различных субъектах, тем самым предоставив гражданам сходные возможности и условия жизни .
Смотрите видео, в котором разъясняется суть государственных трансфертов:
В отличие от счета текущих операций, счет операций с капиталом включает только капитальные трансферты.
Капитальные трансферты (capitaltransfers) - трансферты, включающие передачу права собственности на основной капитал, связанные с приобретением или использованием основного капитала или предусматривающие аннулирование долга кредитором.
Капитальные трансферты подразделяются на трансферты государственного сектора и трансферты других секторов. Наиболее крупной статьей трансфертов государственного сектора является аннулирование долга кредитором. Если две страны - кредитор и должник - достигают договоренности об аннулировании долга полностью или о списании его части и это закрепляется в соответствующем соглашении, то сумма аннулированной задолженности показывается в платежном балансе как капитальный трансферт от кредитора должнику. В числе других государственных капитальных трансфертов можно выделить инвестиционные трансферты - средства, передаваемые одним государством другому с целью оплаты покупки основного капитала. Например, передача Россией зданий, сооружений, аэродромов и прочей военной инфраструктуры странам - бывшим членам Варшавского договора после вывода российских войск с их территорий является капитальным трансфертом. Однако передача вооружений и военной техники считается по платежному балансу текущим государственным трансфертом.
Капитальные трансферты других секторов включают трансферты, связанные с миграцией, аннулированием долга кредитором и прочие трансферты. Капитальные трансферты, связанные с миграцией, представляют собой простую стоимостную оценку имущества мигрантов, которое они перевозят из страны в страну. Аннулирование долга кредитором представляет собой списание всей или части суммы долга банком, корпорацией или другой негосударственной структурой. Прочие трансферты включают частные пожертвования на инвестиционные цели, например перевод из страны в страну наследства, завещанного для финансирования строительства университетской библиотеки или лекционного зала.
Приобретение/продажа непроизведенных нефинансовых активов включают приобретение и продажу материальных активов, не являющихся результатом производства (земля и ее недра), а также неосязаемых активов (патенты, авторские права, торговые знаки и пр.). Необходимо отметить, что оплата за использование неосязаемых активов показывается в счете текущих операций по статье "роялти и лицензионные платежи", тогда как оплата заприобретение или продажу показывается по данной статье.
2. Прямые инвестиции
Впервой части настоящего учебника рассматривались прямые иностранные инвестиции как форма международных экономических отношений в рамках международного движения факторов производства. Прямые инвестиции являются также группой статей финансового счета платежного баланса.
Прямые инвестиции (directinvestment) - группа статей финансового счета платежного баланса, отражающих устойчивое влияние со стороны институциональной единицы - резидента одной экономики (прямого инвестора) на институциональную единицу - резидента другой экономики (предприятие прямого инвестирования).
Влияние со стороны прямого инвестора считается устойчивым, если он владеет 10% и более акционерного капитала предприятия прямого инвестирования, т.е. более 10% обычных акций или голосов акционеров(в случае корпорирован-ного предприятия), либо эквивалентом такого участия (в случае некорпорированного предприятия). Необходимо отметить, что владение 10% голосов не является жестким критерием отнесения инвестиций к разряду прямых. Инвестиции могут считаться прямыми только на основании того, что прямой инвестор играет значительную роль в управлении данным предприятием, даже если он вообще не владеет его акциями. И напротив, если инвестор владеет более 10% акций, но не играет существенной роли в управлении предприятием, его инвестиции не считаются прямыми. К числу операций, отражаемых по статье прямых инвестиций, относится не только исходная операция прямого инвестирования, но и все последующие операции между прямым инвестором и предприятием прямого инвестирования. Наряду с доходом на вложенный капитал прямой инвестор, в отличие от портфельного, получает также дополнительные экономические выгоды, такие как руководство предприятием, плата за выполняемые административные функции и пр. В качестве прямых инвесторов могут выступать индивидуальные инвесторы - физические лица, группы индивидуальных инвесторов, корпорированные и некорпорированные частные и государственные предприятия, правительство, общественные организации и пр.
К предприятиям прямого инвестирования относятся:
Дочерние компании (subsidiaries) - предприятия, в которых инвестор-нерезидент владеет более чем 50% акций или голосов;
Ассоциированные компании (associates) - предприятия, в которых доля инвестора-нерезидента составляет менее 50% акций или голосов;
Отделения (branches) - некорпорированные предприятия, находящиеся в полном или совместном владении инвесторов и непосредственно или косвенно принадлежащие прямому инвестору.
Прямые инвестиции как за границу, так и во внутреннюю экономику показываются в платежном балансе как потоки за год по рыночным ценам в разбивке на инвестиции в акционерный капитал, реинвестированные доходы и прочий капитал. Прямое инвестирование в акционерный капитал означает приобретение новых акций отделений, дочерних и ассоциированных компаний, за исключением неголосующих привилегированных акций, не дающих права на участие в дополнительных прибылях. Реинвестирование доходов означает вложение обратно в предприятие с иностранными инвестициями части прибыли, полученной им и не распределенной в форме дивидендов. Прямые инвестиции в форме прочего капитала означают в основном внутрифирменное кредитование материнской компанией ее дочерних и ассоциированных компаний.
Некоторые типы прямых инвестиций представляют собой специальные случаи. Например, офшорные компании, специализирующиеся на сборке, торговле или финансах, а также предприятия, создаваемые с участием прямых инвестиций в свободных экономических зонах, считаются резидентами тех стран, на территории которых они расположены. Прямыми инвестициями считаются вложения средств частными лицами на приобретение недвижимости за рубежом (виллы, дачи, квартиры, земля). Деятельность строительных компаний на территории других стран может быть классифицирована либо как прямое инвестирование, либо как экспорт услуг {пример 4.5).
Портфельные инвестиции (portfolioinvestment) - группа статей платежного баланса, показывающая взаимоотношения между резидентами и нерезидентами в связи с торговлей финансовыми инструментами, не дающими права контроля над объектом инвестиций.
С точки зрения платежного баланса портфельные инвестиции бывают двух основных видов:
Ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале (equitysecurities), - акции, паи, АДР (американские депозитарные расписки - расписки на иностранные акции, депонированные в банках США), подтверждающие участие в капитале предприятий;
Долговые обязательства (debtsecurities) - облигации, инструменты денежного рынка и финансовые дериваты, которые подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.
Облигации, необеспеченные долговые обязательства и другие долговые обязательства, как правило, дают их владельцам безусловное право на получение некоторого денежного дохода, сумма которого либо зафиксирована контрактом, либо меняется в соответствии с его условиями. В отличие от ценных бумаг, обеспечивающих участие в капитале, процентные платежи по долговым обязательствам не зависят от уровня текущих доходов должника. В понятие облигаций также включаются неголосующие привилегированные акции, конвертируемые облигации, предусматривающие возможность их конвертирования в акции, обращающиеся Депозитные сертификаты со сроком платежа более года; двухвалютные облигации; облигации с нулевым купоном и глубоким дисконтом, размещаемые первоначально по цене ниже погашения и не предусматривающие регулярных платежей процентов; облигации с плавающей процентной ставкой; индексированные ценные бумаги, процентные платежи по которым привязываются к какому-либо индексу цен, валютному курсу или цене определенного товара; а также ценные бумаги, обеспеченные тем или иным видом залога (золото, валюта, недвижимость и пр.).
Инструменты денежного рынка обычно также дают их владельцам право получить в установленный срок фиксированную сумму денег. Главным признаком инструментов денежного рынка является то, что они, как правило, продаются и покупаются на организованных рынках по цене ниже цены погашения. Разность между ними зависит от рыночной процентной ставки и от сроков погашения. Кроме того, государство может регулировать объем и композицию таких ценных бумаг в целях управления ликвидностью, поддержания валютного курса или финансирования дефицита бюджета. Инструментами денежного рынка считаются казначейские векселя, ценные бумаги частных предприятий и банков, банковские акцепты, обращающиеся депозитные сертификаты, краткосрочные долговые обязательства с банковской поддержкой (noteissuancefacilities,NIFs). К числу последних относятся краткосрочные обязательства, выпускаемые заемщиком от своего имени на базе соглашения с банком о его обязанности разместить весь выпуск таких ценных бумаг или купить неразмещенную часть. Тем самым этот механизм представляет собой форму возобновляемого кредита, а ценные бумаги называют евронотой или долговой распиской.
Финансовыми дериватами считаются ценные бумаги, условия обращения и цены которых привязываются к первичным ценным бумагам или макроэкономическим показателям (казначейские векселя, иностранная валюта, процентная ставка, индексы цен) либо к определенным биржевым товарам (золото, сахар, кофе и пр.). Однако финансовые дериваты могут обращаться на рынке и обладать самостоятельной рыночной стоимостью, не зависящей от стоимости первичных активов. Поэтому несмотря на то, что дериваты так или иначе привязаны к первичным финансовым инструментам, в рамках финансового счета платежного баланса сделки с дериватами выделяются в самостоятельную группу и учет их ведется отдельно от учета лежащих в их основе первичных ценных бумаг. В числе наиболее типичных дериватов, сделки с которыми регистрируются в платежном балансе, следующие:
Опцион (option) - контракт, дающий право покупателю опциона купить (опцион "колл") или продать (опцион "пут") определенное количество финансовых инструментов или товаров по заранее оговоренной цене в течение определенного срока. К числу наиболее распространенных опционов можно отнести валютные, процентные, товарные, опционы по акциям, опционы с биржевыми индексами и пр. Покупатель опциона выплачивает продавцу премию, а продавец обязуется купить/ продать оговоренное количество финансовых инструментов или товаров, с которыми связан опцион, либо по требованию покупателя предоставить ему соответствующую денежную компенсацию. Премия складывается из цены приобретаемого финансового актива и платы за услуги.
Варрант (warrant) - форма опциона, дающая право его держателю купить у продавца варранта определенное количество акций и облигаций на специально оговоренных условиях в течение определенного периода времени. Варрант может продаваться отдельно от ценной бумаги, в связи с которой он выпускается, и иметь самостоятельную рыночную стоимость. Одной из разновидностей варрантов является валютный варрант, стоимость которого определяется как количество одной валюты, которое понадобится для того, чтобы купить фиксированное количество другой валюты к моменту истечения срока варранта.
Своп (swap) - соглашение, по которому участники обмениваются платежами по одинаковой сумме задолженности на заранее согласованных условиях. Процентные свопы предусматривают
обмен процентными платежами в различной форме, например фиксированную на плавающую процентную ставку, фиксированную ставку в одной валюте на плавающую ставку в другой и т.д. Валютные свопы предполагают обмен денежными суммами, выраженными в разных валютах (например, депозитами между центральными банками) с последующим обратным обменом платежами и выплатой процента.
Фьючерс (futures) - соглашение, предусматривающее обмен реального актива, принадлежащего одной из сторон, на финансовый актив, принадлежащий другой стороне, либо обмен двумя финансовыми активами в установленный в соглашении срок и по заранее оговоренному курсу. Фьючерсы бывают процентными, валютными и товарными, есть фьючерсы на акции и биржевые индексы.
Форвард (forward) - соглашение, заключаемое с целью страхования от потерь в случае изменения процентных ставок, в рамках которого стороны договариваются о ставке процента по некоторой условной сумме задолженности, которую нужно выплатить в установленные сроки. Если фактически сложившаяся на рынке процентная ставка превышает установленную в контракте, продавец контракта выплачивает компенсацию Покупателю и наоборот.
В платежном балансе процентные платежи по всем дериватам регистрируются в счете текущих операций, а платежи основных сумм - по финансовому счету. Регистрация сделок с ценными бумагами происходит в рыночных ценах. Но любые изменения рыночной стоимости, имевшие место на протяжении периода, пока эти инструменты принадлежали владельцам, - в результате изменений валютного курса, относительных цен и пр. - во внимание не принимаются. Разность между рыночной стоимостью активов на начало и на конец периода может отражать операции, Произведенные за отчетный период, или изменение цен на активы в течение этого времени.
Бюджетные трансферты – передача средств из одного бюджета в другой в форме бюджетного субсидирования или изъятие бюджетного избытка.
Субсидии общего назначения – дотации – предоставляются местным бюджетам для их сбалансирования – не требует целевого использования, поэтому не ограничивают самостоятельность местных бюджетов.
Субсидии специального назначения – субвенции – предусматривают целевое использование полученных средств. Цель – финансирование государственных программ или проектов и обеспечение местных органов самоуправления средствами необходимыми для осуществления ими собственных и делегированных полномочий.
Бюджетные гранты – отличаются от субсидий тем, что имеют одноразовый эпизодичный характер.
Дотации, целевые дотации, субвенции активно использовались только на начальных этапах существования Советского государства. Советские ученые и практики высказывались против использования дотаций, считали их вредящими.
Теперь считается, что не развитость механизма предоставления дотаций местным бюджетам на соответствующем этапе их развития вызвали значительное снижение эффективности бюджетного регулирования в целом.
Понятие официальных трансфертов в украинскую практику вошло в 1996г. одновременно с введением новой бюджетной классификации.
Классификация бюджетных трансфертов :
1.В зависимости от целевого направления средств:
Текущие трансферты – денежная помощь, которую получал бюджет низшего уровня в случае недостаточной эффективности внутренних источников.
Капитальные - официальные трансферты, предусматривающие целевое использование.
2.В зависимости от источников поступления:
Полученные от органов государственного управления;
Полученные из-за границы, из не государственных источников;
Бюджетный кодекс Украины изменил концептуальные подходы к классификации трансфертов. В первую очередь, произошло уточнение терминологии: вместо «официальные трансферты» сейчас используется термин «межбюджетные трансферты», который определяют как средства, которые бесплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой.
Межбюджетные трансферты – Средства, которые бесплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой.
Межбюджетные трансферты делят на:
1.дотации выравнивания;
2.субвенции;
3.средства, которые перечисляются из одного бюджета в другой;
4.другие дотации:
4.1 Дотации выравнивания – межбюджетные трансферты на выравнивание доходной способности, который их получает:
Бюджетам АРК, областным, районным, г. Киева и г. Севастополя, городов республиканского и областного значения из госбюджета;
Бюджетам районов в городах, сел, поселков, городов районного значения и их объединений из бюджетов Киева и Севастополя, городов республиканского и областного значения;
4.2 Субвенции – межбюджетные трансферты для использования с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции:
На осуществление программ социальной защиты – из госбюджета;
На компенсацию затрат доходов местных бюджетов в связи с выполнением собственных полномочий вследствие предоставленных льгот, установленных государством – из госбюджета;
На выполнение инвестиционных проектов – из госбюджета и местных бюджетов;
На выполнение собственных полномочий территориальных объединений сел, поселков, городов и их объединений - из местных бюджетов;
Другие субвенции - из госбюджета и местных бюджетов;
4.3 Средства, которые передаются:
Госбюджету – из местных бюджетов;
Местным бюджетам – из местных бюджетов;
4.4 Другие дотации:
Местным бюджетам - из госбюджета и местных бюджетов;
Причинами высокого уровня дотационности областных и районных бюджетов является отсутствие реальной доходной базы, а также действующий порядок предоставления дотаций выравнивания, согласно с которыми областные и районные бюджеты превратились в транзитные на пути продвижения бюджетных трансфертов от госбюджета к большинству местных бюджетов Украины.
Бюджетные трансферты и их виды - 4.1 out of 5 based on 8 votes
В последнее время в бюджетном регулировании в России довольно часто употребляется термин «трансферт», который связывают с финансовой помощью в ходе бюджетного выравнивания. Несмотря на частое употребление, понятие трансферта практически не разработано отечественной наукой. Большинство авторов-экономистов относят трансферты к передаточным платежам безвозмездного и безвозвратного характера в виде формы перераспределения государственных бюджетных средств, приравнивая их к дотациям, и отмечают их отличие от субвенции; некоторые исследователи отождествляют трансферты со всей системой оказания межбюджетной финансовой помощи, что вызывает возражения других.
Трансферт - это:
1) перенос результатов сделки с одного счета на другой;
2) письменный приказ банка своему корреспонденту выдать определенную сумму денег лицу, указанному в этом приказе;
3) передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому и регистрация передачи собственности в регистрационных реестрах (книгах) компании. После такой регистрации дивиденды, финансовые отчеты, объявления о собраниях и т.д. высылаются компанией новому владельцу;
4) перераспределение акций АО на основе трансфертного документа среди своих акционеров;
5) в Российской Федерации применительно к бюджетной сфере понятие “Трансферт” означает перевод средств в бюджеты (дотация) нижестоящего территориального уровня из фонда финансовой поддержки регионов, в котором доля каждого субъекта РФ нуждающегося в финансовой помощи устанавливается расчетным путем. Под “Трансфертом” понимаются практически любые платежи, перераспределяемые на федеральном уровне.
В юридической литературе исследование термина «трансферт» как объекта бюджетных правоотношений находится пока на начальной стадии, поскольку его законодательное оформление еще не завершено, не ясна и его финансовая сущность.
Признаком дотации в трансферте является определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего законодательного (представительного) органа власти в нижестоящий бюджет в форме безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи в целях выравнивания его минимальной бюджетной обеспеченности (при недостаточности собственных и регулирующих доходов).
Признаком субсидии в трансферте выступает выделение денежных средств на условиях долевого финансирования целевых расходов. Долевое финансирование целевых расходов заключается в том, что с помощью трансферта покрывается часть текущих расходов нижестоящего бюджета бюджетной системы России (например, заработная плата работникам бюджетной сферы, оснащение школ учебной литературой, снабжение больниц медикаментами и т.д.). Трансферты не должны покрывать капитальные расходы бюджетов.
Поскольку термин «трансферт» довольно часто используется для обозначения экономических отношений, возникающих по поводу перераспределения части национального дохода в ходе бюджетного выравнивания, в том числе он упоминается и в БК РФ, то для того, чтобы придать термину «трансферт» нормативную урегулированность, необходимо сначала раскрыть его правовую сущность, а затем закрепить в понятийном материале Бюджетного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем трансферт как форму финансовой помощи федеральный парламент должен закрепить в специальном финансовом законодательстве, что придаст межбюджетным отношениям большую урегулированность и не породит очередную правовую коллизию.
Поскольку в последнее время устоялось мнение, что кредитные ресурсы государства оказывают немаловажное воздействие на процесс бюджетного регулирования и в целом способствуют установлению слаженных межбюджетных отношений в федеративном государстве, то существенную научную и практическую ценность представляет исследование таких форм финансовой помощи, как бюджетная ссуда и бюджетный кредит.
Важной отличительной чертой правового положения бюджетной ссуды от других форм финансовой помощи является использование бюджетной ссуды как метода бюджетного регулирования на стадии исполнения бюджета, тогда как иные формы применяются на стадии его составления.
Финансовое право в основе рассматривает три вида Трансфертов: Межбюджетные, нефтегазовые и трансферты населению.
Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из бюджетов субъектов Российской Федерации и из местных бюджетов в формах, установленных главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. В определенных федеральным законом случаях бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для их направления бюджетам отдельных муниципальных образований.
Рассмотрим подробнее формы межбюджетных трансфертов.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Объем указанных дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень бюджетной обеспеченности с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя которые могут быть получены консолидированным бюджетом, субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения социально-экономических географических климатических и иных объективных факторов и условий влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Проект распределения дотаций между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.
В составе федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности в целях реализации ими отдельных расходных обязательств. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд финансирования расходов.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий субъектам Российской Федерации на цели или в соответствии с условиями не предусмотренными федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не допускается.
Порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и их объем устанавливаются федеральными законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода и не более 10 процентов общего их объема утвержденного на второй год Федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов в том числе и субсидии могут не распределяться между субъектами Российской Федерации Средства фонда направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации:
по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий;
на выплату ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с законодательством;
на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включенными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и др.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им отдельных полномочий Российской Федерации, предусмотрено выделение из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации. Распределение субвенций между субъектами Российской Федерации осуществляется по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг.
Указанные методики распределения субвенций представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета включается в проект федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении данного проекта во втором чтении. Допускается выделение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для их предоставления местным бюджетам Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений входящих в их состав.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);
субсидий местным бюджетам;
субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
иных межбюджетных трансфертов бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
иных межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Нефтегазовый трансферт -- это часть средств федерального бюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.
В целях осуществления нефтегазового трансферта в составе федерального бюджета на основании ст. 96 9 БК РФ образуется Резервный фонд. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Вводя понятие «трансферты населению», закон точно определил его юридическое содержание, устанавливая виды трансфертов. К ним отнесены ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, которые установлены государственными нормативными актами и актами органов местного самоуправления; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов населения, возникающих как результат принятия государством решений, увеличивающих бюджетные расходы или сокращающих бюджетные доходы и ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Что такое трансферты? Это понятие имеет сразу несколько определений. Так, этим термином называется перемещение валюты или драгоценных металлов из одной страны в другую, делегирование права владеть такими ценными бумагами, как акции, векселя, чеки и облигации. Кроме того, под ним понимают основанное на международных договорах перемещение населения из одного государства в другое, а также автоматическое изменение гражданства. В данном материале будет рассмотрено, что такое трансферты с точки зрения бюджетной сферы.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации настоящий термин стал использоваться в 1994 году. Под бюджетным трансфертом изначально понималась переадресация денежных средств из фонда финансовой поддержки регионов в нижестоящие территориальные бюджеты. Затем это слово приобрело более широкий смысл. На данный момент им называют практически любые перемещения денежных средств на федеральном уровне.
Что такое трансферты в государственном масштабе? Это такие платежи, которые осуществляются из федерального бюджета без обмена на товары или услуги. Можно привести несколько наглядных примеров. Например, государство переводит средства домохозяйствам и различным организациям. «Домашние группы» получают социальные выплаты: пособие по безработице, пособие по бедности или нетрудоспособности, пенсии и стипендии. Государственные трансферты компаниям представляют собой субсидии.
Межбюджетные трансферты
Следует подчеркнуть, что в большинстве стран мира различные регионы развиваются неравномерно. Это обусловлено географическими и климатическими особенностями, экономической конъюнктурой, распределением рабочей силы и прочими объективными факторами. Современные государства отличает управленческая вертикаль, состоящая из нескольких уровней. Как правило, полнота исполнительной власти сосредоточена в центральном аппарате. Это может быть Кабинет Министров или Правительство.
Но, помимо этого, существуют и органы местного самоуправления. В государствах, функционирующих по принципу федераций, также присутствует еще один промежуточный орган администрирования. Он выполняет свои функции в пределах провинции, области, штата, кантона, земли или другого субъекта. С целью создания более-менее похожих условий для прогресса разных регионов в пределах одного государства и используются межбюджетные трансферты.
Данный способ передачи финансовых ресурсов дает возможность эффективно компенсировать непропорциональное развитие отдельных территорий страны. Далее будут рассмотрены основные функции и виды трансфертов этой категории. Следует отметить, что такого рода перераспределение средств является только одним из используемых инструментов создания равновесия в развитии регионов.
Функции
Разнообразные виды межбюджетных трансфертов используются для достижения нескольких ключевых целей. Первая из них заключается в ликвидации возникающих горизонтальных диспропорций в экономическом развитии регионов. Направление в местные бюджеты дополнительных финансовых средств дает возможность предупредить или устранить уже возникшее социальное напряжение, которое может быть вызвано экономическими трудностями.
Другой целью межбюджетных трансфертов является компенсация местным бюджетам затрат, направленных на реализацию общегосударственных проектов. Это дает возможность предотвратить увеличение диспропорций в процессе выполнения регионами задач, имеющих для страны глобальное значение. Кроме того, необходимо отметить, что межбюджетные трансферты нередко используются для нивелирования последствий использования несовершенной системы налогообложения.
Виды бюджетного перераспределения
Способы передачи финансовых ресурсов регионам Российской Федерации прописаны в шестнадцатой главе Бюджетного кодекса. Там же перечислены основные формы трансфертов, а также дается их описание. Прежде всего, из их числа выделяют дотации, субсидии и субвенции. Дотации используются для более равномерного снабжения финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации.
Субсидии адресуются непосредственно в региональные бюджеты и представляют собой компенсацию за расходы, понесенные в ходе реализации общегосударственных проектов. Субвенции, как и субсидии, имеют целевое назначение. Они также представляют собой компенсацию затрат местных бюджетов, но только в большем объеме. Что такое трансферты, кроме перечисленных трех основных форм?
Иные виды бюджетного перераспределения
Законодательство Российской Федерации обособляет часть денежных средств в еще одну группу. Ее называют иными межбюджетными трансфертами. Что это такое? Данная категория появилась в последней редакции Бюджетного кодекса, а ранее законы РФ не предусматривали существования подобной группы. Иные межбюджетные трансферты, как и дотации, субсидии и субвенции, осуществляются на безвозмездной основе. Они не требуют от субъектов федерации возврата денежных средств в будущем. К данной категории, например, относят финансирование закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).