Северо восточная русь 14 веке. Северо-Восточная Русь: княжества, культура, история и развитие региона

ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ДРЕВНЕРУССКОЕ ОБЩЕСТВО. С установлением власти Золотой орды судьбы разных русских земель разошлись. Из четырёх сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) потеряли свой суверенитет и вошли в состав других го-сударств - Великого княжества Литовского и Польши. По замечанию В.О.Ключевского, «единой Русской земли Ярослава и Мономаха не существовало: она была разорвана Литвой и татарами». Так перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли. С её исчезновением распалась и сложившаяся в Киевской Руси древнерусская народность. На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться великорусская народность; на землях, вошедших в состав Литвы и Польши - украинская и белорусская. Таким образом, иноземное нашествие предопределило распад раннесредневековой этнической общности. Этот процесс в корне отличался от истории Западной Европы, где большинство раннесредневековых народностей либо сохранили свою целостность, либо объединились с родственными этносами.

Самое наглядное и непосредственное воздействие татаро-монгольского нашествия на русские земли проявилось в сфере экономики. Походы Батыя и последующие нападения ордынцев оставили на территории Руси страшный след разрушений. В середине XIII в. Русь представляла собой мрачную картину. Разрушенные и сожжённые города, опустошённые сёла, поросшие лесом пашни, поредевшее население, частью истреблённое татарами, частью угнанное в полон, частью, наконец, бежавшее из своих насиженных мест. Недаром писатель-современник свой рассказ о татаро-монгольском нашествии назвал «Словом о погибели Русской земли". Более всего пострадали города. По археологическим данным, из 74 русских городов XII – XIII вв., известным по раскопкам, были разорены 49, т.е. почти две трети. 14 из них так и не поднялись из пепла, жизнь не возобновилась в них, а 15 городов превратились постепенно в сёла. Пришло в упадок ремесленное производство. Некоторые уникальные ремесленные технологии никогда не возродились. Значительно сократилась численность населения. Люди гибли, многие попадали в плен, превращаясь в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. В рабство уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае и других азиатских странах.

Кроме того, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств. Существенная часть национального дохода уходила в Орду в виде дани, в серебряной монете "запросов" и "поминков" (подарков ханам, ханским женам и окружавшей их знати). В свою очередь, необходимость изыскивать эти средства приводила к усилению налогов и в целом эксплуатации народа.

Орда стремилась влиять и на политическую жизнь русских земель. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы не допустить консолидации Руси. Политика Орды проявлялась в разжигании вражды между русскими князьями, что вело к их взаимному ослаблению. Под властью Орды усилилась разобщённость русских земель. Прекратилась борьба разных княжеских ветвей за общерусские столы - Киев, Новгород, Переяславль, Галич, представлявшая собой в первой пол. XIII в. определённый центростремительный фактор политической жизни Руси. Занятие великокняжеского престола целиком зависело от ханского пожалования, сопровождавшегося выдачей ярлыка, и князья, ставшие в подавляющем большинстве вассалами Орды, предпочитали владеть "отчинами" и уделами.

Однако при всех исключительно тяжелых последствиях татаро-монгольского нашествия в условиях ига оно имело ряд особенностей, способствовавших сохранению некоторой национальной самостоятельности Руси. Прежде всего, в отличие от среднеазиатских государств, татаро-монголы отказались от прямого включения в состав Золотой Орды русских земель. На их территории не действовал правовой кодекс монголов – «Яса Чингисхана», не было создано и специальных законов для Руси. Здесь действовали собственные традиционные правовые нормы, нашедшие отражение в княжеских уставных грамотах и Судебниках. Кроме того, завоеватели не устранили русских князей как институт власти, не создали своих правящих династий на Руси, как это было в Персии или Китае. Не имели они и постоянного наместника с определенными функциями. Ханские баскаки назначались спорадически в отдельные города, но не имели функций управления, а наблюдали, главным образом, за сбором дани. Таким образом, систематического управления русскими землями со стороны Орды не было, оно находилось в руках русских князей, а сношения с Ордой осуществлялись, как правило, через великого князя. Наконец, Русь сохранила свою духовную основу – православие. Сначала языческая, а затем мусульманская Орда не настаивала на смене веры.

Тем не менее, монгольское нашествие как бы рассекает древнерусскую историю надвое: в домонгольский период социально-экономическое и культурное развитие русских земель шло на уровне других европейских стран. В целом по общеевропейской схеме развивались и феодальные отношения: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных (хотя и медленнее, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс затухает, происходит консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью выплаты в Орду огромной дани. Эти структурные деформации привели в конечном итоге к изменению типа феодального развития страны.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОДЪЁМ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. К концу XIII – началу XIV вв. на Руси сложилась новая политическая система. Ее территориальной основой стала Северо-Восточная Русь со столицей во Владимире. Под властью великих князей владимирских, помимо территории прежнего Владимиро-Суздальского княжества, находилась Рязанская земля и Новгород Великий, хотя его подчинение являлось больше формальным, чем фактическим. Большинство древних городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Суздаль, Владимир) в период ордынского ига пришли в упадок, уступив свое политическое первенство окраинным центрам – Твери, Нижнему Новгороду и Москве.

Процесс восстановления и развития экономики после татаро-монгольского нашествия наиболее заметно проявился в Северо-Восточной Руси. Это была относительно молодая, недавно освоенная земля, имевшая широкие возможности для колонизации и экономического развития. Еще до нашествия Батыя она являлась одной из сильнейших среди русских земель. После монголо-татарского вторжения сюда направляется мощный колонизационный поток. В густых, почти непроходимых лесах, к северу от широкой Оки, можно было рассчитывать на относительно спокойную жизнь. Хотя условия для земледелия здесь были хуже, так как прежде всего надо было валить лес, обрабатывать пустоши, поднимая к жизни новые земли. На очагах плодородной земли ("опольях", «росчистях», «сечах») вырастали новые села и города. Приток больших масс населения на сравнительно небольшую территорию Северо-Восточной Руси привёл к значительному подъёму экономики.

За счет освоения пустошей и вырубки лесов быстро увеличивалась площадь пахотных земель. Кроме подсечной и переложной распространялась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар), что увеличивало производительность полей. С трехпольем связывалось и применение естественных удобрений. Внедрялась более глубокая вспашка земли с перевертыванием верхнего пласта почвы, для чего применялся деревянный плуг с железным лемехом. Сеяли по-прежнему пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, гречиху; из технических культур – коноплю и лен. Из овощей на Руси любили капусту и репу. Выращивались также лук, чеснок, огурцы, свекла и морковь. На княжеских и боярских землях разводили сады с яблонями, вишнями, сливами. С переходом к паровой пашенной системе земледелия было связано развитие животноводства, в котором преобладал крупный рогатый скот. Особенно быстро увеличивалось поголовье волов и лошадей, реже встречались овцы и козы.

Благодаря активной колонизации земель по Волге и Оке значительно расширились границы земледельческой культуры. Земледелие, животноводство, промыслы довольно быстро (к началу XIV в.) достигли прежнего уровня и превзошли его. В основе этого сельскохозяйственного подъема лежал труд пахаря. На землях Северо-Восточной Руси, богатых лесами и водоемами, население занималось разными промыслами, ловлей рыбы, бортничеством (добыванием меда диких пчел). В лесах, по берегам Волги и Оки, на Севере добывали пушного зверя – белок, горностаев, соболей, ловили бобров. Иногда рыбная ловля или бортничество являлись основным занятием сел и слобод.

РОСТ ФЕОДАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. В данных экономических условиях неизбежно увеличивалось значение земли как основного источника средств существования, поэтому постоянно росли цены на землю, захватывались крестьянские пашни. Конец XIII - начало XIV вв. – период быстрого роста феодального землевладения. Основной формой владения землей стала вотчина – княжеская, боярская или церковная. Одним из главных путей расширения вотчинного землевладения была передача или пожалование князем земли с крестьянами. Случалось, что князь актом дарения лишь оформлял уже совершившийся захват общинных земель. Хозяин вотчины мог распоряжаться ею по собственному усмотрению. Вотчинное владение могло передаваться по наследству, быть предметом дарения или продажи. В то же время отчуждение вотчинных земель было ограничено кругом родственников владельца, которые имели преимущественные права на покупку или последующий выкуп земли. Это право защищало интересы отдельных боярских или княжеских родов, ущемляя в то же время возможности других земельных собственников, стремившихся к увеличению своих владений. Таким образом, обращение вотчины даже в кругу привилегированного слоя землевладельцев было ограниченным.

Землевладельцы-вотчинники делились на два слоя: высший составляли бояре, а низший – «слуги вольные». И те, и другие обладали широкими иммунитетными правами, т.е. освобождением от княжеского управления в своих землях. По жалованным грамотам, выдававшимся князем, в частные владения не должны были въезжать представители княжеской власти. Вотчинник сам судил население своего владения или поручал суд своим приказчикам и тиунам. Однако при отсутствии общих законов отношения между землевладельцем и подвластным населением определялись еще во многом обычаем, «стариной». Осуществляя суд, вотчинник собирал в свою пользу судебные штрафы. Крупные вотчинники-бояре платили дань тому князю, на территории которого находилась вотчина. Важной привилегией землевладельцев было право самим собирать дань для князя с подчиненного населения, что освобождало вотчину от въезда и злоупотреблений многочисленных княжеских чиновников – «данщиков», «бобровников», «бортников» и др.

В конце XIII – XIV вв. растет значение условного землевладения. Князья передавали свои земли «в держание» на условиях выполнения определенных обязанностей своим слугам, которые должны были нести военную службу или выполнять административные обязанности в княжеском хозяйстве. Нередко князья отдавали «в держание» пустоши или нераспаханные участки с условием заселения их крестьянами. Подобные условные земельные владения назывались также «жалованьем». Впоследствии из этой формы землевладения сформировалась поместная система. Таким образом, появление и распространение условного землевладения способствовало освоению заброшенных и целинных земель и создавало материальную базу для обеспечения княжеских слуг, являвшихся военной и административной опорой власти князя.

Служба самих вотчинников носила добровольный характер. Нуждаясь в поддержке и покровительстве со стороны княжеской власти, землевладельцы несли военную службу тому или иному князю. По его приказу они являлись в назначенное место со своими дружинами «конно, людно, цветно и оружно». Однако в любой момент они могли прервать службу, «отказаться» от князя и поступить на службу к другому князю, возможно даже врагу их прежнего господина. Служба вотчинников не зависела от местоположения вотчин. Поэтому они могли служить не только тому князю, во владениях которого находились их вотчины, но и другому, сохраняя все владельческие права в том княжестве, где были расположены их земли. В договоры между князьями неизменно включалось условие: «А боярам и слугам вольным меж нас вольным воля». Из «воли» делалось два исключения: землевладельцы должны были участвовать в обороне своего города (т.е. того города, к которому в административном отношении принадлежало данное владение) и платить дань князю «по земле и воде».

Низший разряд вотчинников в XIV в. получил название «дети боярские». Предполагают, что этот термин происходит от древнего названия младших членов княжеской дружины – «детские» или «отроки». Хотя дети боярские были свободными вотчинниками, однако, вследствие незначительности размеров земельных владений, их положение было неустойчивым. В случае разорения им грозило превращение в холопов. Поэтому они охотно переходили в зависимость от крупных землевладельцев – князей, бояр, церкви – и несли в их пользу личную военную службу или исполняли разные хозяйственные обязанности.

Одной из форм феодальной земельной собственности были владения церкви: митрополита, монастырей и отдельных епископских кафедр. Благодаря ростовщической деятельности, покупкам, княжеским и боярским пожалованиям, особенно быстро росли монастырские вотчины. Важным средством расширения монастырского землевладения была колонизация неосвоенных земель. Еще одним крупным источником обогащения монастырей были «вклады по душе» светских землевладельцев. Небогатый вотчинник предпочитал отдать на тех или иных условиях свою землю в монастырь, чтобы обеспечить его покровительство или даже полное монастырское содержание. Так различными путями в XIV в. складывалось мощное монастырское землевладение, ставшее со временем серьезным конкурентом светских вотчин, часть которых, дробясь и мельчая, переходила постепенно в обладание церкви.

КАТЕГОРИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. Сельское население в Северо-Восточной Руси носило общее название «люди», «сироты», «христиане». В новгородских и псковских землях сохранялось старое название – «смерды». Термин «христиане» («хрестьяне») пережил определенную эволюцию. Первоначально он обозначал православное население Киевской Руси в противоположность иноверцам и носил чисто религиозную окраску. После установления татаро-монгольского ига этот термин стал применяться к широким слоям населения, выступавшим против иноплеменников, «басурман», ордынцев и приобрел социальное значение. Постепенно «хрестьянами» или крестьянами стали называть широкие слои сельских жителей.

Вместе с тем, в источниках встречаются и иные, специальные термины для обозначения сельского населения, тех же крестьян, например – «старожильцы» и «новоприходцы». Эти названия отражали определенную свободу, которой пользовались крестьяне. Они могли уйти от своего господина к другому, в расчете на определенные льготы, освобождавшие крестьян от всех или некоторых повинностей на 10-15 лет. В этих случаях они становились «новоприходцами» в отличие от «старожильцев», которые жили на одном месте в течение многих поколений и выполняли все налоги и повинности. Юридически и старожильцы не были лишены права перехода, но в действительности они были прочно связаны со своим хозяйством. Старожильцы представляли наиболее ценную категорию крестьян как для землевладельцев, так и для князя, заинтересованного в исправном поступлении доходов в казну. Поэтому, договариваясь между собой, землевладельцы всячески препятствовали переходу крестьян.

В числе крестьянского населения источники упоминают «серебреников» (взявших денежную ссуду серебром), «половников» и «третников» (отдававших господину указанную часть урожая). Эти категории крестьянства находились уже в определенной зависимости от землевладельцев.

Имущественное положение крестьян также было различным. Богатые крестьяне дополнительно арендовали землю, нанимали обедневших односельчан. На противоположном полюсе находились обедневшие или разорившиеся крестьяне – «пешеходцы» (не имеющие скота), «подворники», «захребетники» (не имеющие собственного хозяйства и проживающие в чужих дворах). Крестьяне несли различные повинности: они платили оброк натуральными продуктами, выполняли работы в усадьбе. Работы на пашне были в основном обязанностью монастырских крестьян; в боярских вотчинах на пашне работали холопы.

Однако частные земельные владения (княжеские, боярские, церковные) не были преобладающими в Северо-Восточной Руси. Основную массу составляли так называемые «черные земли», принадлежавшие государству. Население этих земель называлось «черными людьми» (впоследствии «черносошными крестьянами»), было обложено данью и всякими поборами в пользу государства или князя. Часть этих сборов шла в Орду. На черных землях владельцем земли была община. В территориальную общину – «волость», «мир» – входило значительное число деревень. В некоторых областях, например, в Новгородской земле и в Рязанском княжестве, общины назывались «погостами». Крестьяне, входившие в общину, владели индивидуальными участками, которыми они распоряжались как своей собственностью: передавали по наследству, продавали или дарили, жертвовали монастырю. Общинной (общей) считалась вся остальная земля, состоявшая из разных угодий: лесов, озер, лугов, пустошей. Во главе общины стояли избранные крестьянами старосты (сотские или десятские). Дела, которые касались жизни общины, решались на общем собрании «мира». «Мир» во главе со старостой распоряжался общинными землями, приглашал новых поселенцев, раскладывал подати и собирал налоги, вершил суд по мелким преступлениям. Землевладельцы вели постоянное наступление на черные земли, пытаясь их захватить («обоярить»). Крестьяне активно сопротивлялись захватам общинных земель. Они сносили изгороди и «межи» новых владений, запахивали захваченные земли. Судебные дела сохранили известия и об открытом нападении на самозваных владельцев. Дольше всего черные земли сохранялись на Севере: в Подвинье и на Белоозере, где они не отличались высоким плодородием. Там же крепче всего держались и общинные порядки. Несомненно, что крестьянам, жившим на черных землях, жилось лучше и легче, чем частновладельческим. Они не были подчинены постоянному контролю со стороны вотчинной администрации и были более свободны в своей хозяйственной деятельности.

Отдельную группу несвободного населения составляли холопы, являвшиеся собственностью своих господ. Наравне с другим имуществом, холопы покупались, продавались, являлись частью приданого. В источниках они встречаются под названием «полных людей». Кроме них, источники называют и «приказных людей». Это были также холопы, поставленные во главе различных отраслей вотчинного хозяйства и в силу этого пользующиеся некоторыми льготами – тиуны, ключники, старшие конюхи и т.д. Обычно холопы выполняли дворовую работу в княжеском или боярском хозяйстве («дворовые люди» «дворня»), работали на пашне («страдники»). Дворовые холопы не имели своего хозяйства и получали от хозяина месячный корм или жалованье («месячину»). Страдники имели свой двор, во многих случаях и земельный участок с пашней и угодьями. Положение холопов после смерти господина целиком зависело от его воли и определялось завещанием. Они могли переходить по наследству в том же качестве или получить землю и перейти в разряд зависимых крестьян. Тем самым, владелец вотчины мог освободиться от ненужной дворни, распределяя рабочую силу в хозяйстве по собственном усмотрению. Последняя тенденция получает заметное развитие в условиях расширения пахотных земель и борьбы за рабочие руки между землевладельцами.

ПОДЪЕМ ГОРОДОВ. Постепенно восстанавливалась после «Батыева разорения» и городская жизнь. Подъем городов был обусловлен во многом необходимостью обороны, а также развитием ремесла. Возрождались, отстроенные на пепелищах, старые города и возникали новые, возобновилось каменное строительство. От конца XIV в. до нас дошел «Список русских городов», который называет 55 городов залесских (Владимиро-Суздальских), 30 рязанских, 10 смоленских, 35 новгородских и литовских. Быстро восстанавливалось и увеличивалось городское население. В городах росли торгово-ремесленные предместья – посады. После длительного перерыва русские ремесленники восстановили технику скани, черни, чеканки, литье колоколов. Широко распространился кузнечный промысел, из которого в самостоятельную отрасль выделилось слесарное дело. Например, замки работы русских мастеров известны были и в Европе. Ковка металлов и кузнечный промысел способствовали развитию оружейного дела. В Москве и Новгороде возникли специальные поселения – слободы бронников и оружейников, изготовлявших панцири, шлемы, кольчуги, мечи и копья. Различные предметы вооружения выделывали также лучники и пищальники. С 80-х годов XIV в. на Руси появляются пушки. Уже в 1382 г. железные кованые пушки («тюфяки») применялись при обороне Москвы от Тохтамыша. Со второй половины XIV в. возникает новая ремесленная отрасль – монетное дело, и в русских княжествах появляется серебряная монета собственной чеканки. Как и прежде, развивались традиционные ремесла – кожевенное, ювелирное, ткачество. В связи с появлением нового материала для письма – бумаги – появились профессиональные переписчики книг («доброписчики»). Художники украшали книги миниатюрами, особые мастера изготовляли переплеты. Работали мастера-ремесленники не только на заказ, но и на рынок.

Города являлись также центрами торговли. Вокруг них сосредотачивались местные рынки, где крестьяне близлежащих деревень сбывали свои продукты и покупали изделия городских ремесленников. Некоторые товары (соль, пушнина, рыба) находили сбыт и в соседних землях. Рынки таких городов, как Новгород, Псков, Тверь, Москва имели не только местное, но и областное значение. После установления господства Орды главный для Руси торговый путь («из варяг в греки») был закрыт, но внешнеторговые связи постепенно налаживались. Через Новгород русские земли были связаны с Газой и Ливонией, по Волге через Нижний Новгород шла торговля с Ордой. Вместе с тем, торговые связи русских земель не были прочными. Они зачастую носили эпизодический характер (например, торговля продуктами в неурожайные годы) и не определяли характер экономического развития страны, который оставался аграрным.

Так хозяйственная деятельность русских людей – крестьян, ремесленников – накапливала материальные силы и экономические ресурсы, которые способствовали широкому общественному и политическому подъему русских земель.

Образование централизованного государства это важный этап в развитии русской государственности. Процесс централизации шел на протяжении двух, насыщенных бурными драматичными события, веков.

Причины образования централизованного государства

1. Рост материального производства, развитие товарного хозяйства.

2. Развитие городов – центров торговли, ремесла. Их заинтересованность в объединении.

3. Заинтересованность мелких и средних феодалов в централизованной власти, способной держать в узде крупных феодалов, обеспечить сохранность своих земель от выступления крестьян.

4. Необходимость освобождения русских земель от монгольского ига.

5. Обеспечение обороны страны на западных границах.

6. Расширение масштабов земельной собственности крупных феодалов, что заставило искать пути закрепления крестьян с помощью сильной центральной власти.

7. Подъем ремесленного производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством (в конце XIV века появляется огнестрельное оружие)

Лекция 12

Возвышение Москвы

Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовал ряд причин:

1) Выгодное географическое положение;

2) Москва находилась в центре русских княжеств, которое прикрывали её от ударов извне;

3) В Москву со всех сторон, ища убежища, стекались люди, и это увеличивало её население

4) Москва стояла на перекрестке важнейших торговых путей:

водных - Москва-река связывала верхнюю Волгу со средней Окой

и сухопутных - связывающих Юго-Западную Русь с Северо-Восточной Русью, а также Новгород с Окско-Волжским краем.

5) Умелая дальновидная политика Московских князей.

Лекция 13

Иван Данилович Калита (1325-1340)

К началу XIV века Московское княжество увеличилось почти вдвое. Москва выступила претендентом на великое княжение и вступила в борьбу с основным противником Тверью. В кровавой драме, разыгравшейся в последующие два десятилетия, пали и тверской князь Михаил, и его враг, московский князь Юрий, и сын тверского князя. На чьей стороне окажется победа, наверное, в ту пору не мог бы сказать никакой прорицатель и ясновидец.



Но московский княжеский стол достался талантливому и энергичному князю Ивану Даниловичу по прозвищу Калита (внуку Александра Невского). Из пяти братьев в живых остался только он один, а остальные умерли бездетными. Эта, казалось бы, историческая случайность привела к важным последствиям. Московское княжество не делилось и не дробилось между наследниками. Целиком она попала в руки Ивана Даниловича. И руки эти были надежными.

Прекрасный дипломат, искусный политик, Иван Данилович сумел оградить Московское княжество от набегов татар. Летописец отмечал, что после вокняжения Ивана «была оттоле тишина великая на 40 лет, и перестали татары воевать Русскую землю и убивать христиан…». Дело в том, что Иван Данилович очень успешно проводил ставшую уже традиционной для московских князей политику задаривания. И хан, и его жены знали, что каждый приезд Ивана – это гора подарков, это огромная дань, собранная в русских землях. Мир и дружбу с Ордой Иван Данилович использовал для укрепления позиций Московского княжества.

Он нанес страшный удар по Твери – главному сопернику Москвы. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против татар. Иван возглавил карательную экспедицию. Тверская земля была опустошена, а ярлык на великое княжение ордынский хан Узбек передал Ивану Калите, как и право сбора татарской дани.

Используя отношения с татарами и право сбора дани, Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты («кошель»), но вошел в историю как «собиратель земли русской».

Важное значение имело перемещение главы Русской православной церкви в Москву. Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом. Город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. Дальновидный Иван Данилович построил в Москве первую каменную церковь Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Пётр согласился. Его преемник Феогност окончательно сделал Москву центром русской митрополии.

Иван Калита укрепил позиции Московского княжества, заложил основы его могущества. Калиту называют первым собирателем земли русской, положившим начало возвышению Москвы. Он уделял много времени и внимания строительству новой столицы Русской земли - Москвы. После Успенского собора вскоре были выстроены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору.

Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество. История помнит его как мудрого политика, заложившего первые камни фундамента русского централизованного государства. Мощным союзником его политики была православная церковь. И такая политика, позволявшая мирно трудиться, находила поддержку в народе. Со второй половины XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь". Отсюда и происходит наименование "великорусский народ".

Лекция 14

Куликовская битва

Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича Донского (1359 – 1389). Отличительной чертой московского князя была воинская доблесть. Утвердив свою власть над русскими князьями, подчинив Москве Тверь и Рязань, Дмитрий Иванович решился вступить в борьбу с главным врагом Руси – Золотой Ордой.

В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Мамай готовит решающий поход на Русь: собирает огромное войско, заключает союз с литовским князем Ягайлом и тайный союз с рязанским князем Олегом, недовольным усилением Москвы.

Великий князь Дмитрий Иванович заблаговременно готовился к отражению Мамаевых полчищ, укрепляя единство страны, собирая общерусское войско. На его зов ко всем русским князьям собраться у Коломны с войсками и воеводами откликнулись, по свидетельству летописца, 23 князя. Огромное моральное, духовное воздействие на боевой дух русских войск сыграло благословение преподобного Сергия Радонежского – игумена Троице-Сергиева монастыря, самого влиятельного церковного деятеля общерусского масштаба. Дмитрию Ивановичу удалось собрать небывалую для Руси армию численностью 100 -150 тыс. человек. По сути это было всенародное ополчение.

Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайлом, Дмитрий Иванович спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле – на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению. Стратегически положение его было выгодным – оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. К тому же Дмитрий Иванович применил удар засадного полка, который был замаскирован, и в критический момент боя его появление, неожиданное для татар, сыграло решающую роль. Сначала татарской коннице удалось потеснить центр и левый фланг русских, но в тыл ей ударил засадный полк. Разгром был полным. Потеряв две трети своей армии, Мамай бежал. Сражение на Куликовом поле было едва ли не самой кровавой битвой в русской истории. Однако победа не привела к немедленному возрождению независимости Русского государства. Дмитрий Иванович получил почетное прозвище «Донской».

Историческое значение Куликовской битвы в том, что ее результат привел к краху татаро-литовских планов раздела Руси. Миф о непобедимости Орды был развеян. Кроме того, победа общерусского войска под руководством Московского князя, благословленная православной церковью, стала сильнейшим фактором духовного единения всех русских. Крупнейший историк XIX века В.О.Ключевский с полным основанием считал, что Московское государство родилось на поле Куликовом.

Лекция 15

Московская Русь при Иване III

Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внес Иван III (1462-1505). Ивану Васильевичу (правнуку Донского) шел 23-й год, когда власть над Северо-Восточной Русью перешла в его руки. Современники свидетельствуют, что он был худощав, высок ростом, с правильными, даже красивыми чертами мужественного лица. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь. Этому послужило не только его честолюбие, но и поддержка всех сословий.

Иван III смог заложить основу империи и довести до конца борьбу против чужеземного ига. Московские наместники правили в бывших княжеских столицах – Нижнем Новгороде, Суздале. Ярославе, Ростове, Белоозере. В 1478 году – Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Вслед за Новгородом было завоевано Тверское великое княжество. В 1480 – произошло свержение татаро-монгольского ига.

Иван III провел военную реформу: вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

Был сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства – Боярской Думы, Большого Дворца и Казны.

Наиболее значительной была судебная реформа Ивана III, обнародованная в 1497 году в виде специального сборника законов – «Судебника».

Иван III провел реформу календаря. С 1472 года (с семитысячного года от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

По мнению большинства историков Иван III был достойным потомком московских князей – собирателей русских земель. Если в 1462 году Иван III наследовал княжество в 430 тыс. кв.км, то уже при вступлении на престол его внука Ивана IV в 1533 году государственная территория Руси увеличилась в 6 раз, достигая 2 800 тыс. кв. км с населением в несколько миллионов человек. С могущественным русским государством отныне должны были считаться крупнейшие европейские и ближневосточные страны.

В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединенной русской землей Иван III официально называл себя: «Государь Всея Руси».

В целях повышения престижа своей власти Иван III после смерти первой жены сочетался браком с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора Константина XI. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были бармы (оплечья) и «шапка Мономаха», якобы подаренная византийским императором еще Владимиру Мономаху.

При Иване III был принят новый герб Российского государства. Старый московский герб, изображавший всадника, поражающего копьем змея, был объединен с византийским двуглавым орлом.

Лекция 16

Присоединение Новгорода к Московскому княжеству

В годы образования централизованного государства существование могучей независимой земли – Новгородской феодальной республики – становилось препятствием на пути политического объединения.

В 1462 году московский престол занял Иван III, сын Василия II Темного. Первое десятилетие своего княжения он был занят подготовкой активного выступления против Новгорода.

Новгородские правители осознавали, что сохранить независимость от усиливающейся с каждым годом Москвы будет делом нелегким. Внутреннее положение Новгорода осложнялось еще и тем, что среди самих новгородцев не было единства: часть населения считала, что следует подчиниться Великому князю московскому Ивану III. Но несмотря на все эти проблемы, новгородское правительство, фактически возглавлявшееся Марфой Борецкой (вдовой посадника), приняло решение отстаивать свою независимость. Новгородцы заключили союз с Великим княжеством Литовским, чтобы в нем найти противовес усиливающейся Москве. Соглашение с Великим князем литовским Казимиром было подписано. По его условиям Великое княжество Литовское гарантировало самостоятельность Новгородской республики.

О договоре вскоре стало известно и Ивану III. Обращение к Литве было расценено им как измена православной вере (ведь правители Великого княжества Литовского являлись католиками). Решено было начать войну. Решающая битва произошла на реке Шелонь (июль 1471 г.). Новгородские войска были полностью разгромлены, в плен попали некоторые бояре - противники Москвы, среди них и сын Марфы Борецкой, посадник Дмитрий. По приказу Великого князя наиболее упорные противники Москвы, оказавшиеся в плену, были казнены.

Поражение новгородцев было предопределено, потому что среди жителей Новгорода не было единства - часть горожан не одобряла обращение за помощью против Москвы к Литве. Кроме того, в битве отказалась участвовать одна из самых боеспособных частей новгородского войска - архиепископский полк, а Великий князь литовский Казимир не оказал своим союзникам никакой помощи. В таких условиях продолжение борьбы с Москвой не имело никаких шансов на успех. Однако Иван III не ликвидировал на этот раз самостоятельность Новгорода, была лишь усилена власть Великого князя в судебных делах и республика лишалась права внешних сношений.

Окончательно же Новгород был покорен в январе 1478 г. Город был окружен московскими войсками, и правительству Новгородской республики пришлось капитулировать. Символ независимости - вечевой колокол - был увезен в Москву, а управлять Новгородом стали наместники, назначаемые Великим князем. Впоследствии большинство новгородских бояр было выселено из города, их земли конфискованы, и Новгород навсегда вошел в состав Русского государства.

Лекция 17

Падение ордынского ига.

В 30-х гг. XV в. начался распад некогда могучей Золотой Орды. В низовьях Волги продолжало существовать образование, называемое Большой Ордой. Ханы Большой Орды стремились восстановить могущество татаро-монгольского государства. Определенных успехов в этом направлении удалось добиться хану Ахмату. При нем Орда несколько усилилась.

Одновременно происходило и усиление Москвы. В первые годы правления Ивана III Русь еще продолжала выплачивать дань, но примерно с середины 70-х гг. выплата дани прекращается. Правители Большой Орды, и в первую очередь сам хан Ахмат, понимали, что заставить русских возобновить выплату дани может только военное давление, победоносный и разрушительный поход. Хан Ахмат усиленно готовился к такому походу: собиралось войско, был заключен союз с Литвой, предполагавший совместное выступление против Ивана III. Русский правитель также готовился с назревавшему решительному столкновению с Ордой. Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, которому было невыгодно усиление Ахмата, претендовавшего на Крым.

События развернулись в 1480 г. Огромное войско Ахмата (около 100 тысяч) двинулось в поход. Вероятнее всего, татары планировали соединиться с литовскими войсками, но в этот момент на владения Великого княжества Литовского совершил набег союзник Ивана III Менгли-Гирей. В таких условиях литовский правитель не смог оказать помощи хану Ахмату. Между тем войска Большой Орды оказались на берегу реки Угры (приток реки Оки). На другом берегу находились московские войска. Татары пытались переправиться через реку, а русские стремились не допустить этого.

Столкновения продолжались несколько месяцев, изредка прерываясь переговорами, в ходе которых Ахмат настаивал на сохранении ига. Столкновения и переговоры ни к чему не привели. Между тем наступила осень, Угра замерзла, выпал снег. Союзник Ахмата Казимир литовский так и не появился. Татары стали испытывать недостаток продовольствия и фуража. 11 ноября 1480 года Ахмат увел свои войска в степи. Так закончилось событие, вошедшее в историю под названием «стояние на Угре». Ордынское иго, продолжавшееся 240 лет, завершилось. Вскоре хан Большой Орды Ахмат был убит своими соперниками, еще через несколько лет Орда окончательно распалась.

Лекция 18

Правление Василия III.

После смерти Ивана III великим князем стал его старший сын от второй жены Софьи Палеолог Василий III (1505 - 1533). Новый великий князь продолжал политику своего отца. Чего не успел довершить Иван III, то доканчивал Василий.

При Василии III была окончательно ликвидирована самостоятельность последних остававшихся неприсоединенными русских земель. В 1510 г. закончилась самостоятельная история Пскова: вечевой колокол был снят и вывезен в Москву, городом стали управлять наместники великого князя.

В 1521 г. подобная участь постигла и Рязанское княжество. Последний рязанский князь бежал на территорию Великого княжества Литовского.

Не менее важной была и другая задача: вернуть русские земли, продолжавшие находиться в составе Литвы. В 1512 - 1522 гг. шла очередная русско-литовская война. Московское правительство рассчитывало, видимо, занять Смоленск, а затем территории современных Белоруссии и Украины. Но этим оптимистическим надеждам не суждено было оправдаться. Крупным успехом было лишь взятие Смоленска (1514 г.). После этого можно было ожидать новых побед, но в действительности произошло иначе: в том же году русские войска потерпели тяжелое поражение под Оршей. Продолжавшаяся еще несколько лет война не привела ни одну из сторон к решающим успехам. По условию перемирия 1522 г. в состав России вошел лишь Смоленск с округой.

В итоге при Василии III было завершено возвращение основного ядра великорусских земель.

Лекция 19

Иван Грозный и его время. Внутренняя политика Ивана IV

Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления русского государства и самодержавной власти

Политика Ивана IV прошла два этапа:

1) Реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах.

2) Затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.

16 января 1547 года впервые в русской истории состоялось венчание на царство бывшего до этого великим князем Ивана IV. Принятие царского титула подчеркивала самодержавный характер власти.

При молодом царе создается совет ­- «Избранная рада » из представителей знати и дворянства. Особое влияние на царя имели Алексей Адашев и протопоп Сильвестр. В разработке реформ также участвовали князья Курбский, Шереметьев и другие.

К февралю 1549 относятся начало деятельности на Руси «Земских соборов». Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 января 1550 г. Иван IV выступил перед представителями бояр и дворян с программой реформ.

Правительство начинает разработку нового Судебника, который был принят в 1550 году Боярской думой. Судебник 1550 года усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов – приказов и резкого ограничения власти наместников.

Ограничивались податные привилегии крупных светских и духовных феодалов.

Судебник увеличивал плату крестьян за уход от господина в Юрьев день.

Судебник значительно усиливал крепостничество.

Принятие Судебника положила начало ряду реформ.

«Уложение о службе», принятое в 1556 году, по которому вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям, завершают формирование русской армии. Основой вооруженных сил составляло теперь конное ополчение землевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходить на службу «Конно, людно и оружно». Кроме них существовали служивые люди по прибору (набору): городская стража, артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян и горожан. Стрельцы представляли собой регулярное войско, вооруженное новейшим оружием и содержавшееся казной.

В середине XVI века возникает высший государственный орган – Земские соборы, созываемый для решения самых важных вопросов. Участие в них бояр, дворян, духовенства и купечества говорило о превращении государства в сословно-представительную монархию.

В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений, меняется управление на местах.

Вместо наместников появляются выборные земские старосты их зажиточных людей и крестьян.

Общий надзор над местным управлением осуществляли губные старосты.

В те же годы была проведена церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должная символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 году на Стоглавом соборе унифицированы: служба, церковные обряды, приняты меры для усиления авторитета церкви.

Опричнина (1564 – 1572)

Решая важнейшую задачу – выход России к Балтийскому морю, Иван IV в 1558 году объявляет войну Ливонскому ордену. Все неудачи в этой войне по мнению Ивана IV коренились в боярской измене: 1) на сторону врага перешел командующий русской армией Андрей Курбский; 2) создалась оппозиция бояр даже в правительстве. Бояре выступают против большой войны за Ливонию.

Правительство и «Избранная Рада» распадаются. Раскрыты заговоры, следуют расправы, казни. Все это, а так же необходимость мобилизовать силы для войны побуждают Грозного ввести в стране новый порядок управления государством. Он направлен на полное уничтожение любой оппозиции самодержавию.

Грозный ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 года своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделено на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. В состав опричнины вошли преимущественно центральные, отчасти южные уезды, где преобладало княжеско-боярское землевладение.

Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались «опричные служилые люди». Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по политической и экономической мощи «Великих боярских родов». Главной мерой стало создание опричного войска (1000 человек – личная охрана царя). Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, приданы чрезвычайные карательные функции - «грызть изменников» и «выметать из государства измену» (знак опричника – голова собаки и метла у седла лошади) – т.е. проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции в города и уезды стали обычным делом. Новгородская расправа - одно из самых кровавых дел опричнины. В 1572 году опричнина была отменена.

Лекция 20

Иван Грозный и его время. Внешняя политика русского государства при Иване IV.

Основными направлениями внешней политики в середине второй половине 16 века были следующие:

1. На востоке и юго-востоке борьба с казанскими и астраханскими ханствами и продвижение в Сибирь

2. На западе попытка выхода к Балтийскому морю

Присоединение Казанского и Астраханского ханства.

Два похода русских войск на Казань оказались безуспешными.
В 1551 на подступах к Казани была построена мощная крепость Свияжск, куда стали стягиваться основные силы русских войск. Летом 1552 года огромное войско во главе с Иваном Грозным осадило Казань. Войско крымского хана, союзника казанского хана было отбито, русские войска после месячной осады штурмом взяли город.

Исход «казанской войны» определил судьбу астраханского ханства. В 1556 году астраханское ханство было взято русскими войсками. В результате Среднее и Нижнее Поволжье были присоединены к России. К России были присоединены также ногайская орда и Башкирия. Волжский торговый путь, связывавший Русское государство с Востоком, оказался свободным.

Присоединение Западной Сибири.

В 1581 году на средства богатых купцов Строгановых была организована военная экспедиция казаков под руководством Ермака. В 1582 году казаки взяли главное укрепление сибирского хана Кучума. Позже Кучум напал ночью на казаков и Ермак был убит. Но участь ханства уже была предрешена: народы Западной Сибири была присоединены к России.

Ливонская война (1558-1583).

Основной причиной войны была борьба России за выход к Балтийскому морю. В течение 25 лет Иван IV вел изнурительную Ливонскую войну. Война вызывалась необходимостью установить тесные связи с Западной Европой, которые тогда было легче всего установить через моря, а так же потребность обороны западных границ.

В истории войны выделяют 4 этапа:

1. Ознаменовался блестящими победами русского оружия. Взяты Нарва, Юрьев, другие города. В 1561 году Ливония как государство немецких рыцарей перестает существовать. Однако Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания не хотели мириться с выходом России к Балтийскому морю.

2. Русские войска терпят крупные поражения. На сторону врагов перешел командующий русской армией Андрей Курбский. Военные действия продвигаются с переменным успехом, а международная обстановка становится для России все более неблагоприятной. В 1569 году по Люблинской унии Польша и Литва становятся единым государством – Речью Посполитой. С 1569 года крымские татары, подстрекаемые Турцией, начинают грабительские набеги на русские земли. Крупнейшим из них было нападение в 1571 году на Москву, когда столица была сожжена.

3. Главный противник России – Швеция. Русские войска одержали ряд побед, но не смогли взять Ригу и Ревель.

4. Польский король Стефан Баторий совершает серию крупных походов на русские земли и осаждает Псков. Швеция захватывает Нарву и все русское побережье Финского залива. Сил для продолжения войны у России не было. В 1582 году между Россией и Речью Посполитой был заключен мир с отказом обеих сторон от завоеванных территорий. В 1583 году заключено перемирие между Россией и Швецией. Нарва и все побережье Финского залива, кроме устья реки Невы, перешло к Швеции.

В результате Ливонской войны Россия не только не смогла выйти к морю, но и потеряла много исконных земель в Прибалтике.

Причины поражения объяснялись неподготовленностью страны к длительной войне, слабой оснащенностью русской армии. Противниками русской армии одновременно выступили оснащенные по западноевропейскому образцу армии западных государств. Россия оказалась в международной изоляции. Опричнина и внутренний кризис в стране еще больше ослабили её силы.

Значение этой войны для истории России заключалась в том, что перестал существовать Ливонский орден. Выход к Балтийскому морю стал главным вопросом внешней политики России в последующий период.

Лекция 21

Московское государство на рубеже 16-17 веков. Смута.

В 1584 году на российский престол вступил сын Ивана IV – Федор. Но фактически правителем стал его родственник боярин Борис Годунов – осторожный и умный политик, который пользовался доверием у царя. Борис Годунов сумел выдержать ожесточенную борьбу с боярской аристократией за влияние на государственные дела и мог занять престол после смерти бездетного Федора. Эта задача была облегчена неожиданной смертью 15 мая 1591 года девятилетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана IV. Противники Бориса Годунова приписывали ему убийство царевича с целью захвата власти.

Смута

В 1601-1602 годах беглый монах Чудово монастыря Григорий Отрепьев появился в польских владениях на Украине, выдавая себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, якобы спасшегося от убийц в Угличе. Самозванец обратился к польским магнатам и королю Польши Сигизмунду за помощью. Расплатиться за помощь он должен был некоторыми русскими землями и обещанием подчинить русскую православную церковь папскому престолу. Лжедмитрий тайно принял католичество. Польский король не решился открыто поддержать самозванца и вторжение в Россию было организовано как частное предприятие польских магнатов.

Осенью 1604 года Лжедмитрий с небольшим войском поляков и казаков перешел русскую границу и двинулся на Москву. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызвала у крестьян и горожан надежду на улучшение жизни. В апреле 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов. В июне 1605 года в Москве вспыхнуло восстание. Бояре воспользовались этим арестовали, а затем убили сына Бориса Годунова Федора и его мать. Лжедмитрий вступил в Москву. Однако овладев троном он не смог его удержать. Лжедмитрий не передал Польше окраинные земли поскольку это выглядело бы явным предательством. Невозможно было и обратить русский народ в католичество, поскольку это вызвало бы сопротивление не только церкви, но и всего народа. Лжедмитрий вызывает всеобщее серьезное недовольство. Особое возмущение у москвичей вызвало поведение 2 тысяч поляков прибывших в Москву на свадьбу Лжедмитрия с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Воспользовавшись этим бояре во главе с Василием Шуйским подняли в Москве восстание 17 мая 1606 года. Лжедмитрий убит.

К власти приходит Василий Шуйский (1606-1610). Став царем он проводит политику в интересах узкого круга боярской знати. Крестьянские волнения возникавшие в некоторых районах переросли в крестьянскую войну – восстание под руководством Ивана Болотникова (1606-1607). Нестабильная внутренняя ситуация в России позволила вновь активизировать захватнические планы Речи Посполитой.

Польские магнаты отыскали нового самозванца Лжедмитрия II (1607-1610). Надежды на «хорошего царя» Дмитрия вновь привлекла к самозванцу массы крестьян и посадского населения (горожан). На его сторону перешла часть бояр и дворян, недовольных Василием Шуйским. За короткий срок власть самозванца, получившего прозвище «тушинский вор». И польская шляхта распространилась на многие регионы. В июне 1608 года Лжедмитрий II подходит к Москве, но взять ему её не удалось и он стал лагерем близ столицы в селе Тушино. Осада Москвы затянулась на полтора года. Польские отряды рассыпались по всей стране в попытках получить господство над всей Россией, но грабежи и бесчинства тушинских отрядов вызвали мощное народное сопротивление.

Василий Шуйский, опасаясь стихийного движения низов, обратился за помощью к Швеции, жертвуя национальными интересами. В феврале 1609 года был заключен союз со Швецией, по которому Россия отказывалась от претензий на Балтийское побережье, а Швеция давала войска для борьбы с Лжедмитрием II. Правительство Швеции рассматривало это соглашение как удобный повод для вмешательства во внутренние дела России и осуществления своих территориальных претензий. Однако политическая обстановка в стране еще больше обострилась.

Лекция 22

Иностранная интервенция в годы Смуты. Народные ополчения.

В 1609 году Речь Посполитая, которая уже не нуждалась в Лжедмитрии II, объявила войну России. Началась открытая интервенция. В 1610 году шведы покинули русскую армию и занялись грабежом северо-запада России. Недовольства правительства Василия Шуйского достигло предела. В результате заговора в июле 1610 года московские бояре и дворяне свергли Шуйского с престола. Власть перешла в руки семи бояр. Это правительство получило название «семибоярщина» (1610-1613). Для спасения своей власти и привилегий бояре встали на путь национальной измены. В августе 1610 года был заключен договор с поляками о признании русским царем сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. Польские интервенты занимали столицу, много городов центра и запада страны. На cеверо-западе хозяйничали шведы. В этот тягчайший период русского государства на историческую сцену выступил русский народ. С начала 1611 года в Рязани создается первое народное ополчение, которое возглавил дворянин Ляпунов. Однако это ополчение успеха не имело. В результате внутренних разногласий оно распалось, а Ляпунов был убит.

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским было сформировано Второе ополчение, которое в октябре 1612 года освободило от захватчиков Москву. В феврале 1613 года на Земском соборе был избран глава государства – новый царь Михаил Романов. Перед царем Михаилом Романовым (1613-1645) была поставлена задача покончить с интервентами. Михаил Романов был сыном митрополита Филарета, который после возвращения из плена в 1619 году был избран в России патриархом и стал фактическим правителем государства. Перед новой властью стали труднейшие задачи ликвидации последствий интервенции. В 1617 году заключается «Столбовский мир» со Швецией, по которому к ней вновь отошло побережье Финского залива с городами: Ям, Копорье, Ивангород. В 1617 году Польский королевич Владислав совершил поход на Москву, но захватить её не смог. В 1618 году подписывается Деулинское перемирие с Речью Посполитой, лишившее Россию Смоленска и Чернигово – Северских земель. В результате борьбы с захватчиками Россия лишилась некоторых земель в том числе выхода к Балтийскому морю. Надолго продлилась хозяйственная разруха. Но историческое значение борьбы с интервентами в том, что русский народ отстоял независимость Родины.

Россия на рубеже XVI-XVII веков (Текст из учебника Е.Д. Полнера)

Смутное время

Смутное время (1598-1613) в истории России характеризуется слабостью государственной власти

и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и нтервенцией, "великой

разрухой Московского государства".

I. Причины смуты

1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти.

2. Стремление различных социальных групп населения улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне стремились к отмене крепостного права, дворяне - к продвижению по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.).

3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только "природному царю"(династия Рюриковичей), а не выборному, что было почвой, питавшей самозванцев.

II. Условия, способствовавшие развитию смуты

1. Борьба боярства за ограничение власти царя.

2. Падение нравственности (по мнению современников).

3. Боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления Бориса Годунова (1598-1605).

4. Активность казачества.

5. Вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России.

III. Последствия смуты

1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской Думы и

1.Земского собора (в период царствования Михаила Романова (1613-1645) известно десять созывов Земского собора).

2. Экономическая разруха и обнищание народа.

3. Ухудшение международного положения России и потеря территорий за годы смуты (Смоленские и Cеверные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции).

4. Воцарение династии Романовых (1613-1917).

5. Расстройство местничества, что ослабило старую аристократию (боярство) и усилило

5.позиции служивого дворянства.

ВЫВОД.

С воцарением Михаила Романова в России началось правление новой династии - Романовых, продолжавшееся до 1917 г.

Возвышение Москвы.

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступал митрополит Алексий, фактически возглавлявший московское правительство, пока в 1363 г., победу окончательно не одержала Москва. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

Причинами усиления Московского княжества были:

выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Московское княжество при Василии I Дмитриевиче.

К началу XV в. в северо-восточной Руси продолжало существовать несколько практически независимых друг от друга государственных образований. Наиболее значительным и сильным из них было Московское княжество. К этому времени уже практически слились территории собственно московские и земли Великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской, умерший в 1389 г., в своем завещании передал Владимирское княжение своему старшему сыну Василию I (1389 - 1425) как свою "вотчину", не ставя эту передачу в зависимость от воли ханов Золотой Орды. Василию I удалось существенно увеличить свои владения, добившись в 1392 г. присоединения Нижегородского княжества.

Однако великий князь не был единственным хозяином московских земель - по традиции всем мужчинам - членам великокняжеской семьи выделялись уделы, а их владельцы назывались удельными князьями. В начале XV в. таковыми были, в первую очередь, младшие братья Василия I, получившие свои территории по завещанию Дмитрия Донского и двоюродный дядя великого князя, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Серпуховской.

Продолжалась и зависимость от Золотой Орды, выражавшаяся, прежде всего, в уплате дани. Несмотря на это зависимое положение, Василий I стремился укрепить международный авторитет княжества, вступив в брак с дочерью могущественного правителя Великого княжества Литовского Витовта Софьей

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.