Минимальная 3200. Новая «минималка»: сколько украинцы получат на руки и какие есть нюансы

В правительстве нашли способ одним махом решить несколько проблем: провести детенизацию зарплат, снизить пенсионный дефицит и повысить средний уровень зарплат в стране. С января 2017 года минимальная зарплата составит 3200 грн. По оценкам экономистов, расходы частного сектора на выполнение требований власти будут выше, чем новые бюджетные затраты, а пострадать от инициативы может низкоквалифицированная рабочая сила.

Ничего себе, все – людям

Минимальная зарплата уже через два месяца будет поднята более чем вдвое: с 1 января 2017 года она составит 3200 грн, увеличившись на 121% от текущего уровня в 1450 грн. Такое заявление сделал премьер-министр Владимир Гройсман в ходе заседания Кабмина. «Эта инициатива предварительно была обсуждена с президентом, представителями фракций коалиции парламента, в правительстве. Работа украинских граждан является недооцененной. Поэтому нужно создать систему, при которой работающие граждане начнут получать надлежащую зарплату», – заявил премьер. Согласно текущему госбюджету, с 1 декабря 2016-го МЗП вырастет на 100 грн. Ожидалось, что с января добавят еще 50 грн, теперь же речь идет о росте на 1650 грн.

Резкое повышение минимальной зарплаты, по словам главы государства, поможет в борьбе с бедностью. «Это решение касается больше 4 млн работающих украинцев, уровень оплаты которых составляет 1450 грн. Для выплат в госсекторе будут найдены соответствующие ресурсы госбюджета, а в частном секторе это четкое правило, которое запрещает выплачивать украинцу меньше 3200 грн в месяц. Украинцу, который работает», – подчеркнул Петр Порошенко.

Это уточнение не случайно, ведь прожиточный минимум для нетрудоспособных, к которому привязана минимальная пенсия, будет повышен всего на 10%. «Мне трудно представить, что будет проголосовано решение о минималке в 3200 грн, но оставят без изменений минимальную пенсию в 1372 грн, как предусмотрено проектом бюджета. Такого разрыва этих социальных стандартов в Украине никогда раньше не было», – утверждает экс-министр финансов Виктор Пинзеник.

Поскольку в бюджете нет денег, чтобы поднять зарплаты всем, инициируется отмена привязки зарплат чиновников, депутатов и судей к МЗП, а также «отвязка» первого разряда единой тарифной сетки от МПЗ. Первый разряд составит в начале года не 3200 грн, а 1600 грн (+20% к плану в 1335 грн). Это приведет к уравниловке зарплат неквалифицированной и квалифицированной рабочей силы. «Средняя зарплата сейчас в 3,6 раза превышает минимальную. Минималка завязана на тарифной сетке. В таком случае мы должны выйти на среднюю зарплату почти 12 тыс. грн. Экономика такую зарплату обеспечить не может», – говорит Виктор Пинзеник.

Минималка о двух концах

Министр финансов Александр Данилюк считает, что повышение минимального дохода украинцев позволит снизить количество получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ с нынешнего уровня в 6 млн семей. Но, по словам вице-премьер-министра Павла Розенко, повышенный доход украинцев будет учтен при расчете субсидий только в следующий отопительный сезон 2017/2018.

Инициатива правительства была оценена экспертами неоднозначно. «Примерно 40% населения получает официально заработную плату меньше 3200 грн. В реальности большинство из них просто получает ее неофициально. Поэтому поднятие минималки – это способ заставить население заплатить налоги с зарплаты в бюджет», – считает экономист Марьян Заблоцкий.

Еще в начале 2016 года ставка единого социального взноса была снижена почти вдвое – со среднего уровня 40% до 22%, но работодатели не подняли всем зарплаты на размер возникшей экономии. Поступления в Пенсионный фонд с начала года упали на 29%. Поэтому в правительстве рассчитывают новым де-факто административным методом расширить базу налогообложения. «40-60% фонда оплаты труда, а это приблизительно 220-250 млрд грн, крутятся в «теневом» секторе», – утверждает Павел Розенко. Легализация даже части зарплат увеличит поступления единого социального взноса (ставка 22%) в Пенсионный фонд и социальные фонды, налога на доходы физлиц (18%) в госбюджет и местные бюджеты, а также 1,5% военного сбора. Рост взносов в Пенсионный фонд сократит его дефицит, который мог составить 156 млрд грн в 2017-м.

Возникают опасения, что повышение МЗП вынудит работодателей еще больше уходить в тень (формально увольнять сотрудников и начинать платить им всю сумму в «конверте»; или переводить на полставки), либо сокращать штат не только на бумаге, но и реально. «Опыт Венгрии свидетельствует, что самой первой реакцией является сокращение неквалифицированной рабочей силы. Правительству придется предусмотреть дополнительное финансирование для оплаты мер повышения занятости», – считает ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. В зоне риска – малый бизнес, а также бизнес в областях с самыми низкими зарплатами: в Тернопольской, Черновицкой, Кировоградской и Херсонской.

Расчеты дополнительных расходов госбюджета на повышение зарплат «бюджетникам» Минфин пока не публиковал, но морально власть к этому была готова еще полгода назад, когда вступил в силу закон «О государственной службе». Закон предусматривает увеличение окладов чиновников. В сентябрьском проекте бюджета расходы на оплату труда увеличивались на 16,75%, или 14,62 млрд грн. «Лишь 20% работающих в госуправлении и обороне получают заработную плату до 3200 грн, то есть вдвое ниже, чем в частном секторе. Зарплату надо поднять для 100 тыс. чиновников и силовиков. Плюс еще где-то 1 млн учителей, врачей и других бюджетников», – подсчитал Марьян Заблоцкий.

Виктория Руденко, Вячеслав Садовничий

Подписывайтесь на финансовые новости FinClub в соцсетях

За кулисами "закона о зарплате в 3200"

Радой был принят законопроект, который правительство презентовало как «закон о повышении минимальной зарплаты до 3200 грн.». О 3200 там как раз ничего не написано, зато есть много других интересных новаций

06 декабря 2016 года Верховная Рада Украины, по инициативе Кабмина, тихонько и без обсуждения (по упрощенной процедуре) приняла два законопроекта, которыми нивелировано «сенсационное» повышение минимальной зарплаты в Украине до 3200,00 гривен, анонсированное премьер-министром Гройсманом. Суть законопроектов вкратце сводится к тому, что доходы населения не увеличатся, а вот расходы – значительно.

В Кодексе законов о труде изменён термин «минимальная зарплата». Так, раньше это была ставка за простой неквалифицированный труд, в которую не включались доплаты, надбавки и премии. Теперь, это размер оплаты труда за выполненную работником месячную норму труда. То есть, из термина ушли «неквалифицированный труд» и «доплаты, надбавки и премии». Другими словами, во-первых, квалифицированному специалисту теперь можно платить столько же, как и разнорабочему ; а во-вторых, этому квалифицированному специалисту теперь можно установить «голую ставку» даже ниже «минималки» , поскольку нужно чтобы суммарные выплаты (зарплата+доплаты+премия) не были меньше установленного размера минимальной зарплаты.

Полностью меняется система начисления зарплаты бюджетникам. Теперь, кроме минимальной зарплаты, введен новый термин – тарифная ставка работника первого разряда, которая будет устанавливаться Кабинетом Министров Украины «в ручном режиме» и которая никак не привязана к минимальной зарплате. Кабмином также будут устанавливаться «междолжностные коэффициенты», которые будут привязаны именно к тарифной ставке работника первого разряда, а не к минимальной зарплате.

Еще одно новшество – минимальный должностной оклад. Этот оклад привязан не к минимальной зарплате, а к прожиточному минимуму, который, как известно, не изменяется вместе с минимальной зарплатой. Так, например, в 2017 году прожиточный минимум будет примерно 1700,00 гривен, что значительно меньше 3200,00 гривен. То есть, фактически, оклады не повысятся по сравнению с нынешними.

Тоже самое будет и с тарифной сеткой шахтёров, которая была установлена законом о престижности профессии шахтёр. Их тарифная сетка также «отвязывается» от минимальной зарплаты и «привязывается» к прожиточному минимуму. Соответственно, шахтерам не стоит ожидать повышения зарплат.

Следует отметить, что только в Уголовном кодексе и только одно положение, связанное с финансовыми санкциями, «отвязано» от минимальной зарплаты – это размер залога. Теперь он будет рассчитываться исходя из прожиточного минимума. Все остальные штрафы и санкции, присутствующие в законодательстве Украины и привязанные к минимальной зарплате, фактически «подорожают» вдвое по отношению к нынешним размерам.

Отказалась власть и от своего обязательства перед студентами-бюджетниками, ранее установленного заключительными положениями закона о высшем образовании – норма, обязывающая Кабмин поднять размер стипендии до размера прожиточного минимума, просто исключена из закона.

Продлен ещё на год (до конца 2017 года) размер максимальной пенсии, установленный статьей 85 закона о пенсионном обеспечении – никто в Украине, независимо от заслуг и выплаченных пенсионных взносов, не имеет право на пенсию больше, чем 10 740 гривен (370 евро в месяц) – так и хочется платить пенсионные взносы. Кроме того, одна из составных формулы, применяемой для назначения пенсий в Украине, а именно – «средняя зарплата в Украине», теперь будет определяться не Пенсионным фондом Украины «автоматически» по данным о выплатах в стране, а будет устанавливаться Кабмином «в ручном режиме». А ведь к этому показателю «привязаны» индексации всех пенсий в стране, так что последствия очевидны – пенсионеры, держите карман шире.

Закон о местном самоуправлении дополнен нормой о том, что органы местного самоуправления могут организовывать проверки физических и юридических лиц в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Так что, предприниматели и бизнесмены, ждите проверки, организованные райсоветами и горсоветами, в состав которых (не сомневайтесь) будут включены и налоговики, и все остальные «страждущие».

Интересное изменение коснулось статьи 7 Закона о едином социальном взносе. Так, раньше предприниматели платили ЕСВ «за себя» только в те месяцы, когда фактически получали доход. То есть, если нет деятельности – то и ЕСВ не платишь. Теперь предприниматели, независимо от наличия доходов и деятельности, обязаны ежемесячно платить ЕВС «за себя».

Также, введен механизм доступна компетентных служб к данным электронных реестров для мониторинга доходов населения. Так что, можно спать спокойно – наши с вами кошельки стали значительно «прозрачнее».

«Отвязали» от минимальной зарплаты, привязав к «прожиточному минимуму», зарплаты Национального антикоррупционного бюро и Национального антикоррупционного агентства, Государственного бюро расследований, работников прокуратуры, полиции и судей всех инстанций. Аж сердце сжалось от боли за них. К слову, «голая ставка» (без премий, доплат и выслуги) судьи районного суда теперь будет около 51000 гривен, апелляционного суда – 85000 гривен, Верховного суда – 127500 гривен; «голая ставка» обычного районного прокурора – 20400 гривен, прокурора в областной прокуратуре (не путать с прокурором области) – 25000 гривен, в генеральной прокуратуре (не генпрокурор) – 26500 грн. Как известно, реальная зарплата (с доплатами и премиями) у этих персонажей примерно в 1,3-1,6 раза больше «голой ставки», так что искренне и от всей души порадуемся за них – вот кому в Украине жить хорошо.

Интересное новшество в законе о полиции. Члены семей полицейского, согласно изменениям, утратили право на бесплатное медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД. Члены семьи погибшего полицейского утратили право на бесплатные санаторные путёвки; «переключены» на прожиточный минимум и выплаты в случае смерти или инвалидности полицейского.

И, напоследок, следует отметить, что нормы расчётов, используемые при начислении субсидии на коммунальные услуги (например, «формульный» расчет доходов неработающего члена семьи), не «отвязаны» от размера минимальной зарплаты, а потому суммы субсидий станут резко меньше.

Так что, суть «сенсационного» улучшения жизни от Гройсмана , свелась не к резкому росту доходов населения, а к резкому затягиванию поясов и введению новых проверок для бизнеса и граждан.

Повышение минимальной зарплаты с 1600 до 3200 гривен имело положительное влияние на рост ВВП Украины. К такому выводу пришло Министерство экономического развития и торговли. Если это так, то Кабинет Министров имеет реальный ответ критикам увеличения "минималки", которые обвиняли правительство в популизме перед голосованием за госбюджет-2017.

В конце июля МЭРТ опубликовало отчет "Сводный индекс производства в январе-июне 2017 года ". Там оценивают рост ВВП в первом полугодии в 2,5%. Одним из ключевых факторов роста ведомство называет "улучшение потребительской активности домохозяйств на фоне существенного повышения минимальной заработной платы".

(Не) приятный сюрприз в госбюджете

Готовя государственный бюджет на 2017 год, команда премьер-министра Владимира Гройсмана сделала неожиданный шаг. Правительство заменило 1600 гривен минимальной заработной платы, которую планировали внести в смету сначала, на 3200 гривен.

Минимальная зарплата не может быть меньше, чем 3200 гривен. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата должны совпадать. Никто в Украине не будет зарабатывать меньше 3200 гривен,
– пояснил инициативу в октябре 2016 года премьер-министр.

Намерения правительства критически восприняли коллеги по политическому цеху. Так бывший министр финансов Украины Виктор Пинзеник считает , что Кабмин сможет обеспечить любую минимальную зарплату – с помощью инфляции, просто напечатав больше денег. Мол, реальных ресурсов для столь резкого – на 100% – повышения минимальной зарплаты Украина сейчас вряд ли имеет. Удивило такое решение и советника Президента Украины Лешека Бальцеровича . Он назвал возможное повышение "вторым неприятным сюрпризом после продления моратория на продажу земли" и "соревнованием в популизме внутри правительства".

Советник Президента Лешек Бальцерович не верил в положительный эффект повышения "минималки" до 3200 грн

В комментарии 24 Каналу глава Комитета экономистов Украины , что правительство оказалось в ситуации, когда объем социальных выплат стал неадекватным уровню цен. Но и при таких условиях, подчеркивал эксперт, повышать минимальную зарплату следовало бы постепенно. Андрей Новак считает, что единственными источниками повышения социальных выплат будут сокращения персонала на предприятиях, инфляционный эффект и увеличение государственного долга.

Команда экспертов скептически отнеслась к решению правительства повысить "минималку". Аналитики сомневались, что сработает "позитивный" эффект от увеличения выплат: рост покупательской активности, товарооборота и объемов собираемых налогов. При наихудшем сценарии государству пришлось бы обращаться за дополнительными внешними заимствованиями и задерживать зарплаты и пенсии.

Государственный долг с момента принятия бюджета вырос на 4,04 миллиарда долларов США – с 70,97 первого января до 75,01 первого июля. Это быстрее, чем в прошлом году: тогда внешняя задолженность росла в среднем на 0,46 миллиарда ежемесячно, теперь – 0,69. В то же время в гривневом эквиваленте он снизился на 278,82 миллиарда. В Министерстве финансов объяснили это изменением официального курса гривны. Инфляция 2017 года, о росте которой предостерегали аналитики, была выше, чем планировали в правительстве в прошлом году: за полгода 2017-го среднемесячная инфляция была на уровне 13,9%, хотя в бюджете закладывали показатель 8,1%.

Но в правительстве приводят свои аргументы в пользу повышения "минималки".

Оживление активности

В МЭРТ уверены, что повышение минимальной зарплаты позволило увеличить покупательную способность работников бюджетной сферы, которые ранее получали выплаты меньше 3000 гривен. Вместе с ростом минималки среднемесячная реальная заработная плата выросла на 19,8% – в июне 2017 года она достигла 6494 гривен. Это способствовало повышению потребительской активности населения и оживлению торговли.

"Поступления от налога и сборов с доходов физических лиц выросли на 35,1% или на 22 миллиарда гривен, соответственно к аналогичному периоду прошлого года. В целом доходы сводного бюджета по сравнению с I полугодием прошлого года выросли на 46,1%", – рассказали нам в МЭРТ и добавили, что увеличение поступлений от налогов уменьшают нагрузку на госбюджет в части компенсаций в пенсионный фонд. За полгода 2017-го правительство возместило ГПФУ на 12,6% меньше, чем за январь-июнь 2016-го.

Андрей Новак считает, что успехи из-за повышения минималки, которые демонстрирует МЭРТ ГПФУ достаточно условные. Он говорит, что Украине не удалось избежать сокращений на предприятиях и высокого уровня инфляции.

По данным Госкомстата , в январе-марте уровень безработицы вырос с 9,9% (1,77 миллиона человек) до 10,1% (1,8 миллиона человек). В МЭРТ объясняют это "оптимизацией трудовых ресурсов из-за увеличения нагрузки на предпринимателей" – сокращение из-за увеличения минимальной зарплаты. Но в ведомстве говорят, что это явление не стало массовым, поэтому о негативных последствиях в этом смысле говорить не стоит.

Руководитель экономических программ Института социально-экономических исследований Ярослав Жалило соглашается, что повышение "минималки" не привело к увеличению уровня безработицы и это повысило покупательную способность населения. Но эксперт не уверен, что такое решение правительства имело столь положительный эффект, как это представляют в МЭРТ.

По его словам, статистика производства за полгода демонстрирует весьма слабый тренд роста в пищевой промышленности – производство пищевых продуктов возросло на 5,1%, причем основным драйвером является рост экспорта, а не внутреннее потребление. Резко ускорилась инфляция, цены на продукты питания выросли на 12% (июнь к декабрю): мясо – на 14,6%, овощи – на 71,4%, фрукты – на 52,7%.


Как подорожали продукты в 2017-м

Пока говорить о положительном влиянии повышения минимальной зарплаты на экономический рост рано. Платежеспособность действительно выросла, однако преимущественно поглощена инфляцией. Повышение компенсировало потери по сравнению с 2013 годом, однако новый оборот инфляции оно уже не покрывает,
– резюмировал Ярослав Жалило.

Еще одним вероятным негативным последствием от повышения социальных стандартов могла стать большая тенизация экономики. Предприниматели, столкнувшись с необходимостью платить работникам больше, прибегали к официальным сокращениям. Но часто персонал мог продолжать работать неофициально, получая необлагаемую заработную плату.

В МЭРТ считают, что повышение минимальной зарплаты будет способствовать детенизации экономики. Для этого, как объяснили нам в пресс-службе ведомства, еще в прошлом году был уменьшен размер единого социального взноса – отчисления на общее социальное страхование от заработной платы. Это также должно способствовать увеличению платежей и уменьшать нагрузку на работодателей. Такой шаг имел свой эффект: поступления от ЕСВ за первые три месяца 2017-го выросли на треть. В МЭРТ также уверяют, что доля теневой экономики сокращается.

Интегральный показатель уровня теневой экономики в Украине по итогам 2016-го составил 34% от официального ВВП, что на шесть пунктов меньше по сравнению с соответствующим показателем прошлого года,
– объяснили нам в МЭРТ.

Ярослав Жалило не исключает, что доля теневой экономики действительно уменьшилась. Но, по мнению экономиста, это происходит не только за счет уменьшения объема ЕСВ. Мол, для крупного бизнеса экономика оставляет все меньше пространства для тенизации – дело тут не в минимальной зарплате, а в совершенствовании финансовых инструментов, отчетности, учета. Но эксперт обращает внимание на другие последствия повышения социальных стандартов.

"Среди других рисков, связанных с повышением минимальной зарплаты – ускорение инфляции, вымывание кадров с бюджетного сектора через усиление "уравниловки" (когда работникам различных квалификаций и категорий платят одинаковую зарплату, потому что меньше платить не позволяет закон – "24"), перегрузки фондов оплаты труда бюджетных учреждений, что затрудняет финансирование их развития и пр. Это последствия, которые будут развиваться постепенно", – отметил Ярослав Жалило.

Курс на платежеспособность

Кабинет Министров не планирует в ближайшие годы столь же резкого повышения минимальной заработной платы, как это было в начале этого года. Впрочем, как рассказали нам в МЭРТ, правительство имеет четкий план роста социальных стандартов на ближайшие три года. Так минимальная зарплата должна расти в три этапа: с 1 января 2018-го должна составлять 3723 гривны, с 1 января 2019-го – 4173 гривны, с 1 января 2020-го – 4425 гривен.


Правительство планирует повысить "минималку" до 4425 грн в 2020 году

Андрей Новак уверен, что правительство уже нивелировало позитивный эффект от роста выплат: дальнейшие повышения будут только корректировкой зарплат до уровня инфляции. Экономист говорит, что любой пересмотр социальных стандартов имеет положительный эффект тогда, когда он соответствует показателям роста ВВП. Мол, если ВВП увеличивается на 2%, то можно поднимать зарплаты на 4-6%. При этом важно учитывать уровень инфляции, чтобы "обогащение" населения не съедали цены.

Что же касается краткосрочной перспективы, то осенью положительный эффект от роста зарплат может исчерпать себя.

Поступление продукции нового урожая несколько ослабило продовольственную инфляцию в летние месяцы. Однако имеющиеся тренды свидетельствуют о том, что производители будут учитывать в цене выше покупательную способность потребителей, поэтому "чудес" удешевления ждать не стоит. Своего придаст повышение пенсий через осовременивание и индексацию. Это повысит платежеспособность. Но между плато- и покупательной способностью лежит фактор ценовой динамики,
– говорит Ярослав Жалило.

Эксперт добавляет: говоря о повышении зарплат, стоит смотреть не только на простое увеличение значений в выплатах. Для сохранения тренда роста нужны два параллельных процесса. Прежде всего, должна происходить борьба с инфляцией через противодействие монополизму и поддержку конкуренции. Также это ускорение экономического роста с помощью всех возможных каналов, в частности – поощрение экспорта. Для роста экономики в ближайшем будущем государство может ограничивать возможности увеличения социальных выплат.

Верховная Рада во вторник приняла законопроект №5130, которые необходим для утверждения государственного бюджета на 2017 год. Его поддержали 227 депутатов. С 1 января минимальная зарплата в стране не сможет быть ниже 3200 грн. Кто выиграет, а кто проиграет от этого?

1. На руки: 2500 грн

Не смотря на то, что из уст чиновников все время звучит цифра 3200 грн в месяц, на руки украинцы будут получать существенно меньше. Дело в том, что в правительстве оперируют цифрами до налогообложения.

По словам вице-премьер-министра Павла Розенко, после вычета всех налогов и сборов, реально чистыми на руки украинцы будут получать на 700 грн меньше – 2,5 тыс. грн.

2. Доходы вырастут не у всех

В правительстве пообещали отвязать доходы чиновников от минималки. Это будет касаться, например, судей, государственных служащих, работников НАБУ, счетной палаты и др. Не стоит ожидать резкого роста доходов и другим бюджетникам.

В минсоцполитики говорят, что повышение минимальной заработной платы коснется многих бюджетников. На сегодняшний день заработная плата бюджетников строится по принципу единой тарифной сетки.

В следующем году первый разряд единой тарифной сетки равна прожиточному минимуму, то есть 1600 гривен, - поясняют в ведомстве. - Это основная зарплата, но даже тот у кого, первый тарифный разряд, составляет 1600 гривен, получать за счет различных доплат и надбавок 3200 грн.

Однако, сами бюджетники уже видят подвох в этой инициативе. Они говорят, что доходы повысятся только у самых низкооплачиваемых категорий работников, которые находятся внизу тарифной сетки. Так, например, для всех педработников базовым расчетом будет составлять оклад 1600 грн. Учитель высшей категории будет получать заработную плату на уровне 14 тарифного разряда. И это будет 1600х2,42 = 3872 грн. То есть, если у учителя не будет доплат за проверку тетрадей, классное руководство, стаж и другие надбавки, он будет получать всего на 672 грн. больше минималки.

3. Единый налог вырастет больше, чем в 2 раза

В 2016 году сейчас ФОП 1-й группы платит ежемесячно 138 гривен единого налога в месяц и 303 гривны ЕСВ или 441 гривну в месяц или около 5000 гривен в год, при максимальном обороте в 300 тыс. гривен, - приводит расчеты автор налоговой реформы Данил Монин. - В 2017 году он будет платить 320 гривен единого налога и 704 гривны ЕСВ в месяц или 1024 гривен в месяц, или уже 12288 гривен в год. Рост налоговой нагрузки в 2,3 раза. Берем 2-ю группу. В 2016 году ФОП на 2-й группе платит 276 гривен единого налога и 303 гривны ЕСВ или 579 гривен в месяц, Теперь же он будет платить единого налога 640 гривен в месяц и 704 гривны ЕСВ в месяц или 1344 гривны налогов в месяц или практически 15 тыс налогов в год. Рост налоговой нагрузки в 2.3 раза.

При этом, напоминает эксперт, малому бизнесу платить нужно всегда, даже если у него нет дохода.

4. Субсидии станут меньше

В правительстве уже открыто говорят, что рост минимальной зарплаты должен снизить размеры субсидий населению. Ведь, они назначаются исходя из официальных доходов граждан. Правда, произойдет это не сразу.

Если парламент поддержит повышение минимальной заработной платы до 3200 грн с 1 января 2017 года, то в этом отопительном сезоне для украинцев, которые получили все равно ничего не изменится, - заявил министр социальной политики Андрей Рева. - Субсидия рассчитывается по доходу 2015 года. В следующем году при получении субсидий будет учитываться доход за 2016 год, поэтому в таком случае вероятная новая минимальная зарплата будет учитывать в 2018-19 отопительном сезоне.

5. Вырастет налог на недвижимость

Как говорят юристы, некоторые нормы в украинском законодательстве привязаны к минимальной зарплате. Например, размер ежегодного налога на недвижимость. За каждый лишний квадратный метр платят определенный процент минимальной зарплаты. То есть, при ее росте, вырастут и затраты людей на обслуживание этого налога.

В вторник народные депутаты одобрили и приняли за основу и в целом разработанный Кабинетом министров законопроект №5130, который позволит повысить с 1 января 2017 года минимальную заработную плату вдвое - до 3200 гривен. Вопреки тому, что этот законопроект уже окрестили «законом о зарплате 3200», в тексте самого документа эта цифра ни разу не звучит. И появляется много чего другого.

Конкретные исчисления мы увидим уже в Государственном бюджете на 2017 год. Что же предусматривает этот закон?

Он меняет в принципе всю систему начисления зарплаты — ликвидирует привязку должностных окладов чиновников к показателю минимальной зарплаты, которая будет установлена в Госбюджете (чтобы не повышать всем бюджетникам зарплаты вслед за «минималкой»). Но, кроме этого показателя, закон несет немало изменений к подходам стипендиального обеспечения и условий работы для частного бизнеса.

Итак, 8 главных новшеств закона.

1. Зарплату повысят по чуть-чуть

После того, как Рада утвердит бюджет на 2017 год с показателем минимальной зарплаты в 3200, действительно произойдет ее повышение. Но не для всех.

Так как ставки бюджетников зависят не от минимальной зарплаты, а от минимального тарифного разряда (его планируется повысить всего в 1,3 раза — до 1600 грн), то повышение зарплат до 3200 произойдет только для тех бюджетников, которые должны были по своей тарифной сетке получать менее 3200 гривен.

У остальных зарплата проиндексируется в 1,3 раза.

Объясняем на пальцах.

Если сегодня зарплата, например, санитара составляет 1500 грн, с 1 января будет 3200. Если медсестра сегодня получает 2200, то будет 3200. Врач сегодня получает 3200, будет получать 4160.

Существенное увеличение доходов почувствуют только самые низкооплачиваемые сотрудники.

2. С частников срубят больше налогов

Во внебюджетной сфере зарплаты всех сотрудников также должны быть подняты до 3200 гривен. Это приведет к росту сборов подоходного налога и единого социального взноса.

Это сулит перевод работников на неофициальное трудоустройство или массовые увольнения.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность предпринимателей на общей системе уплачивать минимальный страховой взнос по ЕСВ независимо от того, получен ли доход в отчетном периоде. Сейчас предпринимателям предоставлено право (а не обязанность) самостоятельно определять базу начисления ЕСВ, если отсутствует доход.

Сумма ЕСВ не может быть меньше минимального страхового взноса только при условии, если плательщик воспользуется этим правом.

3. Грядут сокращения

Дело в том, что этот закон не устанавливает повышение фонда оплаты труда бюджетных организаций. Если в бюджете не будет предусмотрено повышение фонда оплаты труда бюджетных организаций или будет незначительное повышение, то руководители бюджетных учреждений будут вынуждены или сократить штат или перевести работников на полставки.

4. Пенсии не поднимут и ограничат

Размер минимальной пенсии привязан к прожиточному минимуму для нетрудоспособных. Он никак не коррелируется с минимальной зарплатой. В проекте бюджета говорится о повышении пенсий на 10% по итогам 2017 года. То есть, пенсии увеличатся всего на 10%.

До 31 декабря 2017 года продлены ограничения относительно максимального размера пенсии в размере 10 740 грн.

5. Субсидий будет меньше

Если люди получат большую зарплату, то размер субсидии снизится, а за коммуналку придется платить выше. Коммунальные платежи не должны превышать 15% дохода. При зарплате в 1500 — это было 225 грн. При 3200 — это 480 грн. По итогу, реальный чистый доход семьи не изменится.

6. Стипендии назначат в ручном режиме

Закон отменил норму о приравнивании минимального размера стипендии к прожиточному минимуму и еще одна норму — о показателях количества студентов, имеющих право на получение академической стипендии. Эти показатели Кабмин будет устанавливать в ручном режиме.

Отныне студенты смогут получать социальные стипендии вузов, исходя из уровня дохода семьи и успехов в учебе. Академические стипендии будут получать те студенты, которые достигли значительных успехов в учебе или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабмином.

Количество таких студентов будет определять ученый совет вуза в рамках определенного Кабмином общего процента студентов, имеющих право на получение академических стипендий, и стипендиального фонда.

В переводе на человеческий язык все это означает резкое сокращение числа получателей стипендий, о чем мы уже неоднократно писали. Их оставят только самым бедным и самым успешным по учебе. На следующий год, предварительно, стипендии получат лишить 43% студентов. А в последующие годы, по планам Минфина, этот процент будет постепенно сокращаться до 15% до 2019 года.

7. Предприятия «закошмарят» проверками и штрафами

Закон расширяет перечень действий работодателя, который будут считаться правонарушениями:

— недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении — штраф в трехкратном размере минзарплаты (9600 грн.);

— недопуск к проведению проверки, проводимой с целью выявления работников, которые допущены к работе без оформления трудового договора (контракта);

— оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии;

— выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ и налогов — штраф в стократном размере минзарплаты (320 тысяч грн), установленной законом на момент выявления нарушения.

8. Тотальная слежка за гражданами

Принятый документ также вносит изменения к законодательству о защите персональных данных. Отныне Минфин сможет получать любые персональные данные из любого реестра, без согласия на то физического лица.

Основанием для предоставления такой информации, согласно тексту закона, будет осуществление полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства в части мониторинга пенсий, материальной помощи, субсидий, льгот и прочих социальных выплат.