Презентация на тему "политический статус личности". Презентация на тему "политический статус личности" Формы политического участия

Открытый урок по обществознанию 9 класс.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Лопатинский Дмитрий Владимирович

Место работы

МОБУ СОШ № г. Сочи, Краснодарского края

Должность

Учитель Истории и Обществознания

Предмет

Обществознание

Класс

Конспект урока

Тема урока : Политический статус личности.

Тип урока : урок-практикум.

Форма урока : ролевая игра «Избирательная кампания»

Цель : закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Оборудование : учебники, тетради, агитационные плакаты и листовки, избирательные бюллетени, список класса для счетной комиссии, памятка «Правила публичной полемики», бланки для самооценки и оценки каждого участника игры.

Предварительная подготовка :

1. Участниками игры являются все учащиеся класса. Они делятся на две группы:

I группа: политические партии или движения, которые представлены:

«кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 3-4 помощника у каждого «кандидата»)

II группа: «избиратели».

2. Выбор проблемы, определение названия своей политической партии или движения, выбор лидера.

    Разработка учащимися предвыборных программ

    Подготовка «кандидатом» и его сторонниками выступления – знакомства с избирателями.

    Выпуск агитационных плакатов и листовок

Ход урока

      Вводное слово учителя.

Объявление темы урока, цели и структуры урока.

Ребята, мы с вами заканчиваем изучение большого блока вопросов, связанных с политической сферой жизни общества.

Тема сегодняшнего урока «Политический статус личности».

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей, способностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли). Не все могут пойти на митинг или станут, к примеру, участниками женского движения. Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Тем не менее, существует необходимый, гарантированный конституциями минимум политической деятельности. К нему относятся демократические выборы. Участие в них – дело ответственное. Ведь голосуя за кандидата в депутаты, человек делегирует ему право выражать и защищать свои интересы на государственном уровне. Как же предотвратить или хотя бы умерить ошибку своего выбора? С этой целью сегодня, мы проводим урок-практикум в форме ролевой игры «Избирательная кампания», где мы должны закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения, смоделировать ситуацию свободного обмена мнениями, позволяющую освоить искусство аргументации и культуры публичной речи и овладеть практически способами деятельности, отражающими роли избирателя и кандидата в депутаты на выборный представительный пост.

С этой целью была проведена большая подготовительная работа. В первую очередь класс определился с выбором проблемы и уровнем проведения избирательной кампании. Весь класс был поделен на две группы: первую составили политические партии и движения, которые представлены «кандидатами» на выборную должность (3 человека) и их «активными сторонниками» или помощниками (по 4-5 помощника у каждого кандидата); вторую – «избиратели».

Каждая группа получила опережающие задания.

Первая группа - «Кандидаты» определилась с названием своей политической партии, подготовила выступление-знакомство с избирателями, разработала проект предвыборной программы по обозначенной проблеме, выпустила агитационную листовку и плакат.

Вторая группа – «Избиратели» продумала вопросы к «кандидатам», опираясь на изученные критерии оценки предвыборных программ.

II . Ролевая игра «Избирательная кампания».

    Вступительное слово учителя: объявление условий игры.

Сегодня мы проводим избирательную кампанию кандидатов в депутаты органов местного самоуправления города Нижнекамска Республики Татарстан.

На протяжении всей игры работает счетная комиссия, которая будет учитывать степень участия каждого игрока и в конце произведет подсчет голосов по избирательным бюллетеням. После подсчета голосов счетная комиссия объявит победителя. Все участники победившей политической партии получают отличные оценки.

Остальные участники политических партий и их избиратели также будут оценены в зависимости от данных, представленных счетной комиссией и тех данных, которые представит каждая политическая партия в конце игры по самооценке и оценке каждого участника команды по степени участия в процессе подготовки и проведения ролевой игры.

В процессе игры каждый участник обязан соблюдать элементарные правила публичной полемики (обращение к плакату - памятке на доске «Правила публичной полемики»).

Я должен:

Прислушиваться к суждениям оппонента;

Находить в них близкие моей позиции мысли;

Уточнять и развивать его аргументы;

Четко формулировать собственную позицию;

Уметь обосновать ее фактами;

Ясно видеть суть наших разногласий

Я не могу:

- «переходить на личность» оппонента;

Пытаться «перекричать» его;

Бездоказательно отвергать его взгляды;

Использовать непроверенные или недостоверные факты

Также в процессе игры каждая политическая партия должна четко соблюдать объявленный регламент игры.

За нарушение правил публичной полемики и несоблюдения регламента присваиваются штрафные очки, которые будут учтены в конце игры при подсчете голосов.

Итак, объявлены основные правила игры. Можно начинать.

    Представление политических партий (движений) и их лидеров.

Позвольте представить политические партии и движения, а также их кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления города Нижнекамска.

    Политическая партия «Союз прогрессивной молодежи»

    Молодежное движение: «Реализация»

    Политическая партия «Феникс»

Слово для выступления-знакомства с избирателями предоставляется поочередно каждой политической партии (движению). Каждой команде для представления отводится 2-3 минуты. Очередность определяется по жребию.

    Защита предвыборных программ политических партий (движений).

Каждая политическая партия (движение) разработала свою предвыборную программу.

При разработке программы следовало учесть тему для обсуждения, выбранную классом предварительно. Эта тема «Проблемы и перспективы развития города Нижнекамска».

Также в программах должны быть отражены следующие аспекты:

    Оценка существующей в городе ситуации. Покажите сильные стороны и недостатки.

    Сформулируйте основные направления совершенствования работы в городе Нижнекамске (в экономической; политической; культурной и социальной сферах жизни)

    Определите цели каждого из этих направлений и средства их достижений.

    Приведите аргументы (доводы) в пользу предложенных Вами мер.

Тексты предвыборных программ политических партий (движений)

(см. Приложение)

Для защиты предвыборной программы каждой партии дается 5 минут.

    Вопросы «избирателей».

После выступления каждой политической партии (движения) со своей предвыборной программой организуется полемика.

«Избиратели» задают вопросы, выступают в поддержку программы положений или с критическими замечаниями и предложениями по ее совершенствованию либо отвергают ее, приведя аргументы и доказательства ее несостоятельности (неэффективности или нереалистичности)

«Избиратели» могут задать по 3 вопроса каждой политической партии (движению).

Примерные вопросы для полемики .

    Бесплатная медицинская помощь и образование в будущем – это реальность или миф?

    Замена льгот денежными компенсациями – нужно ли это? Ваши предложения для решения этой проблемы.

    Какие дополнительные льготы вы можете предложить нижнекамцам?

    Будут ли понижены платежи за коммунальные услуги?

    Какое место занимает в вашей программе трудоустройство молодежи?

    Какими путями ваша партия будет бороться с преступностью несовершеннолетних?

    Какие меры вы планируйте провести в городе по его благоустройству?

    Как вы предлагаете решить экологическую проблему в городе Нижнекамске?

    Есть ли в вашей программе пункты о повышении социального статуса учительства города Нижнекамска.

    Кто должен контролировать распространение наркотических веществ? Какие пути решения этой проблемы в нашем городе вы видите?

«Избиратели» получают заранее подготовленные бюллетени и проводят Тайное голосование. Пока счетная комиссия ведет подсчет голосов, участники игры заполняют бланки по самооценке и оценке каждого представителя политической партии (движения).

III . Подведение итогов.

Выясняется, была ли достигнута поставленная цель; отмечаются активные участники игры; продумываются вопросы практического внедрения разработанных в ходе игры предложений.

IV . Домашнее задание:

Написать эссе на любую из предложенных тем:

    Сложна ли роль избирателя?

    Демократический тип политической культуры, ее значимость для личности и общества.

    В каком соотношении находятся понятия «мораль», «законность», «политика»? Может ли быть политика законна, но не моральна? Может ли политика быть моральна, но незаконна?

(выбор темы определяет учащийся в зависимости от уровня своей подготовки)

Примерное распределение учебного времени на уроке

(регламент ролевой игры)

      Вступительное слово учителя (5 мин.)

      Представление политической партии (движения) перед избирателями 2-3 мин. (9 мин.)

      Защита предвыборных программ политическими партиями (движениями) 5 мин. (15 мин.)

      Вопросы избирателей политическим партиям (10 мин.)

      Подведение итогов (5-6 мин.)

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.

Политические права и свободы личности :

1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.

3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.

4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.

5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:

1. Цивилизационный фактор исторического развития.

2. Национально-исторический фактор.

3. Социально-экономический фактор.

Функции политической культуры:

1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.

2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.

3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.

4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.

Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:


...

1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.

2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.

Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

Типы политических ролей :

1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.

2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.


...

5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.

3. Дополнительная информация из интернет:

Политическая культура:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

...

Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности :

аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.


Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Политический статус личности

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

В процессе труда, реализации социально-экономического аспекта статуса личности возникают предпосылки для включения индивида, группы в социально-политическую подсистему общества. В зависимости от степени удовлетворения своих потребностей люди стремятся приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливая для этого связи, в частности, с различными политическими институтами общества. Эти связи определяют социально-политический аспект статуса личности или ее социально-политический статус. Органы власти и управления (власть) защищают права и интересы граждан или их определенной части, либо ограничивают, подавляют их. В свою очередь, граждане, социальные группы поддерживают власть либо оказывают ей активное или пассивное сопротивление. В этих и других действиях и проявляется социально-политический статус какого-либо субъекта. Можно утверждать, что данный статус и определяется рядом показателей. К важнейшим из них следует отнести следующие показатели: характер включения социальной группы (личности) в управление общественными процессами, вид механизм связи группы (личности) с политическими институтами общества, социально-политическая роль группы (личности) в обществе.

Очевидно, что наряду с социально-политическими связями для процесса деятельности субъектов характерны многообразные социально-экономические и культурные связи, порождаемые как материальными потребностями индивидов, так и их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами.

Культура в ее общем понимании охватывает все общество, все его сферы деятельности. Она и есть сама общественная связь, которая связывает людьми между собой. В каких бы материальных или духовных формах культура ни выступала, ее содержанием оказывается развитие самого человека. Общественное производство в целом является одновременно и производством самого человека. Создавая мир вещей, духовных ценностей человек одновременно формирует, создает самого себя, совершенствует свои силы и способности, расширяет рамки общения, порождает новые потребности и средства их удовлетворения.

Связи, возникающие в процессе развития человека, его нравственного и умственного совершенствования, “возделывания” души, составляют социально-культурный аспект статуса личности (социально-культурный статус). С этой точки зрения должны учитываться показатели, характеризующие уровень образования человека, его духовный облик, степень приобщения к культурному наследию, социализованности, развитости индивидуальных способностей.

Естественно предположить и наличие социально-экономического статуса личности, который обусловлен характером и уровнем развития социально-экономических связей и должен характеризоваться уровнем материальной обеспеченности, экономической свободы, доступа к материальным и духовным благам.

Социально-экономические, социально-политические, социально-культурные связи выступают в социальном плане как родовые (наиболее общие) связи, обуславливающие соответствующий тип социальных отношений. Социальные отношения занимают центральное место в системе общественных отношений, поскольку они выражают обобщенное взаимодействие личности как с материальными (экономическими), так и политическими, культурными, идеологическими и иными субъектами. Очевидно, что социальные отношения, складываясь между людьми, социальными группами, общностями, образуют соответствующую социальную систему. Всякая личность, включаясь в нее, получает здесь определенный социальный статус, который обладает соответствующей структурой. Основными структурными элементами статуса личности могут выступать ее: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж.

Социальное положение личности определяется сложившейся системой отношений, характеризующих место личности, включенную в данную социальную систему. Оно определяется по отношению к личности объективно, т.е. со стороны институтов общества и государства независимо от сознания данного индивида и его оценки и закрепляется через совокупность определенных (особых) социальных прав, обязанностей и ответственности.

Социальная позиция (ориентация) - это субъективная сторона статуса личности. Под ней понимается внутреннее определение, осознание личностью своего социального положения. Статус становится элементом структуры личности.

Социальный престиж также принадлежит субъективной стороне статуса. Это тоже оценка положения личности, но уже в общественном мнении. Данная оценка дается самой личностью на основании определенной системы ценностей, складывающейся в обществе. Оценка престижности имеет сравнительный характер и наделяет явления особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действующих регуляторов поведения. На формирование престижных оценок влияют как формализованные, так и неформальные позитивные санкции. К таким санкциям относятся: публичные одобрения вышестоящего органа управления, награды, премии, звания, высокая зарплата, а также выражение уважения в коллективе и обществе, признание авторитета в определенных вопросах, похвала знакомых. В основе такой оценки лежит социальная значимость деятельности, осуществленный или же планируемый вклад личности в решение общественных проблем.

В статусном сознании проявляются установки в отношении социальной мобильности, при этом взаимодействие объективной и субъективной составляющих статуса носит достаточно сложный характер. Оценка статуса зависит от многих факторов - от реально существующего положения личности, социальных групп, представителем которых она является, от уровня и состояния индивидуального и общественного сознания, господствующих в обществе идеалов и других. Необходимо понимать, что оценочные признаки статуса личности могут опираться на ложную основу. Так, причинами неадекватной оценки положения личности или группы со стороны общественного мнения могут быть: инертность сознания, отсутствие информации или ее искажение, наличие стереотипов, устаревшие критерии и деформация социальных ценностей, заложенных в основу шкалы престижа.

Содержание престижа личности менялось с изменением общества и государства. Так во времена правления Петра Первого престиж личности определялся личными качествами: физическими возможностями, опытом, житейской мудростью, заслугами перед группой и государством, активно использовались имущественные показатели и включенность в дела управления государством. К концу XXVIII века возник престиж должности, уже не связанный с личными качествами индивидов, ее занимающих. Сложилось общество, расслоение которого рельефно прослеживается по степени престижа тех или иных социальных групп или сословий. Представители низших сословий не имели право занимать высоко престижные места, связанные с правосудием, религией. Таким образом, здесь личные качества индивидов оттесняются на второй план, а статус задан от рождения и заранее предписан человеку.

Экономическое развитие может вуалировать действительный характер отношений между людьми, между социальными группами: политический аспект зачастую может искажать их экономическую, а значит, и социальную сущность. Так возникновение классового общества привело к существенному изменению социальных и политических отношений между рабочим, крестьянином и предпринимателем (капиталистом), формальной независимости социального статуса от политических и экономических институтов общества.

Таким образом, любой человек личность, включенный в социальную систему, получает в ней определенный социальный статус, как совокупность социальных отношений, опосредованных определенным набором его социально-политических, социально-экономических и социально-культурных связей. Основными элементами социального статуса личности выступают: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж, оценочные признаки которых изменяются вместе с развитием общества и государства.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.

Одним из основных политических статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление совместной деятельности.

При этом политический лидер может обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец», «рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п.

Изменение политических ролей личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе статусной инверсии (от лат. inversio - перестановка) - резкого, качественного изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо с понижением политического статуса.

Роль человека в политических отношениях крайне специфична. Собственно, человек – это одновременно и субъект и объект политики. Политические отношения возникают именно в человеческом обществе. Они призваны поддерживать целостность общества, как сложной социальной системы, обеспечивать порядок и организованность.

Человек как индивид – относительно самостоятельное и свободное существо. Его интересы, так или и иначе, противостоят обществу и государству. В этом смысле отношения власти и индивида выражают отношения власти и человека.
Организуя совместную жизнь людей, государство принуждает их к поддержанию определённых политических порядков и форм поведения. Следовательно, государство неизбежно ограничивает права и свободы человека. Со своей стороны, человек имеет определённые притязания к государству, связанные с его возможностью к реализации собственных интересов. С этой точки зрения именно человек может влиять на государственную политику.
Место человека в политической жизни определяется, прежде всего, тем, что он гражданин своей страны. Обычно каждый человек является гражданином какого-либо государства. Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством и не зависит от национальной принадлежности этого лица. Гражданство приобретается человеком в момент рождения, но в последствии может изменяться. Порой человек становится гражданином другого государства, может быть лишён гражданства.

Заключение

На основании вышеизложенного, подведем итоги:

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей,

возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью

самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Список использованной литературы:

Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Полис. - 2002. - N 1-2

Лассуэл Г., Лейтис Н. Язык, обучения политики в разных интерпритациях.// Правовед.- 2004. - N 2.

Мясников О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. 2003. №5-6.

Пищулин И., Сокол И. Политическое лидерство, теоретические и методологические основы исследования. - М., 2002.

Политология /Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2008.

Политология: курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 2003.

Шестопал В.Е. Личность и политика. - М., 2008.

    рефераты

  • 106 КБ
  • добавлен 25.02.2011

Слайд 2

Политика

Политика – стремление к участию во власти и оказанию влияния на распределение власти. (М. Вебер)

Слайд 3

Цель

Способствовать становлению осознанного демократического политического выбора и готовности к творческой реализации типичных для рядового гражданина политических ролей в соответствии с современными требованиями.

Слайд 4

Задачи

  1. раскрыть сущность политической культуры, правил политического поведения;
  2. способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулирования, содействовать развитию активной гражданской позиции;
  3. развивать готовность утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.
  • Слайд 5

    Политические права и обязанности

    • право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
    • объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии;
    • проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей;
    • направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
  • Слайд 6

    Политические роли

    • избиратель,
    • депутат,
    • член партии,
    • участник митинга
    • участник общественной организации и т.д.
  • Слайд 7

    Структура политической культуры

    • знания и представления о политике;
    • политические ценностные ориентации (убеждения, предпочтения)
    • способы практических политических действий;
    • политическое сознание;
    • политическое поведение.
  • Слайд 8

    Функции политической культуры

    • Идентификация раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и в стремлении определить приемлемые для себя способы участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
    • Ориентация характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
    • Адаптация выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической жизни.
    • Социализация характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
    • Интеграция обеспечивает различным группам возможность сосуществовать в рамках определенной политической системы, сохраняя целостность государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
    • Коммуникация связана с взаимодействием всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
  • Слайд 9

    Типы политических культур (по Г.Алманду и С. Вербе)

    • патриархальный, или тип общин;
    • подданический, или тип субъекта;
    • активистский, или тип участника;
    • «культура гражданина», или смешанный тип.
  • Слайд 10

    Формы политического участия

    • реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы;
    • участие в выборах;
    • участие в деятельности политических партий, организациях, движениях;
    • обращения граждан, встречи с политическим лидером;
    • участие в митингах, пикетах ит.д.;
    • деятельность политических лидеров.
  • Слайд 11

    Степень вовлеченности в политику (по М.Веберу)

    • Политики «по случаю» - это люди, принявшие участие в политической жизни во время выборов, референдумов, избирательных кампаний и т.п.
    • Политики «по совместительству» - это люди, проявившие себя в политической жизни, принявшие участие в политике по необходимости, которая не стала главным делом их жизни.
    • Профессиональные политики – это активные участники политической жизни, профессионально занимающиеся политикой, которая стала их основным занятием и источником существования.
  • Слайд 12

    Основные этапы избирательной кампании

    • назначение выборов;
    • организация избирательных округов и участков;
    • создание избирательных комиссий;
    • регистрация избирателей в установленном порядке;
    • выдвижение кандидатов на выборные должности;
    • предвыборная агитация (биография, программа, митинг, печатная агитация, встреча с избирателями, теледебаты и т.д.)
    • процесс голосования на избирательных участках;
    • подведение итогов голосования;
    • установление и оглашение результатов выборов.
  • «Публичная сфера» - Участники коммуникации: профессиональные политики, журналисты, эксперты. Ж и з н ь. 3. Динамика публичной сферы в СССР-России. Либеральная представительная модель (продолжение). Наука: разные отрасли разные формы организации. Развитие представительных институтов. Этапы и векторы трансформации публичной сферы:

    «Политический лидер» - 3. Личные слабости Б.Н.Ельцина. Споры об исторической роли Б. Н. Ельцина. План: Политическое лидерство. 1.Работа с учебником: Л. Н. Боголюбов «Обществознание» 11 кл. Оборудование: Компьютер и интерактивная доска. Р.Роллан. Изучение нового материала. Типология лидерства. Задание: Найти и выписать определение – политическое лидерство.

    «Человек в политической системе» - Ориентационная Адаптационная Социализации Интегрирующая Коммуникативная Идентификационная. Мобилизационная - организует граждан на решение определенных социальных и политических задач. По степени осознанности участия в политике: Д. Каванах (английский исследователь). Осуществляется посредством, как политических, так и неполитических агентов социализации.

    «Политическое участие» - Характеристика категорий. 3. Коммуникаторы. 2. Активисты. 5. Голосующие потребители. 4. Граждане. Готовы участвовать в МСУ Для значительной части активного населения политическое участие обусловлено: Достижением собственного интереса – 69% Ощущением контактов с другими людьми – 26-28%. 6. Аполитичные.

    «Формы политического поведения» - 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения. Многообразие форм политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? Причины терроризма: МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный.

    «Политическая элита и политическое лидерство» - Циркуляция элит. Факторно-аналитическая концепция. Упорство и одержимость. История вопроса. Макс Вебер. Лидерские качества. Властвующая элита. Неформальный лидер. Элита в обществе. Привилегии элиты. Афоризм. Интерактивный анализ. Харизматические лидеры ХХ века. Харизматический лидер. Психологическая теория.

    Всего в теме 15 презентаций