Суздальский свято-покровский женский монастырь - суздаль - история - каталог статей - любовь безусловная. Суздаль, Покровский монастырь: история, описание, интересные факты Суздальский покровский монастырь

В 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским в Суздале на правом берегу небольшой реки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Он стал одним из многих обителей, основанных на Руси в эпоху духовного расцвета, связанного с именем преподобного Сергия. Большое значение в становлении Покровского монастыря имел собеседник и спостник великого Радонежского игумена преподобный Евфимий Суздальский. Благодаря высокому примеру его жизни и его наставлениям Покровская обитель скоро стала известна строгой жизнью своих монахинь. Сохранились пророческие слова, сказанные о монастыре святым подвижником: «В грядущии дни, по нашем к Богу отшествии, распространится обитель Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и будет славной во все концы земли Русской».

Временем духовного процветания стал для Покровского монастыря XVI век. В тот период здесь подвизались преподобная Елена (впоследствии первая игумения Московского Новодевичьего монастыря) и преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. Их подвижническая жизнь привлекла в монастырь представительниц княжеских и боярских родов, на эту обитель обратили тогда внимание и царственные самодержцы.

О духовном величии Покровской обители свидетельствовало величие и благолепие ее храмов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он сделал сюда дорогие вклады, а в 1510 году начал в монастыре большое каменное строительство. К 1515 году были выстроены надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и колокольня с храмом Происхождения Честных Древ Креста Господня. В 1518 году закончилось строительство главного монастырского собора в честь Покрова Богоматери. Каменное строительство продолжалось в монастыре и в середине XVI века. При игумении Василисе была выстроена теплая церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Грамотой от 6 ноября 1551 года царь Иван Грозный освободил Покровскую обитель от пошлины за провоз камня для ее постройки.

Старинное монастырское предание говорит, что игумения Василиса предрекла Грозному победу, когда царь в 1552 году шел через Суздаль походом на Казань. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы Казань была взята. По возвращении своем государь вложил в Покровскую обитель чудотворный образ Богоматери Одигитрии, богато украшенный драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Внимание царственных особ к Покровскому монастырю выражалось не только в строительстве здесь каменных церквей, жаловании богатых даров и вотчин, но и в неоднократных посещениях ими этой обители. Известно, что в 1563 году на богомолье сюда приезжала супруга Ивана Грозного царица Мария, а в следующем году и сам государь с царицей и наследником приезжали в монастырь на престольный праздник. В 1682 году обитель посетили царь Федор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией.

При нашествии поляков Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Это было в 1609 году. Монастырское предание рассказывает, когда предводитель польского отряда пан Лисовский, разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Явившись дерзкому завоевателю в схиме и с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Одна из страниц истории монастыря связана с пребыванием в его стенах супруги Петра I царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Она отправлена была сюда Петром в 1698 году. С западной стороны Благовещенской надвратной церкви для царицы устроили особые кельи. Она ежедневно ходила к богослужениям, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. В 1712 году у южной стены монастыря она выстроила небольшой Никольский храм с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.

В 1718 году на Евдокию Лопухину пало подозрение о соучастии в заговоре сына против великодержавного отца. Царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М. И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…». По распоряжению Петра Евдокия Федоровна была отправлена в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать. Игумения Покровского монастыря Марфа была сослана в Александровский Успенский монастырь. С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре. Прожив здесь четыре года, царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.

Во время правления Екатерины II в России начались реформы по секуляризации монастырских земель и переходе их в пользу государства. Повсеместно все монастыри были разделены на три класса с выделением определенных сумм на их содержание. Покровская обитель в Суздале благодаря своему положению и исторической значимости вошла в число первоклассных.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия династии Романовых Покровскую обитель посетил император Николай II с великими княжнами. Особое внимание государя было уделено монастырской ризнице, хранившей старинные вклады именитых особ.

Многовековой уклад монашеской жизни нарушили революционные события 1917 года. Со стороны новой власти начались вмешательства, притеснения, реквизиции. В те годы настоятельницей Покровского монастыря была игумения Мария (Либеровская). Ей пришлось перенести много испытаний и видеть жестокое разорение своей обители. В 1937 году игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря.

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 года. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их принимали к себе местные жители.

После выселения сестер все здания монастыря были переданы в ведение местного музея. Храмы стояли опечатанными, монастырские дома стали сдавать под жилье, ветхие хозяйственные и жилые строения продавались на слом. Особая комиссия в июне 1923 года произвела в храмах изъятие ценностей. В 1931 году монастырь был передан в распоря­жение политизолятора и закрыт для посторонних лиц. Сюда въехала организация под названием БОН – База осо­бого назначения. Монастырские здания были приспособлены для размещения на­учных лабораторий и мастерских. Когда в 1933 году обрушилась юго-восточная часть ограды, для ее восста­новления в фундамент новой стены положили старинные плиты монастырского некрополя. После того, как БОН выехала из монастыря, ее место занял детский дом, затем военная часть. Разорение обители в тот период шло очень быстро: в храмах выламывали полы и окна, снимали кровлю, пробивали своды, была разобрана северная часть ограды, монастырские строения разбирались для добычи кирпича.

Но Промыслом Божиим обитель Покрова не была разорена до конца. Еще во время Великой Отечественной войны древний Суздаль привлек к себе внимание крупных специалистов-реставраторов. В I944 году в присутствии П. Д. Барановского было произведено обследование Покровского монастыря. В победоносном 1945 году его включили в список объектов, подлежавших реставрации. Она велась в 1950-1960-е годы по проектам архитекторов Е. А. Архипова и И. А. Столетова. По завершении восстановительных работ в монастырских зданиях разместились экспозиции музея и гостиница «Покровская».

Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 году. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале.

Возрождение монастыря вернуло к вопросу о возобновлении почитания преподобной Софии Суздальской. 14 августа 1995 года в усыпальнице Покровского собора было совершено обретение ее мощей.

Первые годы были наполнены трудами по восстановлению обители. Ремонтировался переданный в 1993 году Покровский собор. Его освящение было торжественно совершено владыкой Владимирским и Суздальским Евлогием 24 апреля 1994 года. С того времени в обители богослужения стали проходить ежедневно. Открылась воскресная школа для детей. Одной из сторон социального служения обители стала помощь городскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. В монастыре с первых лет обустроены швейная и иконописная мастерские. Для нового четырехъярусного иконостаса Покровского собора сестры сами написали иконы. В 1996 году в селе Менчаково Суздальского района строится монастырское подворье.

В январе 2005 года обители был передан зимний храм Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы. Деревянные дома, расположенные по периметру монастыря, в которых размещались номера гостиницы "Покровская", были переданы обители в 2008 году, что способствовало расширению ее социального и духовно-просветительского служения.

Возрожденная сегодня обитель Покрова Богоматери – одно из мест православного паломничества, поклониться ее святыням приезжают многочисленные паломники из разных городов. В 2014 году обитель отметила большой исторический юбилей - 650 лет со времени основания. В 2017 году было отмечено 25-летие со времени возрождения.

Хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс , плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю. Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония - жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии - Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители - это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь - мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291

Телефон: +7 492 312-07-46

Режим работы музея - с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца.

Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.

Ризоположенский женский монастырь (Суздаль)

Ризополо́женский монасты́рь - один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. При обители имеется гостиница.

Первые каменные постройки появились в монастыре в XVI веке, более старые сооружения до наших дней не дошли. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии, дочери князя Михаила Черниговского, замученного в орде.

Адрес: ул. Ленина, д. 79, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601293

Телефон: +7 492 312-35-30

При обители работает открытая еще в советское время гостиница Ризоположенская.

При гостинице действует туристский отдел, который поможет Вам провести досуг по своему желанию. В гостинице «Ризоположенская» - по-домашнему уютно и спокойно, а архитектурный ансамбль вокруг места отдыха поражает своим величием и красотой.

Свято-Покровский женский монастырь

О которых я уже рассказывала, привольно раскинулись монастыри и бывшие ремесленные слободы.

Когда-то Суздаль был окружен кольцом монастырей. Некоторые из них не пережили Смутное время, другие упразднили в 1764 году во время секуляризационной реформы Екатерины Великой. Не обошли стороной Суздаль и бурные советские годы, когда были утрачены многие памятники архитектуры. На сегодняшний день в Суздале осталось только пять монастырей: Ризположенский, Александровский, Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиевский. Четыре из них переданы Русской Православной церкви, а Спасо-Евфимиевский является музеем в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Самым древним монастырем Суздаля был Дмитриевский , основанный в XI веке монахами Киево-Печерского монастыря. В 1764 году он был упразднен, его храмы стали приходскими, а в 1930-е годы были разобраны. Сейчас на его месте расположен (ул.Западная, 27).

В 1207 году к северу от Суздальского посада был основан девичий (ул. Ленина). Здесь особо почитается Евфросиния Суздальская, молитвами которой монастырь был спасен от Батыева нашествия в 1238 году. Под этим именем была пострижена в монастырь Феодулия, дочь князя Михаила Черниговского. Она готовилась стать женой суздальского боярина Мины, но перед самой свадьбой жених неожиданно умер. В XVI веке было составлено «Житие преподобной Евфросинии Суздальской».

От домонгольских построек монастыря ничего не сохранилось. Существующие ныне датируются XVI-XIX веками. Самым древним является трехглавый Ризположенский собор, построенный в XVI веке. Другая интересная постройка монастыря — двухшатровые Святые ворота 1688 года, украшенные нишами-ширинками с цветными изразцами.

Часть монастырской территории еще не отреставрирована

Главная высотная доминанта Ризположенского монастыря и всего Суздаля — 72-метровая Преподобенская колокольня . Она была построена в 1812-1824 годах на месте старой шатровой колокольни, серьезно пострадавшей в пожаре 1769 года. Проект, по всей видимости, был выполнен губернским архитектором Евграфом Петровым, учеником Матвея Казакова. Создание колокольни связывают с желанием жителей Суздаля увековечить славу русского оружия в войне с Наполеоном.

На стрелке между Слободской улицей и улицей Крупской расположена небольшая часовня . Она была установлена в 1999 году на месте, где прежде находились две церкви — летняя Похвалынская, построенная около 1725 года и зимняя Варваринская 1737 года. Обе они были разрушены в 1937 году.

Недалеко от Ризположенского монастыря находится , основанный, по преданию, Александром Невским в 1240 году. Вскоре он стал именоваться лаврой, ему покровительствовали московские князья Иван Калита и его сын Иван Красный. В 1695 году на средства царицы Натальи Нарышкиной и её сына Петра была построена каменная Вознесенская церковь. В начале XVIII века возвели Святые ворота и ограду. В 1764 году монастырь был упразднен, храм обращен в приходскую церковь.

Свято-Покровский женский монастырь (Покровская ул., 76) был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Сюда была сослана бездетная царица Соломония Сабурова, супруга царя Василия III. Вскоре в монастырь начали насильно постригать и других знатных женщин, ставших жертвами политических интриг и борьбы за власть. В Покровском монастыре провела долгих 19 лет Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра I.

Сохранились памятники архитектуры XVI-XVIII веков: Покровский собор (1510-1518), Святые врата с надвратной Благовещенской церковью, колокольня XVI-XVII веков, трапезная Зачатьевская церковь (1551), Приказная изба XVIII века, в которой размещается экспозиция «История Покровского монастыря. Интерьер Приказной избы».

(ул.Ленина) находится на северной границе Суздаля. По своему богатству и насыщенной экспозиции он поспорит с Суздальским кремлем. Монастырь был основан в 1352 году, его первым игуменом стал преподобный Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. Сохранился величественный ансамбль памятников XVI-XIX веков. Главная постройка — Спасо-Преображенский собор, построенный в XVI веке, в котором сохранились росписи костромской артели мастеров под руководством Гурия Никитина. У стен Спасо-Преображенского собора похоронен князь Дмитрий Пожарский. Другие постройки — шатровая трапезная Успенская церковь XVI века, «церковь под колоколы» Рождества Иоанна Предтечи со звонницей, надвратная Благовещенская церковь, Никольская церковь, настоятельские покои, келейный корпус.

При Екатерине Великой в монастыре была создана тюрьма для «безумствующих колодников», преобразованная после революции в политический изолятор ОГПУ-НКВД, затем — в лагерь для военнопленных, после войны — в детскую колонию. Сейчас в Спасо-Евфимиевском монастыре расположен музей, одно из подразделений Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем находилась Скучилова слобода , или «Скучилиха», где жили владеющие мастерством крестьяне из монастырских вотчин. Здесь сохранился небольшой каменный посадский дом (ул. Ленина, 148). Он состоит из двух клетей под высокими двухскатными крышами, наподобие деревянных домов. Посадский дом был построен в XVII веке и принадлежал портному Костьке Добрынке, отцу раскольника Никиты Пустосвята. В 1682 году Никита Добрынин участвовал в споре о вере, который проходил в Грановитой палате в Московском Кремле, в присутствии царевны Софии Алексеевны.

Рядом с посадским домом, напротив монастыря, стоят две церкви (ул. Ленина, 148а). Первая — церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери , с колокольней, построенная в 1696-1707 годах. За ней — маленькая «теплая» церковь Симеона Столпника 1749 года.

На самом севере города, за Спасо-Евфимиевым монастырем находится ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана в Коровниках (Спасская ул., 41а-б). Летняя церковь Косьмы и Дамиана была построена в стиле барокко около 1750 года. Зимняя Крестовоздвиженская церковь, с традиционной шатровой колокольней, датируется 1696 годом. В настоящее время они принадлежат общине Русской Православной старообрядческой Церкви.

На восточной окраине города, на дороге, ведущей на , стоит Свято-Васильевский мужской монастырь (ул.Васильевская). Он был основан в XIII веке. Сохранился собор 1662-1669 годов постройки, Сретенская трапезная церковь XVII века, колокольня. Монастырский ансамбль окружен невысокой стеной.

Рядом с Васильевским монастырем расположен ресторан «Трактир» (Васильевская ул., 34в), от которого открывается великолепный вид на излучину реки Каменки и храмовый комплекс в Михали .

Сейчас Михали — часть Суздаля. Храмовый ансамбль включает летнюю церковь Михаила Архангела 1769 года постройки, зимнюю церковь Флора и Лавра , построенную между 1800 и 1825 годами и церковь Александра Невского , построенную между 1875 и 1900 годами. Рядом на территории находится большой учебный корпус, дом священника и другие постройки. Сейчас комплекс передан Суздальскому православному лицею . Отсюда открывается великолепная панорама Суздаля.

Один из самых красивых храмов Суздаля — Козьмодемьянская церковь на Яруновой горе (ул.Ярунова гора). Она расположена близ Острожного земляного вала. По преданиям, в глубокой древности здесь находилось языческое капище бога Яруна, или Ярилы. В XII веке на этом месте был основан Козьмодемьянский монастырь, где окончил свои дни епископ Иоанн. Существующая ныне церковь была построена в 1725 году, сменив старый деревянный храм.

На Заречной стороне находится ансамбль Ризположенской церкви с колокольней и Знаменской церквей на Мжаре (улица Ленина, 22). В прошлом здесь находился Введенский монастырь.

Еще один интересный храм в Суздале — церковь Бориса и Глеба в Заречной стороне (ул. Борисовская Сторона) конца XVII — середины XVIII века. До начала XVII века здесь находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен поляками в Смутное время. Это летний храм, немного севернее него находилась зимняя Никольская церковь XVIII века, снесенная в советские годы.

Одно из самых красивых мест Суздаля — . На холме над рекой Каменкой стоит Ильинская церковь (ул.Иванова гора) 1744 года постройки. Место это очень древнее: горка, на которой построен храм, называется Ивановой. Первый суздальский историк, автор «Исторического собрания о Богоспасаемом граде Суждале» (1754 год) Ананий Федоров пишет, что прежде здесь было языческое капище, посвященное Ивану Купале.

Ильинский луг — место заповедное. Другое его название — Лебяжий луг. Он имеет статус Особо охраняемой природной территории регионального значения. Здесь гнездятся различные виды птиц, обитает колония чаек. По преданию, на этом месте состоялась битва между Евпатием Коловратом и монголами.

Рядом с Ильинским лугом, на улице Шмидта, расположены еще несколько церквей: Тихвинская и Богоявленская с Предтеченской. , построенная конце XVII века, дошла до нашего времени без трапезной и колокольни. Прежде на её месте находился Андреевский монастырь, сожженный в Смутное время.

Летняя Богоявленская церковь 1781 года и зимняя церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская) 1739 года составляют единый гармоничный ансамбль. В прошлом вокруг них селились кожевники, поэтому такое же название — Кожевники, — получила и слобода.

Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская)

В конце XVIII века Суздаль превращается в тихий уездный город. В 1788 году был составлен «прожектированный» план города. Предполагалось, что будет введена регулярная застройка, расширены старые площади.

Впрочем, сделано было немногое, и город сохранил свою традиционную застройку и планировку. Въезд в город обозначен парными стелами. Улицы города застроены старинными деревянными и каменными домами XVIII-XIX веков. Есть и более поздние, современные, но хорошо вписанные в исторический ландшафт.

На улице Ленина, 106 обратите внимание на красивый дворец с церковью. Это бывшая богадельня , построенная в 1834 году на средства уроженца Суздаля, московского купца 1-й гильдии Василия Максимовича Блохина. После революции здесь размещались в разное время различные организации: Владимирская областная колхозная школа (ВОКША), затем — училище механизации сельского хозяйства, преобразованное в СПТУ № 8, художественно-реставрационное училище. Сейчас в этом здании находится Суздальский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».

Необыкновенно красивы суздальские старинные деревянные дома. Многие из них украшены богатой резьбой. До революции они принадлежали купцам и мещанам.

На улице Ленина среди деревянной застройки выделяется большой каменный дом с многочисленными постройками. Это жилой дом купца Шишкина, построенный в середине XIX века. В фильме «Женитьба Бальзаминова» он выступает как усадьба Пижоновых.

Композиция с телегой и цветами на фоне жилого дома купца Шишкина

Еще одно интересное место, до которого мы, увы, не доехали — Музей живой истории «Щурово Городище» , расположенный на территории отеля HELIOPARK Suzdal. Это реконструкция поселения древних славян, основой для которого стали декорации фильма Павла Лунгина «Царь».

Разумеется, мы посмотрели не все достопримечательности Суздаля. Оказалось, что три дня (не считая однодневных поездок в прошлом) — это так мало!

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

История Покровского монастыря

Согласно сказаниям, когда князь Дмитрий Константинович держал путь в Суздаль из Нижнего Новгорода, его ладья попала в сильную бурю. Молясь о спасении, он пообещал возвести иноческую обитель, если выживет. Князь сдержал слово, заложив в 1364 году Покровский монастырь. Все постройки были выполнены из дерева и в дальнейшем неоднократно переделывались.

Жизнь в монастыре оживилась, когда в XV веке неподалеку от его стен проложили дорогу на Москву. Нынешний архитектурный ансамбль сложился в XVI столетии. Этот период связан с драматическими событиями в семье царя Василия III, который решился пойти на неслыханное нарушение церковных правил и развестись с супругой Соломонией Сабуровой, обвиняя ее в бесплодии. Выбранная из 500 невест представительница древнего боярского рода за 20 лет брака не родила детей, за что была сослана в стены Покровской обители.

В 1551 году Зачатьевская церковь на территории храмового комплекса была перестроена в камне. Работы финансировались Иваном Грозным, решившим почтить таким образом память дочери Анны. В XVII веке сюда же были пристроены апсида и поварня, продолжено возведение ограды, заложенной еще в XVI веке.

В 1923 году в связи с приходом к власти большевиков богатства Покровского монастыря были раскрадены, а сам храмовый комплекс – закрыт. В 1933-1936 годах на территории обители работала секретная лаборатория тюремного типа, которую в народе называли «шарашкой». Здесь над разработкой биологического оружия трудились опальные ученые. Уже в 1934 году объект передали Институту биохимии РККА. В 1935 году заключенные здесь микробиологи Б. Я. Эльберт и Н. А. Нагайский создали первую эффективную сыворотку против туляремии.

В период 1950-1960-х годов Покровский монастырь подвергся капитальной реставрации, вернувшей ему облик XVI века, и превратился в музей. Но уже в 1970-1980-е обитель переделали под гостиничный комплекс, выстроив отдельные деревянные домики для постояльцев. В зданиях монастыря открыли ресторан и бар, а главный храм переоборудовали под концертный зал.

Духовная жизнь возродилась в обители только в 1992 году. Последние постройки перешли в собственность храмового комплекса недавно в качестве подарка от частного лица. 11 деревянных изб длительное время использовались для сдачи туристам («Гостиница Покровская»), но в 2008 году были переделаны под кельи монахинь и приют для девочек.

Сегодня все постройки Покровского монастыря охраняются ЮНЕСКО. Интересно, что пруд, который находится с правой стороны от входа в обитель, получил известность благодаря фильму «Женитьба Бальзаминова».

Соломония Сабурова – первая узница Покровского монастыря

Наиболее громкой историей, связанной с Покровским монастырем в Суздале, стало заключение здесь Соломонии Сабуровой. Этот инцидент положил начало жестокой традиции ссылки в обитель неугодных жен и дочерей, волей судьбы оказавшихся вовлеченными в политические интриги.

Вознамерившись жениться на литовской княгине Елене Глинской, Василий III начал финансировать монастырь, подготавливая место для пожизненного заключения первой супруги. На его деньги деревянный собор и Святые врата перестроили в камне, возвели ограду и кельи, не сохранившиеся до наших дней. Согласно сказаниям, царица сопротивлялась решению мужа и даже растоптала ногами поднесенный ей монашеский куколь, воскликнув, что Бог не оставит такую несправедливость без возмездия.

В 1505 году Соломонию Сабурову разместили в Покровском монастыре под именем инокини Софии. Это решение вызвало возмущение патриархов, осудивших поступок царя. Уладить ситуацию Василий III сумел только интригами и крупными пожертвованиями. Так, по его воле митрополит Варлаам был лишен сана, что стало беспрецедентным событием в истории Руси.

Иерусалимский патриарх Марк заявил, что несправедливость правителя будет отомщена – в новом браке родится «злое чадо», превосходящее по жестокости предыдущих правителей. Можно говорить, что предсказание сбылось, поскольку через 4 года Елена Глинская стала матерью Ивана IV, получившего прозвище Грозный.

Считается, что на момент заключения Соломония Сабурова уже была беременна и в Покровском монастыре родила сына Георгия. Опасаясь за жизнь царевича, она инсценировала смерть и похороны ребенка перед московскими дьяками, которые прибыли проверить весть о новорожденном. По преданию, отданный на воспитание мальчик в дальнейшем стал известным разбойником Кудеяром.

В пользу данной версии говорят результаты археологических исследований А. Д. Варганова. В 1935 году ученый вскрыл предполагаемую могилу царского наследника в монастыре, но обнаружил там только тряпичную куклу, одетую в детскую шелковую рубашку, обильно расшитую жемчугом. Не исключено, что с помощью фальшивых похорон царица хотела доказать свою возможность иметь детей и пристыдить жестокого мужа, но эта тайна так и осталась нераскрытой. Экспозиция, посвященная данной теме, представлена в Суздальском кремле.

Соломония была похоронена здесь же. Рака с ее мощами установлена в Покровском храме справа от входа. В 1650 году царица была канонизирована и с тех пор она почитается как София Суздальская – покровительница города, которой паломники молятся об исцелении детей, излечении от бесплодия. Благодаря этому в Покровский монастырь ежегодно приезжают сотни верующих, что обеспечивает процветание обители на протяжении веков. Говорят, что сам Иван Грозный специально приезжал в Суздаль, дабы возложить на гроб Сабуровой пелену, пошитую его женой Анастасией.

В усыпальнице монастыря находятся останки и других благородных жительниц обители, в их числе: Анна Васильчикова (супруга Ивана Грозного), Евдокия Лопухина (жена Петра I), Евпраксия Пожарская, Евдокия Нагая (жены Владимира Старицкого) и многие другие. Имена и места упокоения можно увидеть в большом склепе, устроенном в подвальном помещении главного храма.

Основные святыни Покровского монастыря

  • Мощи Софии Суздальской.
  • Икона целителя Пантелеймона.
  • Лик святых Петра и Февронии.
  • Икона Луки Крымского.
  • Лик Николая Чудотворца.
  • Икона Матроны Московской.

Большинство святынь содержит частицы мощей праведников.

Главные элементы храмового комплекса

Свято-Покровский женский монастырь производит впечатление чистого, светлого, благостного места. В архитектуре белокаменного комплекса нашли свое место как древнерусские, так и западноевропейские элементы.

Покровский собор

Покровский собор – это основное здание монастыря, построенное в период 1510-1514 годов на месте более древней деревянной церкви. Массивная постройка, соответствующая архитектурным канонам того времени, является центром храмового комплекса. Четырехстолпный собор возведен на высоком цокольном этаже и окружен двухэтажной галереей. С северо-запада и юго-запада оборудовано два широких крыльца с крытыми лестницами.

С восточной стороны пристроена алтарная часть на три апсиды, которые разделены гладкими колоннами со сложным резным рисунком. Дополнительным украшением являются высокие узкие окна, визуально вытягивающие сооружение. Стены церкви обнесены килевидными сводами, а три основных барабана украшены шлемовидными позолоченными полусферами. Дополнительной декоративной деталью являются глубокие порталы с яркими резными дыньками.

Изначально интерьер собора был аскетичен: белые стены, черный керамический пол. Этот эффектный контраст дополнялся иконами и художественным шитьем местных монахинь. В нижней части стен предусмотрены ниши «печуры», в которых ранее хранили церковную утварь, литературу, прочие необходимые для службы предметы. Наиболее ценные экспонаты Покровского монастыря сегодня размещены в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга. В подвальном помещении постройки находится усыпальница, открытая для посещения туристами и паломниками.

Собор много раз перестраивался, менялись его внутреннее и внешнее убранство, но в ходе реставрации 1962 года под руководством И. А. Столетова зданию придали облик, максимально приближенный к образцу XVI столетия. Украшена церковь в стиле Рождественского храма Суздальского кремля.

Шатровая колокольня

С северо-запада Покровский собор соединен галереей с Шатровой колокольней. Она была построена в 1515 году, но от здания того периода осталась только нижняя часть. Это была высокая восьмиугольная церковь с колоколом и престолом Происхождения честных древ, украшенная кирпичным сводом.

В XVII веке башня получила арочный ярус и острый вытянутый шатер с тремя рядами слуховых окон (люкарн). В этом же столетии основной собор и колокольню соединили галереей закрытого типа на арочном подножии. Окна коридора украшены роскошными наличниками и рустованными пилястрами. В звоннице сохранился старинный колокол, который храму пожаловал дворянин Демид Черемисин в 1589 году.

Святые ворота с надвратной церковью

Святые ворота с надвратной церковью были возведены в 1515 году. Они одновременно выполняли роль храма и мощного оборонительного укрепления. Общая композиция напоминает основной собор: между двумя арками для транспорта и пешеходов устроен массивный четверик, в верхней части которого разместилась небольшая церковь. Оба придела увенчаны блестящими золотыми куполами, а центральная башенка украшена узкими окнами и опирается на двойной ряд килевидных сводов.

Фасад декорирован мелким узором, который похож на искусную резьбу по дереву. Данный элемент архитектурной композиции многократно перестраивался, но первоначальный вид обрел только после реставрации 1958 года под руководством А. Д. Варганова. Церковь обращена в сторону «Стромынки» – дороги на Москву.

Зачатьевская церковь

Ранее на этом месте находился деревянный храм, освященный в честь зачатия дочери Ивана Грозного, но после 1551 года и смерти девочки его заменили каменным сооружением. Интересно, что Покровский монастырь получил право беспошлинного ввоза камня для возведения этой части комплекса. Крупное здание с одной главой стилистически выделяется на фоне окружающей архитектуры.

Церковь имеет необычный декор в виде красных ромбов, а стены и купол выполнены из мелкого кирпича в польской технике. Некоторые исследователи считают, что архитектором был иностранный мастер, приглашенный Еленой Глинской.

Основой сооружения является трапезная, разместившаяся на втором этаже. Главным украшением стали впечатляющие внутренние своды, опирающиеся на единственный столп. Шестигранная колокольня достроена с юго-запада, а собственно церковь располагается с востока и обозначена миниатюрным куполом. Нижний этаж и прилегающие здания отведены под пекарню, ледник, прочие подсобные помещения. Отреставрированная поварня XVII века является уникальным образцом русской архитектуры.

Судная изба (приказная палата)

Канцелярское здание было возведено в XVII веке, а сегодня переделано в музей с историческими интерьерами. В северной комнате располагался монастырский архив, центральное помещение занимала канцелярия, а южная часть была отведена для дознаний провинившихся крестьян и монахинь. Главой приказной палаты являлся дьяк, заведующий хозяйством святыни. В подвале здания находится каменный карцер 2х4 метра, где содержались узницы.

Башни и ограда

Каменная ограда с башнями представляет собой отдельное произведение искусства. В северной части монастырского комплекса сохранился фрагмент стен XVII века. Башни с округлыми куполами, разделенные на ярусы, образуют изолированный двор. Возможно, ранее они имели шатровые верхушки и выглядели наряднее. Первая капитальная реставрация ограды прошла только в XX веке.

Туристам

Вход на территорию Покровского монастыря бесплатный, проводятся экскурсии на пожертвования. Для посещения святыни желательно оставить заявку на официальном сайте обители. К осмотру открыта большая часть территории, кроме хозяйственных построек и келий служительниц.

Экскурсии проводятся с 10.00 до 17.00 во все дни, за исключением среды, четверга и последней пятницы месяца. Паломники могут посещать святыню с 7.00 до конца вечерней службы. Остаться до утра в монастыре не получится – ни туристов, ни паломников на ночлег не размещают.

На территории Свято-Покровского женского монастыря работает церковная лавка, где можно приобрести иконы, свечи, духовную и историческую литературу, нательные крестики и другие освященные сувениры. Здесь же вы сможете заказать молебен, поминовение на Литургии, панихиду, сорокоуст. По субботам и воскресеньям для гостей открыта трапезная, где предложат отведать блюда, полностью соответствующие монастырскому уставу.

Как добраться

Адрес Покровского монастыря: город Суздаль, улица Покровская, 43-76.

Из Москвы до Суздаля легко доехать прямым автобусом или рейсом до Иваново с последующей пересадкой. Местный автовокзал расположен за городом, поэтому до монастыря необходимо добираться на общественном транспорте, такси или пешком. Ближайшая к обители автобусная остановка – «Поселок Сельцо», откуда придется немного пройтись, ориентируясь на белоснежные храмы.

Путешественники на автомобиле должны ехать по трассе М-7 в сторону Владимира, затем свернуть на Иваново, а через 12 километров повернуть налево к Суздалю. Также с Курского вокзала в Москве отправляются поезда. Есть прямые рейсы до Владимира, с вокзала которого до Суздаля каждые полчаса отходят автобусы.